Биография митрополита евсевия. Митрополит евсевий. Служение в Иркутске

Высокопреосвященный Евсевий (Никольский), митрополит Крутицкий, был первым епископом и строителем самостоятельной Владивостокской епархии с 1899 по 1918 годы.

Владыка Евсевий родился 21 января 1860 года в семье священника Тульской епархии Иоанна Никольского, получив в святом крещении имя Евгений. Когда подошло время, Евгений Никольский поступил в Тульское духовное училище и затем в духовную семинарию. По ее окончании он продолжил свое богословское образование в стенах Московской Духовной Академии, которую в 1885 году закончил со степенью кандидата богословия. Выпускника академии направили в Могилевское духовное училище преподавателем русского и славянского языков. В 1888 г. он назначен помощником смотрителя того же училища, одновременно исполнял обязанности делопроизводителя училищного правления. 3 августа 1893 г. Евгений Никольский в возрасте 33 лет принимает монашеский постриг с именем Евсевий в честь священномученика Евсевия Самосатского. 5 августа того же года монаха Евсевия рукоположили в сан иеродиакона, 6 августа - в сан иеромонаха, таинство хиротонии совершал преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский. 11 сентября 1893 г. молодого иеромонаха назначили членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, а 18 октября - новое назначение: ректором Иркутской духовной семинарии. 6 ноября 1893 г. возведен в Петербурге в сан архимандрита. В Иркутске помимо ректорства и преподавания в семинарии архимандрит Евсевий являлся редактором "Иркутских епархиальных ведомостей", преподавателем училищного совета, деятельным членом Иркутского миссионерского общества.

26 января 1897 г. архимандрита Евсевия хиротонисали во епископа Киренскаго, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершил архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин) в сослужении епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова), епископа Забайкальского и Нерчинского Георгия (Орлова), епископа Якутского и Вилюйского Никодима (Преображенского).

4 октября 1897 года владыку Евсевия назначают епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. 4 февраля 1898 г. он прибыл в кафедральный город Благовещенск и управлял епархией до 1 января 1899 года, когда произошла реорганизация огромной епархии: она была поделена на Благовещенскую и Владивостокскую указом Императора Николая II от 24 декабря 1898 г. Владыку Евсевия назначили епископом Владивостокским и Камчатским. Преосвященный прибыл в кафедральный город Владивосток 7 марта 1899 г.

Вновь учрежденная Владивостокская епархия заняла обширную территорию площадью 1 200 000 кв. верст, объединяя город Владивосток, Приморскую область (Южно-Уссурийский край, Чукотка, Камчатка) и остров Сахалин. В те времена началось активное освоение и заселение необжитых земель Дальнего Востока переселенцами из центральной России. Приезжавшие сюда люди нуждались в духовном попечении. О состоянии Владивостокской епархии в это время можно судить по путевым заметкам протодиакона В. А. Островидова во "Владивостокских епархиальных ведомостях": "В строительстве русской далекой окраины видим массу несообразностей, потому что в нем отсутствовал твердый духовный фундамент. Ко времени открытия Владивостокской епархии в ней было всего пятьдесят пять церквей и приходов. Вот в такую необитаемую и дикую страну прибыл строить "дело Божие" епископ Евсевий". Первое время владыке даже негде было жить, поэтому, по любезному приглашению генерал-губернатора Гродекова и губернатора Чичагова, он проживал в губернаторском доме.

Ясно, что требовались неустанные труды по организации епархиальной жизни. С этой целью владыкой Евсевием была открыта Духовная Консистория, образовано Епархиальное попечительство, учреждены религиозно-просветительное Уссурийское Братство Пресвятой Богородицы и Епархиальный миссионерский комитет.

Владыка не чурался выезжать по глухим местам не только Приморья, но дважды был и на далекой Камчатке. Вместе со всеми он нес тяготы неустроенной жизни. Господь благословил труды епископа и его паствы добрыми плодами.За все время пребывания на кафедре владыки Евсевия в епархии возведено свыше 170 церквей, открыто более 100 церковно-приходских школ: владыка особенно пристальное внимание уделял развитию просвещения и народного образования. Высокопреосвященный Евсевий издал специальный Указ "О введении всеобщего обучения в пределах Владивостокской епархии" (1910 г.), который позволил устроить школы в таежной глубинке, улучшить их содержание и охватить общеобразовательный уровень всего населения городов и сел области. Он благословлял открывать библиотеки и братства, миссионерские станы для корейцев. В 1910 г. создано Православное Камчатское благотворительное братство, которое возглавил иеромонах Нестор (Анисимов), будущий архиерей и камчатский миссионер.

