Э. Фромм - немецко-американский философ, психолог, социолог.
Животное «проживает» свою жизнь благодаря биологическим законам природы. Оно — часть природы и никогда не трансцендирует ее. У животного нет совести морального порядка, нет осознания самого себя и своего существования. У него нет разума, если понимать под разумом способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть. Поэтому животное не обладает и понятием истины, хотя оно может иметь представление о том, что ему полезно. Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой...
Животное от природы наделено способностями, помогающими ему выжить в условиях, которым оно противопоставлено, точно так же, как семя растения «оснащено» природой для того, чтобы выжить, приспосабливаясь к условиям почвы, климата и т. д. в ходе эволюции.
В определенной точке эволюции живых существ произошел единственный в своем роде поворот, который сравним только с... зарождением жизни или появлением животных. Новый результат возник тогда, когда в ходе эволюционного процесса поступки в значительной степени перестали определяться инстинктами.
Приспособление к природе утратило характер принуждения, действие больше не фиксировалось наследственными механизмами. В момент, когда животное трансцендировало природу, когда оно вышло за пределы предначертанной ему чисто пассивной роли тварного существа, оно стало (с биологической точки зрения) самым беспомощным из всех животных — родился человек. В данной точке эволюции животное благодаря своему вертикальному положению эмансипировалось от природы, его мозг значительно увеличился в объеме по сравнению с другими самыми высокоорганизованными видами. Рождение человека могло длиться сотни тысяч лет, однако в конечном результате оно привело к возникновению нового вида, который трансцендировал природу. Тем самым жизнь стала осознавать саму себя.
Осознание самого себя, разум и сила воображения разрушили «гармонию», характеризующую существование животного. С их появлением человек становится аномалией... Он часть природы, он подчинен ее физическим законам, которые не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Он стоит вне природы и тем не менее является ее частью. Он безроден и тем не менее крепко связан с родом, общим для него и всех других тварей. Он заброшен в мир в случайной точке и в случайное время и так же случайно должен его снова покинуть. Но поскольку человек осознает себя, он понимает свое бессилие и границы своего существования. Он предвидит собственный конец — смерть.
Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 443-446.
(нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне - 18 марта 1980, Локарно) -, нем.- амер. философ, психолог, реформатор психоанализа, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. В 1923-1924 прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1933 - эмигрировал в США. Работал в Институте социальных исследований в Нью-Йорке, в Институте психиатрии им. У.Уайта, преподавал в Колумбийском и Йельском университетах. Основал и возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико Основные сочинения: «Бегство от свободы» (1941), «Человек для себя» (1947), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Дзен-буддизм и психоанализ» (1960), «Концепция человека у Маркса» (1961), «Из плена иллюзий» (1962), «Сердце человека» (1964), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Пути из больного общества», «Иметь или быть?» (1976) и др. Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Он вывел понятие «социального характера», подразумевая под этим нечто общее, что присуще людям в любом обществе (несмотря на их индивидуальные психологические различия), и что позволяет им наиболее эффективно приспособиться к требованиям этого общества. Пяти формам социализации, т.е. освоения наличной культуры (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь), соответствуют пять способов адаптации к социуму (рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный). Доминирование того или иного типа социального характера в значительной степени задается особенностями культур; так, рецептивную ориентацию Фромм соотносит с обществами, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую, стяжательскую и эксплуататорскую - с ранними этапами капитализма, рыночную - с обществом развитого капитализма. Ориентация характера индивида, которая позволяет воспринимать себя как товар, а собственную ценность как меновую, называется рыночной. Насколько человек «упакован», здоров, энергичен и т.д., настолько он и успешен на рынке. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. В книге «Бегство от свободы» Э. Фромм излагает оригинальную концепцию свободы человека, вскрывает социально-психологические механизмы бегства от свободы. Фромм рассматривает историю развития человека с точки зрения развертывания борьбы за его свободу. Стремление к независимости приводит к тому, что человеку удается добиться "свободы от" (от различных принуждений). Но, как правило, "свобода от" оказывается такой свободой, которая начинает тяготить человека, в результате чего он прибегает к психологическим механизмам бегства от завоеванной свободы, будь то стремление к конформизму, тоталитаризму, деструктивности. "Свобода от" оборачивается для человека не обретением "свободы для" (для творческого саморазвития), а его отчуждением от окружающего мира, других людей и самого себя В работе «Иметь или быть?» Э. Фромм подчеркивает, что человек может как обрести, так и потерять себя. По мнению Фромма, альтернативой обществу «обладания», порождающего людей с «рыночным характером», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Обязательными предпосылками такого способа существования человека являются наличие у него независимости, свободы, критического мышления и любви.
