Современные материалы для письма. Древнейшие материалы для письма. Церы и писала - что это такое

Первые писчие материалы

Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубилами иероглифы на каменных обелисках.

Кирпич. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов. Делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Обожженные таблички служили посланиями и имели такое же широкое хождение, как письма и счета в наше время. Зарождение клинописи в Междуречье относят к 3500 до н.э.

Металлы и их сплавы. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Из 15 в. до н.э. до нас дошли древнекитайские надписи на гадательных камнях и ритуальных бронзовых сосудах.

В Библии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцом железным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры перед боем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей.

Олово и бронза в истории

Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».

При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями – выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).

Среди подобных книг встречались, наверное, и довольно увесистые: в одном из произведений римского комедиографа Плавта (254–184 до н.э.) описан случай, когда семилетний мальчик своими «табличками» умудрился проломить голову учителю. Похоже, книги-таблицы еще долго не выходили из употребления и после появления бумаги: в Европе имеются письменные свидетельства об их существовании еще в начале 14 в н.э., а, согласно Чосеру (1344–1400), в Англии ими пользовались и в конце 14 в.

Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен. Плиний Старший (23–79 н.э.), римский ученый, в своей энциклопедии знаний античности (Естественная история) повествовал, в частности, о технике письма на пальмовых листьях. Диодор Сицилийский, греческий историк 1 в. н.э., в труде Историческая библиотека сообщал, что судьи Сиракуз писали имена приговоренных к изгнанию на листьях оливы.

В некоторых районах Индии и Цейлона до недавних времен продолжали писать на пальмовых листьях. Цейлонцы пользовались листьями веерной пальмы талипот (Corypha umbraculifera), длинными и широкими. В Ассаме писали на листьях древовидного алоэ (Aquilaria agallocha), а в других районах Индии – на листьях пальмирской пальмы (Borassus flabellifer).

Огромные листья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины и шириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливали бороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчего письмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги.

Кора деревьев. Кора повсюду служила подходящим писчим материалом. Древние латины использовали для этого внутреннюю часть коры, которую называли словом liber (луб). Со временем это слово стало означать саму книгу.

Не менее интересна история трансформации русского слова «луб» в «лубок». На бересте – коре березы белой (Betula alba) – металлическими заостренными «писалами» в Средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татары Золотой Орды.

Американские индейцы с помощью деревянных палочек и жидкого пигмента наносили символы своей рисуночной письменности на белую поверхность коры березы Betula papyrifera. Коренные обитатели Мексики, Центральной и Южной Америки некогда изготавливали своеобразную бумагу из луба тутовых деревьев.

Пергамен и велень. Пергамен (пергамент), который как писчий материал тоже предшествовал бумаге, назван по имени древнего города Пергам в западной части Малой Азии. Хотя он применялся, вероятно, уже с 1500 до н.э., его появление связывают с Евменом II, царем Пергама (197–159 до н.э.).

Делали пергамен из расслоенной овечьей кожи. Внешний слой – со стороны волосяного покрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамен.

Велень делали из цельной кожи шкур телят, коз и ягнят, в отличие от овчины, предназначавшейся для пергамена. Поэтому велень можно отличить от пергамена благодаря присущим ему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинок удаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.

Современная технология выделки пергамена и веленя почти ничем не отличается от древней. Последовательность операций такова: шкуру моют, натирают известью, специальным скребком очищают от шерсти и мездры и снова моют. Затем эту частично очищенную кожу натягивают с помощью крепежных ремней на прямоугольную деревянную раму и сушат. Потом опять очищают и выравнивают, удаляя все неровности.

Наконец, ее натирают мелом (обезжиривают и отбеливают), и всю поверхность тщательно прочищают мягкой пемзой. Ни пергамен, ни велень не подвергаются дубильному процессу. Обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупь похожи на бумагу.

Рассматривая европейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницы противоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная» светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в более поздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени более обильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосяную сторону.

Писец, приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменные листы, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворота будущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такую последовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена была обращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».

