Биография. Уральские «денежные мужики» Ивана Шадра жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования

Судьба И. Д. Шадра во многом напоминает судьбу его старшего современника А. М. Горького. Выходец из беднейшей среды (в семье росло четырнадцать детей), одиннадцати лет отданный "в люди", на фабрику, он лишь чудом смог добиться зачисления в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу (1902-07). Его учитель, скульптор Т. Э. Залькалн, настоял на том, чтобы ученик продолжил обучение в Петербурге. Не поступив в АХ, Шадр посещал Рисовальную школу при ОПХ (1907-08), одновременно занимаясь на Высших курсах Театрального училища и в Музыкально-драматической школе и, таким образом, выбирая между профессией художника и вокально-сценической карьерой. Тяга к скульптуре победила, и в 1910-12 гг., благодаря финансовой помощи И. Е. Репина и других деятелей русской культуры, Шадр сумел завершить образование в Париже (в академии Гранд Шомьер, на высших муниципальных курсах скульптуры и рисования, пользуясь советами А. Бурделя и О. Родена) и в Риме (в Институте изящных искусств).

Одной из первых его самостоятельных работ стал проект "Памятника мировому страданию" (1915), впоследствии преобразованный в проект еще более грандиозного "Памятника человечеству". Аллегоричность, тяготение к масштабно-монументальному и романтически-возвышенному отличает оба проекта (характерны названия скульптурных групп - "Ворота вечности", "Озеро слез", "Человек перед лицом вечной тайны"). Позднее Шадр избавится от излишней велеречивости, но навсегда сохранит стремление к типической обобщенности образов в сочетании с некоторой пластической повествовательностью.

В 1920-х гг. по плану монументальной пропаганды он создает рельефы с изображением К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, а также исполняет большой заказ на серию круглых скульптур для Гознака - "Рабочий", "Сеятель", "Красноармеец" (все 1922; с них должны были делаться изображения на денежных знаках, марках и облигациях). Реалистическая достоверность и обобщенно-плакатная выразительность этих фигур отвечали складывающимся принципам советской эстетики. Далее наступает длительный период работы над ленинской темой, начатый натурной скульптурой "Ленин в гробу" (1924) и продолженный памятниками Ленину - на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии (1925-26), на Ижорском заводе в Ленинграде (1932), в подмосковных Горках (1934). Лучшие произведения рубежа 1920-х и 1930-х гг. - "Булыжник - оружие пролетариата" (1927), "Сезонник" (1929) - не только дают представление об индивидуальной манере художника, но и отчетливо выражают характерные для тех лет тенденции пластики, смысл которых - в передаче символики революционного порыва, пафоса социальных преобразований.

В 1930-х гг. Шадр работает в самых разнообразных жанрах - исполняет портреты ("Максим Горький", 1939, и др.), надгробия, садово-парковые и городские скульптуры. Предпочитает бронзу, - этот материал наиболее соответствует романтической приподнятости его образов. При всей художественной неоднозначности созданного им органическая широта дыхания уберегает все эти произведения от ординарности.

Буревестник (М. Горький). Голова проекта памятника для города Горького. 1939. Бронза


Булыжник - оружие пролетариата. 1927.Отлив 1947. Бронза


Рабочий. Отлив по гипсовому оригиналу 1922 г. Бронза


Сеятель. Отлив по гипсовому оригиналу 1922 г. Бронза

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Опубликовано 29.08.2018 10:06 Просмотров: 486

И это у него получилось.

Иван Дмитриевич Шадр родился в городе Шадринске Курганской области – отсюда его псевдоним, который он использовал с 1908 г. Настоящая фамилия скульптора – Иванов. Выбранный псевдоним сам Шадр объяснял так: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» – от названия родного города, чтобы прославить его».

Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941)

М. Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра (1934). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шадр – русский художник и скульптор. Известен своими монументальными произведениями в стиле модерн, хотя творил в эпоху социалистического реализма .
Родился в семье плотника в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне это Курганская область), когда отец был там на сезонной работе. А постоянное место жительства семьи – Шадринск. В семье было 12 детей. Прадед Ивана, а также его отец и дяди были строителями и иконописцами.
Учился в Екатеринбургской художественно-промышленной школе у Т.Э. Залькальна. Летом 1907 г. Иван Иванов вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький: на Каме, Волге, Дону, затем по Кавказу, Украине, а Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга в надежде поступить в Академию художеств. Чтобы зарабатывать на жизнь, он подрабатывал уличным пением, имея хороший голос. Здесь его услышал режиссёр Александринского театра М.Е. Дарский. Он помог юноше поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, где тот мог учиться вокалу. Но в училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой, посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу.
В 1910 г. молодой скульптор уехал в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Ф.О. Родена и Э.А. Бурделя, затем стажировался в Риме в Институте изящных искусств.
На современное зарубежное искусство Шадр имел свой взгляд: «Меня очень мало удовлетворяло одинокое, отрешенное, искусственное искусство Парижа. Хотя я всецело признавал большие достижения моих учителей... я невольно вспоминал прежние достижения былых веков – искусство индийское, японское, китайское. Я вспоминал храмы, святилища, капища. Они стремятся выразить образы вечности среди природы. Словом, я мечтал о новом монументальном искусстве.
В современной жизни я искал явления, которые были бы способны получить монументальное воплощение. Я верил, что и ныне возможно новое большое искусство».
Возвратившись в 1912 г. в Россию, Шадр поступает в Московский археологический институт. С 1918 по 1921 г. жил с женой в Омске, затем переехал в Москву. Детей у них не было.
Иван Дмитриевич Шадр умер 3 апреля 1941 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Иван Шадр нашёл своё призвание в монументальной реалистической скульптуре. Тему, которая могла быть воплощена в монументальном искусстве, скульптор увидел в истории революционной борьбы русского пролетариата, в событиях 1905 года.

И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата». Бронза. Парк Декабрьского восстания (Москва). Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее
Выразительно передана скульптором пластика тела пролетария и состояние душевного подъёма. Героический образ символизирует эпоху начала XX в. М. Нестеров отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
Фигура молодого пролетария, выламывающего из мостовой булыжник, показана в динамике: она вот-вот готова выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Мускулы его рук и туловища напряжены, наполнены выразительностью.

Копии этой скульптуры были установлены в Челябинске, Львове, Киеве, Шадринске, Монголии и Румынии.
В течение 1910-1930 гг. он создал много мемориальных сооружений, посвященных жертвам Первой мировой войны. Для этих работ характерны метафора, тяжёлый ритм, романтический взгляд на события. Из числа ранних работ особенно выделяется нереализованный проект «Памятника Мировому страданию» (1916).

И. Шадр. Памятник Мировому страданию
Сам скульптор так описывал свою идею памятника: «Я представил себе человечество как единое существо, как личность. И я взял его в двух противоположностях: в смерти и в жизни, в страданиях и в радости... Этот памятник представляет громадный каменный двор, окружённый гигантскими плитами. Двор замыкается с одной стороны колоссальной пирамидой, знаменующей собой человеческую Голгофу с бесчисленными ступенями страданий. С другой, входной стороны - каменными Воротами Вечности. Ворота Вечности - высокая гранитная стена, испещрённая библейскими изречениями о вечности жизни. Над воротами надпись: «Пришельцы и странники мы на земле...». Их охраняют четыре колосса, олицетворяющие рождение, мужество, мудрость, вечность. В каменном массиве между гигантами узкий вход в сад, расположенный внутри памятника. По обе стороны двора - высокие стройные тополя. Окружённое тополями, мертвенно лежит в бассейне Озеро слёз».
В Омске Иван Дмитриевич Шадр работал над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.
По заказу Гознака он создал скульптуры «денежных мужиков» (фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля), которые должны были воспроизводиться на банкнотах.

