Свято рождественская пустынь. Христово - Рождественская пустынь или Свято – Рождественский мужской монастырь с. Трескино. О правилах монастыря

Паломничество – это путь, который верующие издавна совершали для того, чтобы посетить места земных подвигов святых угодников Божиих ради встречи с Богом и для обретения молитвенников о себе. Каждый святой, мощам которого поклоняется верующий христианин в паломничестве, становится ближе и роднее, и к нему становится сердечной. Такое путешествие для поклонения святыням всегда признавалось Церковью как действенное средство для преодоления духовной расслабленности.

Слово паломник происходит от латинского palm - «пальма», благодаря обычаю христианских странников, участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим, возвращаться оттуда с пальмовыми ветвями, подобными тем, с которыми жители Иерусалима в свое время встречали Христа.

В русском языке есть синоним слову паломник – богомолец , человек, идущий молиться Богу. Главное в паломничестве - это молитва, посещение богослужения и поклонение святыням.

Наш монастырь – это не просто памятник культуры, архитектуры и истории XVIII века, это в первую очередь дом Божий, обитель молитвы, которая творится здесь вот уже несколько сотен лет. Убедительно просим наших паломников не забывать об этом и со вниманием отнестись к монастырским правилам и порядкам.

  • Собираясь в паломническую поездку, очень хорошо заранее прочитать об , а также о святых, почитаемых в нашей обители. Это преподобные и Александровские. Конечно о многом будет рассказано на экскурсии, но лучше подготовиться к встрече заранее.
  • Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно связан с внутренним состоянием. Одежда паломника должна быть благообразной и опрятной. Неуместны шорты, бриджи, не принято женщинам находиться в брюках, коротких юбках, с непокрытой головой. Одежда не должна быть с открытыми плечами и глубоким вырезом. Православный человек должен иметь на груди крестик. Наша обитель значительно отличается от благоустроенных московских монастырей, поэтому если на улице слякотно, то рекомендуем взять резиновую обувь.
  • Паломнику может пригодиться фотоаппарат или видеокамера , запрета на съемку у нас нет. Но следует помнить, что на любые действия, в том числе и на фото- и видеосъемку, необходимо спрашивать благословение у начальствующих лиц обители.
  • В святом месте запрещено курить, сквернословить, плевать, бегать по территории, громко разговаривать, кричать, громко смеяться. Запрещается распивание спиртных напитков, рассказывание неприличных историй (анекдотов).
  • Вход в жилые и хозяйственные помещения, а также на хозяйственную территорию монастыря запрещается , если на то нет особого благословения.
  • Если паломничество придется на время богослужения, в храме обязательно нужно выключать, либо ставить на беззвучный режим мобильные телефоны .
  • Если паломники прибывают в монастырь с детьми , то нельзя оставлять их без присмотра. На территории монастыря нужно соблюдать тишину, с благоговением относиться к монастырским храмам. Играть и резвиться дети могут только за территорией монастыря.
  • Возможности накормить большие группы паломников у нас нет, продуктовых магазинов поблизости тоже нет, поэтому о пропитании необходимо позаботиться заранее.
  • По вопросам проведения экскурсии следует договориться заранее, связавшись с нами любым способом, указанным в разделе «

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь (Россия, Владимирская область, Александровский район, д. Лукьянцево)

От Александрова до Лукьянцево по шоссе на север порядка 13 км. Приехали в обитель под вечер, в монастыре было пустынно (в храме шла служба), мы оказались единственными посетителями, так что появилась редкая возможность побродить внутри стен совершенно уединенно.
Ансамбль активно возрождается — ведутся интенсивные ремонтные работы, следовательно не за горами то время, когда он предстанет перед нами в былой красоте и величии.