Употребление пергамена в Европе продолжалось даже после появления печати с деревянных досок и наборными штампами. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И. Гутенбергом (1399–1468) Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.

В Европе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16 в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.

Папирус. Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был тем первым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги. Слова папироса, папильотка, папье-маше и подобные им произошли от греческого названия («папирус») многолетнего тропического травянистого растения семейства осоковых. Слово «библос» у греков означало внутреннюю плоть стебля папируса. У писчего материала, именуемого папирусом, – слоистая структура, а настоящая бумага состоит из разобщенных и измельченных волокон, но ее можно сделать и из стеблей папируса (Cyperus papyrus), т.к. в них содержится достаточно клетчатки (целлюлозы). До начала новой эры в Египте были обширные плантации папируса, но с ростом потребления бумаги они постепенно сокращались и в конце концов почти совсем исчезли.

Существует еще несколько пригодных для письма, рисования и черчения видов природных бумагоподобных материалов, по методам изготовления подобных папирусу, – «бумага хуун» (Huun) и «бумага аматал» (Amatal), делавшиеся из коры тутовых деревьев ацтеками и майя. «Бумага дэлованг» (Deloewang) из тщательно отбитой коры шелковицы с о. Ява. «Рисовая бумага» с острова Тайвань. Последний материал представляет собой тонкий спиральный срез из сердцевины дерева бумажная аралия (Fatsia papyrifera) и не имеет никакого отношения ни к рису, ни к бумаге.

Как уже отмечалось, понятие документа основано на дву-единстве информации и материального носителя. Материаль­ные носители оказывают большое влияние на процессы созда­ния, трансляции, хранения и использования документирован­ной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ев пере­дачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения. .

Необходимо иметь в виду, что носитель информации и но­ситель документированной информации- разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Зашита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физи­ческое поле, в которых информация находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель докумен­тированной информации - это «материальный объект, ис­пользуемый для закрепления и хранения на нем речевой, зву­ковой или изобразительной информации, в том числе в преоб­разованном виде».


Документоведение

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материала основы записи и вещества записи. Исключение составляют материальные носители, ис­пользуемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звуко­запись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя её физическую, физико-химическую структуру 1 .

Носители информации самым тесным образом связаны не* только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда- непрерывная эво­люция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобре­тение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т. д. К примеру, философские наставления Конфуция (сере­дина I тыс. до Р. X.) первоначально были записаны на бамбу­ковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревян­ными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре берёзы - бе­рёсте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестя­ных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниа­тюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц разме­ром 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подго­товка берёсты к процессу записи была несложной. Предвари­тельно её кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты свора-


1 Столяров Ю. Н. Материальный носитель информации как со­ставная часть документа // Делопроизводство. 2003. № 3. С. 33.

чивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной сто­роны.

На берёсте писали не только в Древней Руси, но и в Цен­тральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамо­ты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берё­сты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавлива­лись слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной ин­формации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеоб­разные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиня­ных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера 2 . Последние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалён­ных уголках России даже в XVIII веке иногда писали на берё­сте. Известны десятки рукописных книг религиозного содер­жания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечест­венной войны.

Исторически первым материалом, который специально из­готовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р. X. стало од­ним из важнейших достижений египетской культуры. Главны­ми преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей ниль­ского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые за-

" Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога //Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.

2 Истрин В. А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М.: Московский рабочий, 1980. С. 20-24.


Документоведение

тем склеивали в полосы длиной в среднем до Юм (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зави­симости от качества различалось до девяти сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус " использовался не только в Древнем Египте, но и в других " странах Средиземноморья, причём в Западной Европе- » вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в на­чале XX в.

Другим материалом растительного происхождения, исполь­зовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Цен­тральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была < тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумаж­ного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.

Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получив­шим широкое распространение в эпоху древности и средневе­ковья, был пергамент (пергамен). В отличие от папируса, про­изводившегося лишь в Египте, пергамент можно было полу­чить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей " обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось вы­делывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог ^ поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент ста- -ли изготавливать только в XV столетии, а до этого его приво- " зили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был ".}. гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный не- * достаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

Материальные носители документированной информации

Бумага

Бумага (от итал. "ЬатЬа§1а" - хлопок) была изобретена в Китае во II веке до Р. X. В 105 г. китаец Цай Лунь усовершен-твовал процесс её изготовления, предложив использовать в качестве сырья молодые побеги бамбука, кору тутовых деревь­ев, ивы, а также пеньку и тряпье.

" Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секре­ты производства бумаги. За их разглашение виновным грозила смертная казнь. Лишь в начале VII века эти секреты были вы­везены за пределы страны - в Корею и Японию, затем стали известны в других странах Востока, а в XII в. - ив Европе. С XIII в. бумага стала производиться в Италии, в XIV в. - в Гер­мании, в XV в. - в Англии.

На Руси использование этого нового материала для письма началось в XIV веке. Первоначально бумага была привоз­ной __сначала с Востока, а затем из Западной Европы: италь­янская, французская, немецкая, голландская. В период правле­ния Ивана Грозного в России была построена первая «бумаж­ная мельница» близ Москвы, действовавшая, впрочем, недол­го. Но уже в XVII столетии в стране работало 5 бумаго­делательных предприятий, а в XVIII веке - 52".

Способ изготовления бумаги принципиально отличается от папируса и пергамента. Он основан на разрушении связи меж­ду растительными волокнами с последующим их тесным пере­плетением между собой («сволачиванием») в форме тонкого бумажного листа или бумажной ленты.

До середины XIX века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тря­пья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной пря­моугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из прово­локи. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами гру-

Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М, 1972. С. 9.


Документоведение

бого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду просушивали.

Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изгот ленной ручным способом, следы, видимые на просвет, скольку бумажная масса в местах её соприкосновения с про" локой была менее плотной. Эти следы получили название лиграней (от итал. «г1Н§гапа» - водяной знак на бумаге).

Самый ранний, известный к настоящему времени водя знак, японский по происхождению, относится к 758 г. В бу европейского производства водяные знаки впервые появилис" Италии в конце ХШ века, а в России - лишь во второй полов XVII века. Первоначально это были рисунки, повторявшие турное изображение, сделанное из тонкой проволоки и при лявшееся к дну металлической сетки. На филигранях и* лись животные, растения, небесные тела, короны, портреты нархов и т. п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бум

К настоящему времени известно около 175 тыс. фили ней, сделанных в разное время на бумажных мельницах нуфактурах. Водяные знаки являлись торговой маркой, а т~ одним из средств защиты от подделки документов.

И в наши дни бумага с водяными знаками по-прежне - широко применяется для изготовления ценных бумаг, дене ных знаков, важных документов (паспортов, дипломов, сви тельств и т. д.). Современные водяные знаки представляют бой различные полутоновые или штриховые геометричес узоры, рисунки, надписи, которые можно увидеть на прос или при разглядывании бумаги под различными углами. Во ные знаки могут занимать всю площадь бумаги (обычно в в~ регулярных узоров - линий, решёток и т. п.), но могут раз; щаться и в строго определённых местах, представляя ее локальные (фиксированные) водяные знаки 1 .

Между тем бумажное производство совершенствовалось постепенно механизировалось. В 1670 г. в Голландии был бретён ролл - механизм для измельчения волокон. Франк ский химик Клод Луи Бертолле в 1789 г. предложил способ I

" Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44.

Материальные носители документированной информации

беливания тряпья хлором, способствовавший улучшению ка­чества бумаги. А в 1798 г. француз Н. Л. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины. В России первая такая машина была установлена в 1818 г. на Петергофской бу­мажной фабрике. В настоящее время принцип действия бума­годелательных машин остаётся таким же, что и сотни лет на­зад. Однако современные машины обладают гораздо большей производительностью.

Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного произ­водства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 г. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.