Под управлением епископа Евсевия основан и полностью благоустроился Южно-Уссурийский женский Рождество-Богородицкий монастырь. Стал центром духовно-просветительной жизни Приамурского края Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь на р.Уссури, получивший известность и за пределами Приморья благодаря налаженной работе типографии и изданию в ней духовной литературы. В пригороде Владивостока на Седанке владыкой было устроено архиерейское подворье с домовой церковью. Во Владивостоке открыта церковь-школа в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". В 1903 г. по инициативе владыки Евсевия было начато издание "Владивостокских епархиальных ведомостей". Многообразными были труды архипастыря…

Указом Государя Императора Николая II от 6 мая 1906 г. (по старому стилю) епископ Владивостокский Евсевий был возведен в сан архиепископа. 12 июля 1908 г. состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а в январе 1909г. архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле.

Владыка немало сил отдавал миссионерскому служению. В 1910 году в Иркутске состоялся Всероссийский миссионерский съезд. В его работе принял участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. И в 1912 году архимандрит Павел (Ивановский) был хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. По инициативе епископа Павла во Владивостоке с 5 по 8 июня 1913 года прошел первый миссионерский съезд Владивостокской епархии, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской службы в епархии. Был организован переводческий комитет. В 1914 году владыкой Евсевием был учрежден епархиальный миссионерский совет, в который входило кроме епископа Павла еще 6 человек. В 1912 г. в Никольске-Уссурийском была создана викарная кафедра, управляющий ею епископ Павел занимался миссионерской деятельностью среди корейцев.

Владыка Евсевий был близок к простому народу, недаром архипастыря так любило местное население. К нему шли со всякой нуждой, со всякой скорбью. Он благословил создание Южно-Уссурийского общества детского приюта. Под его благословляющую руку притекали приамурские генерал-губернаторы, военные губернаторы, видные российские военачальники: Куропаткин, Гродеков, Чича, Линевич, сотни и тысячи русских патриотов русско-японской войны. При нем во Владивосток прибыла благословенная Порт-Артурская икона Пресвятой Богородицы.

Во Владивостоке владыка Евсевий имел постоянное жительство у моря, среди таежной растительности на Седанке в Архиерейском подворье, которое выросло на пустом месте, и стало замечательным ансамблем каменного зодчества.

В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствования в Священном Синоде, участвовал в прославлении святителя Ермогена.

В июле 1917 г. архиепископ Евсевий и епископ Павел выехали в Москву, где приняли участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Принимал участие в интронизации новоизбранного Патриарха Тихона 21 ноября (4 дек.) 1917 года. После завершения работы Поместного Собора (1918 г.) вернулся в епархию, но вскоре был назначен в состав Священного Синода и вместе с епископом Павлом выехал в Москву. По окончании срока своей деятельности в Священном Синоде, не имея возможности вернуться в родную епархию из-за гражданской войны, архиепископ Евсевий был временно назначен на управление Смоленской епархией, а в мае 1920 года - на московскую митрополичью кафедру с возведением в сан митрополита Крутицкого. В Москве он стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. Общение с Первосвятителем Русской Православной Церкви - человеком удивительной чистоты и силы духа - утешало владыку Евсевия в разлуке с домом, ибо домом для него навсегда осталось Приморье.

Служение владыки Евсевия было высоко оценено Церковным Священноначалием: в 1912 г. ему вручена была Высочайшая грамота и Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, он был удостоен нагрудного знака "За содействие церковному и школьному строительству". Митрополит Евсевий награжден многими российскими медалями и орденами, в т.ч. орденом Св.Анны I степени.

В феврале 1922 г. Высокопреосвященнейший Евсевий - первый Епископ Владивостокской епархии. Преставился ко Господу и упокоен на кладбище Новодевиьчего монастыря в Москве. Отпевание владыки совершил Святейший Патриарх Тихон со многими иерархами и богомольцами в храме Христа Спасителя.

Митрополит Псковский и Порховский Евсевий призвал не верить тому, что настоятель псковского храма святых Жен-Мироносиц Сергей Иванов хранил оружие и наркотики. Свое мнение о сложившейся ситуации митрополит высказал во время праздничного богослужения в псковском храме великомученицы Анастасии. Напомним, что, по сообщениям СМИ, Псковский городской суд приговорил настоятеля храма святых Жен-Мироносиц Сергея Иванова к трем годам лишения свободы условно за хранение оружия (статья 222 УК РФ) и наркотиков (статья 228 УК РФ).

«В последние дни и мне приходится испытывать то, как враг сатана действует через людей. О нашем почтенном отце настоятеле храма Жен-Мироносиц, священнике Сергие Иванове, написана сейчас грязная статья, якобы у него были пистолет и наркотики. Не верьте этому! Не может совмещать священническое сердце и то, и другое, и говорить об истинном Боге и о святой праведной жизни, совершать Таинства», - цитирует слова Евсевия сайт Псковского епархиального управления.

Кроме того, митрополит прокомментировал и другие резонансные темы, имеющие отношение к Псковской епархии.

«Также и другие уводят наших православных людей от Бога клеветой на Церковь, на Святейшего Патриарха. Отец Роман (Загребнев), настоятель Никольского храма села Заянья ушел в раскол. Из-за чего? Патриарх встретился с Папой Римским. Что изменилось-то от того, что он встретился с папой? Ведь мы же предстоим в православном храме и не слышим что-то новое, еретическое или католическое. Святейший Патриарх не покладая рук, не жалея своего здоровья, посещает страны, города и веси, чтобы только сказать о Боге, призвать народ и к покаянию, и к вере, и к служению истинному Богу, истинной Церкви Православной. Но нет, находятся люди, которые хотят обвинить его и, конечно, совратить и смутить народ православный, доверчивый народ. И игумен Роман (Загребнев) то же самое – смущает народ все двадцать три года, что я нахожусь во Пскове. Его неспокойное сердце и душа не от глубокой мудрости, а от греховности, всегда смущало и смущает православный народ и, особенно, прихожан его храма. Баснями, стишками, байками, то против ИНН, теперь – против Патриарха и священноначалия. Что ему надо? Кто его оторвал от молитвы? Кто оторвал от Евангелия, от Псалтири, от поста, от служения? Кто? Неужели Патриарх? У Святейшего Патриарха Московского и всея Руси свой подвиг. Он вынужден как начальник где-то встречаться с различными людьми. Так в чем же его вина?

Или статья об отце Сергии – она пронизана клеветой. Обвиняя отца Сергия они задевают и меня, упоминая о прошлом, что я обидел отца Павла Адельгейма. Чем же я его обидел? Он был настоятелем храма святых Жен-Мироносиц, окормлял и два других храма. Но поскольку мы рукополагаем новых священников, то почему один священник должен иметь два-три храма, а другой должен служить в них, подчиняясь ему? Писковичи были отделены и туда поставлен свой настоятель. Также и Богданово, где был построен храм при больнице. Сама администрация больницы попросили дать им постоянного священника, потому что отец Павел служит во Пскове в храме Жен-Мироносиц, а этот храм он посещает и не посещает, а больных некому утешать. И я назначил туда еще священника, потому что священство стало прибывать – храмы открывались, священство увеличивалось. Я принял в девяносто третьем году епархию с восемьюдесятью пятью священниками, а при разделении теперь нашей Митрополии, у нас было больше двухсот двадцати священнослужителей.

Так вот, идет волна клеветы, и, конечно, это тоже страдания, прежде всего, и моему сердцу, потому что как бы я не старался отдать свои душу, сердце и всю жизнь Церкви, Богу и вам, дорогие, все равно клевета идет, сатанинская, грязная, выдуманная. Это тоже страдания и, прежде всего, тем, кто стоит у кормила церковного и у престола Божия. Не поддавайтесь соблазну клеветы! Клеветник–сатана, он только разделяет. А наш Бог призывает только к единству, миру и согласию, «да вси едино будут». «Се заповедаю вам, да любите друг друга», - а они сеют вражду, разделение и, в конечном итоге, удаляются от Создателя и Господа. Но не удастся закрыть солнце своей грязной рукой, это они должны знать. А тот, кто клевещет на Церковь, на священноначалие - сам будет вычеркнут из книги жизни», - сказал митрополит Евсевий.

