Эти странные немцы. Эти странные немцы: Национализм и самосознание. Национализм и самосознание

Виктория Фельдман

Эти странные немцы

(Заметки молодого эмигранта)

Что знали о жизни на Западе те, кто родился в СССР после второй мировой войны, кто жил в Хрущевском - Брежневском времени за железным занавесом.

Запад - это были другие моральные ценности, другой язык, другой взгляд на жизнь. Ничего не зная о той далекой реальности, мы представляли себе иностранцев почти как инопланетян. Выйти замуж за иностранца в 1989году было несбыточной мечтой каждой девушки. Мы, жившие в семидесятых, с замиранием сердца слушали радио «Свобода». Нам казалось, что там у них была настоящая СВОБОДА….

Как мы ее себе представляли? Мы мечтали о том, что за границей Союза будет что-то неведомое, новое.

И вот мы здесь. В том раю, куда так рвались, выстаивая очереди у немецкого посольства. Все ли эмигранты нашли себя в новой жизни? Хорошо ли мы понимаем тех самых «иностранцев», которых когда-то боготворили?

Об этом говорят строчки из стихотворения одного из эмигрантов этого периода.

Не простое принято решение

Уехать из родимых мест.

Прошли через раздумья и сомнения,

На прошлое, поставив крест.

Мы вовсе были не детишки,

И нас не взрослые за руки повели.

Мы не смывались как «братишки»,

Чтоб счеты, бывшие дружбаны, не свели.

Нет, уезжали те, кто состоялся,

отдав здоровье, лучшие года.

А здесь имеем, что хотели? Не всегда!

Для справки

Численность населения Германии на 2004 г. составила 82501 млн. человек.

ФРГ - страна долгожителей: 15 млн. человек перешагнули 65-тилетний рубеж, кроме этого примерно 3 млн. человек старше 80 лет.

В разговорной речи Немцы не знают слово НЕМЕЦ. Германия или Джермани - так обозначена страна на немецких географических картах. Основное название языка и также страны - это «Дойч»

Французы называют Германию - Аллемания…

После снятия Берлинской стены, восточные немцы, которых на Западе называют ОССИ, посчитали необходимым срочно уехать на запад, в поисках работы и как им казалось больших денег. А западные, которых называют ВЕССИ, решили немедленно повидать своих дальних родственников. Тогда в девяностых ВЕССИ в большом количестве отправились в гости на восток. С тех пор прошло много лет, однако и сегодня они все равно называют друг друга ОССИ и ВЕССИ. Вначале ОССИ обижались, это было что-то вроде оскорбления, вроде как нищие. Но потом привыкли и перестали на это реагировать. Но, к сожалению, оказалось, что на западе ОССИ не приживаются и работы для них нет. Здесь своих умных много.

А ВЕССИ посмотрели, как живут на востоке их далекие тети и дяди, ужаснулись их нищете и быстренько вернулись домой, дабы те не попросили взаймы, а эти не испортили свое материальное положение. И вообще, кому нужны бедные родственники?

Много лет, при поддержке Америки Западные ВЕССИ, в основном жили в идеальныхусловиях капитализма, как сейчас говорят: «с социалистическим лицом».

Все их жизненные шаги просчитывались и финансировались заранее. С рождения каждый из них был защищен от неприятностей родителями и правительством. А вот если они попадали на восток, туда, где страна много лет шла к коммунизму, могли случаться сбои в правильной жизненной программе.

И такие ситуации бывали.

Молодой человек по имени Ерик из очень обеспеченной бюргерской семьи, родившийся в глубокой западной провинции, во время каникул с группой однокурсников отправился посмотреть Берлин. Всю молодежь очень интересовал вопрос:- Что это там за восточная Германия такая? Вроде те же немцы, язык одинаковый. В чем же разница? Для западных немцев попасть на восток было все равно, что в Россию. После снятия Берлинской Стены в западных городах стали организовывать экскурсии в бывшей ГДР. Молодой обеспеченный бюргер никогда от родного дома дальше 30-ти км не отъезжал. Он был чист душей, холост и по - детскому наивен. В свои 3 0 лет он еще учился и подрабатывал в магазине отца. Ерик был единственным наследником и должен был получить все после смерти отца. Наивность и деревенская доброта - были написано у него на лице. Толстые детские розовые щеки с небольшим пушком, большие голубые глаза и ярко рыжие кудри. Родители понимали, что сыну уже пора жениться, но богатой девочки в городке не было, а бедная - родителям была не нужна.

Первые два дня, у туристической группы была культурная программа, а на третий день им дали свободное время. Вся группа отправилась на дискотеку. Здесь-το Ерик с НЕЙ и познакомился. Она была конопата, с большой копной натуральных ярко рыжих давно начесанных волос. Вся в татуировках, курила и пила наравне с мужиками. Она сразу положила на него глаз. Звали ее Катрин. Они познакомились и, наивный великовозрастный ребенок даже не заметил, как попал к ней в постель.

Оказалось, что ее родня умерла от алкоголя и наркотиков. Сама она убежала из дома в 16 лет, ведет свободный образ жизни в Берлине. А главное, у нее нет никакого образования. Спит она в большинстве случаев на вокзале, потому что у нее денег, нет работы и, естественно нет жилья. Приходится зарабатывать проституцией. Она гордо рассказывала, что когда-то была официально замужем. Но муж ее оказался наркоманом, посадил ее на наркотики. В то время он где-то работал грузчиком, а через год их совместной жизни он умер от передозировки. Как она поняла, неожиданная смерь мужа, ее очень расстроила. Она не ожидала, что это может случиться от приема наркотиков. Все эти события произвели на нее ужасное впечатление, ей стало страшно, и она сама от наркотиков отказалась. А теперь, как вдова, она получает за мужа 50 Евро пенсии. На это и живет.

Молодой человек был так потрясен ее рассказом, что сразу решил взять ее с собой домой, на запад к маме. Когда родители Ерика увидели в своем доме «Эту», они потеряли дар речи.

Первым долгом они попросили молодых немедленно покинуть их дом и предложили им искать себе новую квартиру. Жить с ними вместе и разрешить им пожениться родители категорически отказывалась.

Ерик сразу пришлось, прекратил работать у отца. Он бросил учебу и нашел себе тяжелую работу на стройке. Ведь ему теперь стало необходимо содержать двоих. И для Ерика - маменькиного сыночка, началась новая самостоятельная семейная жизнь. Работать, учиться, вести хозяйство - Катрин не могла, не умела и не хотела. Детей рожать не могла из-за грехов прежней жизни. Первые полдня она спала, потом ходила по магазинам, а вечером, когда Ерик приходил с работы усталым, она ставила на стол вместо обеда 5 бутылок пива и соленые орешки. Так она привыкла в своей прошлой жизни. По выходным, когда Ерик не работал, начиная с 10 утра, они отправлялись в пивнушку и сидели там до обеда. Именно здесь Катрин чувствовала себя «как рыба в воде». Она курила и выпивала наравне с мужчинами. Все посетители, сидящие в пивнушке, сразу становились ее лучшими приятелями. Когда градус алкоголя в их организме зашкаливал за 40, они начинали приставать к Катрин. Та совсем была не против пофлиртовать. Рядом сидящий Ерик начинал возмущаться, начинался семейный скандал. И так они проводили почти каждое воскресенье.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Штефан Зайдениц и Бен Баркоу
Эти странные немцы

НАЦИОНАЛИЗМ И САМОСОЗНАНИЕ

Предостережение

Познакомившись с немцами поближе, даже самые убежденные ксенофобы могут изменить свое отношение к ним. Немцы, воспринимаемые многими как нация роботов с квадратными челюстями, чья речь звучит подобно реву водопроводных труб, чьим автомобилям нет равных в мире, а футбольным командам не ведомы поражения, поначалу кажутся неприступными.

Но это чисто внешняя сторона, за фасадом которой скрывается нация, раздираемая сомнениями относительно своего настоящего, будущего и даже того, как ей удалось добиться подобного прогресса. Стремясь уйти от неурядиц, преследующих этот мир, немцы, с одной стороны, уповают на незыблемый порядок и систему, то есть на Государство и Федеральный банк (Bundesbank), а, с другой стороны, видят свое спасение в вере, психоанализе и духовности.

Но это не должно вызывать усмешку; юмор – особая категория, требующая серьезного к себе отношения.

Немцы убеждены, что жизнь делится на две части: публичную и частную. Публичная включает в себя работу, политику, бизнес, бюрократию и разительно отличается от частной, к которой относятся семья, друзья, хобби и отдых. Что уместно в одной ипостаси, недопустимо в другой. На людях показная благопристойность, дома – всевозможные чудачества.

