Керамическая кран-букса и ее принцип работы. Кран-букса для смесителя: секреты замены и восстановления работоспособности Пропускает керамическая кран букса

Капающая вода из закрытого крана на кухне может запросто испортить семейные отношения. Есть и противоположный процесс – ничто так не возвышает мужчину в глазах жены, как самостоятельный ремонт сантехнических, электрических и других бытовых устройств. Попробуйте себя в деле и ощутите результат!
Современные смесители для ванн и для кухонных моек состоят из отдельных кранов-букс для холодной и горячей воды. Они вполне ремонтнопригодны в бытовых условиях. Боле сложные системы с поворотным гусаком потребуют вмешательства специалистов.

Запирание воды в кранах осуществляется поворотом двух керамических дисков, имеющих специальные окна. Кран-букса состоит из корпуса, барашка, штревеля (стержня), передающего вращение от барашка к запирающим дискам, собственно дисков и различных прокладок. В процессе многолетней эксплуатации происходит износ внутренних прокладок (сальников) и некоторая просадка самой нижней прокладки, которая не подвергается вращению и не изнашивается. Просадка этой прокладки ведет к протечкам воды при закрытом кране.

Инструмент и материалы

Для ремонта крана-буксы без его замены нам потребуются:
  • разводной ключ или набор ключей;
  • отвертка;
  • пассатижи;
  • ножницы;
  • листовая резина от велосипедной камеры.
Данный ремонт можно производить без снятия смесителя. Достаточно выкрутить кран-буксу. Вода при этом должна быть перекрыта.

Процесс ремонта крана

Вынимаем кран-буксу из смесителя.


Для этого нужно отвернуть декоративный колпачок и отверткой выкрутить крепежный винт барашка. После снятия барашка откручиваем декоративную гайку-манжету, откручиваем гаечным ключом и вынимаем буксу.



Далее, с помощью отвертки снимаем нижнюю запирающую прокладку.


Вынимаем и осматриваем прокладки, сальники, керамические диски.



Дополнительная фторопластовая прокладка между корпусом крана-буксы имеет износ, собственно из-за нее и идет течь, так как не обеспечивается нормальный прижим дисков.



В имеющихся в продаже ремкомплектах кранов такая прокладка не комплектуется, поэтому придется устранить продольный люфт штревеля и запирающих керамических дисков другим путем. Но есть другой путь доступный каждому.
По диаметру прокладки-уплотнителя, из любой листовой резины толщиной до 1 мм, вырезаем прокладку. В средине этой прокладки вырезаем отверстие диаметром 3-4 мм и устанавливаем уплотнитель на керамические диски.


Собираем кран-буксу в обратном порядке, а перед установкой нижней запирающей прокладки, ставим нашу самодельную.



Устанавливаем штатную запирающую прокладку на место и собираем смеситель.


Проверяем его работу – люфт устранен. Течь отсутствует.

Заключение

Имея простейший набор инструмента и немного листовой резины, приложив голову и руки, всегда можно произвести ремонт крана-буксы, продлить срок службы смесителя. Если обнаружен сильный износ прокладок, глубокие царапины на керамике от песка или металла, не отчаивайтесь. С демонтированной кран-буксой нужно сходить в хозяйственный магазин и подобрать, соответствующее по размерам, новое устройство. После этого произвести его замену.

Для того, чтобы регулировать подачу воды, водопроводы оснащаются вентильными кранами и смесителями. Как и любое другое изделие, эти изделия время от времени выходят из строя. Чаще всего это происходит из-за износа деталей вентильной головки (ее также называют кран-буксой). Спешить с заменой смесителя не стоит, т.к. во многих случаях неисправность можно устранить самостоятельно.

Что такое кран-букса

Кран-букса ― главная деталь вентильного смесителя (его сердечник). Благодаря этому нехитрому устройству происходит оперативное включение, выключение и регулировка потока воды. Изменяя горячий и холодный напор, можно легко установить нужную температуру выходящей струи. Состоит вентильная головка из штока и уплотнителей: сверху их защищает металлический корпус, оснащенный резьбовым посадочным местом.

