К косвенным налогам на бизнес относятся. Прямые и косвенные налоги. С экономической точки зрения

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

С самых давних пор существовали некоторые сборы с народа. Те сборы ещё нельзя назвать государственными. Ведь государственной машины, которая существует за счёт народных отчислений, ещё не было. Однако роль государства, которое собирает отчисления с граждан, играл король. При переходе от средних веков к нынешнему времени, произошло множество революций в системе правления. Появились органы управления, которые стали заниматься развитием инфраструктуры и законов внутри государства. Количество таких отчислений стало увеличиваться. Сборы постоянно видоизменялись. В результате более современный вариант налогов стал появляться менее 200 лет назад.

Известно, что всю историю человечества, когда цивилизация развивалась до определённого уровня, не существовало государства, которое могло дальше развиваться и существовать без налоговых сборов. Однако как ни были высоки потребности в государственных средствах, обложение налогами не должны ухудшать интерес плательщиков хозяйственной деятельности. Это главный принцип налогообложения.

Налоги - такие обязательные платежи физических и юридических лиц в казну для обеспечения его функций. Налоги выполняют самую важную роль в государстве. Во-первых они представляют собой основной источник финансирования государственных потребностей. Во-вторых налоги позволяют регулировать экономику, стимулировать виды её деятельности. Это достигается благодаря налоговым льготам.

Например, государство хочет простимулировать какой-то вид хозяйства или какое-то предприятие, то оно предоставляет предприятию налоговые льготы.

Налогоплательщики они же физические лица - это люди, под которыми мы понимаем граждан РФ, а также людей, которые имеют другое гражданство, и лиц, которые не имеют гражданство.

Юридические лица - это такие организации, которые имеют обособленное имущество, отвечают обязательством и всем своим имуществом. Они могут покупать и реализовывать от своего имени имущественные и личные неимущественные права. А также нести обязанности, выступать пострадавшей стороной или в роли ответчика в суде.

Что такое налоговая система?

Налоговая система - это сочетание налогов, форм и методов её построения и взимания, которая определяется законодательством государства. Налоговая система должна быстро подстраиваться под новые обстоятельства, то есть быть гибкой. Она должна легко адаптироваться к экономическим изменениям страны. Она должна обеспечить перераспределение валового внутреннего продукта и играть роль эффективного инструмента в руках государственной экономической политики.

Налогов много. Как их различают? Есть несколько налогов. По первому основанию выделяют: декларационные, авансовые и кадастровые.

  • Декларационные - когда человек лично заполняет декларацию и информирует орган о сумме своего дохода.
  • Авансовые - это те, которые взимаются авансом, заранее. Например, подоходный налог, взимаемый с зарплаты.
  • Кадастровые - это те объекты, которые находятся на государственном учёте. Они облагаются налогом. Например, человек, владеющий участком земли, должен регулярно платить налог на участок земли, а собственник квартиры платит налог на квартиру.

В Российской Федерации введена система налогообложения, состоящая из трёх уровней. Что это значит? Это значит, что наши налоги можно поделить на налоги федерального уровня, регионального и местного. Западная система налогообложения отличается тем, что имеет два уровня.

Также налоги можно разделить на прямые и косвенные.

  • Прямые - это те, которые взимаются государством с заработков или имущества налогоплательщиков на прямую.
  • Косвенные - это налоги на товары или услуги, которые закреплены в них в виде добавления к цене.

Ниже рассмотрим эти две группы налогов подробнее.

Функции налогов

Они выполняют такие функции:

Социальное значение, так как способствуют перераспределению от богатых слоёв общества к бедным, от одних отраслей региона к другим. Особенно это характерно для прогрессивного налогообложения.

Что такое прямые налоги?