Другие новости по теме.
Название: Проблема человека в западной философии: Переводы
Сборник переводов с английского, немецкого, французского. Составление и послесловие П. С. Гуревича. Общая редакция Ю. Н. Попова
М.: Прогресс,
1988.-
552 с.
pdf
2,05 Мб
Качество:
отличное (постранично распознанный текст, нумерация страниц соблюдена)
Что такое человек? В чем его природа, сущность, предназначение? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Как складываются судьбы гуманизма сегодня? В чем специфика философского постижения человека? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание философско-антропологической мысли, находятся в центре внимания предлагаемого сборника. Здесь представлены основные тенденции в разработке проблемы человека в современной западной философии, а также компилятивно отражены позитивистские, натуралистические, иррационалистические, экзистенциалистские, теологические, психоаналитические и др. концепции человека. Авторами работ являются ведущие представители основных философских течений западной мысли. Рекомендуется философам, социологам, всем, интересующимся проблемами личности.
Содержание
Кассирер Э.
Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры
Шелер М.
Положение человека в Космосе (пер. А. Филиппова)
Плёснер Х.
Ступени органического и человек
Гелен А.
О систематике антропологии
Ортега-и-Гассет Х.
Новые симптомы
Сартр Ж.-П.
Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм
Маритен Ж.
Краткий очерк о существовании и существующем
Хайдеггер М.
Европейский нигилизм
Хайдеггер М.
Письмо о гуманизме
Финк Э.
Основные феномены человеческого бытия
Марсель Г.
К трагической мудрости и за ее пределы
Уильямс В.
Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия
Фромм Э.
Пути из больного общества
Канетти Э.
Превращение
Человек как объект социально-философского анализа (послесловие Л. Гуревича)
Холера в Одессе имела большой успех. На коммунистическом фоне это был глоток свободы. Целый месяц можно было говорить и играть все, что угодно. Партия придумала: надо поднять настроение. Откуда они это знали? Столько смеха в Зеленом театре не было никогда. Лица в Одессе стали хорошие, в городе вдруг появились продукты и такси. Перебоев с водой не было. На улицах была абсолютная чистота, несвойственная Одессе. Милиция следила за тем, чтобы мы мыли руки. Не жизнь, а красота! Город был оцеплен войсками. Мы с Карцевым и Ильченко прошли через обсервацию. 300 человек вывезли на 6 дней на пароходе в море и брали анализы. После этих анализов мужчины переходили с медсестрами на "ты", потому что иначе обращаться было уже нельзя. Из Одессы мы приехали в Москву и заняли второе место на конкурсе артистов эстрады. Через полтора месяца вернулись в Одессу, а там жизнь уже вернулась в нормальное русло: грязь, трамваи забиты, в магазинах пусто. С тех пор меня поражает, почему всегда, когда случается катастрофа, находится вода, электричество, продукты, квартиры, чтобы расселить людей. Если все это находится - значит, где-то имеется. Но где? И почему потом все пропадает опять? Хотел бы я, чтобы в Одессу вновь пришла холера? Нет. Для победы над ней нужна централизованная власть. В частных условиях холера вредна для человека. К тому же сейчас свободы хватает и без холеры. Мэр Казани Камиль Исхаков: - Теперь можно с уверенностью сказать, что вспышка холеры в Казани локализована. На сегодня в больницах находятся на обследовании 186 человек, из них 28 больных. Сразу же после обнаружения холерного вибриона был организован городской штаб по борьбе с холерой, который оперативно начал проведение необходимых мероприятий. Водоем, который стал источником инфекции, был срочно продезинфицирован и уничтожен. Благодаря слаженным действиям санитарно-эпидемиологической комиссии, правоохранительных и жилищно-коммунальных органов, органов