Расположение кран-буксы в смесителе и схема её устройства

Виды кран-буксы

В настоящее время представленные на рынке сантехнической продукции бытовые смесители оснащаются кран-буксами трех типов:

  1. Червячными.
  2. Керамическими.
  3. Шаровыми.

Их отличает прежде всего число оборотов, которые необходимо сделать вентилем для открывания или закрывания воды. Червячный механизм приходится вращать несколько раз, тогда как керамический и шаровый прибор закрывается в пол-оборота.

Червячные

Конструкции старого образца , названные так из-за специфики вала поворотного штока. Внешняя часть корпуса оснащается резьбой, что позволяет стыковать его со смесителем. Для удобства здесь же имеются специальные ниши под гаечный ключ.

Червячная кран-букса

Внутренние сердечники встречаются в двух разновидностях:

  1. С направляющими под запорный клапан подвижного типа.
  2. Резьбовые. Для нарезания витков выбирается обратное направление по отношению к червячному валу.

Из-за наличия в устройствах резиновой вставки их еще называют резиновыми . Работа узлов этого типа отличается простотой: вращающийся маховик передает усилие на резьбовую передачу, которая и двигает шток с резиновой прокладкой. В результате достигается плотное прилегание тарелки клапана к специальному внутреннему седлу. Это приводит к перекрыванию водного потока.

Чтобы возобновить водоснабжение, необходимо вращать кран в обратном направлении: после появления между узлами клапана зазора жидкость получает возможность поступать из трубы. Сила напора находится в прямой зависимости от размера просвета от тарелки до седла. Использование червячной передачи позволяет очень точно регулировать напор, т.к. шток при вращении маховика двигается очень медленно.

Кроме этого, к достоинствам червячных кран-букс можно отнести также следующие характеристики:

  • Доступность. В продаже представлен широкий ассортимент вентильных головок резинового типа, что позволяет без проблем подобрать подходящий вариант для любой модели смесителя.
  • Несложное обслуживание и замена. Ремонтные мероприятия из-за своей простоты часто проводятся своими силами.
  • Возможность самостоятельного изготовления резиновых вставок. Прокладки можно вырезать из подходящей по толщине резины.
  • Недорогая стоимость. Самый дешевый вариант среди прочих аналогов вентильных головок.

Имеются также недостатки :

  • Быстрый износ комплектующих.
  • Для регулировки потока воды приходится довольно долго вращать маховик.

Керамические

Эти модели были разработаны в качестве альтернативы резиновым кран-буксам, превосходя их долговечностью, надежностью и стойкостью к износу. Состоит керамическая вентильная букса из корпуса, внутри которого имеется статичный керамический диск с серией отверстий. Поворотный шток оснащен идентичной вставкой. При повороте вентиля на 90 градусов происходит совмещение каналов обеих прокладок, что открывает дорогу для воды.

Керамическая кран-букса

Точность прохождения жидкости исключительно по предназначенным для этого каналам достигается хорошей плотностью прилегания керамических кругов. Для регулирования или перекрывания потока достаточно проводить небольшие манипуляции вентилем. Это позволяет или частично совмещать, или полностью перекрывать каналы.

Керамические кран-буксы в смесителе

Сильные стороны керамических букс:

  • Долговечность. Потребность в ремонте детали возникает крайне редко. Часто бывает так, что ее срок службы совпадает с эксплуатационным сроком самого смесителя.
  • Скорость управления. Здесь не потребуется, как в случае с червячной головкой, долго вращать маховик, прилагая при этом усилия. Для полного перекрывание достаточно повернуть вентиль всего на пол-оборота. Иное дело, что при этом страдает точность настройки, но этот навык обычно приходит с опытом.
  • Простой ремонт и замена. Как и в случае с резиновыми моделями, особые сантехнические навыки для этого не потребуются.
  • Бесшумность работы.

Слабые стороны :

  • Повышенные требования к качеству воды в трубопроводе. Наличие в жидкости песка и других примесей негативно сказывает на керамической поверхности: буксы в таких условиях быстро выходят из строя. Чтобы максимально продлить срок службы керамической крановой головки, водопровод оснащают фильтрующими узлами для очистки воды от грязи.
  • Дороговизна . За смеситель с керамической буксой приходится платить дороже, чем за резиновые аналоги. Однако благодаря долговечности стоимость устройства окупается на протяжении ближайших нескольких лет.