Один из них - это налог на доход - НДФЛ. Он измеряется в процентах от общей заработанной суммы физического лица, которое его платит. Для граждан, которые живут в России более 180 дней в году, эти налоги облагаются ставкой 13% от дохода. Помимо прямых доходов, под этот налог попадает также продажа имущества, которым продавец владеет менее трёх лет, сдача различного имущества в аренду, а также доходы от бизнеса, расположенного за границами России, и разного вида выигрышей. Если вы унаследовали имущество, то вы освобождаетесь от налога. Исключением являются вознаграждения, которые выплачивают наследникам, авторам произведений, науки, литературы, искусства, а также открытий и изобретений. За получение наследства вам нужно будет оплатить гос. пошлину за то, что вам выдадут свидетельство о праве наследства. Размер оплаты пошлины будет зависеть от степени родства. Есть ряд граждан, которые освобождаются от гос. пошлины.

Другой прямой налог - это налог на имущество. Объектами налогообложения здесь будут доли в праве собственности на объект и недвижимость: жилые дома, комнаты, квартиры, дачные постройки, гаражи. Есть также земельный и транспортный налоги.

Что такое непрямые налоги (косвенные)?

Непрямые - они же косвенные налоги, Это такие налоги на товары и услуги, которые извлекаются в виде добавления к цене товара. Получается, что такая система привязки налога к товару делает налогоплательщиком конечного потребителя. При этом налог не зависит от размера дохода предприятия или индивидуального предпринимателя, который произвёл товар.

Существует несколько разновидностей косвенных налогов:

  • Акцизы. Эти налоги имеют вид суммы, которая добавляется в стоимость товара. После как товар оплачен потребителем акциз взимается в бюджет. В РФ подакцизными считаются табак, топливо, автомобили.

Этот налог имеет вид косвенного, который взимается с товаров для массового потребления. Плательщиками акциза являются конечные потребители. Этот налог включён в цену товара. Процентное содержание акциза в конечной стоимости этого товара может быть выше 60% процентов в его цене.

Акцизы выполняют регулирующие и фискальные функции. Таким образом, акцизы создают равновесие между спросом и предложением. Одновременно с этим выступают важной статьёй бюджета.

Этим налогом облагаются объекты роскоши и товары, которые могут нанести вред обществу. Размер акциза и причина, по которой он добавлен, зависит от конкретного товара.

Например, на алкоголе большую часть времени существования государства существовал акциз. С одной стороны у некоторой части общества этот продукт формирует культурные и личностные традиции и является личным выбором каждого. Но, когда алкоголь употребляется в одиночестве, то это является тревожным симптомом. Чтобы избежать увеличения этой проблемы государство старается уменьшить производство алкоголя. Поэтому добавление акцизов является единственным целесообразным методом.

Сигареты облагаются налогом, потому что несут угрозу здоровью их потребителей. Болезни и другие проблемы со здоровьем, вызванные курением, приводят курильщиков в государственные учреждения здравоохранения. Это увеличивает государственные расходы на обслуживание в медицинских учреждениях, выплаты пособий из-за потери трудоспособности на некоторое время. Поэтому, добавление акцизных сборов в табачной продукции, является источником финансирования решения проблем со здоровьем, появившихся из-за потребления табачной продукции.

Автомобили также являются предметом продукции, которая облагается акцизом. Взимание налога с этого вида продукции происходит в интересах казны государства. Объясняется тем, что подавляющее большинство легковых автомобилей, которые имеют большие объёмы двигателей, производятся вне Российской Федерации. Получается, что акциз действует, как защита производителей легковых автомобилей, которые работают на территории России и сохраняют их конкурентоспособность.

Добавление акцизов к товарам выполняет следующие полезные задачи:

  1. влияние на производственные объёмы и объёмы потребления товаров, которые облагаются акцизами;
  2. влияние на устройство производства, а именно улучшение качества структуры и потребительских качеств продукции;
  3. регулирование объёма выручки подакцизной продукции;
  4. ограничение объёмов производства товаров, которые несут вред обществу;

У акцизов есть и недостатки. К ним относятся спорность некоторых налоговых ставок.