Монастырь обладает древними постройками, почти не пострадавшими от переделок, не смотря на все перепетии истории. Вот краткая характеристика сооружений с датировками:
Храм Рождества Богородицы построен и освящен в 1712 г. при игумене Авраамии. Храм Богоявления Господня начат прп. Корнилием в 1680 г. Освящение храма было при строителе Евагрии в 1684 г. Под храмом были сделаны «полатки» для хранения хозяйственных припасов. В особом помещении находилась ризница обители.
Храм Великомученицы Екатерины освящен 10 ноября 1714 г. как больничная церковь. В 1834 г. храм отстроен заново на средства Александровских купцов. При церкви находились больничные келии. Часовня прп. Лукиана поставлена в XVIII в. над могилой прп. Лукиана усердием жителей г. Александрова. Полностью разрушена в 1926 г.
Настоятельский корпус . Нижний каменный этаж сооружен в 1694—1696 гг. настоятелем Иосифом и назывался хлебными кельями со службами. Деревянный второй этаж надстроен в 1820 г. при настоятеле Киприане для настоятельских помещений. Келейный корпус построен в 1690 г. для престарелых монахов. В начале XIX в. надстроен деревянный рубленный второй этаж. В настоятельство игумена Макария (1860—1874 гг.) деревянный этаж был заменен каменным. Современное здание — гостиница возведена в 2003 г. для размещения паломников и гостей монастыря.
С.В. Булгаков так описывал обитель в своем труде «Русские монастыри в 1913 г.»: «Лукианова Рождество – Богородицкая пустынь, заштатная, общежительная, в 10 верстах от города Александрова. Основана в 1594 г. священником Григорием; в XVII в. разорена поляками; в 1640 г. возобновлена иеромонахом Лукианом и стала называться обителью Лукиановой. В пустыни находится обретенная 1593 г. чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы...»

План-схема обители

  1. Рождественский собор
  2. Церковь Богоявления
  3. Церковь Екатерины
  4. Часовня прп. Лукиана
  5. Настоятельский корпус
  6. Братский корпус
  7. Руины казначейского корпуса
  8. Гостиница
  9. Странноприимный дом
  10. Хозяйственные здания
  11. Стены ограды

Обитель прп. Лукиана после Великой Октябрьской революции

«Лукианова пустынь была закрыта в 1920 году. Монахам и послушникам было предписано покинуть монастырь. Дальнейшая судьба их неизвестна. Богослужение во всех храмах было прекращено. Вскоре и сами храмы, как памятники старины, были отданы под охрану вновь созданного музея «Александрова слобода», который располагался на территории Успенского монастыря в Александрове.
После закрытия пустыни документы и многие иконы из собора и Богоявленского храма поступили в музей, а некоторые иконы и предметы монастырского имущества были просто разграблены. Нехрамовые строения монастыря были переданы племенному совхозу, который был обязан охранять эти здания от разрушения. В 1924 году тёплый храм Богоявления Господня был отдан под школу. В 1925 году в Екатерининском храме по просьбе комсомола был устроен клуб. Тогда же при снятии колоколов была повреждена колокольня при Богоявленском храме. Часовня преподобного Лукиана была осквернена и полностью разрушена в 1926 году. Впоследствии церковные здания были переданы музеем дому заключения, переведённому из города Александрова в Лукианову пустынь. Места погребений потомков Василия Собакина, отца Марфы, супруги царя Иоанна Грозного, а также игумена Лукиановой пустыни отца Авраамия в Рождественском соборе были осквернены и разрушены. В настоятельском корпусе в 1970-е годы располагалась больница.
В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, из Лукиановой пустыни было изъято 2 пуда 24 фунта (более сорока килограммов) серебра в виде окладов с икон (в частности, риза с Нерукотворного образа Спасителя из собора весом в девять с половиной килограммов), богослужебных сосудов, крестов, кадил, лампад и даже украшений со старинных Евангелий. Была снята и риза с чудотворной иконы. Верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была вывезена в музей «Александрова слобода».
В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остаётся неизвестным. (Явленная чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в XVI веке, относится к новгородской школе иконописи. Размеры её 75,5×62 см. Размер житийной иконы, в которую была вставлена явленная икона, 164,5×131,2 см.)
Явленная икона Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни издревле почиталась на Руси и прославилась своими чудотворениями. Наряду с двумя другими известными явленными иконами Рождества Пресвятой Богородицы, Сямской и Исааковской, она чтится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы всею Русскою Православной Церковью.
В советское время храмы Лукиановой пустыни не ремонтировались и постепенно разрушались. Как в те далёкие времена польского нашествия, стояли они поруганные и разграбленные, без молитвы и пения, на земле, освященной трикратным явлением иконы Пресвятой Богородицы.»

История

Основан преподобным Лукианом Александровским 28 августа (10 сентября) 1650 году на месте явления в 1694 году иконы Божией Матери «Рождества Богородицы», впоследствии прозванной Лукиановской.

Первым настоятелем монастыря был прп. Лукиан Александровский, Преподобный Лукиан родился в 1610 г. в г. Галиче. С 8 лет воспитывался отцом в монастыре. Впервые пришел на место будущей обители в 1640 г. и был здесь пострижен в монашество. Был трижды изгоняем отсюда местными жителями. В Чудовом монастыре г. Москвы в 1646 г. рукоположен в священнический сан патриархом Иосифом. С помощью московских купцов отстроил храм Рождества Богородицы и кельи для монашествующих. В 1654 году основал женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове по просьбе александровских купцов. Почил 8 (21) сентября 1655 г., память преставления празднуется на следующий день.