Вентильные головки могут различаться по следующим признакам:

  • Разный изготовитель (зарубежные или отечественные модели).
  • Максимально возможная температура и давление жидкости.
  • Скорость прохождения водяного потока.
  • Количество шлицов на штоке под вентиль (20 или 24).
  • Размеры. При замене рекомендуется приносить с собой старую буксу.
  • Вид резьбы: 3/8, 3/4 и 1/2 дюйма. Наиболее распространены изделия последнего типа.

Шаровые

Имеют очень простую конструкцию: в роли перекрывающей поток задвижки здесь выступает обычный металлический шар. Для полного прекращения движения воды нужно повернуть вентиль всего на 1/4 оборота. Шаровыми буксами в основном оснащаются краны на подающей трубе: внутри смесителей они не используются.

Шаровая кран-букса

Ремонт керамической кран-буксы

После обнаружения поломки керамической вентильной головки существует три варианта действий:

  1. Провести ремонт.
  2. Заменить износившуюся деталь.
  3. Заменить кран-буксу полностью.

Проще всего реализовать последний вариант, однако для этого потребуются дополнительные финансовые траты. Поэтому при возможности головку стараются отремонтировать.

Как снять кран-буксу

Затевая ремонт кран-буксы, воду в системе нужно полностью перекрыть. После этого готовят необходимые инструменты: плоскую и крестообразную отвертки, плоскогубцы, набор ключей.

Демонтаж маховика проводится простым подтягиванием вверх. Это открывает доступ к фиксирующему болту, после откручивания которого вентиль легко снимается. Иногда он прикипает к корпусу смесителя: устранить такую проблему можно осторожным постукиванием по нему одним из ключей.

Сняв вентиль, производят чистку резьбы и маховика. Далее ключом на 17 (или вручную, в зависимости от типа смесителя) снимают декоративную накладку крана. Этим освобождается доступ к кран-буксе. Для ее выворачивания понадобится разводной ключ: его вращают против часовой стрелки, придерживая корпус.Для чистки резьбы смесителя обычно применяют кордовую щётку.

Подробнее про то, как снять кран-буксу со смесителя можете посмотреть в видео :

Дальнейшие ремонтные действия зависят от вида неисправности.

Износ прокладки кран-буксы

Чаще всего протечки смесителя с керамической головкой связаны с тем, что силиконовая прокладка теряет свою функциональность. Проблему можно решить или заменой, или починкой уплотнителя. В первом случае износившуюся прокладку просто извлекают из посадочного углубления, заменяя ее новой (ее рекомендуется смазать водостойкой смазкой).

Что касается ремонта, то после извлечения кран-буксы из корпуса смесителя производят наращивание ее недостающей высоты с помощью тонкого слоя силикона. После этого головка ввинчивается обратно.

Между керамических пластин попал мусор

Если в пространстве между керамическими поверхностями окажется песок или другие инородные частицы, это неминуемо приведет к нарушению герметичности стыковки. Как результат, букса начнет протекать. Для устранения неисправности необходимо демонтировать и разобрать головку. Ее пластины тщательно чистят и смазывают водостойким веществом. Собирая узел обратно, важно не перепутать верх и низ пластин. Иногда на поверхности дисков можно обнаружить царапины: в таком случае поможет только замена деталей новыми.

Подробнее посмотреть, как разбирается керамическая кран-букса можете посмотреть в видео:

Еще один вариант ― убрать царапины и сколы шлифовкой керамического основания. Делается это при помощи мелкоабразивного порошка (он также используется для притирки автомобильных клапанов и затачивания инструмента). Состоит материал из оксида алюминия и карбида кремния. Подходящая в этом случае зернистость – 1200.

Перед началом процедуры порошок насыпают на какое-либо стекло, используя в качестве растворителя машинное масло. Далее берут поврежденную пластину и начинают тереть ей по стеклу круговыми движениями. После того, как царапины исчезнут, кружок промывают водой.

