Легенда о цветах анютины. Анютины глазки. Легенды про ирисы

По русской легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первую любовь. Всем сердцем потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.

По другой версии Анюта была излишне любопытна и любила подглядывать за другими. За что и превратилась в цветок.

Среди бескрайней равнины, мимо полей и лугов, поросших буйной травой, где, кажется, не ступала нога человека, мимо редких перелесков, тихо и неторопливо несет свои воды речка Велюйка. На левом берегу ее раскинулась деревушка с незатейливым названием Раздольное. Да нет в ней раздолья. Пятьдесят домиков стоят рядком и в тихие ночи ведут между собой беседы. Долгую жизнь они прожили, многое видели, многое могли бы рассказать и нам, людям. Крепка память у крестьянских домов. Помнят и шумные дни праздников, когда веселился народ, нарушая тишину просторов песней, смехом и лихой трелью гармони. Помнят и трудные дни, когда оглушали окрестности плач и людское горе немой волной окружало всю деревню. Помнят всех жителей деревни: и тех, кто ушел недавно, и тех, кто жил давно. Люди уже забыли, а дома всегда помнят своих хозяев. Этим и живут. Памятью. Помнят они и пригожую девушку Анюту, что жила со своей матерью на краю деревни. Рукодельница да умелица, за чтобы не взялась, все у нее выходило - получалось: и дома порядок, и скотина ухоженная, и на огороде ни сорнячка. Отец помер давно. Мать болезнями мучилась то ли от горя вдовьего, то ли от жизни нелегкой. Все Анюте приходилось в руках своих держать. Но не унывала Анюта, весело по жизни шла, хоть и бедствовали часто. Да разве для жизни молодой помеха это. А как запоет Анюта, так даже соловьи в лесу замолкают, чтобы ее звонкую песенку послушать. Красавица была, ладная, с русой косой до пояса и ясными голубыми глазами, широко раскрытыми в мир. Много парней заглядывалось на Анюту, многие сватались, но со всеми была она одинаково приветлива, никого не выделяла. Мать называла ее гордячкой, да и бабы в деревне пересуды вели, что, дескать, принца ждет заморского. Не ждала она принца. Просто не тронула птица любви ее сердечко. Свободное оно было. Оттого и веселое. Но не долго так продолжалось. Как-то поутру, в ту пору, когда весна с летом сходится, заехали в деревеньку странствующие коробейники. Мужик да хлопец молодой. Товару навезли невиданного, разложили на главной улице. Сбежалась вся деревня смотреть. И девки молодые, и бабы замужние, и старухи древние. Мужики тоже пришли. Руками не трогают, а только в бороды посмеиваются, глядя как бабы товар перебирают да дивятся. Да и было чему подивиться: и платки расписные, и ткани цветастые, и гребешки перламутровые, и румяна для девиц. Не часто богатство такое в деревеньке появлялось. В стороне от дорог торговых лежала деревня. Обходили стороной ее купцы странствующие. Анюта тоже пришла полюбоваться, прицениться. Но как увидела коробейника молодого, так и упало у нее сердечко. Не даром в народе говорят: хватает одного взгляда, чтобы узнать своего суженного. Потом много в деревне говорили да обсуждали, никак понять не могли, что Анюта в нем нашла. Не высок и не статен, и лицом не писаный красавец. Другая и не глянет на такого. Лучшие к ней сватались, попригожее. Ан нет, упал взгляд этого заезжего молодца в сердце Анютино. Засветились голубизной глаза ее ясные. На товар уже и не смотрит, а из-за подружек боязливо на торговца поглядывает. И он Анюту заприметил, подошел к ней: - Что же ты, ясноглазая, к товару