В двадцатом столетии продолжалось совершенствование бу­мажного носителя информации. С 1950-х гг. в производстве бу­маги стали применяться полимерные плёнки и синтетические во­локна, в результате чего появилась принципиально новая, синте­тическая бумага - бумага-пластикат. Она отличается повышен­ной механической прочностью, стойкостью к химическим воз­действиям, термостойкостью, долговечностью, высокой эластич­ностью и некоторыми другими ценными качествами. В частно­сти, бумага из синтетических волокон в 5 раз прочнее на раздира­ние ив 10 раз - на разрыв, нежели обыкновенная писчая бумага из целлюлозы. Такая бумага может использоваться для изготов­ления чертежей, географических карт, репродукций и т. д. К при­меру, для изготовления географических карт используется смесь хлопковой целлюлозы (40 %) и полиэфирных волокон. Такой бу­маге не страшны ни дождь, ни снег. Однако полная замена расти­тельных волокон синтетическими ухудшает структуру поверхно­сти бумаги, поэтому предпочтительнее их смешанная компози­ция 1 .

При выборе бумаги для документирования необходимо учитывать свойства бумаги, обусловленные технологическим процессом её производства, композиционным составом, степе­нью отделки поверхности и т. п.

Татиев Д. П. Бумага и переплетные материалы. М., 1972. С. 103, °9; Розен Б. Я. Чудесный мир бумаги. М., 1986. С. 115.


Документоведение

Любая бумага, изготовленная традиционным способом, ха- растеризуется определёнными свойствами, которые необходи- " мо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких важнейших свойств и показателей относятся:

- композиционный состав, т. е. состав и род волокон (цел- : люлоза, древесная масса, льнопеньковые, хлопковые и др. во­локна), их процентное соотношение, степень размола;

-масса бумаги (масса 1 кв. м бумаги любого сорта). Масса, выпускаемой для печати бумаги составляет от 40 до 250 г/м 2 ;

- толщина бумаги (может быть от 4 до 400 мкм);

- плотность, степень пористости бумаги (количество бу-" мажной массы в г/см 5);

- структурные и механические свойства бумаги (в.част­ности, направление ориентации волокон в бумаге, светопрони­цаемость, прозрачность бумаги, деформации под воздействием влаги и т. п.);

- гладкость поверхности бумаги;

- белизна;

- светопрочность;

- сорность (результат использования при её производстве загрязнённой воды) и некоторые другие свойства бумаги.

В зависимости от свойств бумага делится на классы (для печати, для письма, для машинописи, декоративная, упаковоч­ная и др.), а также на виды (типографская, офсетная, газетная, мелованная, писчая, картографическая, ватманская, документ­ная, афишная и билетная, этикеточная и т. д.). Так, бумага с поверхностной плотностью от 30 до 52 г/м 2 и с преобладанием в её композиционном составе древесной массы называется га­зетной. Типографская бумага имеет поверхностную плотность от 60 до 80 г/м 2 и изготавливается на основе древесной целлю­лозы. Ещё большую плотность имеет картографическая бума­га (от 85 до 160 г/м 2). Писчая бумага (от 45 до 80 г/м 3) изготав­ливается из целлюлозы или с добавлением небольшой части древесной массы. Широко используется в делопроизводстве, для изготовления бланков и других унифицированных доку­ментов, а также для бумаги потребительских форматов, школьных тетрадей и т. п. продукции. Для печатания художе­ственных гравюр применяется эстампная бумага. Для техни-

Материальные носители документированной информации

ческого документирования используется высокосортная белая чертёжная ватманская бумага, которая производится на осно­ве механически обработанного тряпья.

Для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других важных финансовых документов используется так называемая документная бумага, устойчивая к механиче­ским воздействиям. Она изготавливается на основе льнопень-ковых и хлопковых волокон, зачастую с водяными знаками. Кроме того, в состав такой бумаги могут вводиться специаль­ные защитные волокна различной длины и цветов. Эти волок­на бывают видимыми в обычном свете или только при осве­щении ультрафиолетовыми лучами. С целью защиты включа­ются также полимерные полоски или нити, которые могут вы­ходить на поверхность бумаги или внедряться в неё. При необ­ходимости в бумагу могут включаться также частицы различ­ной формы с разнообразными оптическими эффектами, могут вводиться химические реактивы, которые обнаруживаются только специальными детекторами.