  • Налог на добавленную стоимость - сокращенно НДС. Это налог на потребление. Финансовые отчисления в бюджет от него не иссякнут, пока существует торговля. Ведь от производителя до потребителя товар проходит несколько стадий. На каждой стадии возникает добавленная стоимость, которая взимается в бюджет.

Этот налог играет роль одной из главных статей дохода гос. бюджета. По факту плательщиком НДС выступает конечный потребитель, покупающий для себя товары и услуги. Перечислять НДС обязаны предприятия и люди занимающиеся индивидуальным предпринимательством, которые применяют общую систему налогообложения.

Сбор НДС направлен на регулярное финансирование государства, чтобы его институты существовали постоянно. Отличительной особенностью добавленной стоимости является взимание при каждом движении от одного человека к другому. Что позволяет государству воздействовать на каждом этапе товарооборота. Таким образом, получать источник дохода. Налог хорошо подстроен под большинство товаров, поэтому играет роль универсального налога. Рост налоговых платежей зависит прямо пропорционально росту потребления и инфляции. Таким образом, увеличение уровня жизни населения а также инвестиции в производство, находящиеся на территории этого государства, приводит к увеличению роста потребления и производства. Это приносит дополнительные деньги в государственный бюджет. Этот налог носит нейтральный характер. Потому, что этот налог взимается независимо от реального дохода человека. Суммы НДС, которые уплачены, предусматривают право получить эти отчисления назад. Преимуществом НДС для государства является то, что покупатель заплатит его в любом случае. Так как цена товара, работ и услуг каждый раз становится больше на сумму налога, которую платит потребитель, когда совершает покупку нужного ему блага.

Всех налогоплательщиков НДС разделяют на такие группы:

  • Плательщики НДС, которые покупают у поставщиков товары или работу и услуги, в стоимость которых входил этот налог. Данные плательщики реализовывали собственные товары и услуги, следовательно в их цену включали НДС. Так как сумма НДС, которую получили от покупателей, будет больше суммы НДС, которую уплатили поставщикам. Поэтому на налогоплательщике есть обязательство перечислить разницу сумм в бюджет.

В государстве-есть плательщики, которые реализуют товары, работу и услуги при этом освобождены от уплаты НДС. К ним относятся образовательные учреждения, банки и организации, которые реализовывают услуги без НДС в своей конечной цене. У таких плательщиков нет обязанности уплачивать НДС.

  • Плательщики, у которых сумма НДС, которую они уплатили, оказалась больше суммы НДС, которую получили от покупателя. Этим плательщикам государство возмещает получившуюся разницу из гос. бюджета. То есть возвращает плательщику переплату. Данная классификация строится на принципе взаимного расчёта с государственным бюджетом.

Член каждой перечисленной группы имеют право покупать товары, работы и услуги, которые предоставляет любая группа.

Недостатком налога НДС является сложность административной работы. В эту работу входит в организация взаиморасчётов, подготовление пакетов документов, которые подтверждают уплату этого налога.

  • Таможенные пошлины. Обязательно взимается, если товары проходят через таможенные границы между государствами.
  • Налог на операции с ценными бумагами - это также один из видов непрямых налогов.

Прямые и непрямые налоги на примере

Например, когда покупается автомобиль, то сталкиваетесь не только с одноразовыми выплатами налогов, но и повторной выплатой того же самого налога через определённое время. Так при покупке авто вы платите 3% от стоимости в пенсионный сбор. Каждый год вы платите 13% от стоимости автомобиля. Это называется транспортным налогом. В большинстве регионов сумма этого налога неодинакова. Этот налог высчитывается по-разному. Кроме того такой налог имеет прогрессивный вид роста на мощность двигателя автомобиля.

При его продаже с вас взимается налог 15% от стоимости автомобиля.

При эксплуатации автомобиля мы заправляем его топливом, в конечную стоимость которого входит НДС. Он составляет 18%. До этого налога в стоимость товара включён налог на добычу полезных ископаемых из российских недр, который составляет примерно 12%. Также есть акцизный сбор. Он также составляет 12%. Итого получаем, что 58% в стоимости топлива, является цена за само топливо, а остальное - это налоговые сборы.