моему не подходишь, не выбираешь, не примеряешь? Аль не нравится? -Как же не нравится? Нравится, дивное все, в наших краях не виданное. - Так выбирай, девица, что глянется. Я и плату не востребую. За один поцелуй, что не захочешь, отдам. Покраснела Анюта, глазки опустила: -Да что вы ведете речи не приличные. Как же я вам поцелуй подарю, если и не знакомы мы вовсе. -Не беда это, - парень усмехается. - За этим дело не станет. Алексей меня зовут, а по батюшке - Иванович. А тебя как величать? -Анютой кличут. -Анюта, Аннушка... Имя-то красивое. За имя твое звонкое да за глазки ясные подарю я тебе платочек расписной да гребешок. Может, вспомнишь меня когда. Еще пуще покраснела Анюта, но подарочек взяла. Поблагодарила, как полагается. Унесла домой и в сундучок свой запрятала. О чем девица думала никто не ведает. Но мать примечать стала, что часто Анюта тайком от нее любуется товарами даренными. Достанет, вздохнет и обратно спрячет. Не носит подарки, бережет. Много ли времени прошло, мало ли. Весна отгуляла, лето красное силу набрало, заколосилось спелым хлебом и цветами душистыми. Анюта уже и забывать стала коробейника молодого. Других хлопот хватает. День короток для работы деревенской. Всю работу не переделать. С одним справишься, другое набегает. До мечтаний ли тут пустых, девичьих. Но вот как-то под вечер (уже откушали, мать посуду со стола прибирала) раздался стук в дверь. Анюта открыла дверь, а там Алексей. Ахнула девушка, руками всплеснула, и слова вымолвить не может. Только ресницами длиннющими от удивления хлопает. - Здравствуй, моя Аннушка! Сами ноги к тебе принесли. Не мог я тебя позабыть. Запала ты мне в душу, перевернула в ней все. Нет мне без тебя жизни. Молчит Аннушка, только чувствует, как сердечко громко стучит и радуется: "Вернулся! Вернулся, ненаглядный!" Мать вышла из кухни, увидала гостя, в комнату завела, на лавку садит. Не садится Алексей, в ноги матери кланяется: - Полюбил я вашу дочь ясноглазую. Не могу жить без нее. И день не мил, и ночь нескончаемой кажется. Все мысли только об Аннушке. Измучился уж. Хочу ее с собой в город забрать, в дом хозяйкой ввести. Мать посмотрела на Алексея и сказала: - Постой, добрый молодец, не спеши. Не так эти дела делаются. Не гоже самому за невестой приходить. Не коровушку, чай, продаем, а дочку. Присылай сватов коль мила. Тогда и говорить будем. Анюта глаза потупила, стоит молчаливая. - Один я. Нет у меня ни отца, ни матери. Больше года прошло, как померли. Дом мне оставили. Хозяйство небольшое, но ладное. Бабка присматривает. А я торговлей занимаюсь. Денег скопил. Для жизни хватит. Не будет знать Анюта беды за мной, - говорит Алексей. - Но знаю я обычаи людские. Будут сваты. Захотелось мне только увидеть Анюту мою ненаглядную, заглянуть в глаза ее бездонные. Узнать люб ли я ей. Есть ли надежда? А мать отвечает: - Посмотри на нее. Вон как раскраснелась. Хоть глаза-то и прячет, да не спрятать счастья. Давно уж я заприметила, как вздыхает она над твоими подарочками. Не будет, видно, тебе отказа. Пусть приходят сваты. Созрела девка, не сидится ей у матери. Пришло время улетать из гнезда родного. Поклонился Алексей матери, поклонился Анюте. -Жди меня, девица красная, со сватами. К Первому Спасу жди. И настали дни ожидания для Анюты. Куда бы ни шла, чтобы не делала, все взгляды бросает на околицу. Не появится ли миленький. Мать тоже времени не теряет, приданное в порядок приводит. Разговоров в деревне полно: Анюта - красавица замуж собирается за чужого да