Износ прижимной шайбы

Прижимная шайба (она может быть пропиленовой, фторопластовой или капролоновой) выступает в качестве компенсатора возможных зазоров между керамическими дисками. Во время функционирования кран-буксы этот уплотнитель постоянно переживает нагрузки, приводящие к его постепенному износу. Из-за уменьшения толщины прижимной шайбы уменьшается плотность прилегания перепускных узлов: в образовавшийся зазор начинает просачиваться вода.

Для замены этой детали потребуется полная разборка кран-буксы с вытаскиванием стопорного кольца, штока и демонтажем пластиковой шайбы. После установки нового элемента пластины нужно почистить и смазать. Если подходящая по размеру новая шайба не была найдена, проводится наращивание старой прокладки путем наклеивания на ее поверхность изоленты. Еще один вариант ― подложить под шайбу тонкий кружок из полиэтилена.

  1. Возникли проблемы с резьбой.
  2. Износились резиновые прокладки.
  3. Механические повреждения.

Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.

Порядок работы следующий:


Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.

Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:

Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической

Учитывая тот факт, что керамические вентильные головки более практичны и долговечны, в некоторых случаях их пытаются устанавливать в корпус червячного смесителя. Подбирая подходящий вариант для замены, ориентируются в первую очередь на размеры посадочного места (имеется в виду диаметр нижней части вентильной головки).

Также важно разобраться в конструкции штыря под маховик. Изделия зарубежного производства оснащаются на этом участке насечками. В отечественных же вентильных буксах применяется стальной четырёхгранник. Поэтому при установке импортной керамической буксы потребуется также замена маховика. Что касается соответствия по длине, то тут проблем меньше: большинство данных изделий имеют одинаковые размеры. В таком случае вставить вместо резиновой головки керамическую довольно просто.

Выводы

Сталкиваясь с протечками вентильного смесителя, следует первым делом осмотреть кран-буксу. Как правило, причины кроются в выходе из строя одного из элементов узла. Если все дело в износе одной из прокладок ― ее меняют. Более серьезные поломки решаются заменой всей детали. Более надежными в этом отношении считаются керамические вентильные головки: протекания на них случаются намного реже, чем на резиновых.

Ремонт кран-буксы своими руками: инструкция с фото и видео


Данный материал будет полезен тем, кто желает своими руками восстановить кран-буксу, сделав её практически вечной.

Конечно, в этом мире ничего вечного нет, но обычные кран-буксы мы меняем максимум раз в полгода, где-то раз в 3-6 месяцев. Что происходит: кран-букса начинает пропускать воду – вы закрываете кран, но вода всё равно подкапывает. Это значит, что кран-букса выходит из строя. Для её ремонта вам понадобятся вот такие медные шайбы:

Они имеют размер М10*14, то есть внутренний диаметр у них 10 мм, а наружный – 14 мм. Толщина составляет 1 мм. Купить их можно как в интернете, так и в оффлайн-магазинах, но там цена за одну такую шайбу может быть до 10 раз больше. В Китае 100 штук обошлись на момент заказа в сумму порядка 500 рублей, то есть 5 рублей за одну штуку, в магазине ценники могут доходить до 50 рублей за одну штуку. При помощи таких шайб мы восстанавливаем старые кран буксы, и о том, как мы это делаем, мы вам сейчас и расскажем.

Вынимаем кран-буксу из смесителя

Вот наш смеситель, горячая вода уже выключена, осталась только холодная. Если кран на смесителе закрыть до упора, вода всё равно капает. Снимаем барашек и достаём неисправную кран-буксу.

Визуально причину найти, конечно, не получится, потому что проблема кроется внутри. Там стоит фторопластовое кольцо, в которое упирается шток. Кольцо стачивается, и две керамические пластинки, обычно вплотную прилегающие друг к другу и запирающие воду, начинают между собой эту воду пропускать.

Разбираем кран-буксу

Снимаем силиконовый уплотнитель.

Имеется множество способов решения этой проблемы, но практически все они дают временный результат. Можно под силиконовое кольцо дополнительно подложить ещё и резиновое. За счёт этого прижимная сила на керамические пластинки увеличится, вода течь перестанет, но эффект будет временным. Можно подмотать изоленту, но реально помогает только наш способ с медной шайбой.