Если вы иностранец, то, как правило, видите немцев в их общественном проявлении и никогда в личном. Этим, отчасти, и объясняется репутация немцев за границей: сплошные пиво и сосиски.

Сегодня, когда объединение Германии стало реальностью, даже не ксенофобы испытывают страх за свое будущее. Что касается самих немцев, то их страх перед иностранцами не идет ни в какое сравнение с тем страхом, который они внушают жителям любого другого государства. К тому же успехи их экономики напрямую зависят от внешних рынков сбыта.

Какими они видят других

Большинство немцев преклоняется перед англичанами и с давних времен страдает от неразделенной любви к ним. Для жителей Германии Англия во все времена была непререкаемым авторитетом, образцом поразительных достижений в политической, социальной, промышленной и технологической областях. Немцы считают англичан прекрасными и совершенно безобидными людьми. Почти как немцы.

Американцы вызывают у немцев восхищение своим (не немецким!) беспечным прагматизмом и раздражают своей совершенно не немецкой несерьезностью. Соединенные Штаты видятся немцам чем-то вроде директора школы наций, и они испытывают к этой стране если не любовь, то несомненное уважение. Немцы обожествляют власть. Их любимая присказка: «кто умеет подчиняться, тот и сам может стать господином».

С итальянцами немцев связывает полное взаимопонимание, поскольку в их истории есть много общего. Эта глубокая и прочная дружба скреплена войнами, вторжениями и прочими разнообразными формами туризма. Немцы по достоинству оценили сокровища итальянского искусства, итальянскую кухню и пляжи.

Что касается Франции, немцы восхищаются ее утонченной цивилизацией и сожалеют о ее плебейской культуре. Французы, возможно, и жизнерадостнее немцев, зато немцы обладают большей духовностью. Несмотря ни на что, франкофилия широко распространена среди немцев, особенно в районах, пограничных с Францией.

Подобно ребенку, тоскливо взирающему поверх забора, отделяющего сад от улицы, немцы завидуют жителям Средиземноморья, свободе их отношений, древним культурным традициям, теплому климату. Но только тогда, когда они находятся на отдыхе.

Единственная нация, за которой немцы охотно признают неоспоримое превосходство тевтонских добродетелей – это шведы. Ни один немец не станет оспаривать их преимущества там, где речь идет о порядке, пунктуальности, прилежании, чистоплотности и педантичности. Кстати, немцы никогда не воевали со шведами.

Если жизненный опыт чему-то и научил немцев, так это осознанию факта, что вне сообщества наций нет будущего. Нет на земле другой нации, которая бы с такой же ясностью сознавала всю важность совместного существования. Терпимость не просто добродетель, это – долг.

Какими они видят себя

Вообще-то немец считает себя скромным и довольно заурядным человеком. Дайте ему пиво, колбасу, немного уюта (Gemutlichkeit) и другого немца, с которым можно было бы поспорить о политике или пожаловаться на жизненные неурядицы, и он будет доволен. Немцев нельзя назвать жадными, они не рассчитывают получить что-то задарма и исправно платят налоги. Простой, честный народ (Volk).

Немцы любят помечтать, и считают себя романтиками. Не такими витиевато-цветистыми и приторно-сусальными, как жители Средиземноморья, а яростно-гениальными.

В каждом немце есть что-то от неистового Бетховена, парящего над лесами и оплакивающего закат солнца в горах, преодолевающего бесчисленные удары судьбы, пытаясь выразить невыразимое. Это Великая Немецкая Душа, которая заявляет о себе везде, где только речь заходит об Искусстве, Чувствах и Истине.

На самом деле вовсе не немцы стали родоначальниками Романтизма (хотя они искренне убеждены в том, что это были они), но именно немцы наполнили его философским содержанием.

Немцы считают себя высокообразованной нацией. Вопреки распространенному мнению, они не знают всего, просто они знают все лучше других.

Особые отношения

До 1990 года вся Западная Германия была одержима идеей воссоединения обеих Германий. Как, вопрошали немцы себя и других, мы можем ощущать себя нацией, когда великий Немецкий Дух (Geist) разделен бетонной стеной?

Все сходились на том, что объединение является исторической необходимостью. Но до этого еще никому не приходилось достигать согласия в обществе, сцементированном жаждой потребительства, а не едиными идеологическими установками. Теперь же, когда объединение стало свершившимся фактом, западных немцев одолевают сомнения.

Все «весси» (бывшие западные немцы) знают, что все «осси» (бывшие восточные немцы) лентяи и кляузники. Все «осси» знают, что все «весси» циники и обманщики. И так было всегда.

Воссоединение двух народов дается нелегко, особенно когда один из них (выражаясь языком торговцев недвижимостью) «нуждается в уходе» и имеет множество «временных наслоений» и «оригинальных деталей». Чтобы владеть ситуацией, немцы создали на территории бывшей ГДР «Ведомство по опеке над государственным имуществом» (Treuhand), которое сразу же превратилось в крупнейшего в мире предпринимателя, контролирующего 9.000 компаний, около двух миллионов гектаров земельных и двух миллионов гектаров лесных угодий. Оно должно было приватизировать все, что подлежало приватизации, и закрыть все остальное.

Нет нужды говорить, что деятельность «Ведомства» казалась восточным немцам чрезвычайно подозрительной, поскольку все их национальное достояние прямо на глазах распродавалось по бросовым ценам, а сами они превращались в граждан второго сорта.

Напряженность между жителями обеих Германий сохраняется и поныне, и некоторые задаются вопросом: действительно ли объединение диктовалось исторической необходимостью, а Стена была стимулом поддержания великого Немецкого Духа (Geist), или только глупость политиков заставила их решиться на подобный шаг?

С началом перемен немцы испытали неведомый им прежде страх, и их духовные искания приобрели эпический размах. Неизбежным результатом стало дальнейшее продвижение Германии по пути приобщения к идеалам Европейского Сообщества, а этот процесс, в свою очередь, ведет к стабилизации внутренней обстановки. Втайне некоторые немцы уже сожалеют о том, что их втянули в подобную авантюру, и тоскуют по старым временам, когда жизнь казалась такой простой и было отчетливое понимание того, кто твой враг.

Какими их видят другие

Чувства, которые немцы вызывают у других народов, колеблются между страхом и восхищением – о немцах говорят: «Протяни им палец, откусят руку».

Немцев считают умелыми, хладнокровными, высокомерными и деспотичными, но зато превосходными финансистами и предпринимателями.

Англичане всегда были высокого мнения о немецкой деловитости и педантичности, искренне полагая, что из всех европейцев немцы больше всего похожи на них. Источником этого приятного заблуждения служит то обстоятельство, что многие немцы владели британской короной или занимали высокое положение при дворе.

Французы смотрят на немцев с подозрением и некоторой долей отвращения, и стремятся свести общение с ними до минимума. Итальянцы ошарашены врожденной способностью немцев получать все необходимое без особых усилий, но считают их ограниченными.

Что до австрийцев, то, по их мнению, хорош тот немец, который находится от них подальше, желательно по ту сторону Атлантики.

Какими они хотят казаться

Немцы жаждут понимания и любви со стороны других, но втайне испытывают гордость от того, что их желание не осуществимо. И в самом деле, как может кто-то, кроме них самих, понять такой сложный, глубоко чувствующий народ? Что могут другие знать о стремлении немцев к осознанию самих себя или о метаниях немецкой души, стремящейся к самореализации?

Немцы хотят, чтобы их стремление к правде и справедливости вызывали уважение, и удивляются, когда это воспринимается в лучшем случае как бестактность. В конце концов, если я вижу, что вы заблуждаетесь, не мой ли долг поправить вас? Почему я должен делать вид, что мне нравится ваша жуткая рубашка, вместо того, чтобы высказать все, что я о ней думаю? Но иностранцы, похоже, не способны оценить это.

Неудержимый самоанализ немцев, сходный с созерцанием собственного пупка, говорит об инфантильности. Жалобы на грубость немцев свидетельствуют о полном непонимании их истинной природы. Немцы утешают себя тем, что стремление к справедливости и требовательность к самим себе всегда вызывают у других раздражение. Как ни печально, но с этим нужно смириться.

Добродетельный немец всем своим видом выражает мировую скорбь (Weltschmerz), а в душе гордится своей непонятостью.

ХАРАКТЕР

Как важно быть серьезным

Немцы относятся к жизни с невероятной серьезностью (Ernsthaft). За пределами Берлина даже юмор не воспринимается как что-то смешное, и если вам придет в голову пошутить, то сначала получите на это письменное разрешение.