Продолжателем дела прп. Лукиана стал прп. Корнилий. При нем обитель стала широко известна своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1657 г. был он настоятелем и скончался в глубокой старости 24 августа 1681 г. Лукианова пустынь опекалась государями Феодором, Иоанном и Петром Алексеевичами, другими лицами царского рода. До 2-й пол. 17 в. все постройки монастыря оставались деревянными, а в 1680-84 гг. по заказу царя Федора Алексеевича была сооружена каменная трапезная церковь Богоявления с приделом Федора Стратилата, небесного покровителя царя. В конце столетия развернулось строительство каменных келий: в 1690 г был построен Казначейский корпус, в 1696 г - Хлебные (Настоятельские) кельи и Больничная палата, а в 1712 г - собор Рождества Богородицы, освященный в присутствии сестер царя Федора, царевен Марфы и Феодосии. Между собором и трапезной церковью в 1771 г была поставлена небольшая часовенка над гробом Лукиана, основателя обители. При Больничной палате в 1714 г была сооружена церковь Екатерины. К 1733 г вокруг монастыря была сооружена каменная ограда с семью башнями.

В 1771 г монастырская икона Рождества Богородицы прославилась еще одним чудом. После крестного хода, совершенного с образом вокруг г. Александрова, прекратилась эпидемия чумы. С того времени крестный ход стал совершаться ежегодно (традиция продолжается до сих пор), а икона стала повсеместно известной как "Лукиановская".

В нач. 19 в. был построен новый Братский корпус, а к югу от монастыря возвели монастырскую гостиницу. В 1894 г интерьер собора Рождества Богородицы был расписан. Монастырь имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. Пустыни принадлежали три деревянные часовни на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье обители.

В 1922 г. монастырь был закрыт. Все имущество было вывезено, часть икон и святынь поругана и уничтожена. Местопребывание чудотворной иконы Рождества Богородицы доныне остается неизвестным. В обители поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых.

В 1991 г. Лукианова пустынь первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. В 1992 г. обретены святые мощи прп. Лукиана. Ныне они находятся в храме Богоявления в резной деревянной раке. Мощи прп. Корнилия были обретены в 1995 г. и положены в Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова.

В 1999 г. по благословению патриарха Алексия II на Афоне греческим иконописцем схимонахом Паисием для обители была написана икона "Игумения Святой Горы Афон". К тому времени был полностью отремонтирован храм Богоявления. В 2001 г. была начата реставрация Богородице-Рождественского собора. По ряду причин она так и не была завершена, ограничившись восстановлением кровли, глав и куполов на храме. В 2002 г. была восстановлена южная стена – одна из первых каменных построек 1718 года. В 2005 году восстановлена одна из семи башен, а в 2011 году – еще одна.

В начале 2008 г. возглавлявший Лукианову пустынь в течение 17 лет архимандрит Досифей (Даниленко) был переведен для служения в Духовную миссию в Иерусалиме. Пробыв там менее года, 13 марта 2009 г. он, находясь в отпуске, скоропостижно скончался от сердечного приступа. Чин монашеского погребения был проведен 18 марта в Свято-Даниловом монастыре. Похоронен отец архимандрит на Троекуровском кладбище г. Москвы.

В 2008 году настоятелем Лукиановой пустыни был назначенигумен Тихон (Шебеко)

28-29 мая 2011 г. состоялись торжества, посвященные 20-летию возрождения Свято-Лукиановой пустыни и Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Обитель была награждена медалью св. блгв. кн. Андрея Боголюбского I степени «за усердное служение».

Обитель представляет собой пример позднесредневекового монастыря с регулярной композицией и ансамблем построек рубежа 17-18 вв. Территория, окруженная стенами, имеет трапециевидный план, приближающийся к ориентированному по сторонам света квадрату. От места утраченных Святых врат, располагавшихся посередине южной стороны ограды, к северу идет липовая аллея, приводящая к монастырской площади. Справа от аллеи стоит крупный объем собора Рождества Богородицы, выходящий на площадь западным фасадом, в конце аллеи - трапезная церковь Богоявления. С запада площадь ограничивает Настоятельский корпус, немного севернее - церковь Екатерины с больничными кельями. С севера стоит протяженный с запада на восток Братский корпус, а к востоку от него по той же линии руины Казначейского корпуса. Небольшой пруд прямоугольной формы расположен в северо-восточном углу территории, более крупный прямоугольный пруд, обсаженный деревьями - в юго-западной части обители. Вокруг монастыря сохранилась ограда с четырьмя квадратными и двумя круглыми башнями. В северном и южном прясле проделано трое арочных ворот. К югу от монастырского комплекса стоит здание гостиницы. Все сохранившиеся здания выстроены из кирпича, большинство из них имеет оштукатуренные или побеленные фасады.