И. Шадр «Сеятель»
Три первые скульптуры были изображены на почтовых марках, а также на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. В 1923 г. Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В.И. Ленина.
В 1934 г. Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. Моделью скульптора стала студентка Московского института физкультуры В.Д. Волошина. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 г. Но она подверглась критике, и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького г. Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.

И.Д. Шадр в своей мастерской работает над скульптурой «Девушка с веслом» (1-й вариант)
В 1936 г. Шадр создал новую уменьшенную 8-метровую скульптуру из тонированного бетона. Она была разрушена в 1941 г. при бомбёжке.
Дешёвые гипсовые копии, которые были массово установлены в парках по всему СССР, не являлись скульптурами Шадра. В их основу была положена работа скульптора Р.Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 г. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Р.Р. Иодко «Девушка с веслом» (1936)
В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. В 1939 году создал скульптуру А.М. Горького в образе Буревестника.

И. Шадр, Скульптура Горького в образе Буревестника (1939). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Молодой Горький изображён бунтарём. Волосы вокруг головы в виде огромных застывших волн дополняют образ. Две пряди надо лбом напоминают по силуэту парящего буревестника: «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзая тучи, пену волн крылом срывает...»
В том же году он подготовил классическую модель памятника Горькому, который был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Шадра В.И. Мухиной в содружестве с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой.
И. Д. Шадр – автор надгробий Н.С. Аллилуевой (1933; архитектор И.В. Жолтовский) и Е.Н. Немирович-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита.

И. Шадр. Памятник на могиле Надежды Аллилуевой-Сталиной на Новодевичьем кладбище (Москва)
Сейчас на кладбище установлена копия скульптуры, а подлинник находится в Третьяковской галерее. Памятник представляет собой стелу из белого мрамора, из грубо отесанного верха которой «вырывается» бюст Аллилуевой.

И. Шадр. Памятник на могиле дрессировщика В.Л. Дурова. Новодевичье кладбище (Москва)

И. Шадр. Скульптура «Сезонник» (1929)
Эта работа И.Д. Шадра имеет социальную трактовку образа: чётко вылепленные руки и голова указывают не только на изнурительно тяжелый труд человека, но и на его не сломленную никакими лишениями внутреннюю силу. На камне сидит умудрённый жизнью, усталый человек. Тяжело опущены натруженные работой руки. Но на его лице нет выражения безнадежности, а только напряжение мысли, борение духа. Создавая образ рабочего-сезонника, Шадр опирался на образ своего труженика отца.
Скульптура «Сезонник» установлена на площади им. Лермонтова в Москве.

Памятник И.Д. Шадру в Шадринске (1984). Скульптор Юрий Чернов и архитектор Гарольд Исакович

Характерной чертой творчества Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941) было стремление к большим темам, патетическим замыслам. Страна его детства - небольшой уральский городок Шадринск. И настоящее имя скульптора - Иван Иванов, но больше он известен под псевдонимом «Шадр», выбранным им в честь родного города. Семья Ивановых - потомственные плотники. Эта профессия передавалась из поколения в поколение. Плотниками были деды и прадеды Иванова. Каждое лето уходил его отец на заработки по окрестным деревням - рубить дома, маленькие деревянные церковки, пожарные вышки.

Семье жилось трудно. Мальчику пришлось с семи лет начать трудовую жизнь. Он помогал деду спиливать углы у новых срубов. А в 11 лет, как только окончил приходскую школу, его отдали «в люди» на ватно-шерстяную фабрику купцов Панфиловых в Екатеринбурге. Мальчика готовили в приказчики. Но он так и не научился торговать, и за какую-то провинность его безжалостно вышвырнули на улицу.

И только счастливая случайность да еще всегдашняя горячая мечта стать художником спасают Ивана. Он выдержал экзамен на единственное освободившееся место в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу.

Не слишком просто сложилась и «другая жизнь» у Иванова. Она до краев была заполнена успехами и поражениями, путешествиями и приключениями, встречами с чудесными, светлыми людьми. Сначала годы увлеченных занятий в школе под руководством педагогов М.Ф. Каменского и Т.Э. Залькална. Потом «пешком за славой» в Петербург - держать экзамены в Академию художеств. Шел через Поволжье, Кавказ, Украину, Москву. Но Петербург встретил юношу неприветливо. В Академию художеств он не попал.