Немцы весьма неодобрительно относятся к любым проявлениям легкомыслия, всяким случайностям и неожиданностям. В их языке отсутствует такое понятие, как светлая грусть, поскольку его никак не назовешь серьезным. Само предположение о том, что замечательные идеи могут возникать спонтанно и высказываться людьми, не обладающими соответствующей квалификацией, невозможно и к тому же крайне нежелательно. В конечном счете, немцы скорее готовы отказаться от толкового изобретения, чем свыкнуться с мыслью, что творчество – во многом стихийный и неуправляемый процесс.

Именно потому, что они воспринимают жизнь со всей серьезностью, немцы так привержены правилам. Шиллер писал, что «покорность есть первейший долг», и ни один немец не позволит себе в этом усомниться. Это полностью соответствует их представлениям о долге и порядке. Поэтому немцы предпочитают не нарушать даже те правила, которые сильно осложняют им жизнь, руководствуясь принципом, что все, что не разрешено – запрещено. Если курить или ходить по траве разрешено, вас уведомит об этом специальная табличка.

Что касается профессиональной стороны жизни, то стремление относиться ко всему серьезно означает, что вы не можете позволить себе круто изменить жизнь, бросить, например, работу бухгалтера или инженера-компьютерщика и стать вольным хлеборобом или заняться ароматерапией. Подобные мысли следует безжалостно гнать как несерьезные и сомнительные.

Порядок

Немцы гордятся своей работоспособностью, организованностью, дисциплиной, опрятностью и пунктуальностью. Ведь из этого складывается порядок (Ordnung), который вмещает в себя не только такие понятия как чистоплотность, но и корректность, пристойность, предназначение и множество других замечательных вещей. Ни одна фраза не греет так сердце немца, как: «alles in Ordnung», означающая, что все в порядке, все так, как и должно быть. Категорический императив, который чтит каждый немец, звучит так: «Ordnung muss sein», – что означает: «Порядок превыше всего».

Если что немцам и нравится, так это труд. Он – основа основ. Поломка автомобиля или стиральной машины через полгода после их покупки воспринимается немцем не просто как неприятность, а как нарушение общественного договора.

Попадая за рубеж, немцы изумляются при виде прокопченных зданий, замусоренных улиц, немытых автомобилей. Подолгу ожидая поезда в лондонском метро, они недоумевают, как могут эти сумасшедшие англичане мириться с подобным положением дел вместо того, чтобы устроить все должным образом. И все у этих британцев какое-то сомнительное: и язык со всякими подвохами, и фанаты, которые скандируют имена кумиров, подражая крикам пернатых, и названия городов, которые никак толком не запомнишь.

У себя дома немцы гораздо лучше справляются с подобными вещами. Слова могут быть такими же сложными и выговариваться гортанно, но зато никаких подвохов с произношением – как слышишь, так и пишешь. Улицы чистые, дома свежевыкрашенные, мусор там, где ему и положено быть – в мусорных баках. В общем, полный «орднунг».

Разложить все по полочкам

Если сказать немцу что-то вроде «от добра добра не ищут» или «готовая вещь в починке не нуждается», он решит, что или вы иностранец, или вам нужна помощь психиатра.

Общеизвестно, что в Германии, прежде чем браться за дело, следует расставить все по своим местам: хорошее отделить от плохого, необходимое от ненужного, случайного. Все, что принадлежит тебе, должно быть четко отделено от того, что принадлежит мне; общественное следует оградить от попыток смешения его с частным, истинное любой ценой необходимо распознать, чтобы не спутать его с фальшивым. Следует выработать четкое определение для слов, принадлежащих к мужскому и женскому родам (хотя в немецком языке слово «немцы» среднего рода), и так далее и тому подобное.

Только после того, как все будет разложено по своим местам, можно с чистой совестью сказать, что все в порядке. Это и есть знаменитый «категорический императив» – понятие, введенное Кантом, поскольку он не мог смириться с отсутствием порядка в мировом устройстве.

Кант решился на то, на что не мог решиться ни один немец до него: придать всему определенность, разбив на отдельные категории. Он славился тем, что доводил друзей до белого каления своей страстью разделять все на группы и подгруппы. Каждый том его библиотеки выделялся в особый раздел и хранился отдельно, чтобы ни одна случайная книга не нарушила эту продуманную систему. Он пошел еще дальше, вынашивая грандиозный план, согласно которому все его книги должны были быть разрезаны на куски и обработаны таким образом, чтобы слова, их составляющие, можно было разбирать и снова собирать – тома внутри аккуратно размечены «это…», «и это…» и т.д. Однако он так и не завершил свой грандиозный шедевр воплощенного порядка.

Современные немцы не настолько радикальны в своих устремлениях, но лишь по той причине, что подобные крайности давно считаются отличительными признаками «психов» – термин, которым обозначают экстремистов и тех немногих, которые разделяют их взгляды.

Страх

А теперь давайте представим, что в том райском саду, который зовется Германией, заводится змей: сомнение. Немцы раздираемы сомнениями и постоянно стараются предотвратить наступление хаоса. Они не умеют отмахиваться от своих сомнений или топить неприятности в кружке пива и веселии.

Трогательная вера иных народов в то, что «утро вечера мудренее» или «все перемелется», не для немцев. Скорее наоборот, немцы убеждены, что сомнения и тревога охватывают тем сильнее, чем больше о них думаешь. Они искренне недоумевают, почему мир до сих пор еще не провалился в тартарары, и абсолютно убеждены в том, что это случится в самом ближайшем будущем.

Несомненно, Германия – страна, где правит Страх (Angst).

Говорят, что результатом такого всеобъемлющего страха бывает нежелание что-либо предпринимать, но когда нужно действовать, немцы кидаются в атаку.

Именно страх движет немцами в их стремлении все упорядочить, отрегулировать, проконтролировать снова и снова, проследить, застраховать, проверить, задокументировать. В душе они уверены, что необходимо обладать высочайшим интеллектом, чтобы по-настоящему осознать, как на самом деле опасна жизнь.

Немцы убеждены, что степень беспокойства напрямую связана с интеллектуальным потенциалом нации.

Жизнь – это пляж

Нигде стремление немцев добиваться желаемого не проявляется так явно, как во время отпуска на море. На самых разных побережьях за ними укрепилась дурная слава из-за той бешеной энергии, которую они развивают при обживании лучших мировых пляжей.

Как бы рано вы ни появились на пляже, немцы все равно окажутся там раньше вас. Остается загадкой, как им это удается, если учесть, что они кутят в барах и тавернах далеко за полночь и наравне со всеми.

Заняв береговой плацдарм, немцы немедленно начинают окапываться и воздвигать укрепления. Можно смело утверждать, что немцы оккупируют пляжи, ведь вся территория покрывается громадными, увенчанными флагами замками из песка – по одному на семью – высотой в несколько футов с украшениями из морских ракушек и выброшенных на берег морских звезд.

В отличие от других, немцы предпочитают пребывать внутри своих творений, которые, ко всему прочему, служат еще и знаком того, что место занято. Часто эти сооружения громоздятся так близко друг к другу, что просто не остается свободного места для прохода. В крайнем случае всем не немцам приходится располагаться прямо на голых камнях, так как немцы забирают весь пляжный песок для строительства своих крепостей.

Мечтатели

Когда окружающая действительность становится невыносимой, немцы спасаются бегством в мир фантазий. Неудачи и поражения вынуждают искать спасения в метафизической сфере, и немцы обожают мечтать. Если англичанина дразнят «Джоном Булем», а американца «дядей Сэмом», то прозвище типичного немца – «соня Михель» (производное от святого Михаила, покровителя Германии).

Поэт Генрих Гейне так оценил эту слабость немцев в своей «Зимней сказке»:

"Французам и русским досталась земля,

Британец владеет морем,

Зато в воздушном царстве грез

Мы с кем угодно поспорим".

(Перевод В. Левика)

Иногда стремление немцев к бегству от жизни, то есть жажда божественного откровения, приводит к тому, что их воспринимают как людей непрактичных, не от мира сего. Как грустно заметил Гёте: «Пока мы, немцы, бьемся над решением философских проблем, англичане с их практичным умом смеются над нами и завоевывают мир».

Идеал

«Никого из нас не назовешь совершенством, но мы к нему стремимся», оптимистично заметил немецкий генерал-фельдмаршал, барон фон Рихтхофен. Стремление к совершенству – главная отличительная черта немецкого характера. Она оказалась неоценимым благом для их автомобильной промышленности, но не выдерживает никакой критики, когда вылезает наружу во время веселых вечеринок. И тут уж бесполезно искать компромисс и спорить, хорошо это или плохо. Строго говоря, немцам нужен только идеал.

Ни один немец не сомневается, что идеал, или, вернее, Идеал, существует, но только на небесах. Естественно, что здесь, на земле, Идеала быть не может – в крайнем случае, его бледное подобие. Хоть Платон и был греком, но мыслил он, как немец. И не стоит удивляться тому, что большинству немцев идеи ближе, чем люди. Как писал Гёте: «Действительность почти всегда является пародией на идею».

Идеи всегда прекрасны и никогда вас не подводят; люди же непредсказуемы и делают это сплошь и рядом. Конфликт между идеями и реальностью неизбежен, и немцы уже с этим смирились. Он придает жизни ощущение трагизма.

В основе немецкой литературы и германской мифологии лежит все тот же конфликт. Большинство героев погибает потому, что они, храня верность своим идеалам, сражаются за то, чтобы изменить мир и собственную природу. Оплакивание этого печального обстоятельства – чисто немецкое занятие. Выбирать меньшее из зол и спокойно переносить тяготы судьбы – такое с трудом укладывается в сознание немцев.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Немцы высоко ценят образованность (Bildung), подразумевая под ней образование и общую культуру. Демонстрировать свою начитанность и свои знания не считается дурным тоном. Так они участвуют в культурной жизни нации и испытывают гордость за нее.

Если вы не афишируете свою образованность, немцы воспринимают это не как проявление скромности, а как признание в собственном невежестве. Если уж вы получили образование, то гордитесь им.

По отношению к своему культурному наследию немцы проявляют незаурядный энтузиазм. Для большинства англичан культура – это то, на что следует тратить свободное время, но вряд ли они посвятят свой досуг чтению Шекспира или Сэмюэла Джонсона. У немцев все как раз наоборот.

Они страшно удивятся, узнав, что вам не удалось осилить «Критику чистого разума» Канта (как же это вы так оплошали?); сами же они читают Гёте, Шиллера да и того же Шекспира с неимоверным и страстным интересом.

Н аселение объединенной Германии составляет 81 миллион человек (67 миллионов в Западной и 14 миллионов в Восточной); для сравнения: французов – 58 миллионов; поляков – 38 миллионов; голландцев – 15 миллионов; бельгийцев – 10 миллионов; австрийцев – 8 миллионов; швейцарцев – 7 миллионов и датчан – 5 миллионов.

НАЦИОНАЛИЗМ И САМОСОЗНАНИЕ

Предостережение

Познакомившись с немцами поближе, даже самые убежденные ксенофобы могут изменить свое отношение к ним. Немцы, воспринимаемые многими как нация роботов с квадратными челюстями, чья речь звучит подобно реву водопроводных труб, чьим автомобилям нет равных в мире, а футбольным командам не ведомы поражения, поначалу кажутся неприступными.

Но это чисто внешняя сторона, за фасадом которой скрывается нация, раздираемая сомнениями относительно своего настоящего, будущего и даже того, как ей удалось добиться подобного прогресса. Стремясь уйти от неурядиц, преследующих этот мир, немцы, с одной стороны, уповают на незыблемый порядок и систему, то есть на Государство и Федеральный банк (Bundesbank), а, с другой стороны, видят свое спасение в вере, психоанализе и духовности.

Но это не должно вызывать усмешку; юмор – особая категория, требующая серьезного к себе отношения.

Немцы убеждены, что жизнь делится на две части: публичную и частную. Публичная включает в себя работу, политику, бизнес, бюрократию и разительно отличается от частной, к которой относятся семья, друзья, хобби и отдых. Что уместно в одной ипостаси, недопустимо в другой. На людях показная благопристойность, дома – всевозможные чудачества.

Если вы иностранец, то, как правило, видите немцев в их общественном проявлении и никогда в личном. Этим, отчасти, и объясняется репутация немцев за границей: сплошные пиво и сосиски.

Какими они видят других

Большинство немцев преклоняется перед англичанами и с давних времен страдает от неразделенной любви к ним. Для жителей Германии Англия во все времена была непререкаемым авторитетом, образцом поразительных достижений в политической, социальной, промышленной и технологической областях. Немцы считают англичан прекрасными и совершенно безобидными людьми. Почти как немцы.

Американцы вызывают у немцев восхищение своим (не немецким!) беспечным прагматизмом и раздражают своей совершенно не немецкой несерьезностью. Соединенные Штаты видятся немцам чем-то вроде директора школы наций, и они испытывают к этой стране если не любовь, то несомненное уважение. Немцы обожествляют власть. Их любимая присказка: «кто умеет подчиняться, тот и сам может стать господином».

С итальянцами немцев связывает полное взаимопонимание, поскольку в их истории есть много общего. Эта глубокая и прочная дружба скреплена войнами, вторжениями и прочими разнообразными формами туризма. Немцы по достоинству оценили сокровища итальянского искусства, итальянскую кухню и пляжи.

Что касается Франции, немцы восхищаются ее утонченной цивилизацией и сожалеют о ее плебейской культуре. Французы, возможно, и жизнерадостнее немцев, зато немцы обладают большей духовностью. Несмотря ни на что, франкофилия широко распространена среди немцев, особенно в районах, пограничных с Францией.

Подобно ребенку, тоскливо взирающему поверх забора, отделяющего сад от улицы, немцы завидуют жителям Средиземноморья, свободе их отношений, древним культурным традициям, теплому климату. Но только тогда, когда они находятся на отдыхе.

Какими они видят себя

Вообще-то немец считает себя скромным и довольно заурядным человеком. Дайте ему пиво, колбасу, немного уюта (Gemutlichkeit) и другого немца, с которым можно было бы поспорить о политике или пожаловаться на жизненные неурядицы, и он будет доволен. Немцев нельзя назвать жадными, они не рассчитывают получить что-то задарма и исправно платят налоги. Простой, честный народ (Volk).

Немцы любят помечтать, и считают себя романтиками. Не такими витиевато-цветистыми и приторно-сусальными, как жители Средиземноморья, а яростно-гениальными.

В каждом немце есть что-то от неистового Бетховена, парящего над лесами и оплакивающего закат солнца в горах, преодолевающего бесчисленные удары судьбы, пытаясь выразить невыразимое. Это Великая Немецкая Душа, которая заявляет о себе везде, где только речь заходит об Искусстве, Чувствах и Истине.

На самом деле вовсе не немцы стали родоначальниками Романтизма (хотя они искренне убеждены в том, что это были они), но именно немцы наполнили его философским содержанием.

Немцы считают себя высокообразованной нацией. Вопреки распространенному мнению, они не знают всего, просто они знают все лучше других.

Особые отношения

До 1990 года вся Западная Германия была одержима идеей воссоединения обеих Германий. Как, вопрошали немцы себя и других, мы можем ощущать себя нацией, когда великий Немецкий Дух (Geist) разделен бетонной стеной?

Все сходились на том, что объединение является исторической необходимостью. Но до этого еще никому не приходилось достигать согласия в обществе, сцементированном жаждой потребительства, а не едиными идеологическими установками. Теперь же, когда объединение стало свершившимся фактом, западных немцев одолевают сомнения.

Все «весси» (бывшие западные немцы) знают, что все «осси» (бывшие восточные немцы) лентяи и кляузники. Все «осси» знают, что все «весси» циники и обманщики. И так было всегда.

Воссоединение двух народов дается нелегко, особенно когда один из них (выражаясь языком торговцев недвижимостью) «нуждается в уходе» и имеет множество «временных наслоений» и «оригинальных деталей». Чтобы владеть ситуацией, немцы создали на территории бывшей ГДР «Ведомство по опеке над государственным имуществом» (Treuhand), которое сразу же превратилось в крупнейшего в мире предпринимателя, контролирующего 9.000 компаний, около двух миллионов гектаров земельных и двух миллионов гектаров лесных угодий. Оно должно было приватизировать все, что подлежало приватизации, и закрыть все остальное.

Нет нужды говорить, что деятельность «Ведомства» казалась восточным немцам чрезвычайно подозрительной, поскольку все их национальное достояние прямо на глазах распродавалось по бросовым ценам, а сами они превращались в граждан второго сорта.

Какими их видят другие

Чувства, которые немцы вызывают у других народов, колеблются между страхом и восхищением – о немцах говорят: «Протяни им палец, откусят руку».

Немцев считают умелыми, хладнокровными, высокомерными и деспотичными, но зато превосходными финансистами и предпринимателями.

Англичане всегда были высокого мнения о немецкой деловитости и педантичности, искренне полагая, что из всех европейцев немцы больше всего похожи на них. Источником этого приятного заблуждения служит то обстоятельство, что многие немцы владели британской короной или занимали высокое положение при дворе.

Французы смотрят на немцев с подозрением и некоторой долей отвращения, и стремятся свести общение с ними до минимума. Итальянцы ошарашены врожденной способностью немцев получать все необходимое без особых усилий, но считают их ограниченными.

Что до австрийцев, то, по их мнению, хорош тот немец, который находится от них подальше, желательно по ту сторону Атлантики.

ХАРАКТЕР

Как важно быть серьезным

Немцы относятся к жизни с невероятной серьезностью (Ernsthaft). За пределами Берлина даже юмор не воспринимается как что-то смешное, и если вам придет в голову пошутить, то сначала получите на это письменное разрешение.

Немцы весьма неодобрительно относятся к любым проявлениям легкомыслия, всяким случайностям и неожиданностям. В их языке отсутствует такое понятие, как светлая грусть, поскольку его никак не назовешь серьезным. Само предположение о том, что замечательные идеи могут возникать спонтанно и высказываться людьми, не обладающими соответствующей квалификацией, невозможно и к тому же крайне нежелательно. В конечном счете, немцы скорее готовы отказаться от толкового изобретения, чем свыкнуться с мыслью, что творчество – во многом стихийный и неуправляемый процесс.

Именно потому, что они воспринимают жизнь со всей серьезностью, немцы так привержены правилам. Шиллер писал, что «покорность есть первейший долг», и ни один немец не позволит себе в этом усомниться. Это полностью соответствует их представлениям о долге и порядке. Поэтому немцы предпочитают не нарушать даже те правила, которые сильно осложняют им жизнь, руководствуясь принципом, что все, что не разрешено – запрещено. Если курить или ходить по траве разрешено, вас уведомит об этом специальная табличка.

Что касается профессиональной стороны жизни, то стремление относиться ко всему серьезно означает, что вы не можете позволить себе круто изменить жизнь, бросить, например, работу бухгалтера или инженера-компьютерщика и стать вольным хлеборобом или заняться ароматерапией. Подобные мысли следует безжалостно гнать как несерьезные и сомнительные.

Порядок

Немцы гордятся своей работоспособностью, организованностью, дисциплиной, опрятностью и пунктуальностью. Ведь из этого складывается порядок (Ordnung), который вмещает в себя не только такие понятия как чистоплотность, но и корректность, пристойность, предназначение и множество других замечательных вещей. Ни одна фраза не греет так сердце немца, как: «alles in Ordnung», означающая, что все в порядке, все так, как и должно быть. Категорический императив, который чтит каждый немец, звучит так: «Ordnung muss sein», – что означает: «Порядок превыше всего».

Если что немцам и нравится, так это труд. Он – основа основ. Поломка автомобиля или стиральной машины через полгода после их покупки воспринимается немцем не просто как неприятность, а как нарушение общественного договора.

Попадая за рубеж, немцы изумляются при виде прокопченных зданий, замусоренных улиц, немытых автомобилей. Подолгу ожидая поезда в лондонском метро, они недоумевают, как могут эти сумасшедшие англичане мириться с подобным положением дел вместо того, чтобы устроить все должным образом. И все у этих британцев какое-то сомнительное: и язык со всякими подвохами, и фанаты, которые скандируют имена кумиров, подражая крикам пернатых, и названия городов, которые никак толком не запомнишь.

У себя дома немцы гораздо лучше справляются с подобными вещами. Слова могут быть такими же сложными и выговариваться гортанно, но зато никаких подвохов с произношением – как слышишь, так и пишешь. Улицы чистые, дома свежевыкрашенные, мусор там, где ему и положено быть – в мусорных баках. В общем, полный «орднунг».

Разложить все по полочкам

Если сказать немцу что-то вроде «от добра добра не ищут» или «готовая вещь в починке не нуждается», он решит, что или вы иностранец, или вам нужна помощь психиатра.

Общеизвестно, что в Германии, прежде чем браться за дело, следует расставить все по своим местам: хорошее отделить от плохого, необходимое от ненужного, случайного. Все, что принадлежит тебе, должно быть четко отделено от того, что принадлежит мне; общественное следует оградить от попыток смешения его с частным, истинное любой ценой необходимо распознать, чтобы не спутать его с фальшивым. Следует выработать четкое определение для слов, принадлежащих к мужскому и женскому родам (хотя в немецком языке слово «немцы» среднего рода), и так далее и тому подобное.

Только после того, как все будет разложено по своим местам, можно с чистой совестью сказать, что все в порядке. Это и есть знаменитый «категорический императив» – понятие, введенное Кантом, поскольку он не мог смириться с отсутствием порядка в мировом устройстве.

Кант решился на то, на что не мог решиться ни один немец до него: придать всему определенность, разбив на отдельные категории. Он славился тем, что доводил друзей до белого каления своей страстью разделять все на группы и подгруппы. Каждый том его библиотеки выделялся в особый раздел и хранился отдельно, чтобы ни одна случайная книга не нарушила эту продуманную систему. Он пошел еще дальше, вынашивая грандиозный план, согласно которому все его книги должны были быть разрезаны на куски и обработаны таким образом, чтобы слова, их составляющие, можно было разбирать и снова собирать – тома внутри аккуратно размечены «это…», «и это…» и т.д. Однако он так и не завершил свой грандиозный шедевр воплощенного порядка.

Современные немцы не настолько радикальны в своих устремлениях, но лишь по той причине, что подобные крайности давно считаются отличительными признаками «психов» – термин, которым обозначают экстремистов и тех немногих, которые разделяют их взгляды.

Страх

А теперь давайте представим, что в том райском саду, который зовется Германией, заводится змей: сомнение. Немцы раздираемы сомнениями и постоянно стараются предотвратить наступление хаоса. Они не умеют отмахиваться от своих сомнений или топить неприятности в кружке пива и веселии.

Трогательная вера иных народов в то, что «утро вечера мудренее» или «все перемелется», не для немцев. Скорее наоборот, немцы убеждены, что сомнения и тревога охватывают тем сильнее, чем больше о них думаешь. Они искренне недоумевают, почему мир до сих пор еще не провалился в тартарары, и абсолютно убеждены в том, что это случится в самом ближайшем будущем.

Несомненно, Германия – страна, где правит Страх (Angst).

Говорят, что результатом такого всеобъемлющего страха бывает нежелание что-либо предпринимать, но когда нужно действовать, немцы кидаются в атаку.

Именно страх движет немцами в их стремлении все упорядочить, отрегулировать, проконтролировать снова и снова, проследить, застраховать, проверить, задокументировать. В душе они уверены, что необходимо обладать высочайшим интеллектом, чтобы по-настоящему осознать, как на самом деле опасна жизнь.

Жизнь – это пляж

Нигде стремление немцев добиваться желаемого не проявляется так явно, как во время отпуска на море. На самых разных побережьях за ними укрепилась дурная слава из-за той бешеной энергии, которую они развивают при обживании лучших мировых пляжей.

Как бы рано вы ни появились на пляже, немцы все равно окажутся там раньше вас. Остается загадкой, как им это удается, если учесть, что они кутят в барах и тавернах далеко за полночь и наравне со всеми.

Заняв береговой плацдарм, немцы немедленно начинают окапываться и воздвигать укрепления. Можно смело утверждать, что немцы оккупируют пляжи, ведь вся территория покрывается громадными, увенчанными флагами замками из песка – по одному на семью – высотой в несколько футов с украшениями из морских ракушек и выброшенных на берег морских звезд.

В отличие от других, немцы предпочитают пребывать внутри своих творений, которые, ко всему прочему, служат еще и знаком того, что место занято. Часто эти сооружения громоздятся так близко друг к другу, что просто не остается свободного места для прохода. В крайнем случае всем не немцам приходится располагаться прямо на голых камнях, так как немцы забирают весь пляжный песок для строительства своих крепостей.

Обновлено: 2019-8-5

Олег Лажечников

56

Германия нам запала в душу после посещения . Страна четких правил, соблюдения законов, и применения последних технологий. Наверняка есть и свои минусы, как же может быть без них, ведь идеальных стран не существует, и они становятся заметны уже после длительного проживания в Германии. Однако, что для одного плохо, то для другого хорошо, все относительно. В любом случае, с хорошего надо брать пример.

Современный Мюнхен.

Сегодня о тех особенностях Германии, которые мы заметили сами, и о которых нам поведал Олли, приютивший нас на несколько дней в Мюнхене.

Первая национальная особенность Германии — это культура велодвижения, которая уже исчисляется не одним десятком лет. Нам же такое в диковинку. Как вам велопробки? Или велосипедисты с велотележками, прямо как полноценные машины с багажником? Таким темпами могут и проблемы с парковкой велосипедов начаться, уж до того их много. Причем это не дорогие горные, а обычные городские велы, доступные по цене абсолютно всем. Возможно, поэтому и встречаются старые и ржавые, привязанные к дереву и брошенные на произвол судьбы – мол, забыл где оставил, не проблема, новый куплю.

Вообще, современно тут не только в плане велодвижения. Но и во многом другом, все сделано зачем-то для людей. Одни общественные туалеты на паркингах вдоль автобанов чего стоят — датчики включения воды и смыва инфракрасные, и иногда классическая музыка внутри играет. Это вам не дырка в полу в деревянной кабинке с кучей мух. Так же на каждом паркинге столы со скамейками, где можно покушать. А про бесплатные автобаны без ограничений я вообще молчу.

Германия — страна передовых технологий. Приятно видеть повсеместное использование солнечных батарей и ветрогенератов, целые поля просто. А еще одна особенность Германии – сортировка мусора. Причем немцы не просто распределяют по типу материала, но и разделяют стекло разных цветов и пластик по различным критериям. Это они так природные ресурсы экономят. Странные, да? Мы ведь вместе с Африкой сведем на нет все их усилия. Спилим весь лес, загрязним все реки и озера, у нас то природных ресурсов-то навалом!

Первое время, мы ходили и удивлялись, откуда столько инвалидов? Вот она какая, благополучная страна с кучей больных людей! Но чуть позже стало ясно — у нас в России инвалиды становятся изгоями общества, и просто сидят дома, и их никто не видит. Здесь же – это обычные люди, живущие полноценной жизнью: инвалидные коляски по последнему слову техники, специальные лифты, приспособления, нормальное отношение со стороны общества, друзья.

Мне с детства внушали значимость хлеба для русского человека. И я думал, что именно в России едят очень много хлеба. Постепенно мои иллюзии развеиваются. Сначала в Турции я увидел сколько хлеба едят, теперь вот узнал про эту национальную особенность Германии. Завтрак — это несколько видов хлеба (бублики, рогалики, круасаны, багеты) с вареньями, пастами, сырами. И так каждый день. Как они не поправляются только? Выпечка на улицах продается на каждом углу, на многих станциях метро. И сколько ее видов! А что у нас? Осточертелые всем слойки-полуфабрикаты с 10-ю начинками, разогретые в микроволновке… С другой стороны, меньше есть будем мучного.

Что хочется сделать, когда видишь милицию? Правильно, перейти дорогу и обойти стороной, мало ли чего в голову придет властью обреченным. Здесь же можно забыть о подобных чувствах. Когда, мы ночевали в аэропорту Берлина, мы радовались, что рядом ходит патруль и нас охраняет. Люди действительно занимаются своим делом.

Другая особенность Германии – это поведение на дороге. Ну какой нормальный и уважающий себя человек будет притормаживать, увидев машину с включенным поворотником? Ведь проскочит же вперед! Нет, в Германии однозначно сложно ездить за рулем — тебя везде пропускают, не сигналят, когда ты мешаешь движению, не подрезают, перестраиваясь из ряда в ряд. А кроме этого, все соблюдают скоростные режимы и в пробке стоят и ждут своей очереди. Так ведь совсем можно разучиться водить машину, да и адреналин не поступает в кровь.

Самая главная особенность Германии, хотя наверняка и всей Европы – это вежливость и улыбчивость людей. И вот зачем спрашивается? Зачем продавцу в магазине улыбаться? Особенно, если плохое настроение. Ведь намного лучше нахамить, ведь тогда день будет прожит не зря. Так нет, эти странные немцы еще про жизнь спрашивают, мол, как здоровье, как жизнь, откуда вы. Совсем с ума посходили, издеваются! Но ничего, мы стойко переносили это дружелюбие 4 недели, пока были в Европе. А когда прилетели во Внуково, то прям бальзамом на сердце оказался пограничный контроль — с такими мерзкими рожами нас встретили пограничники, что аж в груди что-то радостно затрепыхалось, чувствуя возвращение на Родину. Но осознание, что муки пребывания в Европе закончены, пришло только в нашем российском супермаркете – обхамили и швырнули сдачу – теперь мы дома!

И напоследок немного фото провинциальной Германии

P.S. Да простят меня патриоты России, но эта статья была написана в первые дни после приезда из Европы, и тогда контраст был уж очень сильно заметен. Чуть позже, как обычно, перестаешь это все замечать. И да, я прекрасно понимаю, что в Германии куча минусов, но боюсь для многих уж лучше такие минусы, чем те, что есть в России или других странах СНГ.

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

3,00 из 5 (оценок: 1)

Комментарии (56 )

    Ольга

    Володя

    Наташа

    Александр

    Географ

    Ирина

    Ольга

    Мария Бек

    Alex

    Amateur photographer

    Armnikk

    Kolvas

    Анна

    Елена

    AlexandrGF

    Виталий

    Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

    Штефан Зайдениц, Бен Баркоу
    Эти странные немцы

    Редактор Н. Казакова

    Руководитель проекта Л. Разживайкина

    Корректор М. Смирнова

    Компьютерная верстка А. Абрамов

    Дизайн обложки Ю. Буга

    Использована иллюстрация из фотобанка shutterstock.com


    © Copyright Xenophobe"s® Guides Ltd, 2013

    © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017


    Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

    * * *

    Население объединенной Германии составляет 81 млн человек; для сравнения: датчан – 5 млн; австрийцев – 8 млн, швейцарцев – 8 млн, чехов – 10 млн, бельгийцев – 11 млн, голландцев – 16 млн, поляков – 38 млн, британцев – 64 млн, французов – 66 млн и 321 млн американцев.

    Германия по площади почти втрое больше Великобритании и примерно в полтора раза меньше Франции.

    Национализм и самосознание

    Предостережение

    Современных потомков тевтонцев нередко сравнивают с человекоподобными монстрами с лязгающими голосами и лающей речью, однако признают безусловное превосходство их автопрома и футбольных команд.

    Трудно поверить, что за этим грозным и не слишком привлекательным фасадом кроется народ, терзаемый раскаянием за свое прошлое, сомнениями в своем сегодняшнем предназначении и неуверенностью в завтрашнем дне. Спасение немцы ищут, с одной стороны, в порядке и системе, то есть в государстве и Федеральном банке (Bundesbank), с другой – уповают на веру, психоанализ и духовность.

    Кому-то эти терзания могут показаться смешными, но насмешки чреваты. Чувство юмора – не самая сильная сторона немецкой натуры, юмор, по их мнению, особая категория, требующая вдумчивого и серьезного подхода. Они убеждены, что жизнь, как медаль, имеет две стороны: публичную, которую можно выставлять напоказ, и личную, в которую посторонние не допускаются. К публичной относится работа, политика, бизнес, к личной – семья, друзья, увлечения и отдых. Что уместно в одной, недопустимо в другой. На людях – благопристойность и политес, а как дома – никого не касается.

    Немец в отпуске ассоциируется с пивом и колбасками, а поскольку отдыхать немцы предпочитают за границей, репутация у них сложилась незавидная. Впрочем, ее однобокость всем очевидна, отпуск людям выпадает нечасто и ненадолго. Профессиональная компетентность немцев сомнений ни у кого не вызывает.

    Сегодня, когда единая Германия стала свершившимся фактом, люди даже очень широких взглядов опасаются за свое будущее. Не то чтобы их пугает внешний мир, просто они боятся произвести на него плохое впечатление. Не слишком ли мы высокомерны? Не дает ли сбои наша толерантность? Не встали ли мы на скользкий путь возврата к страшному прошлому? Нет ответов, но немцы, эти европейские невротики, их упорно ищут. К слову сказать, их экономика напрямую зависит от внешних рынков сбыта.

    Из уроков, преподанных им историей, немцы накрепко усвоили, что вне содружества народов будущее не существует. Они как никто ясно осознают необходимость мирного существования. Толерантность не добродетель, она долг и обязанность.

    Какими их видят другие

    У других народов немцы вызывают крайне противоречивые чувства, от восхищения до ужаса. Рациональность, хладнокровие, самовлюбленность, высокомерие, властность и деспотизм – это лишь немногие из приписываемых им качеств, кстати, как нельзя лучше подходящих для финансистов и промышленников.

    Англичанам импонирует немецкая деловитость и педантичность, им кажется, что немцы им ближе остальных европейцев. Это наивное заблуждение обусловлено тем обстоятельством, что немцы нередко владели британской короной или занимали высокое положение при дворе.

    Возьмем самый очевидный пример: британская нация и ее национальное самосознание формировались в период римских завоеваний, Германия же стала единым государством лишь в 1870 г. благодаря «железному канцлеру» Отто Бисмарку. Для немцев огромную роль играет «приверженность малой родине», наиболее ревностная в этом отношении Швабия.

    Французы относятся к бошам (презрительное прозвище немцев во Франции) с настороженностью и легким отвращением и предпочитают держаться от них подальше. Итальянцы уважают немцев за умение делать дела не прибегая к взяткам, но в душе считают их неотесанными мужланами.

    Для австрийцев хороший немец тот, который находится от них на другом краю земли, в идеале – по ту сторону Атлантики. От сродства Вены и Берлина им при всем желании не отпереться, что не мешает на дух не выносить баварцев, своих ближайших соседей.

    Швейцарцы считают, что в целом немцы идут правильным путем, но им немного не хватает добросовестности (заметим, что в Швейцарии вас оштрафуют, если вы выбросили мусор в контейнер, не соответствующий вашему мусору по цвету, а в Германии – если вы решите пренебречь контейнером как таковым).

    Какими они видят других

    Немцы благоговеют перед англичанами и страдают от неразделенности своего чувства. Англия во все времена служила для них непререкаемым авторитетом, примером политического и социального устройства, образцом в промышленных и технологических достижениях. В глазах немцев англичане милейшие люди. Почти как сами немцы.

    В американцах подкупает беспечный прагматизм и раздражает поверхностное отношение к жизни. Соединенные Штаты для немцев что-то вроде директора школы наций и народов, а директора полагается если не любить, то как минимум уважать.

    С итальянцами у немцев полное взаимопонимание, ведь их истории тесно переплетаются. Они заклятые друзья, их отношения скреплены войнами, вторжениями и прочими формами завоевательного туризма. Немцам нравится итальянское искусство, кухня и пляжи. Обе страны обрели государственность в XIX веке, и обе до сих пор сомневаются, что игра стоила свеч.

    Немцев восхищает изысканность французской цивилизации, что не мешает им с пренебрежением отзываться о некотором плебействе самих французов. Слишком уж они легкомысленные, слишком беспечные и веселые, куда им до немецкой духовности. Но все же немцев можно уверенно причислять к франкофилам, особенно живущих в районах, пограничных с Францией.

    Когда немцы выбирают место, куда бы поехать в отпуск, они напоминают детей, запертых за высоким забором, которые выискивают в этом заборе дырочку, чтобы разглядеть средиземноморские страны. Немцы не скрывают зависти к внутренней раскрепощенности жителей побережья, их свободе отношений, культурному наследию, теплому климату.

    Единственная нация, за которой немцы признают безоговорочное превосходство над собой, – шведы. Их пунктуальность, дотошность, аккуратность и педантичность не подлежат сомнению. Кстати, немцы никогда не воевали со шведами.

    Какими они видят себя

    Немцы считают себя людьми скромными и неприхотливыми. Дайте немцу пиво с колбаской (Wurst ), место, где можно уютно посидеть, и собеседника (желательно соотечественника), с которым можно поговорить о политике или побрюзжать за жизнь, и время для обоих пролетит незаметно.

    Немцы не жадны, не ищут дармовщины, исправно платят налоги. Простой, честный народ (Volk ).

    Немцы – мечтатели и романтики, но без этой средиземноморской приторности и пошлости. Они чистые романтики.

    В каждом немце живет частица Бетховена, парящего над лесами, оплакивающего закат солнца в горах, превозмогающего удары судьбы в стремлении выразить невыразимое.

    Великая немецкая душа заявляет о себе везде, где речь заходит об искусстве, чувствах и истине . Немцы убеждены, что именно они положили начало романтизму как направлению. Так это или нет, можно поспорить, но именно они наполнили романтизм философским содержанием.

    К своим достоинствам немцы относят добросовестность, скрупулезность, исполнительность и надежность и всестороннюю образованность. Здесь хочется сделать маленькое уточнение: они не то чтобы знают все обо всем. Но если уж взялись что-то изучать, то их доскональности можно только позавидовать.

    Особые отношения

    До 1990 г. Западная Германия была одержима идеей воссоединения со своей восточной половиной. Разве можно, вопрошали они, чувствовать себя единым целым, когда великий немецкий дух (Geist ) расколот бетонной стеной? Все признавали, что объединение есть историческая необходимость. Но как его достичь, если люди одержимы жаждой потребления, пусть даже их иногда и посещают смутные сомнения о невозможности нормального существования в обществе, лишенном каких бы то ни было идеологических обязательств. Западным немцам объединение двух Германий лишь прибавило вопросов. И усугубило сомнения в целесообразности этого объединения.

    Весси (б. западные немцы) считают осси (б. восточные немцы) бездельниками и стукачами.

    Осси считают весси циниками и лжецами. И так было всегда.

    Воссоединение дается немцам непросто, к тому же одна из сторон (выражаясь казенным языком) по-прежнему требует очень серьезных вложений: многое из того, что она имела, себя изжило или у него истек срок годности, а с тем, что есть, непонятно, что делать. Чтобы как-то урегулировать положение, весси создали в бывшей ГДР так называемый тройханд (Treuhand), фонд по опеке над государственным имуществом, который быстро превратился в крупнейший в мире холдинг, контролирующий 9000 компаний, около 2 млн гектаров земельных и 2 млн гектаров лесных угодий. Тройханд должен был приватизировать все, что подлежало приватизации, и закрыть остальное.

    Неудивительно, что его деятельность не вызвала у осси никакого восторга, их национальное достояние распродавалось по бросовым ценам, а сами они становились гражданами второго сорта. Осси и весси относятся друг к другу со стойкой неприязнью, и те и другие все чаще задаются вопросом, так ли уж необходимо было воссоединение, в самом ли деле стена служила опорой великого немецкого духа (Geist ), или все это лишь игры неумных политиков?

    Спустя два десятилетия блеск идеи объединения изрядно померк. Весси считают Восточную Германию прожорливой бездной, куда утекают их кровные денежки, а осси с тоской предчувствуют, что клеймо второсортности им придется носить пожизненно.

    Все эти перемены ввергли немцев в тяжелое тревожное уныние, побудив к серьезной переоценке ценностей и спешному приобщению к идеалам ЕС, что в свою очередь ведет к стабилизации обстановки в стране. В глубине души многие сожалеют, что позволили себя втянуть в подобную авантюру, и ностальгируют по прошлому, когда жизнь казалась такой простой и понятной и было ясно, кто свои, а кто чужие.

    Какими они хотят казаться

    Немцы ищут понимания и любви, упиваясь при этом тщетностью своих исканий. Кто, кроме них самих, может понять и оценить тонкую душевную организацию этого народа? Кто, кроме самих немцев, способен понять их душевные метания, их, бери выше, смятение духа, их жажду самопознания?

    Немцы хотят, чтобы мир уважал их за честность и принципиальность, и каждый раз удивляются, когда их обвиняют в бестактности. Немцы считают своим долгом указывать другим на их промахи и заблуждения. Они ни за что не поздравят с обновкой соседа, купившего рубашку кричащей кислотной расцветки, а скорее всего еще и пожурят за дурновкусие, ведь истина превыше уязвленных чувств каких-то людишек. Людишки же, особенно иностранцы, отнюдь не разделяют этой уверенности.

    Бесконечное самокопание вкупе с самовлюбленностью говорит об инфантильности. Бессмысленно пенять немцам на грубость и бестактность. Они убеждены, что всех просто раздражает их принципиальность. Если вы хотите общаться с немцами, это нужно принять как данность. У каждого уважающего себя немца на лице написана вселенская скорбь (Weltschmerz ), а в душе он гордится своей непонятостью.

    Характер

    Как важно быть серьезным

    Преувеличенная серьезность, с какой немцы относятся к жизни (Ernsthaft ), отдает патологией. На окраине Берлина даже удачная шутка не повод для улыбки, на все хихоньки лучше заранее запастись письменным разрешением.

    Немцы не любят неожиданностей, даже приятных, никаких сюрпризов, любая случайность должна быть хорошо подготовлена. В немецком языке отсутствует такое понятие, как серендипити, поскольку его никак не назовешь серьезным. (В русском языке тоже нет «компактного» аналога. Это способность совершать неожиданные открытия, делая выводы из случайных наблюдений; умение радоваться жизни не только в глобальном смысле, но и по мелочам. Впервые слово «серендипити» всплыло 28 января 1754 г. в частном письме английского писателя Хораса Уолпола. Он определил его как «очень выразительное слово, характеризующее открытие, совершенное без преднамеренных действий». – Прим. ред .) Понятие «озарение» идет вразрез с бытующими установками, блестящие идеи никак не могут возникать спонтанно и высказываться профанами без соответствующей квалификации. Немцы предпочтут отказаться от толкового изобретения, нежели признают, что творчество во многом стихийный и неуправляемый процесс. Степенность и постепенность – вот главные слова.

    Жизнь – штука серьезная, значит, к ней должны быть правила и инструкции. По Шиллеру, «покорность есть первейший долг», и никому из немцев не придет в голову в этом усомниться, такие сомнения несовместимы с представлениями о долге и порядке. Нарушать правила, даже самые дурацкие, нельзя, короче, все, что не разрешено, – запрещено. Если курить или ходить по газону разрешено, вы узнаете, прочитав специальную табличку.

    Что касается работы, то здравомыслие и рассудительность всегда удержат вас от резких движений, как то бросить карьеру бухгалтера или программиста и податься в фермеры или заняться ароматерапией. Подобные вольности могут себе позволить только легкомысленные и ненадежные личности.

    Порядок

    Немцы гордятся своей работоспособностью, организованностью, дисциплиной, аккуратностью и пунктуальностью. Из этого складывается их обожаемый Ordnung , который вмещает в себя не только аккуратность и чистоплотность, но и корректность, и пристойность, и пригодность и множество других замечательных достоинств. Фраза «alles in Ordnung » («все в порядке») – бальзам для немецкого уха, все идет так, как должно быть. Категорический императив, который чтит каждый немец, звучит так: «Ordnung muss sein », что означает: «Порядок превыше всего».

    Немцы – прирожденные трудяги. Неисправность в купленном полгода назад автомобиле или стиральной машине – не просто недоразумение, это крах и попрание основ, нарушение общественного договора. За границей немцы во все глаза таращатся на обшарпанные дома, неубранные улицы, грязные машины. Томясь в ожидании поезда в лондонском метро, они бурно недоумевают, почему англичане мирятся с подобным положением дел, вместо того чтобы, например, провести генеральную уборку города. Хотя что с них взять, у них даже язык чуть ли не весь из исключений состоит, и фанаты галдят по-птичьи, выкрикивая имена кумиров, а названия городов толком и не выговоришь.

    Сами немцы, разумеется, знают, как надо. Слова могут быть длинными, звуки гортанными, зато никаких проблем с произношением, как слышишь, так и пишешь. Улицы чистые, дома свежевыкрашенные, мусор на месте – в мусорных баках. Полный орднунг .

    Разложить все по полочкам

    Услышав слова «лучшее – враг хорошего» или «не тронь, пока работает», немец решит, что сказавший их либо иностранный турист, либо не в своем уме.

    К любому делу нужно хорошенько подготовиться: хорошее отделить от плохого, нужное от лишнего. Мое – это мое, твое – твое, публичное разместить подальше от личного, зерна отделить от плевел, а истинное – от фальши. Выработать четкие определения для слов мужского и женского рода (хотя в немецком языке слово «немцы» среднего рода), и т. д. и т. п.

    И вот когда все, что можно разложить по местам, будет разложено, можно с чистой совестью сказать, что все в порядке, Ordnung . Это и есть знаменитый «категорический императив» Канта, созданный им, видимо, для упорядочения мирового хаоса.

    Кант совершил то, на что до него никто даже не решался замахнуться, он рассортировал и систематизировал все, до чего смог дотянуться. Его страсть разделять все на группы и подгруппы доводила окружающих до бешенства. Каждый том его библиотеки выделялся в особый раздел и хранился отдельно, чтобы ни одна случайная книга не нарушила эту продуманную систему.

    Современные немцы не такие экстремалы, но лишь потому, что любые крайности вызывают подозрение в «нормальности», а никому не хочется, чтобы его считали психом или фанатиком.

    Земля страха

    Неудивительно, что в том райском саду, который зовется Германией, завелся червячок сомнения. Оно денно и нощно раздирает немцев по поводу и без, вот они и стараются всеми силами не рухнуть в пучину безумия и хаоса. Другие бы на их месте отмахнулись и завернули в ближайший кабачок залить свои страхи кружкой доброго пива и дружеской беседой. Трогательная вера британцев в то, что «утро вечера мудренее» или «все перемелется», не для немцев.

    Напротив, немцы убеждены, что сомнения и тревога тем сильнее, чем больше о них думаешь. Они искренне недоумевают, почему мир до сих пор не провалился в тартарары, и убеждены, что это случится в самом ближайшем будущем.

    Германия – земля страха (Angst ).

    Отсюда апатия, вялость и нежелание что-либо предпринимать. Какой-то заезжий турист в XIX веке заметил: «Они во всем найдут препоны и препятствия. Вы сто раз услышите "Это невозможно…"». Когда требуется начать действовать, немцы теряются и впадают в ступор.

    Немцы за собой эту особенность признают, но объясняют ее тонкой душевной организацией и высокоразвитым интеллектом. Даже к концу света надо подготовиться, поэтому они бесконечно что-то упорядочивают, регулируют, контролируют, следят, страхуют, проверяют и документируют. Чем выше интеллект, тем отчетливее осознаешь, как страшно жить.

    Жизнь – пляж

    В погоне за укромным безопасным уголком для вожделенного отдыха немцы бесцеремонно лезут напролом, чтобы в прямом смысле слова успеть подмять под себя клочок пляжа.

    Даже если вы придете на пляж с первыми лучами солнца, то все равно обнаружите, что какой-нибудь самый прыткий немец вас опередил. Факт, не поддающийся объяснению, если учесть, что немцы полуночничают в барах и тавернах и не отказывают себе в горячительных напитках.

    Заняв береговой плацдарм, отпускники-оккупанты окапываются и воздвигают укрепления – повсюду высятся гигантские песчаные замки-крепости с резными башенками, флагами, украшенные ракушками и выброшенными на берег морскими звездами.

    Мой топчан – моя крепость: загорать стихийные строители предпочитают внутри своих творений. Пройти мимо песчаных шедевров затруднительно, они лепятся буквально впритык друг к другу. Прочим курортникам приходится ютиться на голых камнях – пляжный песок порой чуть ли не весь уходит на песчаные замки.

    Мечтатели

    Мелкие неурядицы и крупные фиаско толкают в мир грез, поэтому от невыносимой сложности бытия немцы эскапируют в метафизику. Если англичанина ассоциируют с Джоном Булем, американца с Дядюшкой Сэмом, то немцу достался Михель-простак (от покровителя Германии святого Михаила), которого традиционно изображают в ночном колпаке, непременном атрибуте добропорядочного бюргера.

    Поэт Генрих Гейне воспел эту черту немцев в «Зимней сказке»:


    Французам и русским досталась земля,
    Британец владеет морем,
    Зато в воздушном царстве грез
    Мы с кем угодно поспорим.

    (Перевод В. Левика)

    Кого-то может ввести в заблуждение такая тяга к уходу от действительности, поиск божественного откровения, немцев нередко считают людьми непрактичными, чуть ли не недотепами. Гёте печально констатировал: «Пока немцы бьются над философскими проблемами, практичные британцы смеются над нами и завоевывают мир».

    Однако не обольщайтесь, читатель!

    Идеал

    «Идеальных людей нет, но мы работаем над этим», – оптимистично заметил генерал-фельдмаршал барон фон Рихтхофен. Стремление к совершенству – главная черта немецкого характера. Благодаря ей расцвел немецкий автопром, но на вечеринках эта черта как минимум неуместна, если не сказать больше. И тут бесполезно искать компромисс и спорить, хорошо это или плохо. Строго говоря, немцам нужен только идеал.

    Он, идеал, безусловно, существует, но только на небесах. На земле в лучшем случае мы можем увидеть лишь его жалкое подобие (но поскольку идеал не может быть жалким, то на земле его, скорее всего, и вовсе нет). Грек Платон мыслил как истинный ариец.

    Неудивительно, что большинству немцев идеи ближе, чем люди. Как писал Гёте, «опыт пишет пародию на идею». Идеи всегда прекрасны и никогда вас не подводят; люди непредсказуемы и ненадежны. Конфликт между идеями и реальностью неизбежен, и немцы уже с этим смирились. Он придает жизни привкус трагизма.

    В основе немецкой литературы и германской мифологии лежит тот же конфликт. Герои погибают, потому что, храня верность своим идеалам, они хотят переделать мир и собственную природу. Скорбеть по этой данности – очень по-немецки. Выбирать меньшее из зол и философски относиться к превратностям судьбы – не их путь.

    Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

    Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".