пришлого. "Не к добру это", - перешептываются соседи. - "Своих что ли парней не хватает. Как можно отдавать девицу в мир чужой, не знакомый." Жила в той деревне старуха одна, Елисеевна. Люди говорили, что ворожбу она знает, предсказывает будущее. Что не скажет, все сбывается. Захотела и мать Анюты узнать, что ждет ее дитятко единственное в жизни замужней. Пошла к Елисеевне, гостинцев принесла, как полагается. -Расскажи-ка, Елисеевна, всю правду. Как будет у Анютки моей в жизни замужней, как сложится жизнь ее бабья. Поколдовала Елисеевна над горшочком глиняным, поговорила слова заговорные, вздохнула, перекрестилась и сказала: -Не будет у ней жизни семейной, не коснется ее любовь мужняя. Чистая ее судьба останется, пропадет она девицей нетронутой. Мать осерчала: -Что несешь ты, старая. Не сегодня - завтра сваты подъедут, заберут мою кровинушку. -Что вижу, то и говорю, - молвит Елисеевна. - Не будет у нее мужа. Не поверила ей мать, ушла домой расстроенная. Ничего Анюте не сказала. А Анюта еще краше стала от ожидания. Ждет Алешеньку своего со сватами. Верит, что не могут обмануть его глаза чистые, слова нежные. Как свечереет, как всю работу выполнит, выходит на дорогу за околицу, и все смотрит вдаль, не появится ли ее возлюбленный. Но нет вестей от милого. Вот и лето прошло, осень с дождями понахлынула. В деревне разговоры пошли, что обманул хлопец залетный, не приехал за девицей. Мать за печкой вздыхает, сама расстроенная. Анюта-то крепится, на людях горя своего не показывает. Все такая же веселая да приветливая. Может и всплакнет когда в одиночестве. Да никто не видит этого. Кто повнимательней был, тот только и заметил, что стали глаза ее тускнеть, пропал блеск ясный. Видимо не мало она слез пролила. А за околицу все выходит, как будто и не слышит насмешек соседских, слов материнских, когда та ее отговаривает да от позора уберечь хочет. -Приедет Алексей за мной, обещал ведь. Мать и так, и этак успокаивает. -Да что ты моя, дочурка. Не хороший, видно, человек он, раз так посмеялся над девушкой честной. Успокойся, посмотри на других парней. Не кончается ведь жизнь на этом. А Анюта и слушать не хочет. -Все равно я дождусь его. Зима пришла с морозами, лютая, студеная, уснула вся природа, речка успокоилась. Не успокоилось только сердечко Анютино, разрывается оно от горя девичьего. Гаснуть стала Анюта, все печальней и печальней становиться. Смеха ее звонкого не слышно, да и не поет она больше. Только как солнышко садиться станет за околицу, бежит, все в даль вглядывается. Так всю зиму отмучилась, весну бурную промаялась. А как лето пришло, пропала Анюта. Мать и плакала, и искала ее. Не нашла Анюты своей. Разговоры разные ходили, догадки разные строились. Кто говорил, что утопилась в речке Анюта с горя невыносимого, с позора девичьего. Кто - что в город ушла Анюта искать своего милого, да там и сгинула. Никто не знает, что случилось с девицей. Только за околицей у дороги появились цветочки невиданные, голубые, веселые. Как ветерок их теплый тронет, так закачают они своими головками, зазвенят они, будто смехом девичьим. Похожие на глазки голубые, Анютины. Посадила их мать в горе своем у домика. Разрослись они буйной порослью. Радовать стали и мать, и соседей. Так их и прозвали Анютиными глазками. А Алексей так и не вернулся в деревню с названием Раздолье. То ли успокоилось его сердце о девушке синеокой Анюте, то ли повстречалась ему другая в его странствиях торговых, то ли сгубили его люди лихие на дорогах торговых.