В настоящее время у обители имеется земля для подсобного хозяйства, огороды, покосы, скотный двор, небольшая пасека. Однако больших средств требует продолжение реставрации собора Рождества Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные Святые врата, только фундамент остался от часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Не восстановлен больничный храм вмц. Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое.

О правилах монастыря

Поступающий в обитель должен знать цель и смысл своего пребывания в монастыре – исправление жизни по Божиим заповедям и борьба со своими страстями. Для этого в первую очередь необходимо иметь внутреннюю устремленность к Богу, как Источнику благодатной жизни, всегда и все делать с молитвой к Нему, стремиться к познанию значения и смысла заповедей Божиих, прилежать к чтению слова Божия. Необходимо также пребывать в полном послушании у о. Игумена и старшей братии. Отношение к пище, жилью и одежде должны быть умеренными и скромными. Необходимо воздерживаться от праздности, празднословия и, особенно, от осуждения. Все случающиеся скорби и искушения переносить терпеливо, без ропота, с надеждой на помощь Божию, относясь к ним как к посылаемым от Бога случаям для познания и исправления себя.

Обязанности насельника обители.

  1. Беспрекословно следовать требованиям монастырского Устава.
  2. Не выходить за территорию монастыря без благословения Игумена.
  3. Неукоснительно и своевременно посещать монастырские службы, согласно порядку, принятому в монастыре: в будние дни обязательно посещение полунощницы, в праздничные дни – всех праздничных богослужений.
  4. Благоговейно и чинно вести себя в храме на службе как внешне, так и внутренне: не вести праздных разговоров в храме, не ходить по храму во время службы и не выходить прежде окончания службы без уважительных причин, внимательно слушать богослужение и молиться самому.
  5. Исповедоваться у духовника обители еженедельно и причащаться Святых Христовых Тайн как минимум раз в месяц. Духовником обители является Игумен. При его отсутствии и по его благословению исповедь может принять любой священник монастыря. Время общей исповеди - вечернее богослужение в субботу и утреннее богослужение в воскресенье.
  6. Неукоснительно и своевременно посещать братскую трапезу. В трапезной вести себя чинно и благоговейно, как в продолжение богослужения, внимательно слушая предлагаемое чтение. Пропуски и опоздания на трапезу не допускаются.
  7. Не держать пищу в келье и не принимать пищу келейно.
  8. Не держать и не употреблять спиртных напитков.
  9. Своевременно выходить на послушания и выполнять их добросовестно, с полной отдачей, как перед лицом Божиим, относясь к своему послушанию как к делу, способному послужить для спасения души.
  10. Ничего не брать себе из монастырского имущества и из того, что жертвуется на монастырь без благословения Игумена.
  11. Ограничить свое общение с внешними до минимума, никого из посторонних не принимать в келье, не пользоваться мобильными телефонами без благословения Наместника.

Праздники и чтимые даты

Храмы и Богослужения

Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы

В писцовых книгах 1675 года храм, построенный преподобным Лукианом в 1649 году, описан так: «В государевой дворцовой Старослободской волости на болоте монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Лукианова пустынь, а на монастыре церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, древяна на каменное дело о пяти главах, главы чешуйчатые, кресты обиты белым железом, а в церкви Божье милосердие…» В храме было сто образов. Справа от царских врат был образ Спаса Вседержителя Нерукотворного, затем храмовой чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы в житии. Слева от царских врат находилась почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Страстная», по преданию, принесённая преподобным из Москвы.

В последние годы ХVII века усердием постриженика Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 по 1696 год, а в период строительства - келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского), началось строительство пятиглавого каменного собора на том самом месте, где явился образ Царицы Небесной и где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы. Возведение собора продолжалось при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырем с 1696 по 1705 год). Храм строился на средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей, поименованных в летописи обители.

Собор был освящён в 1712 году по указу царя Петра Алексеевича и благословению митрополита Стефана, Местоблюстителя Патриаршего Престола, в настоятельство Лукиановой пустыни строителя Авраамия. На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.