Кроме этих налогов, вы заплатите налоги за импорт автомобиля, если он полностью собран за границей. Это одна из причин, почему иномарки так высоки в цене.

Что не облагается?

Под обложение налогами не попадают государственные пособия, пенсии, стипендии, спортивные награды, а также начисления от банковских вкладов, которые расположены в РФ.

Можно сделать вывод о том, что система государственного налогообложения имеет очень развитую сеть сборов. Если вы работаете, покупаете, продаёте, наследуете или владеете чем-то или передвигаетесь на такси, то вы платите налоги.

Имея гражданство любого государства и находясь в постоянном взаимодействии с различными государственными структурами, мы получаем различные блага: по образованию, медицине, нас защищают, решаем какие-либо проблемы в административных учреждениях, получаем различные льготы и т.д. Формирование государственного бюджета на эти цели возможно, когда с регионов в полном объеме поступают прямые и косвенные налоги.



Налоги прямые и косвенные – в чем различие?

Налоги являются обязательными, установленными законодательно платежами, которые удерживаются с граждан и юридических лиц (разного рода предприятий) в бюджеты разных уровней с целью формирования их доходной части. Существуют различные классификации налогов, в данном случае, мы будем рассматривать налоги прямые и косвенные.
Прямые налоги находятся в зависимости от дохода всех категорий налогоплательщиков и удерживаются при образовании дохода или иных материальных благ. К ним относятся: налог с дохода, имущественные налоги, налог на прибыль и другие.
Косвенные налоги обычно входят в стоимость приобретаемых нами товаров, и мы платим их, просто совершая покупку. Таможенные пошлины, акцизы, НДС – все это разновидности косвенных налогов.

Таким образом, существенное различие между прямыми и косвенными налогами заключается в том, что первые зависят от дохода и взимаются при его образовании, а вторые не зависят от дохода и включены в стоимость товаров и услуг.
Если говорить просто, то прямые налоги – это налоги на доходы и имущество, а косвенные налоги – на товары и услуги. Следовательно, если вы, к примеру, не покупаете импортные или акцизные товары, то вы не будете являться плательщиком этих видов косвенных налогов.

Рассмотрим подробнее, что же из себя представляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – от налогоплательщика в бюджет!

Важнейшими прямыми налогами для граждан являются налог на доходы с физических лиц и поимущественный налог.
Название «поимущественный налог» говорит само за себя – это налог, которым облагается имущество граждан: дома, квартиры, земельные участки, транспортные средства, антиквариат. Налогообложению подлежит также имущество, принятое в дар или полученное по наследству.

Налог на доходы с физических лиц, или подоходный налог, берется со всех видов имеющегося у граждан дохода: с заработной платы, от сдаваемого в аренду имущества, с процентов от акций и других ценных бумаг и так далее. Даже если случилось чудо, и вы выиграли деньги в лотерее, с этой суммы вам придется заплатить подоходный налог.
Не облагаются налогом пенсии и различные социальные пособия.

Процентная ставка по налогу на доходы зависит от вида дохода, например, из заработной платы удерживается 13%, а дивиденды, полученные от акций, облагаются по 15% ставке.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих определенные виды деятельности, налоговым законодательством РФ предусмотрено несколько специальных режимов, которые позволяют единым налогом заменить сразу несколько видов налоговых платежей.

Многие предприятия и индивидуальные предприниматели выбирают для своей деятельности такую разновидность налога на прибыль, как ЕНВД – единый налог на вмененный доход.
Сущность ЕНВД заключается в том, что этот налог зависит не от фактической прибыли, которую получает ИП или организация, а от предполагаемого дохода, установленного (или вмененного) налоговой инспекцией.
Виды деятельности, попадающие под режим ЕНВД, определяются законодательно на уровне местных властей. Налог по вмененному доходу необходимо перечислять ежеквартально.