(1806–1883)

В миру Евфимий Поликарпович Орлинский, родился 21 декабря /2 января 1806 года в селе Чёрный Верх Белёвского уезда Тульской губернии, в семье дьячка.

Обучался в Белёвском духовном училище, Тульской духовной семинарии, где с 9 сентября 1826 г. исполнял обязанности «лектора» по среднегреческому языку.

Ревизовавший семинарию в 1828 г. проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в Московскую духовную академию. В академии его другом стал А. В. Горский. Окончил МДА в 1832 г., 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий.

29 августа 1832 г. удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Вифанской духовной семинарии, с 20 ноября того же года преподавал древнееврейский язык, с конца 1834 г.- пастырское богословие.

25 ноября 1834 г. назначен инспектором и профессором по классу философии в Московской духовной семинарии. В августе 1838 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 октября того же года возведен в сан архимандрита, 28 октября стал членом академической конференции.

30 мая 1840 г. назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению.

С 14 сентября 1841 г. - ректор Московской духовной академии, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок.

Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии.

В январе 1847 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В академии читал лекции по евангельской истории и о евангелистах.

4 марта того же года был наречен, а 9 марта - хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского Никольского монастыря. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавил Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Антоний (Рафальский).

15 марта 1847 г. на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в Санкт-Петербурге и его окрестностях. 7 апреля того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях.

В 1849 г. ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии.

Преобразовал журнал «Христианское чтение» по образцу журнала «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе», организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Киррского , Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход.

10 декабря 1850 г. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию.

Особую заботу проявил о духовном училище, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его библиотеки 300 наименований книг (700 томов), впоследствии присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать училище в семинарию (семинария открылась после его отъезда, в 1858).

При нем в 1853 г. был основан бузулукский Преображенский монастырь. Принял участие в становлении самарской Иверской женской общины (с 1860 - монастырь). Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по нескольку раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

3 ноября 1856 г. был переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру, 31 марта 1858 г. возведен в сан архиепископа.

Ввел в Иркутской духовной семинарии преподавание монгольского языка. 25 мая 1857 г. совершил таинство Крещения над главным тайшой тунгусских бурят З. Хамаковым, в сентябре того же года крестил еще 720 чел. Много путешествовал по епархии, проезжая в день до 100 верст, зимой спускался в низовья р. Ангары, от устья Илима до Илимска (где нельзя было проехать летом), посещал Кяхту, оставил дневниковые записи о путешествиях. Участвовал в отправке в Китай в 1857/58 г. 14-й Пекинской духовной миссии. В 1858 г. обновил раку для мощей Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).

29 августа 1860 г. переведен на Могилёвскую кафедру. Выехав из Иркутска 24 ноября 1860 г., прибыл в Могилёв 29 января 1861 г.

Заботился о постройке, об обновлении, об украшении десятков церквей в Могилёве и в провинции, собирая для этого средства по всей России и за границей, ходатайствуя перед Святейшим Синодом о выделении субсидий. Здание Могилёвской духовной семинарии было капитально отремонтировано и расширено, Гомельское духовное училище было переведено в другое здание, вМстиславском духовном училище открыта аптека. Архиеп. Евсевий заботился об улучшении миссионерской деятельности среди старообрядцев, штундистов, униатов, с 1866 г. начал создавать противораскольнический отдел при Могилёвском православном братстве. С 1861 по 1878 г. произнес в епархии более тысячи поучений, проповедей. Многократно проводил беседы с прихожанами.

С 8 мая 1862 по 21 июля 1864 г. был присутствующим в Синоде, участвовал в открытии 17 января 1863 г. при Синоде Присутствия по улучшению быта православного белого духовенства. Узнав о начале Польского восстания 1863-1864 гг., исходатайствовал отпуск в епархию, куда прибыл 9 мая 1863 г. и 19 июня предпринял поездку по епархии. Руководивший подавлением восстания ген.-губернатор Северо-Западного края М. Н. Муравьёв просил о продлении его отпуска до 1 ноября того же года.

Был почетным членом конференций СПбДА (1859) и МДА (1871).

Из-за ухудшения его здоровья с июля 1882 года епархией временно управлял Муромский еп. Иаков (Кротков), викарий Владимирской епархии.