Собор был пятиглавый, имел паперть. Средняя глава собора была крыта белым железом, четыре других были крыты зелёной черепицей. Кресты на главах были вызолочены. В соборе был пятиярусный резной вызолоченный иконостас. Справа от царских врат был древний образ Всемилостивого Спаса в сребопозлащенной ризе, а за ним в ряду чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы в виде средника, вставленного в икону с клеймами жития Пресвятой Богородицы. В украшении собора участвовали царские изографы школы иконописца Симона Ушакова и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля.

В благоустроении собора принимали участие не только члены царской семьи, но и царские слуги, лица знатных фамилий, приближённые к царскому двору. В это время поступали многочисленные вклады от людей разных сословий: помещиков, купцов, военных разных чинов и прочих покровителей и почитателей обители, в том числе и от жителей города Александрова. В синодике Лукиановой пустыни поминаются бояре Милославские (сродники первой супруги царя Алексея Михайловича), Лопухины (сродники первой жены Петра Алексеевича) и многие знатные и неизвестные фамилии. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «… и будут вас посещати великие люди, князи и боляры, и благоверные царие».

Белый соборный храм с золотыми крестами лишь однажды потребовал капитального ремонта, что и было сделано при настоятеле отце Платоне в 1850 году. Паперть, которая окружала собор с трёх сторон, снаружи была украшена яркими изразцами с растительным орнаментом. Они были изготовлены на монастырском изразцовом заводе. Верх собора был расписан фресками двенадцати великих праздников. До начала XX столетия собор не был расписан изнутри. И только к 1894 году его внутренние стены и, по-видимому, галереи были расписаны сценами из жизни Иисуса Христа в византийском стиле и фигурами отдельных святых. Собор украшало крыльцо из белого камня.

В величественном золочёном шестиярусном иконостасе собора размещались древние почитаемые иконы XVI-XVII веков: справа от царских врат Нерукотворный образ Спасителя с двумя предстоящими Ангелами в новой серебряной ризе, за ним в ряду в киоте под резной сенью храмовая чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, вставленная в раму с двенадцатью клеймами жития Богородицы; слева от царских врат образ Божией Матери «Страстная», принесенный преподобным Лукианом из Москвы, и древний Богородичный образ «Неопалимой Купины». Этот образ имел клейма, на которых были изображены явления Божией Матери.

В 1893 году при игумене Иерониме (годы настоятельства 1887 - 95) в монастыре торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Готовились к торжествам серьезно. В это время появляется роспись на внутренних стенах храма. Академические по манере в стиле позднего классицизма росписи иллюстрировали жизнь Иисуса Христа и изображали святых. Святые помещены были внизу между окнами, евангельские сцены – над окнами, по три на каждой стене. Письмо светотеневое, пропорции несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны.

На северной стене располагались композиции: «Исцеление слепорожденного», «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» и «Благословение детей». В нижнем ряду между окон были изображены преподобные Кирилл, Андрей и Иоанн.

На южной стене были изображены «Воскресение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон – преподобные Ефрем и Евфимий.

На западной стене размещались три композиции «Крещение Руси», «Богоматерь на престоле со святыми» и «Крещение Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.

После закрытия обители в 1920 году, центральная часть собора в основном использовалась как сушилка для белья, поэтому милостью и промыслом Божиим росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Пока они радуют взор братии и немногочисленных паломников нашей обители, но в будущем, надеемся, вновь засияют своей красотой для всех молящихся в восстановленном храме.

Фасадный ремонт храма был произведен в начале 2000-х годов, но, к сожалению, этим восстановление храма после разрухи богоборческих лет пока и ограничилось.

Храм находится на реставрации.

Храм в честь Богоявления Господня

1658 - 1684 гг.

При преподобном Корнилии в Лукиановой пустыни в 1658 году был воздвигнут второй храм – в честь Богоявления Господня. Этот храм был тёплым в отличие от первого холодного в честь Рождества Богородицы. Богоявленский храм простоял десять лет, после чего преподобный Корнилий испросил благословения у Патриарха разобрать его и построить заново. Была построена «… церковь тёплая деревянная ж Богоявления Господня… Против тёплой церкви колокольня шатровая, на ней семь колоколов, часы железные приведены к тем же колоколам» (писцовая книга за 1675 год).

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

По: суб., праздники

По: вск., праздники

В 1680 году деревянный храм за ветхостью был разобран, и прп. Корнилий просил благословение у патриарха Иоакима на построение новой каменной церкви. Новый храм был окончен строительством в 1684 году, уже при его приемнике, строителе Евагрии и 30 августа этого же года освящен.

Устроением в нем придела святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Алексеевича, преподобный Корнилий достойно почтил вечной молитвенной памятью царя-благодетеля, во все свое шестилетнее царствование жаловавшего Лукианову пустынь, как своими личными посещениями, так и вкладами. Царь любил совершать богомольные выезды в Залесье и неоднократно посещал Лукианову пустынь в тех случаях, когда путь его проходил в этой стороне. Он почитал чудотворный Лукиановский образ Рождества Богородицы, чтил память основателя пустыни преподобного Лукиана, пользовался советами и наставлениями преподобного Корнилия. И, как следствие своего благоволения, щедро одарял Лукианову пустынь землями и угодьями. В ризнице монастыря до революции сохранялись подлинные его грамоты 1677, 1678, 1680 и 1681 гг. на владение жалованными землями, ставшими основной статьей благосостояния обители. В монастыре хранили память о каждом личном посещениях царя. Это было 19 сентября 1677 года, когда он из Москвы ходил в Александрову слободу и после этого посетил Лукианову пустынь, 21 сентября 1678 года, при тех же обстоятельствах, 15 сентября 1679 года на пути в Переславль Залесский, пробыв в пустыни два дня.

Этот замечательный храм, существующий в обители с небольшими поновлениями до сих пор, является ярким примером мастерства русских зодчих того времени. Две главы его были покрыты деревянной чешуёй, крест белым железом, а крыша тёсом. Внутри храма всё было просто, чуждо вычурности, всё располагало к молитве, стены не были расписаны вплоть до XX века. Иконы в иконостасах двух приделов – Богоявления Господня и великомученика Феодора Стратилата – были больших размеров, не покрытые ризами. Их украшали чеканные серебряные венцы позолоченные с каменьями, а также ожерельца из жемчуга. В четырехъярусном иконостасе главного придела справа от царских врат помещались храмовая икона Богоявления Господня, а слева от них – Иверская икона Божией Матери. Это был один из ранних списков с иконы, принесенной с Афона в Москву в царствование Алексея Михайловича. Так Вратарница Горы Афонской с конца XVII века охраняла Лукианову обитель.

В трапезной части храма на первом столпе висел образ Рождества Пресвятой Богородицы, а вокруг образа, представлявшего собой средник, были написаны Господские и Богородичные праздники; они находились под золоченым серебряным окладом.

На колокольне было пятнадцать колоколов: один большой, один повседневный весом в 21 пуд 28 фунтов, семь малых и ещё шесть малых.

Под храмом были сделаны «полатки» для хранения монастырского имущества и хозяйственных припасов.

В особом помещении находилась ризница обители, в которой хранились два древних Евангелия московской печати (одно 1677 года, а другое 1685 года), богато украшенные, два сребропозолоченных креста с частицами мощей – вклады почитателей Лукиановой обители, церковные сосуды – вклад Великой княгини Натальи Алексеевны. Здесь хранились четыре грамоты царя Феодора Алексеевича и другие монастырские документы.

Храмовые иконостасы были двухъярусные. К большому сожалению, они не сохранились. Можно предположить, что некоторые иконы писались известными живописцами, скорее всего это были иконы местного ряда. В синодике Лукиановой пустыни записаны имена живописцев: государев Симон Ушаков, патриарший Феодор Елизаров, живописцев Оружейной палаты Карп Иванов, государев Феодор Евстифеев. Можно почти с уверенностью сказать, что храмовая икона, которая находилась в иконостасе придела Феодора Стратилата. написана кем-то из этих живописцев.

В 1892 г. перед колокольней выстроили шатровое крыльцо.

В 1911 г. храм расписали.

В советский период были утрачены главы, растесаны окна второго этажа и трапезной, частично утрачен декор фасадов, четверик был покрыт кровлей на четыре ската под шифер, верх полностью утрачен, приделан дополнительный вход к алтарной части. Широкий арочный проем, соединявший основной объем с приделом, был частично заложен. Перед передачей монастыря Церкви в храме располагалась столовая.

После открытия обители Богоявленская церковь начала реставрироваться самой первой. С помощью Божией были восстановлены все исторические архитектурные формы.

Храм находится в центральной части монастырского ансамбля. Это тип трехчастного бесстолпного храма в 2 света. Высокий бесстолпный четверик объединяет основной объем самого храма и северный придел. Двуглавый объем храма достаточно редок для архитектуры 17 столетия, как и вытянутая по продольной оси двустолпная трапезная часть. Храм и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объем, завершающийся с востока двумя гранеными апсидами: более крупной – с юга и меньшей, придельной – с севера. Над восточной частью общего объема возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении и завершающийся двумя главками на круглых глухих барабанчиках. С запада высится шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и с двумя ярусами слухов в шатре. Перед колокольней стоит крыльцо с четырехгранным шатром на четырех столбах.

Теплая, зимняя трапезная и теплые храмовые помещения располагались в первом этаже, а летние – во втором. Трапезные залы в обоих этажах перекрыты системой коробовых сводов на распалубках, опирающихся на два квадратных в сечении столба. Помещения храма Богоявления в обоих этажах более крупные, тогда как придел Феодора Стратилата имеет совсем небольшой размер и маленькую апсиду. И храм, и его апсида, и придел перекрыты коробовыми сводами, тогда как апсида придела – граненой конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.

Храм в честь святой великомученицы Екатерины

Екатерининская церковь находится в северо-западной части монастырского ансамбля. Она стоит рядом с руинированными остатками больничной палаты, построенной в конце XVII в. Сооруженный из кирпича небольшой храм первоначально получил сдержанную декорацию в духе позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем храма вытянут с сервера на юг и завершен поздней четырехскатной кровлей с луковичной главкой на первоначальном круглом глухом барабанчике.

Подготовка к строительству храма началась в 1712 году. Первого марта на больничную церковь заготовлено 150 бочек извести, «куплено дров на обжиг кирпича на строение больничной церкви 500 сажень».

13 мая 1713 года строитель Авраамий подал царю Петру Алексеевичу челобитную «что де у них в пустыне у больницы церкви Божией не устроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочие братиею к литургии ходить не могут, а ныне обещался вкладчик их подполковник Кирилло Карпов сын Сытин в той больнице построить вновь каменную церковь во имя великомученицы Екатерины» и просил на то дозволения. Митрополит Стефан блюститель патриаршества дал благословенную грамоту на строительство больничной церкви.

Храм строился на средства помещика села Дубровы подполковника Кирилла Карповича Сытина. В 1714 году здание церкви построено. Сразу за храмом располагалось братское кладбище, он вплотную примыкал к зданию монастырской больницы для удобства посещения богослужений содержащимися там больными и немощными монахами. Храм был освящен 10 ноября 1714 года, по желанию храмоздателя, в честь святой великомученицы Екатерины.

Первое описание Екатерининской церкви относится к 1718 году: «При больнице церковь каменная во имя святыя великомученицы Екатерины. На церкве глава деревянная, обита чешуею деревянную, крест железной с сиянием в одну сторону золочен. В церкви и в олтаре шесть оконниц стеколчетых».

В описи монастыря за 1756 год отмечено, что церковь «пустая». Видимо, к 1756 году богослужения в храме не проводились.

К 1772 году церковь великомученицы Екатерины «обновляется помещиком Карпом Кирилловичем Сытиным». Видимо, сыном Кирилла Карповича Сытина, на средства которого сооружен храм.

В 1834 году здание вновь перестроено «на средства Александровских 2-й гильдии купцов Ивана, Григория и Александра Дмитриевичей Уголковых-Зубовых».

В 1891 году в Екатерининской церкви сделаны новые потолок, накат и пол. Храм и ризница при нем облицованы снаружи и внутри кирпичом на цементном растворе, вновь оштукатурены и окрашены масляной краской. «Два креста вызолочены, кровля вся выкрашена медянкою, приделан вновь вход в оную с южной стороны». Интерьер храма расписан. Храм вновь освящен 29 июля 1891 года.

Первый иконостас Екатерининской церкви был сооружен в 1714 году в «один пояс с резными столбами да сенью над царскими дверми, да клеймо особое».

В 1806 году иконостас был позолочен и обновлён вновь написанными образами.

По указу духовной консистории от 16 февраля 1833 года разрешалось в Екатерининской церкви «приведший в ветхость и облинявший иконостас устроить вновь, написать в оной вновь иконы за ветхостью прежних». Эта работа проводилась на средства Ивана и Григория Дмитриевых Зубовых.

В 1891 году в Екатерининской церкви «исправлен заново иконостас с новой резьбой, выкрашен и вызолочен. Иконы заново все исправлены». Этот новый трехъярусный иконостас описан в описи Лукиановой пустыни за 1895 год: «Иконостас столярной работы о трех ярусах. Царские врата прорезные, на них иконы: Благовещения Превсятыя Богородицы, … По правую сторону царских врат иконы Господа Вседержителя, … На южной двери архангела Гавриила, Великомученицы Екатерины, … По леву сторону царских врат иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, седящем на престоле … На северной двери Архистратига Михаила, Всех Святых …, Святителя Николая. Во втором ярусе иконы: над царскими дверьми Тайныя Вечеря. По правую сторону иконы: Живоначальныя Троицы, Богоявления Господня, Вознесения Господня. По левую сторону иконы Рождества Пресвятая Богородицы, Рождества Христова, Введение во храм Пресвятыя Богородицы. В третьем ярусе иконы. В средине Положение во гроб Спасителя. По правую сторону Моление о чаше, Лобзание Иудино, Сретение Господне, Преображение Господне. По левую сторону Снятие со креста, Вход в Иерусалим, Воздвижение Честнаго креста Господня, Успение Пресвятыя Богородицы». В этой описи за престолом указан «семисвечник металлический вызолоченный на таковых же цепях с семью стаканчиками… Посреди церкви паникадило медное отбеленое, местами вызолоченное с 24-мя свечниками на железных цепях спускаемое по балагану».

После закрытия обители в 1925 году в Екатерининском храме был оборудован клуб. В послевоенное время в монастыре расположился инвалидный дом, где содержались престарелые и «тихопомешанные» («буйнопомешанные» отправлялись во Владимир). Церковь великомученицы Екатерины с больничной палатой была приспособлена под нужды этого заведения. В алтарной части Екатерининской церкви размещалась пекарня, а в другой части - баня, которые топились дровами.

В бане был вмазан в печь огромный котел, где грелась вода, а рядом стоял огромный, в рост человека, чан для холодной воды. Воду сюда поставлял водовоз. День работы бани был таков: один день - мужской, другой - женский. Остальные дни отдавались под прачечную, где вручную стиралось казенное инвалидское белье.

Дом инвалидов был выведен в конце 1984 года, и с тех пор обитель формально была на балансе Владимирского областного управления культуры. Но фактически монастырь был брошен на произвол судьбы, территория обители никем не охранялась и за эти 7 лет до передачи обители Церкви пустынь понесла значительные разрушения. Здания ветшали и разбирались на стройматериалы. В это время была утрачена и больничная палата при Екатерининской церкви, а сам храм пришел в аварийное состояние.

По: суб., праздники

По: вск., праздники

В ста километрах от города Пензы, в селе Трескино Колышлейского района находится Христо-Рождественская пустынь или Свято–Рождественский мужской монастырь. Образовался он здесь в конце 90-х годов прошлого века на месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой были приспособлены под различные бытовые помещения. Вот в таком виде достался игумену Крониду храм. Прошло совсем немного времени (по историческим меркам) и храм засиял золотыми куполами, невиданными для сельской местности размерами в своем первозданном виде! Территория храма обнесена каменной оградой, озеленена, благоустроена.
Храм входит в состав Колышлейского благочиния Сердобской епархии Пензенской митрополии Русской Православной Церкви.
21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, престольный праздник, так как храм освящен в честь этого двунадесятого праздника.

Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Среди них: выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Орловы- родоначальник которых Владимир Лукьянович в начале XVII века был губным старостой (губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел. Кормле́ние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы) Бежецкого верха; Васильевы – далекий предок которых (Василий Васильевич) служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейст-коллегии и был возведен в потомственное дворянство; Добронравовы; Кротковы; Гагены; Симзены; князья Чегодаевы (татарский княжеский род). Также здесь погребены министры правительства Сергея Юльевича Витте: Михаил Григорьевич Акимов – министр юстиции и Петр Николаевич Дурнов – Министр внутренних дел.
У подножия холма к востоку от села источник Николая Чудотворца. Здесь, по приданию, явилась икона Святителя. В 2004 году по инициативе отца Кронида родник был обустроен, заключен в железобетонное кольцо, а рядом поставлен деревянный крест, и все огорожено деревянной оградой. В 2005 году над источником была построена восьмигранная бревенчатая часовня, к которой позже была пристроена дощатая купальня.
Почти двадцать лет (с 1995г.) служит и всем управляет в монастыре игумен Кронид. Батюшка очень приветливый, добрый, заботливый, каждый, обратившийся к нему за помощью, получит добрый совет, отцовскую заботу, избавление от страстей, исцеление души и тела, наставление, утешение.