Начались дни голода и бродяжничества. Чтобы как-то прокормиться, он ходил вместе со стариком шарманщиком по улицам Петербурга и пел под дребезжащую шарманку. И опять улыбается ему счастье, вернее, опять выручает его богато одаренная артистическая натура - его голос услышал режиссер Александринского театра Михаил Егорович Дарский и привел юношу прямо с улицы на экзамен в театральное училище. Экзамен выдержан блестяще. Иванов может стать актером. Он прекрасно поет, хорошо декламирует, выразительно играет. Но, несмотря на все успехи в театре, он продолжает мечтать об изобразительном искусстве.

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь. В 1908 году Шадринская городская управа получила множество положительных отзывов и рекомендаций от художников и артистов - друзей Иванова. Друзья просят поддержать талант молодого скульптора, не дать ему заглохнуть, как «гибнут многие народные таланты». Небогатый городок наконец соглашается выдать ему деньги на поездку в Париж, в столицу искусств.

Париж, потом Рим. Фрески Рафаэля. Скульптура Микеланджело. Уроки у прославленных мастеров скульптуры Родена и Бурделя.

В Россию скульптор возвращается полным смелых замыслов. Возвращается под именем Шадр. Он хочет прославить родной город. Его интересуют люди, их труд. Он стремится воплотить свои замыслы в больших монументальных скульптурах. Но полыхает мировая война. Все больше вдов и сирот, все больше раненых и убитых. И Шадр задумывает «Памятник Мировому страданию». Но ему не удалось осуществить этот проект.

Революция 1917 года. Шадр – культработник при частях Красной Армии. Им созданы портреты Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург.

Страстная целеустремленность пролетариата в своей справедливой борьбе ярко выражена им в композиции «Булыжник - оружие пролетариата». Конкретность изображения в этой композиции сочетается с символикой содержания, раскрывающего переломный момент в судьбе целого класса.

Шел 1922 год. Молодая Советская республика, истерзанная гражданской войной и иностранной военной интервенцией, приступала к восстановлению народного хозяйства. Предстоит обмен денег. На денежных знаках, облигациях и марках должны быть изображения рабочего, крестьянина и красноармейца.

За выполнение этого ответственного заказа Гознака берется молодой, тогда еще мало известный скульптор Шадр. Он предлагает создать серию круглых скульптур, которые можно будет сфотографировать со всех сторон при разном освещении. Наиболее удачный поворот послужит моделью для художников-графиков, которые воспроизведут скульптуру на деньгах.

Шадр едет на Урал, в страну своего детства, лепить «денежных мужиков». Наступили недели и месяцы напряженной работы. Скульптор посещает заводы, ездит в воинские части. Присматривается, делает предварительные наброски.

Трудным и долгим был этот путь. Железные дороги еще только восстанавливались. Бесконечные пересадки. Недели ожидания на вокзалах. Переполненные вагоны. Так, где на поезде, а где на телеге, добирается Шадр до уральской деревни Прыговой.

Казалось бы, просто найти натурщика. Но мужики не поддаются ни на какие уговоры. Боятся «греха». Ни за что не соглашаются позировать. Наконец, позировать согласился Киприан Авдеев. Согласился с условием, чтобы на деньги с его изображением не плевали.

Стояли жаркие летние дни, и работать приходилось прямо под палящим солнцем. Скульптор лепил быстро и уверенно. Глина под его пальцами словно живая. Внимательно вглядывается он в худощавое, энергичное лицо Киприана. Отмечает про себя его высокий и выпуклый лоб, открытый взгляд широко поставленных глаз, выдающиеся скулы, непослушные густые волосы, крупный, твердо очерченный рот. Все это надо точно перенести в будущую скульптуру. На деньгах должна появиться новая эмблема - изображение «Сеятеля», энергичного, волевого человека, уверенного в завтрашнем дне, хозяина своей земли и своей жизни, находящего в труде радость и счастье.