6 октября 1882 г. архиеп. Евсевий по своему прошению был уволен на покой в могилёвский Богоявленский монастырь с оставлением в звании члена Синода и пенсией в 2 тыс. р.

Скончался 21 февраля 1883 года в Могилёве. Погребен 24 февраля в Спасской церкви Могилёвского архиерейского дома близ иконостаса на южной стороне. Отпевание совершал Могилёвский еп. Виталий (Гречулевич).

Собрал большую библиотеку, которую завещал Могилёвским духовным семинарии и училище (1,48 тыс. наименований), Могилёвскому мужскому и Буйничскому женскому училищам, Могилёвскому архиерейскому дому и церкви родного села Чёрный Верх.

Многочисленные беседы, поучения, проповеди вл. Евсевия печатались в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе», «Душеполезном чтении», «Христианском чтении» и др. Собрание проповедей выдержало несколько изданий, некоторые из них были помещены в качестве образцов в сборнике «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами» (М., 1861. С. 396-444). Большую часть бесед посвятил нравственным вопросам, в т. ч. проблеме христианского воспитания детей. Занимался исправлением службы равноапостольным Кириллу и Мефодию.

Сочинения

  1. О семейных обязанностях. М., 1844;
  2. О воспитании детей в духе христ. благочестия. М., 1844. СПб., 18774;
  3. О божественности христ. религии. М., 1845;
  4. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов: Пер. с греч. М., 1846;
  5. Размышления на молитву Господню. М., 1847, 18514;
  6. Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1848. М., 18594;
  7. Беседы о седьми спасительных таинствах правосл. и католич. Церкви. СПб., 1849, 18725;
  8. Утешение в скорби и болезни. CПб., 1849. М., 1996;
  9. Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. М., 1855, 18763. 2 ч.;
  10. О христ. надежде и любви: Поучения. М., 1858; Беседы к своей душе. М., 18592;
  11. Наставления священникам, служащим между язычниками и новообращенными к православной вере. СПб., 1860;
  12. Беседы о пьянстве. М., 1862;
  13. Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости. М., 1862. СПб., 18642;
  14. О православной вере: Поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса правосл. Церкви. СПб., 1863. 3 кн., 18773. 2 кн.;
  15. Беседы на 1-е соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. СПб., 1864, 18802;
  16. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. М., 1867. 2 ч.;
  17. Беседы о евангельских блаженствах. СПб., 1867;
  18. Беседы о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия. СПб., 1867;
  19. Проповеди. СПб., 1870. 2 т.;
  20. Размышления на . СПб., 1871;
  21. Беседы на св. Евангелие от воскресения Лазаря до сошествия Св. Духа. СПб., 1875, 18802. 2 ч.;
  22. Выгоды ближайшей зависимости народных уч-щ от церквей // Могилёвские ЕВ. 1883. № 1. С. 17-19;
  23. Переписка с прот. А. В. Горским // ЧОЛДП. 1884. Ч. 3. С. 1-29;
  24. Письма к А. В. Горскому (1847-1850) // ПрТСО. 1886. Ч. 37. С. 699-855;
  25. Письма к А. В. Горскому // БВ. 1914. № 10/11. С. 534-610;
  26. О таинствах. М., 1903; Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003, 2007.

Вопреки расхожему мнению, эпоха свободомыслия и борьбы за демократию в церковных приходах Пскова не закончилась с гибелью отца Павла Адельгейма. Спустя три года после его смерти псковские священники не стали молчать, а написали жалобу в Московскую патриархию. Они открыто обвинили действующего митрополита Евсевия в самодурстве и «духовном садизме», посоветовав столичным чиновникам от православия вовремя отправлять на покой правящих архиереев.

Архиепископ Евсевий (Саввин ) пришёл в Псковскую епархию в 1993 году. И сразу обозначил себя в первую очередь политиком. «Жизни тебе в епархии не будет», — предупредил он отца Павла Адельгейма и православно объяснил, что знакомый епископ ему всё рассказал про псковского батюшку (этим знающим архиереем, вероятно, мог быть покойный митрополит Макарий , в своё время написавший на Павла Адельгейма донос в КГБ). Обещание владыка держал: лишил отца Павла двух приходов, отлучил от финансирования созданный Адельгеймом приют для детей-инвалидов, а в 2008-м снял с батюшки сан настоятеля храма святых Жён-мироносиц. Ещё были громкие суды с прихожанами, у которых отнимались все церковные полномочия и передавались правящему архиерею. Конфликт дошёл и до патриарха, который на общецерковном суде потребовал у священнослужителей «взаимного прощения и примирения в духе Евангельской любви».

Владыка не отреагировал.

Параллельно противостоянию с Адельгеймом глава епархии ополчился на журналистов. В январе 2008 года в газетах «Правда» и «Псковский рубеж» вышла статья Олега Дементьева «Осиное гнездо под золотыми куполами», где местные жители фактически обвиняли ныне покойную игуменью Елисавету (Беляеву ), на тот момент настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря, в рэкете. Автор предполагал, что она угрозами заставляет людей продавать землю монастырю, а монахинь — зарабатывать совсем не христианскими методами. Выход материала совпал со строительством резиденции архиерея в Елизарово.

Владыка Евсевий возглавляет Псковскую епархию с 1993 года.

Игуменья Елисавета обратилась в суд и взыскала с журналиста 20 тысяч рублей за ущемление чести, достоинства и деловой репутации. Олег Дементьев ответил обращением к президенту, где указал на неправомерное расширение охранной зоны монастыря. Через несколько дней владыка Евсевий предал неверующего журналиста анафеме. «В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игуменьи Елисаветы (Беляевой)» Олег Дементьев «отлучается от православного церковного общения и предаётся анафеме — проклятию», — сообщал разосланный пресс-службой епархии релиз (авторские орфография и пунктуация сохранены. Л. П. ).

Олег Дементьев мог составить компанию Льву Толстому, также отлучённому от церкви после выхода оскорбившего её иерархов романа «Воскресение», но выяснилось, что митрополит Евсевий традиционно превысил свои полномочия. Глава синодального информационного отдела Московской патриархии Владимир Легойда заявил, что «от церкви может быть отлучён только тот, кто является ее членом», и что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе попытка вступить в переговоры. «Анафема в любом случае не вступит в силу без согласия патриарха Кирилла», — подчеркнул церковный чиновник. В патриархии очередную выходку скандального архиерея предпочли замять.

В 2013 году митрополит Евсевий снова оказался в центре внимания федеральных СМИ из-за «пасхального скандала». В главный праздник всех православных он разъезжал по Пскову на «Мерседесе», где вместо госномера висела табличка со скромной надписью «Владыка». «Считайте это милой пасхальной шуткой», — прокомментировала инцидент епархия, а чуть позже уточнила, что табличку митрополиту подарили и с тех пор на каждые Пасху и Рождество он вешает её на автомобиль. «В ГИБДД об этом знают, разрешение получено», — утверждали клирики. Полицейские оказались не в курсе и всё-таки выписали штраф 5 тысяч рублей «за владыку», правда, на имя водителя.

Всё это время одним из главных заступников архиерея был показательно религиозный губернатор Андрей Турчак . По неофициальной информации, по его распоряжению новость про «владычный госномер» даже вынималась из печатной версии региональной «Комсомолки». В 2015 году Андрей Анатольевич ходатайствовал за Евсевия в патриарших кругах: владыка тогда перешагнул предельный для архиерея возраст 75 лет и по правилам мог уйти на покой. Источник «Псковской губернии», близкий к епархии, утверждает, что одним из главных аргументов губернатора была просьба не раскачивать ещё одну лодку в нестабильном приграничном регионе: мол, владыка с ролью примиряюще-объединяющего пастыря справляется, а смена духовного лидера может обернуться «разбродом и шатаниями».

Владыку оставили, но в конце 2016 — начале 2017 года Псковская епархия только за три месяца отметилась тремя же федеральными скандалами. Первый грянул в начале декабря, когда Псковский городской суд приговорил тогда ещё настоятеля храма святых Жён-мироносиц протоиерея Сергия (Иванова ) к трём годам лишения свободы условно и штрафу 15 тысяч рублей за хранение оружия и наркотиков в крупном размере. Митрополит Евсевий прокомментировал ситуацию спустя три недели: назвал всю информацию клеветой, а её распространителей пообещал вычеркнуть из книги жизни. Правда, позже под давлением общественности всё-таки временно запретил в служении осуждённого настоятеля.

В январе 2017 архиерей уволил сельского священника игумена Романа (Загребнева ), который был настоятелем храма Святителя Николая в посёлке Заянье Плюсского района, за отказ молиться за патриарха Кирилла. Также официальными причинами запрета в служении и снятия священнических и монашеских одежд были названы распространение своих книг еретического содержания, смущение народа ложными измышлениями, клевета на церковное священноначалие и уход в раскол. По информации источников «Псковской губернии», конфликт между игуменом Романом и митрополитом начался ещё в 2011 году и был связан с некими финансовыми обязательствами. Плюсские прихожане митрополита не поняли и ответили коллективным письмом в патриархию с просьбой вернуть батюшку.

Но владыка уже был занят: он снимал нагрудные кресты с псковских священников. 26 февраля он проводил чин прощения у себя в Троицком кафедральном соборе и ожидал увидеть на богослужении всё духовенство Пскова, но 18 клириков в это же самое время вели службу у себя в приходах и к митрополиту прийти не смогли. Тот в ответ не смог их простить: архиерейской резолюцией лишил батюшек права носить нагрудные кресты аж до Пасхи.

Терпение псковских священнослужителей лопнуло. «Это ли (имеется в виду снятие нагрудных крестов. Л. П. ) не показатель, что «старец» заигрался на своём месте и уже давно пережил свой яд?» — поинтересовались они у Московской патриархии. В первых числах марта те самые восемнадцать (среди них были как священники, так и диаконы. Л. П. ) отправили патриарху Кириллу жалобу на архиерея, где сообщали о «лицемерном чине прощения», который обернулся «духовным насилием» над клиром. По мнению авторов письма, массовка из батюшек была нужна Евсевию для того, чтобы «пустить пыль в глаза общественности и богомольцам, создать иллюзию массового уважения и почитания его высокопреосвященства и привить к себе «любовь» пастырей «духовным» кнутом».

Припомнили митрополиту и его манеру общения: «вопиющее, свинское обращение и отношение к духовенству в канцелярии епархиального управления и на церковных службах», «злоупотребление своим положением, духовный садизм». Всё это священники ласково назвали «старческим безобразием» и посоветовали «оставить эпатажного митрополита ещё года на два». «Этого будет достаточно, чтобы митрополит Евсевий окончательно развалил Псковскую епархию, обратил в бегство в иные конфессии остатки православных верующих и само духовенство», — пригрозили обескрещенные батюшки.

Уставший от публичных псковских конфликтов патриарх Кирилл , по информации известного богослова Андрея Кураева , сразу после истории с жалобой лично назначил управляющим канцелярией митрополии эконома Донского монастыря медийного иеромонаха Фому (Демчука ). Именно он, вероятно, возглавит епархию. По другой информации, Псковскую епархию возглавит некий молодой иеромонах из Троице-Сергиевой лавры, благо получать сан игумена, архимандрита, епископа, архиепископа в «особых случаях» в РПЦ можно и с разницей в два дня. Сам же митрополит Евсевий «на покое» будет жить и молиться в одном из домиков-коттеджей Елеазаровского монастыря.

Того самого монастыря, который он так рьяно защищал от Олега Дементьева.

«Уже давно я, сознавая свою немощь, просил Святейшего о помощи через его посланника. Слава Богу, Святейший благословил, и мы ныне встречаем дорогого иеромонаха Фому», — отреагировал на приезд посланца из патриархии невозмутимый митрополит. На передачу дел у него есть четыре месяца: в мае архиерею исполнится 78 лет, после чего Священный синод одобрит его прошение об отставке. Пасха в этом году пройдёт 16 апреля, и у псковичей есть все шансы полюбоваться на прощально-праздничный владычный автозаезд.

Закончив Тульские духовное училище и семинарию, поступил в Московскую духовную академию. В 1885 году окончил её со степенью кандидата богословия (магистрантом) и тогда же был определен в Могилевское духовное училище учителем русского и славянского языков.

С 1888 года - помощник смотрителя Могилевского духовного училища. Одновременно проходил должность члена Могилевского уездного отделения епархиального Училищного совета и исполнял обязанности делопроизводителя Училищного правления.

3 августа 1893 года был пострижен в монашество под именем Евсевий в честь Евсевия, епископа Самосатского. 5 августа был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, - во иеромонаха. Таинство хиротонии совершал Николай (Налимов), епископ Гдовский

11 сентября 1893 года был назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита. Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской духовной семинарии.

Служение в Иркутске

В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества.

26 января 1897 года был хиротонисан в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий-Донебин), епископы Рязанский Мелетий (Якимов), Забайкальский Георгий (Орлов) и Якутский Никодим (Преображенский). Сразу за этим 26 января 1897 года епископ Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске.

Епископ Камчатский

4 февраля 1898 года он прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился владыка к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью. Он ни на минуту не оставлял попечения о пастве.

1 января 1899 года владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии.

Архипастырь Владивостокский

20 лет пребывания владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-Японской Войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении.

Перед прибытием в епархию в 1899 году в первую неделю Святой Четыредесятницы владыка прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там целую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. В монастырской тиши и уединении постом и молитвой подкреплял себя пастырь на предстоящее служение.

Новая епрхия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных верст, в которой насчитывалось 69 церквей. Священников не хватало и зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и владыка Евсевий поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей.

Однако, уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковноприходских школ. Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский («на Первой Речке»), школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров.

Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.

12 июля 1907 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.

Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине.

Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон. Священники и учителя церковноприходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них.

Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 году по его инициативе было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература, распространявшаяся и за пределами епархии.

Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками - китайцами, корейцами, малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту. По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привел он к Таинству Святого Крещения.

С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей.

Благодатное служение владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа, а в 1912 году ему была вручена Высочайшая грамота, в которой говорилось:

Продолжительное святительское служение Ваше на дальневосточной окраине нашего Отечества ознаменовано трудами и подвигами ревности вашей о славе святой Христовой веры и духовном благе ввереной вам паствы. Вашими заботами умножены храмы Божии, ширится и крепнет основанное на началах любви к Православной Церкви и преданности царю и Родине религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвышается миссионерское делание среди многочисленных стремящихся к познанию Истины инородцев. По мысли Вашей учреждено Православное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, возбудившее глубокий интерес к духовным нуждам далекой Камчатки и привлекающее жертвы на их удовлетворение. Владыка был удостоен и других высоких наград.

В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участововал в прославлении святителя патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям.

В 1917-1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при патриархе, для чего вновь выехал в Москву.

Последние годы в Москве

По окончании срока его деятельности в Священном Синоде в 1919-1920 годах, не имея возможности по причине гражданской войны возвратиться в свою епархию, архиепископ Евсевий был временно назначен управлять Смоленской епархией.

В 1920 году святитель патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия наместником патриаршего престола в Москве. 18 февраля 1920 года он был избран митрополитом Крутицким. Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию.

В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. Митрополит Евсевий (Никольский) скончался 31 января 1922 года, за сутки до кончины служив Божественную литургию. Заупокойное богослужение совершил святитель патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре, с северной стороны Смоленского собора.

В частной владыка Евсевий жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.

Награды

  • Высочайшая грамота (1912).
  • орден св. блгв. вел. князя Александра Невского (1912).
  • Бриллиантовый крест на клобук (1915).

Труды

  • Архіепископъ Евсевій. «Русскіе люди, храните в?ру православную!»
  • «Речь при вручении жезла епископу Нестору Петропавловскому на Камчатке», Прибавление к «Церковным Ведомостям», 1916, № 46, 1099.

Литература

  • Прозорова, Г. В., «У истоков Владивостокско-Камчатской епархии», ЖМП, 1995, № 11, 47-51.
  • БЭЛ, т. III, стб. 535; т. V, стб. 1033; т. VIII, стб. 233.
  • ФАМ II, № 31, 6.
  • Иркутские Епархиальные Ведомости, 1898, № 4.
  • Церковные Ведомости, 1896, № 49, 425; 1897, № 42, 387; 1899, № 3, 17.
  • Православный Собеседник, 1900, июнь, 767.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 68-69.
  • Миссионерский Календарь, 1907, 132.
  • В.Г(линский), 10/22.
  • Прибавление к «Церковным Ведомостям», 1897, № 14, 533; 1910, № 31, 1312.
  • БЭС, т. I, стб. 518, 956.
  • Русский Паломник, 1912, № 27, 410 (фото).
  • ЦЭС, 68-69.
  • Известия Казанской Епархии, 1912, № 33, 988; № 41, 242; 1913, № 1, 22; № 7, 245.
  • Булгаков, 1395, 1401.
  • Камчатские Епархиальные Ведомости, 1898, № 1, 3; 1899, № 9.