Без особого труда снимаем стопорное кольцо – главное, чтобы оно от старости не лопнуло.

Выдавливаем в обратную сторону шток.

Здесь имеются два резиновых уплотнителя и фторопластовое кольцо, через которое сам шток упирается непосредственно в корпус.

Это кольцо стачивается, и шток постепенно начинает выходить наружу.

Естественно, ослабевает давление на керамические пластины. С этим фторопластовым кольцом кто и что только не пытались делать – выпиливают, вытачивают, но всё это расползается.

Мы же вместо фторопластового кольца ставим медную шайбу – и потом собираем кран-буксу обратно.

Нюансы сборки

Первое: в корпусе имеются несколько выступов и, как можно заметить, внешний диаметр у медной шайбы больше, чем у фторопластового кольца, поэтому могут возникнуть некоторые сложности с установкой шайбы, хотя эти сложности вполне преодолимы. Второй нюанс – резиновые сальники уплотнителя. Они тоже требуют обслугу.

Отвечают они за то, чтобы вода не шла из-под самого барашка. Эти сальники могут сточиться, могут порваться. Под ними зачастую находится грязь, которую нужно убирать, чистить, иначе через неё вода тоже может протекать, несмотря на то, что сами сальники исправны. Если эти уплотнители со временем сточились, под них можно намотать немного фум-ленты. Дополнительно мы используем вот такую смазку:

Это смазка для сальников стиральных машин. Приобретается она в специализированном магазине, который занимается реализацией различных запчастей для стиральных машин. Такая смазка не вымывается, воды она не боится, но при этом защищает резину – резиновые кольца будут защищены, и контакт между ними и штоком будет намного лучше.

Когда мы крутим кран, шток вращается вместе с резиновым уплотнителем, который трётся о стенки самого корпуса. Соответственно, смазка продлевает срок службы деталей, и, как показала практика, если не наносить смазку под кольцо, а помазать только снаружи, то вода может протекать через барашек.

Нужно нанести немного смазки сверху, так как именно в верхней части эти уплотнители будут тереться о корпус самой коронки. Теперь эти резинки будут легко скользить по корпусу.

Собираем кран-буксу

Медная шайба поставлена, ставим шток, вытягиваем его на себя. Теперь благодаря тому, что стоит медная шайба толщиной 1 мм, шток не выходит из корпуса.

Ставим стопорное кольцо. Бывают случаи, когда эти фторопластовые кольца могут быть в зависимости от кран-буксы различной толщины – 1,5-2 мм. В таких случаях ставится не одна медная шайба, а две. Если две много, и стопорное кольцо не получается вставить из-за того, что шток слишком утоплен, то вторая шайба слегка подтачивается обычным надфилем.

Ставим обратно керамические пластинки и силиконовый уплотнитель.

Устанавливаем кран-буксу на смеситель

Холодная вода у нас включена, горячая по-прежнему выключена. Барашек мы не ставили, чтобы посмотреть, не будет ли течь вода непосредственно через сам шток. Открываем кран – вода пошла. Закрываем.

Из крана ничего не капает. На самой коронке тоже нет никакой протечки.

Вот так легко и просто можно не только восстановить коронку, но и сделать её практически вечной. Фторопласт под нагрузкой стачивается, а медная шайба нет, а если и стачивается, то настолько медленно, что кран-буксой могут пользоваться несколько поколений пользователей.

Все права на видео принадлежат: Китай в SHOPe


Автор же больше ценит время, потому что ремонт кран-буксы займет менее пяти минут, а поход в магазин более часа. Кроме того, для похода в магазин Вам придется демонтировать нерабочую кран-буксу, иначе не подберете нужную. Потратив на прочтение статьи пару минут, Вы сможете починить свой смеситель без посторонней помощи.

Материалы и инструменты.
Отвертка крестовая или шестигранная, зависит от Вашего крана.
Разводной ключ либо плоскогубцы.
Уксус или лимонная кислота.
Медная проволока 1,6мм
Резиновая прокладка, или резина толщиной 6мм

Совсем чуть-чуть теории для тех, кто впервые чинит кран, и автор приступит к практике.
Как узнать, какие кран-буксы стоят у Вас?


По количеству оборотов вентиля.
Керамическая кран-букса, в отличие от червячной, делает всего четверть оборота.


Она перестает капать, если надавить на вентиль сверху.


Червячная кран-букса может делать более одного полного оборота вокруг своей оси, и перестает капать, когда кран закрываете с усилием.


У керамической автор будет менять фторопластовое кольцо на самодельное, из медной проволоки.


У червячной кран-буксы меняется прокладка.


Прокладку можно купить, или вырезать из резины толщиной 6-7 миллиметров.


Самый бюджетный и быстрый ремонт можно сделать просто перевернув старую прокладку.


Если она без трещин - это сработает.


Для начала автор перекрывает воду.
Порядок демонтажа керамической и червячной кран-буксы схожие.


Откручивает и снимает вентиль. Болтик будет прятаться сверху, либо сбоку.
У Вас, возможно, болтик будет под отвертку. У автора - под шестигранный ключик.


После этого откручивает декоративную юбочку. Сильно не давить и не царапать, возможно она у Вас из пластика.




Под юбочкой будут грани под гаечный ключ.




Если у вас нет такого ключа, возьмитесь за грани плоскогубцами, и крутите против часовой стрелки.


Дальше все просто, если у Вас червячная кран-букса, меняете прокладку как говорилось выше.
Если керамическая - понадобится небольшой кусок медной проволоки, диаметром не менее 1,6 миллиметра.




Вынимает силиконовую прокладку.


Затем две керамические пластинки.




Дальше, чем-то острым, снимает стопорное кольцо.




Иногда они загнивают и ломаются, это не страшно.


И выталкивает внутреннюю часть. Легко пошла.




Керамические кран-буксы очень надежные, но у них есть одно слабое место.


Вот эта фторопластовая шайба.


Со временем она изнашивается, становится тоньше, вследствие чего прижим ослабевает и кран начинает течь. Автор изготовит новую шайбу из медной проволоки. Проволока, которую он нашел, в диаметре почти два миллиметра. А требуется около 1,6мм. 3-4 десятки можно снять в наждачной бумагой, или обычным ножом.




Откусывает кусок проволоки и выгибает кольцо, прямо на кран-буксе.




Короткие отрезки проволоки гнуть тяжело, берите проволоку с запасом.


Вот такое колечко получается.


Теперь берет кусачки и одним движением откусывает оба конца.




Затем укорачивает колечко еще на один - два миллиметра, так будет лучше становиться на место.




Если на Вашей кран-буксе много извести, разберите и прокипятите все в лимонной кислоте.


Либо замочите в уксусе, и они станут как новые.
Если автор оденет кольцо сюда, и начнет собирать, то оно не войдет.


Поэтому вначале опускает кольцо внутрь гильзы.


Все, что будет соприкасаться с кольцом смазывает смазкой. У автора есть немного литола.


Пробует одеть. Не идет, кольцо упирается в резинки.


Немножко разгибает кольцо и смазывает резинки.




Пробует еще раз. Получилось.

Имеющийся в ванной водопроводный смесительный кран относится к наиболее интенсивно эксплуатируемым элементам сантехнического оборудования во всём доме. Вследствие этого именно в этом месте наблюдаются поломки блокирующего механизма крана (буксы). Он начинает пропускать воду или прокручиваться.

Причиной такой неисправности является износ регулирующего элемента. А единственно грамотным решением в этом случае является замена кран-буксы в смесителе.

Кран-букса относится к важнейшим элементам смесительного устройства, посредством которых удаётся перекрывать и регулировать потоки воды, протекающей в трубопроводах.

При рассмотрении устройства кран-буксы удобнее всего представить его в виде металлического штока с закреплённой на его конце прокладкой, которая обеспечивает герметичность перекрытия.

При этом рабочие элементы буксы могут изготавливаться из следующих материалов:

  • на основе эластичной резины;
  • с использованием специальных керамических пластин.

При выборе одного из этих вариантов предпочтение отдаётся керамическим прокладкам. Они считаются более надёжными в работе. В процессе эксплуатации оснащённой ими буксы для смесителей для получения полного напора воды привод достаточно приоткрыть всего лишь наполовину.

В основу этой конструкции заложен каркас с закреплёнными на специальных выемках керамическими пластинами, в которых имеются небольшие отверстия. При повороте кран-буксы они частично или полностью перекрываются, освобождая канал для беспрепятственного тока воды, либо полностью закрывая его.

Оснащённые резиновыми прокладками вентильные механизмы довольно быстро выходят из строя. Это является основной причиной их низкой надёжности. Для того чтобы выкрутить кран с целью регулирования напора воды в этом случае применяется особый приводной механизм. Он состоит из червячного штока со специальным креплением к маховику.

Резиновая прокладка, регулирующая силу потока воды, фиксируется на другом конце штока и перекрывает её подачу лишь при полном закручивании крана буксы в устройство.

В этом она, бесспорно, уступает вентильным приборам с керамическими прокладками.

Специфика ремонта крана буксы

Ремонт кран-буксы в большинстве случаев сводится к замене пришедшей в негодность перекрывающей пластины или же к полному обновлению всего регулирующего узла целиком. При этом в зависимости от типа прокладки (из резины или керамики) вы можете столкнуться с двумя существенно отличающимися вариантами их восстановления.

Особенности ремонта керамической кран буксы своими руками

Перед тем, как самостоятельно починить кран-буксу, необходимо выбрать наиболее оптимальный способ восстановления её работоспособности, а именно:

  • приобрести и заменить изношенную деталь новой;
  • обновить весь вышедший из строя регулировочный узел целиком.

При этом обычно исходят из конкретной ситуации. Однако, по мнению специалистов-сантехников, лучше воспользоваться вариантом полной замены. Он более надёжный и менее трудоёмкий.

Дело в том, что износ самих керамических пластинок наблюдается не слишком часто. Но если такое произошло – следует иметь в виду, что разборка механизма смесителя и замена отдельной пластины является очень трудоёмкой операцией.

Керамические прокладки нередко выходят из строя из-за попадания в рабочий канал твёрдых сторонних примесей.

Вот почему во избежание поломки керамических прокладок на входе смесителя необходимо устанавливать фильтр тонкой очистки поступающей в него воды.

Переключающий вентиль с резиновыми прокладками

Одна из характерных неисправностей крана для смесителя с резиновой прокладкой – сильная выработка резьбы, имеющейся на корпусе буксы и служащей для перемещения корпуса штока. В этом случае при вращении ручки крана механизм легко проворачивается, не достигая ограничительного упора.

Если же при разборке неисправного вентиля обнаружится, что причиной поломки является износ резинового уплотнителя – достаточно будет заменить его новой деталью, приобретённой в хозяйственном магазине.

При замене необходимо будет подковырнуть отвёрткой сносившуюся прокладку и аккуратно вытащить её, потянув за один край. Затем следует зачистить посадочное место мелкой шкуркой и установить с натягом новое изделие.

Порядок разборки крана

Подготовительные мероприятия

Перед тем, как поменять кран-буксу в смесителе, прежде всего, следует перекрыть водную магистраль в квартире и приготовить полный комплект необходимых для этого инструментов. В него обязательно должны входить следующие наименования:

  1. набор отвёрток с плоским и крестообразным наконечниками;
  2. классические плоскогубцы, монтажный нож;
  3. обычный газовый и специальный накидной ключи.

Непосредственно перед тем, как заменить кран-буксу со смесителя, с помощью остро заточенного ножа удаляется защищающая крепёж декоративная заглушка. Затем нужно отвернуть сам винт крепления ручки вентиля. После этого она снимается с основания (потребуется приложить определённое усилие).

Непосредственно под ручкой располагается само вентильное или регулирующее устройство, которое от постоянного контакта с водой сильно прикипает к корпусу крана.

По этой причине при его удалении необходимо приложить значительное усилие, а иногда приходится постучать по нему газовым ключом.

По завершении этой части демонтажных работ можно перейти к разборке вентиля кран-буксы и замене прокладки.

Замена неисправной детали

После демонтажа вентиля с буксы в первую очередь нужно очистить резьбу и весь корпус от накипи. После этого можно будет перейти к замене прокладок.