Присматривается скульптор и к движениям Киприана. Важно воплотить в скульптуре его мерный, спокойный шаг, ощутимую тяжесть лукошка с семенами. Уверенная, четкая лепка передает энергичный поворот головы, красивую, гордую осанку, широкий взмах руки, разбрасывающей семена. Мы чувствуем, как вздуваются и перекатываются под кожей могучие мускулы «Сеятеля».

Киприану, с которого градом лил пот, приходилось то стоять неподвижно, держа руку на отлете, то двигаться вдоль забора, рассеивая песок, специально насыпанный в лукошко. А тут еще односельчане со своими насмешками и советами. Но Киприан держался стойко и в глубине души гордился тем, что его портрет появится на новых деньгах.

Работа затянулась до глубокой осени. Нужно было еще вылепить фигуру «Крестьянина». Для него после долгих уговоров позировал Порфирий Петрович Калганов. Сидел торжественно, не шелохнувшись, старательно выполнял все указания скульптора. Эта скульптура подкупает своей силой, стихийной мощью и простотой замысла: широко расправил могучие плечи крестьянин и, на мгновение оторвавшись от своей работы, о чем-то глубоко задумался. Но за кажущейся простотой-огромный труд мастера. Долго и тщательно обдумывал скульптор поворот головы, движение плеч, расположение торса. Лепя Калганова Шадр не раз обращался мыслью к своему отцу, которого горячо любил. Плотник и резчик по дереву, мастер своего дела, мечтатель и фантазер, отец первый привил мальчику любовь к красоте, к родной русской природе, ко всему прекрасному на земле. Для Шадра в отце воплотилось все лучшее, чем наделен русский народ,- трудолюбие и честность, мужество и светлое отношение к жизни.

И еще одна работа, дополняющая эту серию скульптур, - портрет матери. Шадр ничего не приукрашивает в этом портрете. Плотно обтянул седую голову платок. Глубоко врезались в шею и щеки морщины, избороздили лоб. Суровый, пристальный взгляд выцветших глаз. Усталое и мужественное лицо. Лицо крестьянки, прожившей долгую трудовую жизнь, полную невзгод и лишений, сумевшей в трудные годы вырастить 12 детей. Лицо женщины, на которой на одной держался дом и которая все же находила в себе силы вечерами учить детей грамоте и арифметике, терпеливо каждое утро забеливая печку, служившую вечером классной доской.

Нервная, порывистая лепка создает игру света и тени на лице матери, заостряя и выявляя его черты. Портрет пронизан чувством горячей любви и уважения, чувством восхищения перед мужеством и самоотверженностью этой незаметной труженицы, способной своей энергией и авторитетом сплотить в единое целое большую трудовую семью.

Скульптуры перевезены в Москву, на фабрику Гознака. Граверы А.П. Троицкий и П.С. Ксидиас режут гравюры для денежных знаков. Первые купюры с изображением «Красноармейца» и «Крестьянина», «Сеятеля» и «Рабочего» появились в 1923-1924 годах. Они печатаются на облигациях крестьянских хлебных займов, на марках, которые разошлись по всем странам света, на плакатах, обложках книг и учебников, на папиросных коробках; их знают всюду, знает вся страна, и те, кто не умеет читать, знают шадровского «Сеятеля».

Прошли годы. Скульптуры эти заняли свое место в Третьяковской галерее. И теперь не так уж важно, как, по каким дорогам, с какими трудностями добирался Шадр на телеге, груженной глиной и гипсом, в поисках своих героев. И может быть, сотрутся в памяти людей имена тех, кто служил скульптору натурой для его гознаковских бюстов. Но навсегда останутся созданные им «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» и «Сеятель», ставшие символом народа, свершившего революцию и взявшего власть в свои руки.

Стремление к широкому обобщению, романтической приподнятости образа приводит Шадра к монументальной скульптуре, к использованию синтетических средств выражения.