здравоохранения удалось за несколько дней провести осмотр более 400 тысяч жителей по месту жительства в зоне риска - микрорайонах Азино и Горки. Теперь уже подтверждено исследованиями, что холера в Казань была завезена извне, причем даже не из России. Противоэпидемические мероприятия продолжаются и сейчас: ежедневно берутся пробы питьевой воды и канализационных стоков. Усилено хлорирование воды. Монолог заведующей 18-м инфекционным отделением Саратовской 2-й городской клинической больницы Ирины Алексеевны ШИРОКОВОЙ (43 года проработала в этом отделении, из них 31 год в должности заведующей инфекционным отделением). - Наше отделение боролось с холерой в 70-х годах, когда в Саратове случилась очень серьезная вспышка этой болезни. Приезжали даже главные инфекционисты страны, и нас похвалили за оперативную локализацию эпидемии. Если вдруг сегодня случится эпидемия, мы за 15 минут развернем госпиталь. Как только врач "скорой помощи" поставит диагноз, больной, минуя приемный покой, немедленно поступит в наше отделение. В случае подтверждения диагноза через 5-10 минут ему поставят систему. Персонал готов к эпидемии. Из года в год проводим соответствующие семинары по дезрежиму, читаем лекции. Конечно же не все гладко. В нашем отделении 12 человек персонала вместо 23. Работают лишь две няни из девяти положенных. Но приказом главного врача больницы из других отделений к нам прикреплены сестры, врачи и няни, так что при появлении холеры они придут к нам. Что касается нашего знакомства с холерной эпидемией, то опыт, полученный в начале 70-х годов, благотворно сказался на нашей сегодняшней работе. Никакой вакцинации больным холерой не требуется. Самое главное - это обеспечить больного водой, поскольку организм человека обезвожен. Бывает, из человека выходит 10-15 литров воды - происходит обессоливание организма. В первый час с момента поступления больного на лечение мы вводим то количество жидкости, которое он потерял. Потом через каждые 3 часа вводим солевые растворы. При любой инфекции, в том числе при холере, лучший антибиотик - тетрациклин. Все лекарства, растворы, системы у нас имеются. Мы были готовы к вспышке любого инфекционного заболевания задолго до случая в Казани. Сусанна ОГАНЕЗОВА, Саратов В четверг правительство на очередном заседании обсудит подготовку к зиме жилищно-коммунального хозяйства. Обсуждать готовность этого несчастного хозяйства к лету у нас как-то не принято. Но именно отсутствие нормальной питьевой воды, ужасающее состояние канализации по всей России приводят к периодическому появлению болезней, постыдных для приличной страны. Народ шутит про "шаланды, полные фекалий", но из года в год нас посещают болезни варварства. В среду главный санитарный врач России Геннадий Онищенко на селекторном совещании в МЧС по проблеме восстановления Ленска открыто признал: вспышка дизентерии (64 больных за последнюю неделю) в Ленске случилась из-за некачественной питьевой воды. Колодцы плохие. Каждый день нам сообщают о новых подлинных или мнимых холерных больных. Холера - это не просто "болезнь грязных рук", как ее принято именовать в народе. Если хотите, это часть исторической судьбы России. Грозит ли нам новая эпидемия холеры? Как борются с инфекционными заболеваниями "на местах"? Долго ли холера будет оставаться злободневной темой для страны? Попробуем разобраться. По-видимому, холера сопровождает человечество всю его историю. Однако характер моровых эпидемий она приняла лишь в XIX веке. В медицинской литературе сохранились подробные сведения о шести пандемиях (глобальных эпидемиях) холеры. 1816-1824 годы: из Индии холера пронеслась по Азии, Африке и через Персию проникла в Россию. 