В России производство бумаги с защитными свойствами подлежит обязательному лицензированию. Выпускается она в основном на фабриках «Гознака» и делится по своему назна­чению на три группы:

1) бумага, изготавливаемая для государственных организа­ций (для банкнот, паспортов, удостоверений граждан, акциз­ных, почтовых и коллекционных марок);

2) для государственных и корпоративных ценных бумаг (облигации, акции, векселя и т. п.);

3) фирменная бумага для широкого потребителя с водяными знаками, изготовленными в том числе и по заявке заказчика 1 .

Важное значение в документоведении и документационном обеспечении управления имеют форматы бумаги. Ещё в 1833 г. в России был установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. союз бумажных фабрикантов принял девятнадцать её форматов. Но одновременно существовали многочисленные

1 Подробнее см.: Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М., 1972; Книга: Энциклопедия. М, 1999. С. 120-122; Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44-45.


Документоведение

форматы, возникшие стихийно по инициативе бумажных фаб- ;| рик и исходя из пожеланий потребителей. После прихода к вла­сти большевиков и принятого ими решения о переходе к метрик \ ческой системе форматы бумаги в 1920-е гг. были упорядочены,^ а впоследствии принят ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бу»;| маги. Потребительские форматы». В основу новых форматов?! была положена система размеров бумаги, впервые предложен ная Германской стандартизационной организацией БГЫ пр* мерно в 1920 г. В 1975 г. эта система стала международны^ стандартом (180 216), будучи принята Международной орг зацией по стандартизации 1 . Она действует и в России.

Стандарт 180 216 состоит из трёх серий: А, В и С. В качестве]] основной установлена серия (ряд) А. Здесь каждый лист бума имеет ширину, равную результату деления его длины на кореи квадратный из двух (1:1,4142). Площадь основного формата (АЙ|| равна 1м 2 , а его стороны составляют 841x1189мм. Остальные! форматы получаются путём последовательного деления пополам; предшествующего формата, параллельно его меньшей стороне. В1 результате все полученные форматы геометрически подобны. Каждый формат обозначается двумя символами: буквой А, ую- Ц зываюшей на принадлежность серии А, и цифрой, обозначающей количество делений исходного формата АО.

Форматы А-серии 180 216 (в мм):

АО -841x1189; А1- 594x841; А2 -420x594; АЗ -297x420; А4 -210x297; А5 -148x210; А6-105x148;

А7 -74x105 А8 - 52x74; А9 - 37x52; А10 -26x37 АН -18x26 А12 -13x18 А13 -9x13.

Графически соотношение стандартных форматов бумаги представлено на рис. 1.

1 Илюшенко М. П., Кузнецова Т. В. Формуляр документа. М., 1986. С. 45, 50; Кун М. Бумажный алфавит: А, В, С // РиЬН$Ь. 2000. № 2. С. 58.

Материальные носители документированной информации


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.


Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.


Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.


Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.


Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

материал для письма

Альтернативные описания

. (разговорное) пряжа из хлопка

Любой документ

Материал, предназначенный для письма, печати, рисования (обычно изготовляемый из древесной массы), листы такого материала

Деловое письменное сообщение, документ

Канцелярская принадлежность

Материал для письма, рисования

Она все стерпит

Что такое верже

Это газеты, журналы, книги, которую называют «хлебом культуры»

Хлопчатобумажная пряжа или ткань

Мелованная...

Папиросная...

. «папье-маше» в переводе с французского означает «жеваная...»

В мире насчитывают до 600 сортов этого материала, но только в Японии его используют так широко

Из какого материала в Китае в IX века були изготовлены первые «летающие деньги»?

Именно из этого был сделан солдатик в песне Булата Окуджавы

Писчий материал, родом из Китая

Материал, превращающий уговор в документ

Материал, из которого должен быть сделан подарок, преподнесенный ко второй годовщине свадьбы

. «камень, ножницы, ...»

Книжный полуфабрикат

Сколько ее не марай, все стерпит

Материал для летающего змея

Канцтовар с безграничным терпением

Материал, который терпит любую писанину

Туалетная...