Для малого бизнеса хорошим вариантом является упрощенная система налогообложения. Она, также как и ЕНВД, предполагает замену нескольких налогов одним. Объектами налогообложения по УСН являются доходы организации, и тогда ставка равняется 6%, либо доходы за минусом расходов, при таком варианте применяется ставка в 15%. Индивидуальные предприниматели и организации, работающие по УСН, имеют право сами выбирать, какой показатель будет являться объектом налогообложения. Для отчета по УСН в налоговые органы раз в год подается декларация.

Основным прямым налогом для юридических лиц является налог на прибыль. Здесь объектом обложения выступает балансовая прибыль. Размер налога составляет 32%, а налог на прибыль от посреднических услуг доходит до 45%.

В качестве поимущественных налогов юридические лица обязаны выплачивать налог на имущество предприятий, исходя из его среднегодовой балансовой стоимости, налог на землю и т.д. Ставки по имущественным налогам находятся в зависимости от вида деятельности предприятия (но не для каждого конкретного предприятия).
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют налоги в соответствии с установленными налоговыми периодами.

Косвенные налоги – изучаем специфику!

Итак, мы уже выяснили, что основными видами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, разного рода таможенные пошлины, акцизы. Значение косвенных налогов очень велико, так как они приносят почти половину дохода в государственную казну.
В чем же состоит особенность этого вида налогов? Она заключается в том, что формально их плательщиками выступают производители тех или иных товаров и услуг, а фактически – потребители этих самых товаров и услуг.

Например, какой бы длинной ни была цепочка от производителя до конечного потребителя, каждое задействованное в ней лицо на своем этапе является плательщиком НДС, в том числе и сам потребитель. Таким образом, все участники бизнеса, создающие добавленную стоимость, являются субъектами по данному виду налогообложения.
В настоящее время процентная ставка по НДС составляет 18%. Для некоторых лицензированных видов деятельности законодательством предусмотрены налоговые льготы.

Таможенные пошлины взимаются за ввоз товаров из-за рубежа, и их исчисление зависит от многих факторов, включая политические.
Акцизные сборы взимаются только в сфере производства, на услуги данный вид налога не распространяется. Существует перечень акцизных товаров, в частности, к ним относятся алкоголь и табачные изделия.

И все же, во избежание серьезных проблем, советуем вам чтить не только уголовный, но и налоговый кодекс. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно…

Налоговые системы, действующие в нашей стране, периодически подвергаются реформированию. Меняются условия, ставки, коэффициенты, виды бланков отчетности, поэтому тем, для кого тема налогов прямых и косвенных является актуальной, важно быть в курсе этих изменений.

Налог на прибыль 2015 ставка: какую часть прибыли государство заберет у бизнеса? Налог на прибыль ставка 2015-2016: жаль, что деньги нельзя вкладывать в налоги!

Прямые и косвеннные налоги - это два основных типа налогов, которые различаются между собой по способу взимания. Это ключевой признак, на котором основана классификация налоговых обязательств на прямой налог и косвенный; примеры того, какие налоги косвенные, а какие прямые, рассмотрим в нашей статье.

Характеристика прямых и косвенных налогов

Ключевое отличие прямых налогов от косвенных заключается в способе их изъятия у налогоплательщиков. Так, чтобы определиться с отличиями, нужно раскрыть понятия данных групп налоговых обязательств.

Прямыми называют те налоговые обязательства, которые изымаются у налогоплательщиков напрямую с их имущественных активов или полученных доходов. Условия данного вида налогообложения предусматривают конкретные ставки либо фиксированные платежи в пользу государственного бюджета. Причем экономический субъект самостоятельно исчисляет и уплачивает обязательства за счет своих собственных средств и капиталов.

Косвенные же взимаются не напрямую, а учитываются в определенных величинах. Такой вид обязательств представляет собой специальную наценку на стоимость товара либо работы или услуги, реализуемой на территории нашего государства. Если говорить простым языком, то эта торговая наценка включается в стоимость товара продавцом, но оплачивает ее уже конечный покупатель. Следовательно, продавец в данной цепочке выступает в роли посредника: он начисляет надбавку, он же ее и уплачивает в государственный бюджет. А вот оплачивает надбавку потребитель. Именно поэтому такие обязательства называют сборами за потребление.

Итак, чем отличаются прямые налоги от косвенных? Основное отличие прямого налога от косвенного заключается в способе изъятия: напрямую с объекта обложения либо в виде потребительской наценки.

Прямые и косвенные налоги: таблица

Все действующие налоги и сборы по способу взимания бывают только двух видов. Эти виды налогов: прямые и косвенные. Для наглядности представим группировку в виде таблицы.

Итак, классификация налогов по методу взимания:

Косвенные

Наименование

Описание

Наименование

Описание

Взимается с дохода, который был начислен в качестве вознаграждения за труд физическому лицу. То есть с дохода гражданина удерживается 13 % (исключения — 9 %, 35 %) в пользу государства. В большинстве случаев НДФЛ удерживает работодатель сотрудника, то есть налоговый агент.

Представляет собой торговую наценку, которая применяется практически ко всем видам продукции, а также к услугам и работам, реализуемым на территории РФ. Помимо российских товаров, НДС включается в стоимость продукции, ввозимой на территорию России из других государств.

Ключевая ставка по НДС — 18 % — устанавливается в большей части продукции. Однако чиновники предусмотрели льготные ставки в 10 и 0 %.

Рассчитывается с прибыли, полученной организациями в отчетном периоде. Размер платы — 20 % в пользу государственной казны. Отметим, что налогооблагаемой базой признаются доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов.

Отдельный вид наценки, который включается в стоимость товаров, определенного рода продукции (бензин и топливо, спирт и алкогольная продукция, табачные изделия). Наценка устанавливается в фиксированном виде, причем отдельно для каждой категории товаров.

Имущественный

Определяется как процентная ставка к кадастровой и(или) оценочной стоимости имущества. Отметим, что имущество должно находиться в собственности граждан или организаций. Ставки определяются региональными властями в индивидуальном порядке для каждого субъекта РФ.

Таможенные пошлины

Устанавливается вне зависимости от стоимости и вида ввозимой продукции. Рассчитывается исходя из договоренностей, заключенных между РФ и странами-импортерами.

Исчисляется на основании декларации, которую импортеры должны подать в течение 15 дней с момента ввоза продукции на территорию нашей страны.

Земельный

Исчисляется по отношению к земельным участкам, переданным в собственность граждан и организаций. Порядок налогообложения устанавливают на муниципальном уровне

Государственные пошлины

Уплачивается за осуществление действий юридического характера. Установлены в фиксированном размере.

Транспортный

Размер налогового обязательства определяется в зависимости от мощности транспортного средства. Причем для разного рода объектов установлены отдельные фиксированные ставки.

Лицензирование бизнеса

Для получения разрешения на ведение отдельного вида деятельности субъекту необходимо пройти процедуру лицензирования. Стоимость лицензирования не зависит от ожидаемого дохода, наличия имущественных активов и прочих показателей.

Специальные налоговые режимы (патент, УСН, ЕНВД, ЕСХН)

Устанавливаются как процент от полученной прибыли либо к полученным совокупным доходам. Отдельные спецрежимы представляют собой фиксированный платеж в пользу государственного бюджета.

Сравнительный анализ

Как мы отметили выше, налоги бывают прямыми и косвенными, то есть разделяются по способу изъятия налоговых обязательств у плательщиков. Однако, помимо особенностей изъятия обязательств, КН и ПН имеют множество дополнительных отличий.

Так, например, ПН собираются в бюджете государства с большими затруднениями. То есть по имущественным и доходным обязательствам имеются большие задолженности за налогоплательщиками. Помимо уклонения от уплаты, некоторые экономические субъекты умышленно занижают налогооблагаемую базу, чтобы снизить размеры платежей.

Однако имущественные и доходные сборы оправданны, так как взимаются с конкретного объекта. Сумма рассчитывается в зависимости от объема налогооблагаемого объекта, выраженного в денежном эквиваленте.

А вот КН не оправданны, они устанавливаются в виде торговой наценки, которой могло и не быть. В то же время проблем с уплатой таких обязательств возникает намного меньше. Следовательно, КН довольно быстро собираются, что позволяет направлять денежные средства на бюджетные расходы. Отметим, что объем и процентное соотношение прямых и косвенных налогов регулируются на законодательном уровне. Это позволяет своевременно сокращать разницу между доходной и расходной частями бюджета.

Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.

Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.
Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т.д. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.

Все о прямых налогах

Что такое прямые налоги, как они высчитываются, и какая категория налогоплательщиков попадает под эти вычеты? Данный вопрос интересует практически каждого. Прямые налоги — это те, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации взимаются как с физических, так и с юридических лиц при получении какой-либо прибыли. Также данная разновидность налогов может взиматься с имущества, которым владеет налогоплательщик. Но к такому случаю относятся только те ситуации, при которых стоимость имущества физического или юридического лица дает повод для обложения его налогом.

Прямые изымаются по-разному. Все зависит от того, кем является налогоплательщик – физическим лицом или же юридическим.

Для персон гражданских прямым налогом является:

  1. Налог на доходы.
  2. На участок земли, находящийся в собственности человека.
  3. На используемую воду.
  4. На личные транспортные средства.

Для юридических лиц перечень налоговых сборов таков:

  1. Налог на добавленную стоимость с работающего персонала.
  2. На получаемую прибыль.
  3. На имеющееся имущество.
  4. На принадлежащие юридическому лицу транспортные средства.
  5. На принадлежащую землю.
  6. На бизнес, связанный с игровыми автоматами и т.п.
  7. На имеющиеся водные источники.
  8. На добычу природных ресурсов из недр земли.

Читайте также: Чистая прибыль - что это такое

Так как в налоговую инспекцию регулярно поступает отчетная документация, а также декларации с различных организаций и от индивидуальных предпринимателей, количество денежных средств, которые должны поступить в государственную казну, просчитывается заранее.

В соответствии с законодательством нашей страны нет необходимости выплачивать налоги при получении доходов следующего типа:

  1. Пенсионных выплат.
  2. Пособий, выплачивающихся по причине становления на учет в центр занятости по месту жительства.
  3. Пособий, связанных с беременностью, а также родами.
  4. Выплат за сдачу крови (для доноров).
  5. Выплаты от супругов на несовершеннолетних детей – алименты.
  6. Выплаты за достижения в научной деятельности.
  7. Выплаты за достижения в различных сферах искусства.
  8. Денежная помощь от организации семье сотрудника в случае смерти последнего.
  9. Денежная помощь пострадавшим в случае стихийного бедствия.
  10. Доходы от продажи жилища, которое являлось собственностью гражданского лица более пяти лет. В случае когда жилье было приобретено до наступления 2016 года, оно должно являться собственностью физического лица до продажи не менее трех лет.

Подробный список доходов, облагающихся прямым налогом можно прочитать в ст.217 НК РФ.

Все о косвенных налогах

Косвенные налоги — это налоги, которые начисляются поверх стоимости того или иного товара. Их количество определяется количеством получаемой налогоплательщиком прибыли. Таким образом, получается, что налогоплательщик, который занимается производством той или иной продукции, или оказывающий какие-либо услуги должен продавать выпускаемое или же предоставлять свои услуги по цене с добавленной стоимостью на уплату в налоговую инспекцию.

По сути, в данном случае реальным плательщиком налоговых сборов является тот человек, который вышеупомянутый товар или услуги приобретает. Так как оплачивает при приобретении дополнительную стоимость именно он.

А производитель в данном случае является лишь посредником, помогающим попасть налоговым начислениям в государственную казну. При уплате налогов он выплачивает лишь ту денежную сумму, которая «накидывалась» поверх реальной стоимости продаваемых товаров или предоставляемых услуг.