С пятью крупными лепестками разной расцветки с ХVI века украшают наши сады и парки. Анютины глазки были выведены искусственно в результате скрещивания крупноцветной европейской фиалки и скромного лугового цветочка с трехцветным венчиком, который на Руси называют Иван-да-Марья.

Еще в 1830 году Чарльз Дарвин выделял 400 садовых форм трехцветной фиалки (Viola tricolor - научное название цветка).

Особенно популярны анютины глазки в Германии. Здесь цветоводы вывели уникальные сорта: с черными лепестками - Доктор Фауст, со светло-голубыми - Маргарита и винно-красными - Мефистофель, названные так в честь героев «Фауста» Гете. По древнегреческой легенде анютины глазки создал сам Зевс в утешение своей юной возлюбленной Ио, которую ревнивая Геа превратила в корову. Так анютины глазки стали символом любовного треугольника. А вот в Англии и во Франции их считают еще и символом постоянства.

Чай из анютиных глазок издавна использовался для лечения золотухи у детей. Даже одно из названий цветка - золотуха.

Аню ́ тины гла ́ зки или Фиа́лка трёхцве́ тная (лат. Víola trícolor) - травянистое однолетнее или двулетнее (изредка многолетнее) растение, распространённое в Европе и умеренных областях Азии; вид рода Фиалка семейства Фиалковые.{42}

По русской легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первую любовь. Всем сердцем потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.{43}

А вот, еще легенда о происхождении этих цветов: брат и сестра, разлученные еще в младенчестве, встречаются уже юными, а встретив, влюбляются в друг друга, и вступают брак по закону, но спустя какое-то время, молодые муж и жена узнав о своем кровном родстве, в ужасе от случившегося, решают превратиться в необычный двухцветных цветок, который на Беларуси так и зовется “братки”. Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно.{6}

Немцы это растение называют «мачехой», объясняя это название так: нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей. А два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми девочками и повернул цветок.{6}

Римская легенда. Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее…Тогда, придя в неописуемый гнев, она взывает к Юпитеру и умоляет наказать дерзновенных. Юпитер внемлет ее мольбе и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.{3}

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда. Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал, разнообразия ради, спуститься на землю. Гордая, неприступная Ио, дочь царя Иноха, не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, вынужден был превратить ее в белоснежную корову. Никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее как прекрасное животное, но также не узнавал.

И однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Он начал всматриваться в написанное на песке и узнал несчастную участь своей красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот, чтобы смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила, как приятный для нее корм, наш цветок, который и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость. В средние века эти цветки начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.{35}

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.{44}

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: «memento mori» (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов. С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в Польше, где его зовут «братки» и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Такой цветок молодая девушка дает там, на память только своему жениху. Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый».{6}

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensée - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Однако, кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensée, его называют в Англии еще «Hearts ease» - «сердечным успокоением», «сердечной радостью», так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка того цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли. {45}

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге. В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

В 30-е годы XIX столетия, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), а частью с алтайской и получили, таким образом, массу разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов. {46}

Особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильно-пахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400

Существует много различных поверий о весенних цветах у всех народов мира. Для наших далеких предков цветки были не просто красивыми украшениями сада, но свидетелями древних легенд, видевшими деяния богов и героев, которые дали им название, а то и собственно рождение.

Эти прекрасные и гордые цветы издавна зачаровывают людей своей красотой. С языка цветов красный тюльпан означает верную и преданную любовь. С этим связана грустная легенда про Фархада и его возлюбленную Ширин.

Фархад с детства любил Ширин, но, будучи простым каменотесом (в других источниках пастухом), не смел признаться ей в любви. Когда пришло время выдавать Ширин замуж, она поставила условие, что станет женой лишь того, кто подведет воду из реки к их крепости за одну ночь. Фархаду почти удалось исполнить задачу, но подлый царевич Хисров при помощи хитрости убедил того, что он уже совершил это и скоро женится на его возлюбленной. Не желая жить без любимой, Фархад разбил себе голову киркой и из капель его крови выросли прекрасные цветы. Но обман был раскрыт и Хисрова изгнали из этого края с позором. Ширин так и не вышла замуж, продолжая любить Фархада до конца своих дней.

Многие не любят жёлтых цветов, так как считается, что они символизируют скорую разлуку. Однако к тюльпанам это не относится. Напротив, существует поверье, что в бутоне жёлтого тюльпана заключено счастье. Многие пытались раскрыть его, но получилось это лишь у ребёнка. Он никогда прежде не видел таких красивых цветов, и от его искреннего восхищения тюльпан сам раскрыл свои лепестки и одарил дитя счастьем.

В Англии, на севере Девоншира, существует еще одна легенда. В один прекрасный вечер, прогуливаясь по своему саду, пожилая женщина увидела маленьких фей, которые мирно спали в бутонах. Ей было очень приятно наблюдать за ними и поэтому она насадила ещё больше тюльпанов, чтобы волшебные существа прилетали к ней вновь и вновь. Сначала они немного боялись её, но видя доброе отношение, феи полюбили эту женщину и тюльпаны обрели самые невероятные цвета и замечательный аромат. Но когда старушка умерла, дом отошел в наследство жадному родственнику, который уничтожил всё цветы и засадил сад овощами. Феи рассердились на такое неуважение и уничтожали растения, разорив владельца. В то время могила старушки всегда утопала в цветах, которые цвели вплоть до поздней осени. Вскоре предыдущего владельца сменил другой, ещё более жестокий, который вырубил все деревья. Феи были вынуждены улететь из этого края и с того момента тюльпаны не имеют аромата.

Легенды про ирисы

Ирис - это символ чистоты, невинности, душевного величия и благородства. Но с приходом христианства эти цветы стали символизировать скорбь и тоску Богоматери за своим сыном. Существует множество различных легенд про происхождение этого цветка у всех народов мира. Так, например, говорят, что первый ирис расцвел много тысячелетий назад и был он так прелестен, что все животные и даже стихии не могли налюбоваться ним. Скоро возник спор, кому цветок будет принадлежать, но пока он длился, ветер и вода схватили семена ириса и унесли в далекие земли. Таким образом, этот цветок встречается практически во всех странах.

У древних греков встречается легенда, согласно которой ирисы принадлежат богине Ириде. Как известно, она служит посредницей между богами и людьми. Также Ирида сравнивается с радугой, которая соединяет землю и небо. Ирисы же считались осколками радуги, упавшими на землю, чтобы люди могли любоваться нею круглый год.

В славянской мифологии ирисы связаны с именем бога-громовержца Перуна. Согласно легенде эти прекрасные цветы появляются в тех местах, куда ударила его молния. Не зря народное название ириса - перуника.

Кроме этого существует также много поверий, связанных с этим прекрасным цветком, которые повествуют о несчастной любви. Так, говорят, что влюбилась как-то молодая девушка из знатной семьи в простого пастуха. Тайком встречались они в своем любимом месте и были невероятно счастливы. Но злые люди рассказали об этом её отцу, так что он сильно рассердился и приказал убить её возлюбленного. Когда девушка узнала об этом, то горько заплакала и там, где падали её слезинки, на следующий день проросли прекрасные цветы.

Мифы про анютины глазки

Анютины глазки - популярный цветок во многих странах. Именно поэтому с ним связано так много легенд и поверий. Старейшие из них принадлежат ещё древним грекам и римлянам. Рассказывают, будто эти цветы вырастил сам Зевс в подарок своей смертной возлюбленной - Ио, дочери аргивского царя. Жена Зевса, Гера страшно ревновала его к царевне. Чтобы отвести от себя подозрения, бог обратил несчастную в корову, и только необычная белая масть напоминала о былой красоте. Гера же напустила на неё овода, который жалил её без остановки. Спасаясь бегством, вне себя от боли, Ио была обречена на долгие муки и страдания, прежде чем ей удастся вернуть себе человеческий облик. Чтобы ободрить Ио, Зевс создал анютины глазки, которые символизируют конечность страданий Ио и её последующее вознаграждение.

У древних римлян этот цветок связан с богиней любви Венерой. Однажды, купаясь в озере, она обнаружила, что смертные наблюдают за ней. Разозлившись, она превратила их в анютины глазки, так как никто из обычных людей не смеет подсматривать за богами.

Русская же легенда рассказывает об обманутой девушке Анюте. Она очень любила своего жениха, который, наигравшись, бросил бедняжку и уехал в далекие страны. Не выдержав разлуки и предательства, Анюта умерла и на её могиле выросли новые цветы - трёхцветные фиалки, которые символизировали чувства девушки: белый лепесток - вера, жёлтый - удивление и фиолетовый - грусть.

Ещё существовало поверье, что анютины глазки, это люди, которые любили подсматривать за другими, за что и были наказаны. Однако у этой легенды есть двоякое толкование, поскольку также существует миф, что эти цветки - это воплощение эльфов, которые обожают наблюдать за всем происходящим в мире.

Легенды о весенних цветках - маргаритках

Название этих волшебных цветов переводится с древнегреческого как жемчужина. И это оправдано, так как несмотря на внешнюю простоту маргариток, они на протяжении долгих веков были любимыми растениями равно как знати, так и простолюдинов. С ними связано много поверий и мифов.

Одним из наиболее известных есть миф про Адмета и Алкестиду.

Адмет, царь Фер, был другом Аполлона, который смог уберечь его от смерти с условием, что когда придет черед Фера, кто-то другой заменит его на пути в царство Аида. Но никто не хотел жертвовать собой ради Адмета, и только его жена Алкестида, которая преданно любила своего мужа, согласилась умереть вместо него. В это время у Адмета в гостях был Геракл. Тронутый до глубины души самоотверженностью Алкестиды, герой спустился в Аид и забрал её. Несмотря на это, она уже не могла вернуться в своем прежнем обличье и превратилась в невиданный ранее цветок. Так и появились маргаритки.

Также рассказывают о прекрасной нимфе Бэлидес, которая играла в лесу со своими подругами. Однако однажды в неё влюбился бог плодородия и пастушества Пан и начал преследовать её повсюду. Не зная, куда деваться от его настырной любви, нимфа попросила защиты у матери-Земли. Услышав мольбы Бэлидес, она превратила её в маргаритку.

Поверья о весенних цветах - подснежниках

Наверное, каждый человек знает, как выглядит подснежник и хоть раз в жизни любовался им. Нужно заметить, что именно он является первым цветком, который распускается в садах после долгой зимы. Несмотря на кажущуюся хрупкость, подснежник не боится снега и заморозков. Его стойкость и сила восхищала наших предков, поэтому с ним связано столько красивых легенд.

Так, например, существует история, будто подснежник не просто первый весенний цветок, но и в мире вообще. Как будто Адам и Ева, изгнанные из рая, брели по Земле, где царила зима. Ева горько расплакалась, сожалея о своем проступке, и Бог, пытаясь утешить и ободрить её, превратил слезы в прекрасные белые цветы, которые продолжали расти даже на морозе.

Также рассказывают легенду про особенные отношения снега и подснежника. Когда-то давно богиня цветов Флора устроила бал для всех цветов. Снег также хотел попасть туда, но никто не соглашался провести его. Только Подснежник, сжалившись над ним, спрятал его у себя под хитоном и провел на бал цветов. В благодарность Снег теперь всегда помогает Подснежнику и защищает его от морозов.

Ещё одно поверье связывает появление подснежника с наступлением весны. Когда-то хитрый Змей украл Солнце и запер её в своем царстве. На землю сразу же опустилась тьма и наступила вечная зима. Но однажды отважный юноша рискнул спуститься в дворец Змея и освободить Солнце. Ему удалось сделать это и на землю вновь пришла весна, но от полученных ран юноша погиб. Капли его крови, упавшие в снег, проросли цветами, чей белый цвет напоминал чистую душу героя.

Таким образом, поверья о весенних цветах - совершенно особый тип легенд. Они необычайно красивы, зачастую повествуют нам о большой любви или подвиге, но, к сожалению, с плохим концом. Однако даже в самой грустной легенде остается место для надежды на лучшее, и это ещё одна черта, которая выделяет эти мифы из ряда подобных.

Легенды и поверья о весенних цветах разных стран — все тайны на сайт

Желаете надежной защиты или успеха в различных начинаниях? Тогда воспользуйтесь талисманной мудростью славян и познаниями передающихся от поколения к поколению в древней Руси. Разомкните круг неудач, узнав о лучшей защите, работающей в направлении вашего совершенства. Ситайте на нашем сайте о выборе оберегов, амулетов и талисманов.

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Древние греки связывали появление этих цветов с дочерью аргосского царя Ио, которая полюбила Зевса, за что его женой Герой была превращена в корову. Чтобы скрасить как-то жизнь свое возлюбленной, Зевс вырастил для нее анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.

Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.

3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.

Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах. Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь. В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой. Иван-да-Марья - народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей... Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета. По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок. Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей. Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.