Младшая сестрица картона

Материал для книг и терадей

Вторая жизнь дерева

Напарник хлопка в ситце и сатине

Та, которая все стерпит

Она все терпит

Главное сырье типографии

Газетный материал

Из чего делают книги и тетради?

Основное сырье любой типографии

Нитки для ткани, а клей для чего?

Будущая макулатура

. «терпила» писаря

Обычно это бывает белым

Она стерпит все написанное

. «терпеливый» канцтовар

В Китае ее - до 600 сортов

Из чего делают тетради?

На ней пишут, ее рвут, ее мнут

. «макулатура», что все стерпит

Материал для оригами

Сколько не марай, все стерпит

Материал для книг и тетрадей

Письменная принадлежность

Материал для письма, рисования

Канцелярская принадлежность, материал для письма, печатания

Деловое письменное сообщение, документ

. "Макулатура", что все стерпит

. "камень, ножницы, ..."

. "папье-маше" в переводе с французского означает "жеваная..."

. "терпеливый" канцтовар

. "терпила" писаря

В Китае ее - до 600 сортов

Все стерпит

Ж. хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянный пух растения Gossypium, хлопчатника; прядево, нитки из этого хлопка. Грамотка, бумага писчая, или разбитое в пух тряпье (льняное и пеньковое), распластанное листами. разряду писчей бумаги относятся также бумаги: почтовая, чертежная, печатная, оберточная, пропускная или цедильная, сахарная и пр. По роду выделки, писчая бумага бывает: черпальная и машинная; первая выходит из употребления. Бумага битая, бывшая уже в деле, писчая измаранная, вновь размоченная и сбитая на разные поделки: табакерки, игрушки и пр. Бумага досчатая, картон, папка. Бумагой вообще называют и всякого рода деловое письмо, служебное и частное. Сделать что на бумаге, письменно, не словесно. Для очистки бумаги, для порядку. Бумажная вина непрощеная, в руках приказных. На деле прав, а на бумаге виноват. Бумажки клочок в суд волочет. Клей (перо) на бумажку, игла на рубашку. Бумажка, бумажечка умалит. бумаженка унизит., бумажоночка ласкат., кроме общего значения писчей и писаной бумаги; ассигнация, бумажный денежный знак. Были бы бумажки, будут и милашки. Не крестьянская деньга бумажка. Мне бы денежек с рубль, да бумажек с пуд, да золотца что-нибудь. Бумажный, относящ. к бумаге или из бумаги сделанный, разумея писчую или хлопчатую. Бумажная табакерка. Бумажный холст. Бумажная душа, судейский крючок, чернильная душа. Тело сальное, душа бумажная? свеча. Был кумачный, да променяла на бумажный, т. е. сарафан. Бумажник м. стар. стеганый тюфячок, на хлопчатой бумаге; стеганка для полстилки. Род переплета, кожаной сумки, двойной или одинакой, различной величины и устройства, иногда с тетрадкой для заметок и пр. Бумажник большой, мапка, папка, портфель; малый, карманный, книжник, бумажничек; крестьяне зовут его паспортником, и носят на шее. Бумагоделание ср. выделка писчей бумаги. Бумагоделательный, относящийся до выделки бумаги (писчей). Бумагопродавец м. продавец бумаги, торгующий ею. Бумагомаратель м. плохой писатель. Бумагопрядильный, относящийся до прядения хлопчатки. Бумагопрядильная или бумагопрядильня ж. заведение для машинной (не ручной) пряжи хлопка, бумаги

Из какого материала в Китае в IX века були изготовлены первые "летающие деньги"

Из чего делают книги и тетради

Из чего делают тетради

Нитки для ткани, а клей для чего

Это газеты, журналы, книги, которую называют "хлебом культуры"

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен. Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина. Глиняная табличка - древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов). Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э. Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи – для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы. Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе. Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой - стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы. В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. – это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц. Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги. Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время - соединялись в книги. В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности. И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма. В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных – пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197-159 до н. э.). Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами - переписчиками. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы. Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту. Бумага. Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д. В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам. Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов. На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII - XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах - сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии. В XI-XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV-XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно - ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата - ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.