1828 год - также из Индии через караванные пути холеру принесли в Афганистан, Бухару, Оренбург, на побережье Черного и Каспийского морей, откуда она дошла до верховьев Волги и большинства губерний России, а также проникла в Европу и Америку. Только в Москве умерли в те годы более 40 тысяч человек. Но медицина смогла выработать меры контроля и особого режима для уменьшения опасности. Впервые были созданы специальные холерные больницы, заболевшим запрещалось выходить из дому - тогда считалось, что холера передается по воздуху. Помещения мыли "хлорной водой" (раствором хлорной извести). В местах вспышек вводились карантинные меры, выставлялись военные кордоны. Именно такой карантин в 1830 году подарил Пушкину Болдинскую осень. 1844-1864 годы - пандемия вновь пришла из Индии и вновь достигла России. 1865-1875 годы - четвертая пандемия повторила свой путь. В 1871 году в Москве зарегистрировано 23 290 больных холерой, из них умерли 10 410. Но эти данные явно неполны, так как в них не включались умершие без оказания врачебной помощи. 1883-1896 годы - пандемией охвачено большинство стран Азии, южная часть Европы и Америка. В борьбе с эпидемией принимали участие многие известные врачи того времени, в частности Антон Чехов. 1900-1926 годы - шестая пандемия началась среди паломников в Мекку и распространилась по миру. В России она усугублялась послереволюционной разрухой, антисанитарией, миграцией населения. В окнах РОСТа в 1918 году появилось стихотворение Владимира Маяковского: "Стали попадаться бациллы тифа и холеры. Товарищи, принимайте меры! Перед тем как пить, минут около пяти воду кипяти!" Начало седьмой пандемии ученые относят к 1961 году, она оказалась самой стремительной и продолжается до сих пор. Общее число заболевших в мире, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составило 1,3 млн, наибольшим оно было в 1970 году, когда вспышку холеры зарегистрировали и в СССР - в Одессе. Отдельные случаи заболевания или небольшие вспышки периодически регистрируются и в последние годы. 1994 год - вспышка холеры в Дагестане, число заболевших превысило 1000 человек. Первая группа заразилась на похоронах, где еду для поминок готовил вибриононоситель. 1999 год - вспышка в Приморском крае и на Сахалине, число заболевших - 38. 2000 год - единичный случай холеры в Челябинске.
По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Жизнь животных определяется инстинктами, некоторыми моделями поведения, детерминированными в свою очередь наследственными неврологическими структурами. Чем выше организовано животное, тем более гибки его поведенческие модели и тем более не завершена к моменту рождения структура его приспособленности к окружающей среде. У высших приматов можно наблюдать даже определенный уровень интеллекта - использование мышления для достижения желаемых целей. Таким образом, животное способно выйти за пределы своих инстинктов, предписанных поведенческими моделями. Но каким бы впечатляющим ни было развитие животного мира, основные элементы его существования остаются все те же.
Животное «проживает» свою жизнь благодаря биологическим законам природы . Оно - часть природы и никогда не трансцендирует ее. У животного нет совсем морального порядка, нет осознания самого себя и своего существования. У него нет разума, если понимать под разумом способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть. Поэтому животное не обладает и понятием истины, хотя оно может иметь представление о том, что ему полезно.
Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой . Это, естественно, не исключает того, что природные условия могут угрожать животному и принуждать его ожесточенно бороться за свое выживание. Здесь имеется в виду другое: животное от природы наделено способностями, помогающими ему выжить в условиях, которым оно противопоставлено, точно так же как семя растения «оснащено» природой для того, чтобы выжить, приспосабливаясь к условиям почвы, климата и т. д. в ходе эволюции.
В определенной точке эволюции живых существ произошел единственный в своем роде поворот, который сравним только с появлением материи, зарождением жизни или появлением животных. Новый результат возник тогда, когда в ходе эволюционного процесса поступки в значительной степени перестали определяться инстинктами . Приспособление к природе утратило характер принуждения, действие больше не фиксировалось наследственными механизмами. В момент, когда животное трансцендировало природу, когда оно вышло за пределы предначертанной ему чисто пассивной роли тварного существа, оно стало (с биологической точки зрения) самым беспомощным из всех животных - родился человек. В данной точке эволюции животное, благодаря своему вертикальному положению эмансипировалось от природы , его мозг значительно увеличился в объеме по сравнению с другими самыми высокоорганизованными видами. Рождение человека могло длиться сотни тысяч лет, однако в конечном результате оно привело к возникновению нового вида, который трансцендировал природу. Тем самым жизнь стала осознавать саму себя.
Осознание самого себя, разум и сила воображения разрушили «гармонию», характеризующую существование животного. С их появлением человек становится аномалией , причудой универсума. Он - часть природы, он подчинен ее физическим законам, которые не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Он стоит вне природы и тем не менее является ее частью . Он безроден и тем не менее крепко связан с родом, общим для него и всех других тварей. Он заброшен в мир в случайной точке и в случайное время и также случайно должен его снова покинуть . Но поскольку человек осознает себя, он понимает свое бессилие и границы своего существования, он предвидит собственный конец - смерть. Человек никогда не свободен от дихотомии своего существования : он уже не может освободиться от своего духа , даже если бы он этого хотел, и не может освободиться от своего тела , пока он живет, а его тело будит в нем желание жить.
Разум, благословение человека, одновременно является и его проклятием . Разум принуждает его постоянно заниматься поисками разрешений неразрешимой дихотомии. Жизнь человека отличается в этом плане от жизни всех остальных организмов: он находится в состоянии постоянной и неизбежной неуравновешенности. Жизнь не может быть «прожита» путем простого повторения модели своего вида. Человек должен жить сам. Человек - единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему , которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой. Он должен развивать свой разум, пока не станет господином над природой и самим собой.
Но с онтогенетической и филогенетической точек зрения рождение человека - в значительной мере явление негативное. У человека нет инстинктивной приспособленности к природе , у него нет физической силы: в момент своего рождения человек - самый беспомощный из всех живых созданий и нуждается в защите гораздо дольше, чем любое из них. Единство с природой было им утрачено, и в то же время он не был обеспечен средствами, которые позволили бы ему вести новую жизнь вне природы. Его разум в высшей степени рудиментарен. Человек не знает природных процессов и не обладает инструментами, которые смогли бы ему заменить утерянные инстинкты. Он живет в рамках небольших групп и не знает ни самого себя, ни других. Его ситуацию наглядно представляет библейский миф о рае. В саду Эдема человек живет в полной гармонии с природой, но не осознает самого себя. Свою историю он начинает с первого акта свободы - непослушания заповеди . Однако с этого момента человек начинает осознавать себя, свою обособленность, свое бессилие; он изгоняется из рая, и два ангела с огненными мечами препятствуют его возвращению.
Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину - природу . Он никогда уже не сможет туда вернуться, никогда не сможет стать животным. У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую , которую он сам себе создаст , в которой он превратит окружающий мир в мир людей и сам станет действительно человеком.
Родившись и положив тем самым начало человеческой расе, человек должен был выйти из надежного и ограниченного состояния, определяемого инстинктами. Он попадает в положение неопределенности, неизвестности и открытости . Известность существует только в отношении прошлого, а в отношении будущего она существует лишь постольку, поскольку данное знание относится к смерти, которая в действительности является возвращением в прошлое, в неорганическое состояние материи. В соответствии с этим проблема человеческого существования - единственная своего рода проблема в природе. Человек «выпал » из природы и все еще находится в ней. Он отчасти как бы бог , отчасти - животное , отчасти бесконечен и отчасти конечен. Необходимость искать новые решения противоречий его существования, все более высокие формы соединения с природой, окружающими людьми и самим собой выступает источником всех психических сил, которые побуждают человека к деятельности, а также источником всех его страстей, аффектов и страхов.
Животное довольно, когда удовлетворены его естественные потребности - голод, жажда, сексуальная потребность. В той степени, в какой человек является животным, эти потребности властны и над ним и должны быть удовлетворены. Но поскольку он существо человеческое, удовлетворения этих инстинктивных потребностей недостаточно, чтобы сделать его счастливым. Их недостаточно даже для того, чтобы сделать его здоровым. «Архимедов» пункт специфически человеческой динамики находится в этой неповторимости человеческой ситуации. Понимание человеческой психики должно основываться на анализе тех потребностей человека, которые вытекают из условий его существования.
Человека можно определить как живое существо, которое сможет сказать «Я», которое может осознать самого себя как самостоятельную величину. Животное живет в природе и не трансцендирует ее, оно не осознает себя, и у него нет потребности в самотождественности. Человек вырван из природы, наделен разумом и представлениями, он должен сформировать представление о самом себе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: «Я есть Я». Поскольку он не проживает, а живет , поскольку он утратил первоначальное единство с природой, должен принимать решения, осознавать себя и окружающих его людей в качестве разных лиц, у него должна быть развита способность ощущать себя субъектом своих действий . Наряду с потребностью в соотнесенности, укорененности и трансценденции его потребность в самотождественности является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувствовать себя здоровым, если он не найдет возможности ее удовлетворить.
Самотождественнсть человека развивается в процессе освобождения от «первичных связей», привязывающих его к матери и природе, ребенок, который чувствует свое единство с матерью, не может еще сказать «Я», и у него нет в этом потребности. Только когда он постигнет внешний мир как нечто отдельное и обособленное от себя, ему удастся осознать самого себя как отдельное существо, «Я» - это одно из последних слов, которые он употребляет, говоря о самом себе.
В развитии человеческой расы степень осознания человеком самого себя как отдельного существа зависит от того, насколько он освободился от ощущения тождества клана и насколько далеко продвинулся процесс его индивидуации . Член примитивного клана выразит ощущение самотождественности в формуле: «Я есть Мы ». Такой человек не может еще понять себя в качестве «индивида», существующего вне группы. В средневековье человек идентифицирован со своей общественной ролью в феодальной иерархии . Крестьянин не был человеком, который случайно стал крестьянином, а феодал не был человеком, который случайно стал феодалом. Он был крестьянином или феодалом, и чувство неизменности его сословной принадлежности являлось существенной составной частью его самоотождествления. Когда впоследствии произошел распад феодальной системы, ощущение самотождественности было основательно поколеблено и перед человеком остро встал вопрос: «Кто я?», или, точнее сказать: «Откуда я знаю, что я - это я?» Это именно тот вопрос, который в философской форме сформулировал Декарт. На вопрос о самотождественности он ответил: «Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю; я мыслю, следовательно, я существую». В этом ответе сделан акцент только на опыт «Я» в качестве субъекта любой мыслительной деятельности и упущено из вида то обстоятельство, что «Я» переживается также в процессе чувствования и творческой деятельности .
Западная культура развивалась таким образом, что создала основу для осуществления полного опыта индивидуальности . Посредством предоставления индивиду политической и экономической свободы, посредством его воспитания в духе самостоятельного мышления и освобождения от любой формы авторитарного давления предполагалось дать возможность каждому отдельному человеку чувствовать себя в качестве «Я» в том смысле, чтобы он был центром и активным субъектом своих сил и чувствовал себя таковым. Но лишь меньшинство достигло такого опыта «Я». Для большинства индивидуализм был не более чем фасадом, за которым скрывался тот факт, что человеку не удалось достичь индивидуального самоотождествления.
Предпринимались попытки найти и были найдены некоторые суррогаты подлинно индивидуального самоотождествления . Поставщиками этого рода самоотождествленности служат нация, религия, класс и профессия. «Я - американец», «я - протестант», «я - предприниматель» - таковы формулы, которые помогают человеку отождествить себя после того, как им было утрачено первоначальное ощущение тождества-клана, и до того, как было найдено настоящее самоотождествление. В нашем современном обществе различные виды идентификаций обычно применяются вместе. Речь в данном случае идет о статусных идентификациях в широком смысле. Подобные статусные идентификации, конечно, не имеют такого значения, и самоотождествление все больше и больше смещается в направлении переживания конформизма .
До тех пор, пока я не отклоняюсь от нормы, пока я являюсь таким же, как и другие, я признан ими в качестве «одного из нас», я могу чувствовать себя как «Я». Я - это «Кто, никто, сто тысяч», как озаглавил одну из своих пьес Пиранделло. Вместо доиндивидуалистического тождества клана развивается новое тождество-стадо , в котором самоотождествление покоится на чувстве несомненной принадлежности к стаду.
Проблема самоотождествленности не является чисто философской проблемой или проблемой, которая затрагивает наш дух и мышление, как это обычно принято думать. Потребность в эмоциональном самоотождествлении исходит из самих условий человеческого существовования и служит источником наших интенсивных устремлений. Поскольку я не могу оставаться душевно здоровым без «чувства Я». Я пытаюсь сделать все, чтобы добиться данного ощущения. За страстным стремлением к статусу и конформизму скрывается та же потребность, и иногда она даже сильнее, чем потребность в физическом выживании. Явное тому доказательство - готовность людей рисковать своей жизнью, жертвовать своей любовью, отказаться от своей свободы и собственного мышления только ради того, чтобы быть членом стада, идти с ним в ногу и достичь таким образом самоотождествления, даже если оно иллюзорно.
Фромм Э. Пути из больного общества //Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 443-446, 477-480.
Фромм Эрих. Иметь или быть? Значение различия между обладанием и бытием
Великие Учители жизни отводили альтернативе «обладание или бытие» центральное место в своих системах. Как учит Будда , для того чтобы достичь наивысшей ступени человеческого развития, мы не должны стремиться обладать имуществом. Иисус учит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?» По Марксу , роскошь – такой же порок, как и нищета; цель человека быть многим , а не обладать многим .
Различие между бытием и обладанием, так же как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представляет собой коренную проблему человеческого существования ; эмпирические антропологическими психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера .
Под бытием я понимаю такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив , продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром. Гёте, безмерно влюбленный в жизнь, один из выдающихся борцов против одностороннего и механистического подхода к человеку, во многих своих стихотворениях выразил свое предпочтительное отношение к бытию, а не к обладанию. Его «Фауст» – это яркое описание конфликта между бытием и обладанием (олицетворением последнего выступает Мефистофель). В небольшом стихотворении «Собственность» Гёте с величайшей простотой говорит о ценности бытия:
СОБСТВЕННОСТЬ
Я знаю, не дано ничем мне обладать,
Моя – лишь мысль, ее не удержать,
Когда в душе ей суждено родиться,
И миг счастливый – тоже мой,
Он благосклонною судьбой
Мне послан, чтоб сполна им насладиться.
Различие между бытием и обладанием не сводится к различию между Востоком и Западом. Это различие касается типов общества – одно ориентировано на человека , другое – на вещи . Ориентация на обладание – характерная особенность западного индустриального общества , в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью .
Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как «у меня есть автомобиль» или «я белый», или «я счастлив», а два основных способа существования , два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера , преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.