В проекте памятника Горькому для Москвы Шадр, сохраняя романтическую приподнятость образа, ставит перед собой и иные задачи: добивается выражения многогранности чувств в спокойном, сдержанном движении, в энергичной, но вместе с тем плавной лепке. Большой одухотворенностью пронизан образ А.С. Пушкина в проекте памятника поэту для Санкт-Петербурга.

Все творчество Шадра отмечено чертами романтического подъема, приподнятости. Его метод ничего общего не имеет с бездушным копированием действительности. Шадр - мастер яркого, целостного образа, основанного на обобщении.


Продажа овощей и фруктов оптом www.kevi.ru .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия - Иванов) родился 30 января (11 февраля) 1887 года в Шадринске, ныне Курганской области, умер 3 апреля 1941 года в Москве.

Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903-07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907-08), в Париже (1910-11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911-12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).

Ранние произведения Шадра (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля «модерн».

Под влиянием революционной действительности тяготение Шадра к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл.

Свойственная Шадру пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик [«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все - гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)].

В скульптуре «Булыжник - оружие пролетариата» динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.

С 1924 Шадр много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС; образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости.

Итогом поисков Шадра в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой].

Лучшие дня

Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Шадром портретов: «Мать» (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький. Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.).

Государственная премия СССР (1952, посмертно).

В 1922 году Иван Шадр(Иванов) получает заказ от Госзнака для создания образов рабочего, красноармейца и крестьянина на новых денежных ассигнациях в связи с обменом денег. Как пишет Ольга Воронова в своей книге "Шадр", ему удалось убедить представителей Госзнака, что создание скульптур позволит выбрать наилучший вариант для гравюр за счет того. что скульптуру можно снимать под разными ракурсами, разном освещении. Изображения появились и на почтовых марках.

В отличии от типично русских лиц красноармейца и крестьян, не так с изображением рабочего, как говорил Шадр, тут он пытался создать "символ международного пролетариата". В поисках натурщиков для скульптур крестьян он поехал на родной Урал, в Шадринский уезд, в деревню Прыговую, где жили его дальние родственники.

Красноармеец

Найти натурщика для скульптуры старого крестьянина оказалось не просто - не хотели старики позировать. О разговоре с первым стариком, подходящим по внешности, Шадр писал: "Дед неожиданно встал, выпрямился, длинные седые брови косамами затряслись, он высоко взмахнул над моей головой палкой: - Окаянный, что ты меня улещаешь? Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хочешь, гадина этакая!"

Второй старик твердил: - Я не пойду, я не маленький, не чеши язык зря, не пойду, и шабаш.

После долгих уговоров, с помощью родственников, уговорить удалось третьего - Перфилия Петровича Калганова, чье изображение мы и видим.

Найти молодого мужика для изображения сеятеля было проще, ему позировал Киприан Кириллович Авдеев. Но у него было много требований: чтобы его семейство с сыновьями избавили от продналогов и натуральных повинностей; если он и его сыновья вздумают торговать, чтобы безданно и без пошлины, чтобы младшую дочь взяли в Москву на воспитание (в покормыши) за счет государства. И чтобы на деньги с его изображением не плевали. Шадр обещался похлопотать, да так ничего и сделал, Авдеев спустя два года после окончания работы жаловался на это матери Шадра, да и до этого часто заходил в Шадринске в дом Ивановых по поводу обещанных благ.

О своей работе натурщика Киприан Авдеев красочно рассказывал:

"У других или лицо неподходящее, или руки не такие, а у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом. Жара несусветная. Я стою голый среди ограды на особой подставке. Рука на отлете затекает и пошевелить ею нельзя. Пот градом, а он, Иванов, значит, вокруг меня танцует, и оттуда зайдет, и оттуда подойдет. А то заставит меня насыпать в лукошко песок и ходить - язви его! - вдоль ограды: рассеивать, значит. Народ, бывало, соберется, глазеет. Пострадай, кричит, Киприан. А я молчу, знаю, что им завидно".

Крестьянин

Рабочий

Ниже фотография из журнала Прожектор №3 за 1923 год: