Лирический герой поэзии ф и тютчева. Лирический герой лирики Ф. И. Тютчева. Проверка тезисного плана, его корректировка

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

У Тютчева нет “мертвой природы” - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

(“Тени сизые смесились”, 1835)

Это время суток переживается поэтом как “час тоски невыразимой”. Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: “Все во мне и я во всем”. Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее - уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении “Шепот, робкое дыханье...” (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, “ряд волшебных изменений”, а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении “Весенние воды” ручьи “бегут и блещут и гласят”.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, “слиться с запредельным” (“О чем вы воешь, ветр ночной?”).

В более позднем стихотворении “Тени сизые смесились...” это желание проступает еще более явно:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утеши.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении “Сияла ночь, луной был полон сад...” (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл (“В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна...”).

У этого поэта жизнь сравнивается с “временем золотым”, когда “жизнь заговорила вновь” (“К. В.”, 1870). Для лирического героя Тютчева любовь - дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Дышал он (взор) грустный, углубленный,

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье...”). 366

В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад...” пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной”.

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: “ты одна -вся жизнь”, “ты одна- любовь”. Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

Нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени (“Я очи знал, - о, эти очи!”, “Я встретил вас- и все былое...”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении “К. Б.” трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас...

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение “О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее в “Денисьевский цикл”. Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести “поединок роковой двух сердец”:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Трагизм наполняет и стихотворение “Последняя любовь”"(1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность...” В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение “На заре ты ее не буди” все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: “И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”. Появление эпитетов, таких, как “утомительный сон”, указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: “Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней”. Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: “Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит”. Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера “Два голоса” (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть бой и неравен, борьба безнадежна”, важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!”. Тем же настроением проникнуто стихотворение “Цицерон” (1830).

В стихотворении “ЗПегШит” (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?”. Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: “Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей”.

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую” (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”. Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон “неведомым, родным”). “Цветущие берега” и “жизнь иная” - описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение. Рационально этот мир непознаваем, потому что он “неведом”; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с “неведомым”. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря” (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического “я”, сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение солнца русской поэзии, то Тютчев ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем Современнике в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как Видение, Бессонница, Как океан обемлет шар земной, Последний катаклизм, Цицерон, О чем ты воешь, ветр ночной, Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева не изображение, а осмысление природы философская лирика, и вторая его тема жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения Бессонница, Видение, Последний катаклизм, Как океан объемлет шар земной, О чем ты воешь, ветр ночной... Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он видит стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родной!

Заклинает поэт ветр ночной, но продолжает так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественная: ведь в душе человека те же бури, под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится, тот же родимый, что и в мире окружающей среда.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы мысль стихотворений философского цикла: Цицерон, Как над горячею золой, Душа моя элизиум теней, Не то, что мните вы, природа!.., Слезы людские, Волна и дума, Два голоса. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение Цицерон со знаменитой формулой: Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые). Отсюда острое ощущение конца бытия (Как над горячею золой), признание безнадежности (Два голоса). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (О, как убийственно мы любим, Предопределение, Последняя любовь). Откуда же у Тютчева все эти страсти роковыеОни определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что творческая активность Тютчева приходится на рубеж 2030-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Разберем стихотворение Я лютеран люблю богослуженье, датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера. Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца: Собравшиеся в дорогу, в последний раз вам вера предстоит. Поэтому так пуст и гол ее дом (а в первой строфе Сих голых стен, сей храмины пустой). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозной точки зрения благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу.

Но час настал, пробил...

Молитесь Богу,

В последней раз вы молитесь теперь.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление вечного и мгновенного, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая лишь короткая вспышка.

Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: Я, царь земли, прирос к земле, По высям творенья, как Бог, я шагал... Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония хаос, любовь смерть, вера безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, на пороге двойного бытия. Душа всегда жилица двух миров.

Может быть, это восприятие личности на грани двух миров и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как никогда приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны это некая форма существования, близкая к хаосу (частый образ у Тютчева). В одном из стихотворений Сон близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и благодатным, и волшебным, и младенчески-прекрасным.

Двойственность Тютчева ярко проявилась в стихотворении Сон на море. Он пишет:

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

И в том же стихотворении:

По высям творенья, как Бог, я шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен прихоти волн и в то же время шагает по высям творенья.

Тютчев никогда не уставал говорить о том, что человек часть природы, ее неотделимая частица. В то же время, особенно в раннем творчестве, он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей...

Этот мотив снова звучит в стихотворении Душа моя Элизиум теней... Душа чуждается живой жизни, толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта. Напротив, он стремится именно к живой жизни (особенно в ранней лирике):

Нет, моего к тебе пристрастъя

Я скрыть не в силах, мать-земля!

Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки), то позже поэт спускается на грешную землю, зачастую не ограничиваясь умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу. Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви Весь день она лежала в забытьи... Женщина (любимая женщина) лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.

Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Вся поэзия Тютчева пронизана трагизмом одинокого существования, раздвоенностью души, неверием, часто отчаянием. Но вместе с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Да, борьба безнадежна, но бороться надо!

В этом, может быть, единственный смысл бытия.

Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, тени от дыма (даже не дыма, только тени!). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности.

Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Чем старше он становился (в поэтическом и человеческом отношении), тем чаще он связывал с человеком образ борьбы, отчаянного боя. Поначалу человек для Тютчева лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание бесполезности жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, роковой, но он неизбежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.

Творчество Федора Ивановича Тютчева - это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева - это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно в любовной лирике.

Любовь у Тютчева огромна и всеобъемлюща, она захватывает всего человека. Но она трагична, потому что такая любовь не может существовать в этом мире. Поэтому лирический герой несчастен. В его жизни много страданий, потерь, горя и разлук. Разлуки неизбежны, потому что любовь ослепляет человека, а когда проходит время, то он понимает, что предмет любви далек от идеала.

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек...

Противоречия лирического героя мешают ему быть счастливым. Но еще чаще он сам придумывает себе страдания.

Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней -

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Лирика Ф.И. Тютчева таинственная и непостижимая. Его стихотворения мелодичны, форма у них отточена. Особенно поражают стихи о природе: они гармоничны, совершенны, время не властно над ними.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей нарушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

В стихах о природе мы видим тонкое восприятие красоты мира, чувствуем запахи, краски, слышим звуки. Тютчев мастерски рисует картины природы: он обращает наше внимание на что-то особенное, яркое, он умеет приблизить к нам явления природы, передать небесную гармонию. В природе он видит борьбу противоположностей и показывает нам, что от этого и возникает гармония. Лирический герой отзывчив ко всему, что происходит в окружающем мире. Для него и для автора природа - это часть Родины.

Федор Тютчев – поэт философ, поэтому основа его стихотворений – это размышление о мире, о месте человека в этом мире, о жизни и смерти. Природу он представляет в постоянном движении, величественно-прекрасной и торжественно-трагической. Человек же на ее фоне предстает маленькой, незначительной частичкой.

Так, в стихотворении «Весенняя гроза» поэт, казалось бы, описывает привычную любому глазу картину: гром, гроза, дождь… Но в последнем четверостишье Тютчев предлагает взглянуть на это природное явление с иного ракурса:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Эти строки заставляют задуматься над значением весенней грозы в масштабах вселенной.

Быть может, это просто шутка богов? Но если целая стихия – это лишь небольшая часть чего-то более величественного, то какое же место в этом мире занимает человек?

Другим примером может послужить стихотворение «Полдень». Здесь описывается жаркий летний полдень. Безмятежное, «ленивое» состояние «дремоты» навевает на сон. Но снова в конце стихотворения звучит указание на место человека в этом мире:

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Никто, даже «великий Пан», не способен противостоять силам природы.

Еще одно стихотворение - «С поляны коршун поднялся…». Здесь лирический герой восхищается природной способностью птицы летать: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла». В итоге лирический герой противопоставляет себя коршуну: «А я здесь в поте и пыли. / Я, царь земли, прирос к земли!..» Несмотря на то что коршун питается падалью, он может летать, а человек, провозгласив себя «царем земли», не может обладать такой способностью.

Таким образом, мы видим, что мир природы в восприятии лирического героя тютчевских стихотворений предстает величественным и непостижимым. А человек в этом мире – песчинка.

Тютчев Ф.И. Биография и личность поэта. Образ лирического героя. Основные темы и мотивы лирики

Цель:

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева, дать представление о нем как о человеке и поэте, познакомить с основными темами и мотивами его лирики; совершенствовать навыки составления тезисного плана, хронологической таблицы, выразительного чтения, анализа лирического произведения;

Развивать эстетическое чувство, мышление, память и речь;

Формировать уважение к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, воспитывать патриотизм, честность, активную жизненную позицию; приобщать к искусству слова.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Ф.И. Тютчев

Тютчев... создал речи, которым

не суждено умереть.

И.С. Тургенев

    Беседа по материалам предыдущего урока

    Какие произведения называются классическими?

    Литература какого периода будет изучаться в 10 классе?

    Назовите наиболее выдающихся русских писателей-классиков этого периода.

    Какие события определили общественную жизнь России в этот период?

    Расскажите о просвещении и культуре России второй половины XIX в.

    Расскажите о своеобразии развития русской литературы второй половины XIX века.

III . Формирование новых понятий и способов действия

Звучит романс «Я встретил Вас».

1. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева.

(Сообщение заранее подготовленных учащихся.)

Составление всеми учащимися тезисного плана.

Основное:

    Необычайная одаренность и ранняя карьера чиновника и поэта.

    Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

    Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 г.). Большую часть жизни провел за границей, в основном в Германии, дважды был женат на иностранках. Язык общения - французский (по преимуществу), немецкий. Русский язык - для стихов.

    Многолетняя дипломатическая миссия сформировала истинного патриота, который отстаивал интересы родины, «служа делу, а не лицам» (например, эпитафия «Не Богу ты служил и не России» - смелый поступок человека, приближенного ко двору).

    «Видел трех императоров».

    Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

    Небрежное отношение к собственному творчеству, первая подборка стихов в журнале «Современник» опубликована Пушкиным в 1836 г. - «стихи, присланные нам из Германии».

    По-настоящему для русской читающей публики Тютчева, открыл Некрасов.

    Трагические судьбы близких поэта.

    С легкой руки Тютчева его стихотворения «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...» стали сакраментальными (общепринятыми и одновременно священными) строками о России.

    Основной тезис (записать на доске) : «Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского самосознания» (И.С. Аксаков, К.С. Аксаков).

2. Беседа

    В каком возрасте Тютчев начал печататься и был официально признан как литератор?

    В каком возрасте Тютчев стал студентом? Закончил университет? Стал дипломатом?

    Как Тютчев относился к публикации своих произведений?

    Какие события личной жизни оставили глубокий след в жизни поэта?

3. Проверка тезисного плана, его корректировка

тезисный план

Даты

Города

События

В имении Тютчевых - селе Овстуг Орловской губернии - родился Федор Иванович Тютчев.

До 1819

Овстуг Брянский уезд Орловская губерния

Детство, первые стихотворные опыты.

Получает домашнее образование; под руководством С.Е. Раича (1792-1865) - поэта, переводчика. «...Года через три он уже был не учеником, а товарищем моим» (Раич о Тютчеве).

Принят в члены общества Любителей российской словесности.

12-летний Тютчев за оду - подражание Горацию «На новый 1816 год» Обществом любителей российской словесности удостоен звания «сотрудника».

1819-1821

Первое выступление в печати - вольное переложение «Послания Горация к Меценату».

Учеба в Московском университете.

Окончил университет с кандидатской (высшей из возможных) степенью.

Назначен на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге.

Вскоре получает место в русской дипломатической миссии в Баварии и отправляется в Мюнхен.

Тютчеву предстоит провести за границей 22 года (в Россию приезжал четыре раза на короткий срок), из них 17 - на дипломатической службе.

1822-1837

Сверхштатный чиновник и второй секретарь русской миссии в Мюнхене.

1837-1839

Первый секретарь и поверенный в делах в Турине.

Женитьба на Элеоноре Петерсон.

1836

Петербург

Публикация первой подборки стихов в «Современнике» А.С. Пушкина

Перевод в Италию старшим секретарём русской миссии.

Петербург

Смерть жены, на руках поэта остаются три дочери.

Женитьба на Эрнестине Дернберг.

Уход в отставку. Возвращение в Мюнхен.

Петербург

Возвращение на родину.

Зачислен старшим цензором при Особой канцелярии Министерства иностранных дел.

Петербург

Знакомится с Еленой Александровной Денисьевой (1826-1864). Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты». Некрасов напомнил читающей публике о поэзии Тютчева и поставил его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым: «Несмотря на заглавие... мы решительно относим талант господина Ф.Т. к русским первостепенным поэтическим талантам».

Петербург

Первый сборник стихов (под ред. И.С. Тургенева).

Петербург

Назначение на пост председателя Комитета иностранной цензуры.

Петербург

Смерть Е.А. Денисьевой, крайне тяжело переживавшаяся поэтом и открывшая полосу утрат в его жизни: смерть сына и дочери Денисьевой; матери, сына Дмитрия, дочери Марии, брата Николая, многих знакомых.

«Дни сочтены, утрат не перечесть,

Живая жизнь давно уж позади».

Петербург

Выходит второй сборник Тютчева, не вызвавший, в сравнении с первым, столь живого отклика у читателей.

Петербург

Смерть брата и сына.

Петербург

Смерть дочери.

Царское Село

Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе.

Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

4. Слово учителя

Поэзия Ф.И. Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева

    Философская лирика

    Любовная лирика

    Пейзажная лирика

    Стихотворения о России

5. Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева

В сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской : картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной...») или же осенний вечер - предвестие зимы («Осенний вечер» ). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне («Еще земли печален вид, / А воздух уж весною дышит...»).

Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «как бы резвяся и играя». Вешние воды «бегут и будят сонный брег». Уступая дорогу весне, зима злится, «хлопочет», «ворчит», «бесится». «Лазурь небесная смеется», «полупрозрачный лес грустит» и т.д. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения: живую краску природы «он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину», - писал B .C . Соловьев.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. («Осенний вечер», «Еще земли печален вид...», «Когда в кругу убийственных забот...», «О чем ты воешь, ветер ночной»).

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Ч тение и анализ стихотворения «Весенняя гроза» (1828)

Статична ли картина, нарисованная поэтом?

Как поэт передает динамику жизни, экспрессию?

2. Ч тение и анализ стихотворения «Осенний вечер» (1830)

Выразительное чтение стихотворения учителем или специально подготовленным учеником. Беседа.

Справедливо ли было бы отнести это стихотворение к философской лирике? Почему?

Какова главная мысль стихотворения?

Изображение природы и мысли о человеческой жизни слиты воедино, пейзажи получают символический смысл. В стихотворении изображается не только «вечер года», но и «светлое» увядание человеческой жизни.

3. Ч тение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа...» (1836)

Выразительное чтение стихотворения учителем или специально подготовленным учеником. Беседа.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Найдите в стихотворении параллели, которые можно провести между человеком и природой.

«В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» - убежден поэт.

4. Ч тение и анализ стихотворения «День и ночь» (1839)

Выразительное чтение стихотворения учителем или специально подготовленным учеником. Беседа.

На основе какого приема построено это стихотворение?

Стихотворение строится на антитезе.

Какие изобразительные средства использует автор, описывая день и ночь?

Вывод

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего?

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

2. Подготовить устный ответ на тему «Философская лирика Ф.И. Тютчева» (учебник, стр.13-16).

3. Индивидуальные задания учащимся:

подготовить сообщения об Амалии Лерхенфельд, Элеоноре Петерсон (урожденной графине Ботмер), Эрнестине Дернберг (урожденной баронессе Пфеффель), Елене Александровне Денисьевой (1826-1864),

а также сообщения « Стихотворческое новаторство Ф.И. Тютчева» и «Структурные особенности стихотворений Ф.И. Тютчева».

VI . Этап рефлексии