При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность. Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру . Другая форма бытия – это противоположность видимости , она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости.
Осторожные, ориентированные на обладание люди получают удовольствие от безопасности , но на самом деле их положение весьма ненадежно. Люди зависят от того, что имеют : от денег, престижа, собственного «я» – иными словами, от чего-то, что вне их самих . Но что же происходит, когда люди теряют то, чем обладают? Ведь, в самом деле, все, что каждый имеет, может быть потеряно . Например, можно лишиться собственности, а с нею – что вполне вероятно – и положения в обществе, и друзей, и, более того, рано или поздно нам придется расстаться с жизнью, в любой момент мы можем потерять ее.
Если я – это то, что я имею, и если я теряю то, что я имею, то кто же тогда я есть? Не кто иной, как поверженный, опустошенный человек – жалкое свидетельство неправильного образа жизни. Так как я могу потерять то, что имею, я постоянно озабочен тем, что я потеряю то, что у меня есть. Я боюсь воров, экономических перемен, революций, болезни, смерти; боюсь любви, свободы, развития, любых изменений, всего неизвестного. Меня не покидает поэтому чувство беспокойства , я страдаю от хронической ипохондрии, меня волнует не только состояние здоровья, но и страх потерять все, что я имею ; и я становлюсь агрессивным , суровым , подозрительным , замкнутым , движимым потребностью иметь еще больше , чтобы чувствовать себя в большей безопасности. Ибсен дал прекрасное описание такого эгоцентричного человека в «Пер Гюнте». Герой Ибсена целиком поглощен самим собой ; в своем крайнем эгоизме он думает, что является самим собой, только когда он удовлетворяет свои желания. В конце своей жизни он осознает, что в силу собственнической структуры существования ему так и не удалось стать самим собою , что он – пустоцвет, несостоявшийся человек, который никогда не был самим собою.
Когда человек предпочитает быть, а не иметь, он не испытывает тревоги и неуверенности , порождаемых страхом терять то, что имеешь. Если я – это то, что я есть, а не то, я имею, никто не в силах угрожать моей безопасности и лишить меня чувства идентичности. Центр моего существа находится во мне самом ; мои способности быть и реализовать свои сущностные силы – это составная часть структуры моего характера, и они зависят от меня самого. Все это верно при условии естественного хода жизни и, разумеется, не относится к таким непредвиденным обстоятельствам, как внезапная болезнь, бедствия или другие суровые испытания.
В отличие от обладания, которое постепенно уменьшается по мере использования тех вещей, на которые оно опирается, бытие имеет тенденцию к увеличению по мере его реализации. Все важнейшие потенции, такие, как способность мыслить и любить, способность к художественному или интеллектуальному творчеству, в течение жизни возрастают по мере их реализации . Все, что расходуется, не пропадает, и, напротив, исчезает то, что мы пытаемся сохранить . Единственная угроза моей безопасности при установке на бытие таится во мне самом: это недостаточно сильная вера в жизнь и свои творческие возможности, тенденция к регрессу; это присущая мне лень и готовность предоставить другим право распоряжаться моей судьбой. Но все эти опасности нельзя считать внутренне присущими бытию в том смысле, в каком опасность лишиться чего-либо составляет неотъемлемую сущность обладания.
Новый Человек
Функция нового общества – способствовать возникновению нового Человека, структура характера которого будет включать следующие качества :
– Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть .
– Чувство безопасности , чувство идентичности и уверенности в себе , основанные на вере в то, что он существует, что он есть , на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром , пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.
– Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ, от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему.
– Ощущение себя на своем месте .
– Радость, получаемая от служения людям , а не от стяжательства и эксплуатации.
– Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво.
– Стремление умерить , насколько возможно, свою алчность , ослабить чувство ненависти , освободиться от иллюзий .
– Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.
– Все более глубокое и всестороннее самопознание. Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы , от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней.
– Счастье всевозрастающей любви к жизни , независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь.