Сын никиты михалкова и вертинской. Никита михалков стал прадедушкой, а анастасия вертинская - прабабушкой. О домашней кухне и семейных традициях

Когда-то давно, в 1978 году, Анастасия Вертинская снялась в фильме "Безымянная звезда". Но для Никиты Михалкова она стала его "звездой пленительного счастья", в которую он был влюблен страстно, отчаянно и безоглядно. В отличие от своего старшего брата, Никита, хоть и был влюбчив, но совсем не умел казаться таким победительным плейбоем и гусаром, как Андрон. В юном отроческом возрасте он был, к примеру, сильно влюблен в Таню Тарасову , дочку знаменитого хоккейного тренера Анатолия Тарасова , ныне тоже известного тренера, правда, уже мастеров фигурного катания. Но на Никиту Таня никакого внимания не обращала, и он никак не смог эту ситуацию изменить. Потом были влюбленности, и сильные, в других девочек - Катю Москатову, внучку легендарного героя Гражданской войны Лену Щорс, потом в Люсю Савельеву, но завоевывать их он не умел.

Настоящие "взрослые" отношения у него сложились лишь с женщиной гораздо старше его, когда он уже учился в "Щуке". Она была красива, принадлежала к так называемым гранддамам, имя ее в богемных кругах Москвы знали все. Когда она согласилась встретиться с Никитой, тот был страшно счастлив. Но любви между ними не было, даже "бальзаковской", просто связь. "Из знакомства с ней, - потом вспоминал Никита Сергеевич,- я уже вынес кое- какие уроки..." Конечно, потом, тем более, когда он начал сниматься, девочек уже было много, но все его мысли были заняты Настей Вертинской , в которую он влюбился, посмотрев "Алые паруса", а потом еще прибавился и "Человек- амфибия". В Щукинском училище они стали учиться на одном курсе, однако Настя знала себе цену и близко к себе никого не подпускала, держа поклонников на расстоянии. По ней сходила с ума вся страна, за ней ухаживали такие знаменитости, как Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский. Михалков к тому времени тоже снялся уже и в "Приключениях Кроша", и в фильме "Я шагаю по Москве", но это было ничто по сравнению с Настиной популярностью.

И все же он добился тогда Настиного внимания, но... Но не сумел это внимание удержать. Замучил ее своей ревностью настолько, что она его в конце концов просто прогнала. Он уехал на съемки "Переклички", а когда вернулся, стал встречаться с балериной Леной Матвеевой , между прочим, подругой Насти. И все вроде бы было хорошо, Лена оказалась замечательным, умным и тонким человеком.

"Прошлое не вспоминал, старался даже не думать о Насте. Искренне верил, что вылечился от той болезни", - говорит в одном из своих интервью Михалков. Но прошлое не умерло. Однажды, на дне рождения у Ивана Дыховичного , куда он пришел с Леной, Никита встретил Настю. Что было потом, он, как говорит, даже не помнит. "Провал, потеря сознания наяву. Очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Стоял с Настей у окна и целовал ее в губы... Все, обратно к Ване мы уже не возвращались. Мучительно понимал, что совершаю ужасный поступок, по крайней мере, по отношению к Лене, но ничего поделать с собой не мог.

Когда вспоминаю, до сих пор стыдно... На какой-то временной отрезок голова и ноги перемешались, не вполне отдавал себе отчет, что со мною происходит, на каком свете нахожусь. Оглядываясь назад, понимаю, что не в состоянии вычленить из той каши отдельный день, неделю или даже месяц. Все слилось в сплошную гулянку, мы с Настей кочевали из одной компании в другую, пили, пели, говорили. Я, правда, еще дрался. Бесконечно!.." О романе Михалкова с Вертинской знали, естественно, все, и через какое-то время молодые тогда режиссеры Андрей Смирнов и Борис Яшин пригласили их обоих сниматься в фильме "Шуточка" - экранизации одноименного рассказа Чехова. Однако сняться вместе влюбленным не удалось. Настя поняла, что ждет ребенка, и отказалась от съемок. На роль Наденьки была взята другая однокурсница Михалкова по "Щуке" - Нонна Терентьева. Известие о будущем ребенке отнюдь не обескуражило Никиту. Совсем напротив - он страшно обрадовался, теперь у него появилась гарантия, что Настя, в которую он был так безумно влюблен, останется с ним. Правда, поженились они, когда Степан уже родился. Но супружеская жизнь продлилась недолго, всего лишь три года - трудно двум сильным, ярким, талантливым личностям ужиться в одной берлоге. Причем быт, о который так часто разбиваются "любовные лодки", в данном случае оказался совершенно ни при чем. Во-первых, молодые жили с родителями Никиты, а Наталья Петровна была женщиной мудрой и умела ладить с невестками, во-вторых, Настя и сама была отличной хозяйкой. Как вспоминает Наталья Аринбасарова (в то время жена Андрона) в книге "Лунные дороги", "...У Настеньки была замечательная бабушка Лидия Павловна , она умело держала дом Вертинских, в строгости воспитывала внучек. Лидия Павловна - чудесная хозяйка, этот уютный талант передался и Насте. Наталье очень нравились грибы, которые готовила прекрасная Ассоль... Из плебеистых сыроежек Настена могла приготовить волшебной вкусноты блюдо. Она ничего не выбрасывала, все пригождалось на кухне..." Правда, Наталья Аринбасарова не рассказывает, что две юные невестки не всегда замечательно ладили между собой, терпимости Натальи Петровны им обеим явно не хватало. Через какое-то время они начали ссориться, что сказалось на общем микроклимате в семействе Михалковых-Кончаловских - ведь жили-то они в то время все вместе на даче на Николиной Горе.

Постепенно стали втягиваться в эти споры и мужья, что ситуацию отнюдь не улучшало. Снова мудрым верховным судьей пришлось выступить Наталье Петровне, которая строго заявила невесткам:

"Если вы мне поссорите моих сыновей, я вас прокляну!" Угроза помогла. Но даже мудрости Натальи Петровны не хватило, чтобы спасти браки своих сыновей. Андрон развелся с Натальей Аринбасаровой, Никита разошелся с Анастасией Вертинской. Как потом сказал в одном из своих интервью Никита Сергеевич, "...Настя ни разу в жизни не дала мне понять или почувствовать, что она мною восхищена или что ей нравится то, что я делаю...Она была сдержанна, иронична по отношению ко мне... Это не вызывало чувства обиды, но определенный мужской комплекс возникал... Но один момент был очень важный. Я уже учился во ВГИКе и хотел снимать картину о вологодских кружевницах. Уехал в Вологду и провел там невероятное, замечательное время! В пустой деревне, среди старух..."

"Поездка произвела столь ошеломляющее впечатление, что, вернувшись рано утром домой, не стал ждать, пока Настя проснется, а растолкал ее и принялся рассказывать о солдатских вдовах, потерявших мужей на войне, но продолжающих хранить им верность, о нравах, царящих в русской деревне, о хлебосольстве и гостеприимстве простых людей, встретивших нас, московских студентов, как ближайшую родню. Я говорил, говорил, говорил, а потом поднял глаза и увидел вежливую, чуть печальную улыбку......Реакция Насти меня надломила. Смешно, правда? Из сказанного совершенно не следует, будто я прав, а она - нет. Разбудил человека, нес какую-то ахинею и требовал живого участия. Настя могла сразу послать меня далеко-далеко, но не сделала этого... Встав на ее сторону, готов все понять и оправдать, но... Степень моего восторга и возбуждения была так высока, что отстраненность жены неприятно резанула. Какая-то струна внутри лопнула, и с этого момента трещина между нами стала расти".

Надо отдать должное Анастасии Вертинской: разойдясь с Никитой, она сохранила к нему уважение и никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца. Потом она вышла замуж второй раз - за певца и композитора Александра Градского . Но и этот брак постигла та же участь. Как она считает,

"Я была одержима профессией. Ясно было, что мое призвание - это театр. И предлагать мне формулу "женщине главное быть женой..." было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас. Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет ни какого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке - это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак - это аскеза. И я не готова на нее пойти..."

(ФОТО) Анастасия Вертинская, несменная Ассоль отечественного кино, возобновила теплые отношения со своим первый мужем, легендарным российским режиссером Никитой Михалковым.

Спустя 20 лет молчания, бывшие супруги снова стали встречаться. Они поняли, сколько значат в судьбе друг друга.

Их брак был самым красивым, самым семейно театральным и семейно показательным во всем Советском Союзе. Он – сын автора советских гимнов Сергея Михалкова и поэтессы Натальи Кончаловской, она – дочь великого композитора Александра Вертинского.

Она стала его музой, он подарил ей любимого сына Степана. Сейчас Степан известный московский ресторатор и закадычный друг режиссера Федора Бондарчука.

Не столько себе, сколько ей в свое время молодой Никита хотел доказать, что может стать блестящим режиссером и она будет им гордиться. Правда, быть только «женой гения» Вертинская не захотела.

С 15 лет Анастасия Александровна играла в театре. А еще она снималась во многих фильмах. Именно она стала прообразом Ассоль и олицетворением той чистой и неземной любви, о которой мечтает каждая женщина.

«Все равно в этом браке была очень большая любовь, в этом браке родился мой сын. Это очень важное событие для меня. Конечно, та молодая страсть уже не повторится. Ведь жизнь идет, люди уже взрослые. Я уже бабушка, Никита уже дедушка. Но в душе что-то все-таки остается», — призналась Анастасия Вертинская.



Спустя годы супруги не потеряли теплоты отношений, несмотря на некоторую холодность, которая существовала долгое время после развода.

«Сейчас Никита Сергеевич, бесспорно, входит в мой ближний круг. Я хочу объяснить, что такое ближний круг для меня лично. Это не всегда те люди, которые около тебя в виде друзей или родственников.

Никита Сергеевич — человек, за которого я молюсь в церкви. Я молюсь за него, за благополучие его детей, внуков. И не только потому, что он отец моего ребенка, а потому что он невероятно добрый человек, порядочный, не говоря уже о том, что он великий режиссер.

Это человек, который вошел в мой ближний круг. Человек, о котором я думаю, забочусь и желаю ему процветания. Он находится у меня в сердце, в душе!», — призналась Анастасия Александровна в интервью газете «Комсомольская правда» .

Анастасия Вертинская ни от кого не таит, что клан Михалковых был для нее всегда родным очагом.

«Я очень любила Наталью Петровну Кончаловскую (мать Никиты Михалкова – ред.). В долгие зимние вечера, когда мы сидели с ней на даче, маленький сын Степа спал, я многому у нее училась.

Она была потрясающая женщина, она была писательницей, кулинаркой, шила абажуры, вязала маленькому Степе какие-то теплые свитера. Она многое умела. И она была умной женщиной, и властной, и сильной. Она была настоящая хозяйка дома. Мальчики (и Никита, и Андрон) на праздники собирались вокруг нее.

Потому что она умела создать уют в семье, где не просто стол накрыт, а где все сделано с любовью. Такой была моя бабушка, таким был мой отец. Праздник никогда не был пустым, потому что все к нему готовились, все его ждали.

И семья собиралась под этим абажуром. Это очень важно. Мой папа, например, обожал Рождество, в доме всегда была елка, всегда покупались игрушки, под елкой лежали подарки», — восхищается Анастасия Вертинская.

Сейчас Анастасия Вертинская не ставит себе целью анализировать свои прошлые неудачи с мужчинами.

«Я уже не ставлю перед собой эту задачу. У меня в доме очень хорошие мужчины живут. У меня сын замечательный, который очень похож на Александра Николаевича.

У меня два внука, мужчины замечательные, с которыми я часто бываю. У меня и друзья. Это образованные люди, добрые, интеллигентные. Сейчас у нас интеллигенция если и есть, то ее так мало, что это как островки какие-то».

Сегодня, 19 декабря, Анастасии Александровне исполняется 65 лет. Но никто не причисляет ей ее возраст. Она неповторима в своем великолепии.

Рано стала знаменитой. Всесоюзную известность ей принесли роли Ассоль в фильме «Алые паруса» и Гуттиэре в «Человеке-амфибии», сыгранные в 17-летнем возрасте. Песни ее знаменитого отца тогда не одобрялись властями — но девушка сумела завоевать собственную славу.

В документальном фильме Первого канала «Анастасия Вертинская. Бегущая по волнам» 73-летняя актриса рассказала о непростой личной жизни. Судьба так и не дала артистке построить счастливую семью.

Александр Вертинский подарил дочерям счастливое детство, непохожее на привычные многим советские будни. Девушки выросли внутренне свободными людьми, и Анастасия никогда не соглашалась отказаться от этой свободы. В 22 года актриса вышла замуж за Никиту Михалкова. Их пару назвали одной из самых красивых в Советском Союзе. Тогда же родился Степан — единственный ребенок Вертинской.

A post shared by Leonid (@maharynski) on Mar 7, 2018 at 11:58pm PST

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Брак двух звездных артистов оказался недолгим. Супруги часто ссорились и через три года расстались, а в 1971 году развелись официально. Актриса вспоминает, что причиной разрыва послужило ее стремление к самореализации в творчестве: «Я исступленно, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем.

А Никита, конечно же, шел своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей», — рассказала Анастасия Александровна.

Вертинская не могла и не хотела отказаться от карьеры ради семьи, а Михалков не принял ее выбора. Несмотря на развод, актриса признается: первый (и единственный официальный) муж остался ее другом и одним из самых близких людей. Последующие отношения с Александром Градским Анастасия старается не вспоминать, отмечая, что они с музыкантом были «из разных детских».

Анастасия Вертинская с сыном Степаном. Кадр из фильма

Самым долгим своим романом Вертинская называет отношения с Олегом Ефремовым. Артисты были вместе 20 лет — именно ради любимого Анастасия покинула театр «Современник» и перешла во МХАТ. Однако эта история не увенчалась счастливым финалом:

«В тот период, когда я хотела за него выйти, это было невозможно, так как он был женат. А когда он этого сам захотел, я его уже не любила. Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла», — рассказала артистка.

Сейчас Вертинская живет одна, а на вопрос о сердечных увлечениях отвечает лаконично: «В моей жизни были и есть только два любимых мужчины — мой отец и мой сын». В 2000 году Анастасия вернулась в Москву после нескольких лет жизни за границей. Она активно работает в фонде помощи актерам-ветеранам и переиздает песни Александра Вертинского, а в свободное время дает поварам в ресторанах Степана Михалкова мастер-классы по блюдам русской и грузинской кухни.

View this post on Instagram

Творческая жизнь Никиты Михалкова похожа на лестницу, по которой он уверенно поднимался, снимая один за другим качественные фильмы. Однако успешной можно назвать не только его карьеру, но и личную жизнь. Жена Никиты Михалкова провела с ним уже много лет, создав большую и крепкую семью.

Первая жена

Мало, кто знает, что в молодости Никита Сергеевич был женат на Анастасии Вертинской. Вероятно, потому, что брак этот продержался всего два с половиной года. У обоих супругов были сильные лидерские качества, поэтому уживаться под одной крышей двум «командирам» было очень сложно.

Отец Михалкова, известный поэт, метко назвал этот союз «учебно-тренировочным».

Молодые люди просто-напросто не представляли себе, что такое брак. Они оба были постоянно заняты на съемках, Анастасия в роли актрисы, а Никита как раз начал увлекаться режиссурой и делать свои первые шаги в этом направлении. Кроме того, твердое убеждение Михалкова о том, что женщина должна сидеть дома и заниматься семьей, раздражало деятельную натуру Вертинской. Поступаться своей карьерой ради мужчины она не собиралась, даже с учетом того, что у них уже родился сын Степан.

Первая жена Михалкова ушла от него, забрав себе сына.

Вторая жена

Второй женой Никиты Михалкова стала Татьяна Соловьева, на тот момент любимая модель Вячеслава Зайцева.

Несмотря на частые фотосессии, девушка была очень скромной, чем и привлекла внимание тогда уже известного актера и режиссера. Их личные жизни свело вместе кино - они познакомились на премьере фильма «Телеграмма». Быстро увлекшись новой знакомой, Никита Сергеевич стал оказывать знаки внимания Татьяне Евгеньевне.

У них обоих уже был неудачный опыт связанный, с бракоразводным процессом, тем не менее, пара очень быстро сыграла свадьбу - всего через несколько месяцев после знакомства Михалков уже стоял перед девушкой на одном колене, предлагая ей руку и сердце. При этом присутствовали многие их друзья и знакомые. Невероятно смущенная, но счастливая, Татьяна согласилась.

Вскоре после этого Никиту забрали в армию и не куда-нибудь, а аж на Камчатку. Возлюбленных разделяло огромное расстояние, но они не забывали друг о друге. Никита помнил о своей невесте, в Татьяниной личной жизни тоже не появлялось никого другого.

За то время, что Михалков отдавал долг Родине, семья Соловьевых успела переехать, но Никита по прибытии в Москву не опустил рук, а отыскал девушку.

Свадьбу сыграли не в столице, а в городе Грозный, где Михалков снимал свой первый фильм. А уже через год у молодоженов родилась дочь, названная Анной. Татьяна могла бы продолжать свою карьеру и после рождения ребенка, но строгие убеждения Никиты повлияли на него. Жена Никиты Михалкова покончила с занятием моделинга и посвятила себя своей семье и домашнему очагу.

В отличие от Анастасии, первой жены Никиты, Татьяна не обладала такими амбициями и вздорным характером, поэтому ей было в радость следить за домом. К тому же, спустя время Татьяна Евгеньевна смогла реализовать себя в сфере моды: она создала фонд «Русский силуэт», деятельность которого направлена на поиск и развития юных талантливых дизайнеров. Кроме того, сейчас женщина много путешествует и посещает модные показы, популяризируя русские народные мотивы, находящие отражение в одежде.

В 1975 году в семье случилось пополнение - родился мальчик по имени Артем, а спустя 12 лет и девочка Надежда. Дети Никиты Михалкова пошли по стопам отца и сейчас тоже занимаются кино.

Дети

К воспитанию первенца родители подошли со всей ответственностью, поэтому Анна росла в строгой дисциплине.

С самого детства её окружали знаменитые актеры и режиссеры, продюсеры и модельеры, поэтому её выбор мог бы показаться очевидным. На самом же деле, девушка до последнего колебалась, стоит ли ей связывать свою жизнь с киноискусством. Чтобы окончательно всё решить, она поехала получать образование в Швейцарию, где изучила историю кинематогрофа и связанные со съемками процессы.

По прошествии двух лет, она вернулась в Россию, где поступила во ВГИК, который закончила с красным дипломом. Очевидно, несмотря на такие успехи, в ней еще жило сомнение, поэтому она получила второе высшее образование - юридическое. Но в дальнейшем оно ей не понадобилось.

Своего будущего супруга Анна встретила в лихие девяностые. Им был Альберт Баков. В браке, который не разрушился и по сей день, родилось двое сыновей.

В отличие от своей старшей сестры, Надежда с самого детства решила, что станет актрисой и уже в шестилетнем возрасте оказалась на съемках нового фильма.

Но и роль матери опускать нельзя - в 2001 году вышла коллекция одежды под названием «Надин».

Как и Анна, Надежда решила получить еще одно образование, не связанное с кино. Поступила она в МГИМО на факультет журналистики. Но съемки девушка не забросила, успевая сниматься в фильмах даже во время учебы.

Спустя два года после окончания института в Грузии она познакомилась с режиссером по имени Резо Гигинеишвили. Паре не помешало то, что мужчина был женат, и вскоре они сыграли свадьбу. В 2011 году у них родилась дочка Нина, а в 2013 - сын Иван.

К сожалению, не всё шло гладко, и уже в 2017 году Надежда объявила о своём разводе, вызванном изменами мужа. Спустя время улеглись, и сейчас Резо принимает активное участие в воспитании детей.

Тяжелее всего, возможно, пришлось сыну Михалкова Артему. Ведь ему, как наследнику, постоянно приходилось доказывать, что он достоин этой фамилии, и достигает всего за счет своих собственных усилий, а не родства с известным режиссером.

В детстве и юношестве Артем нередко слышал от сверстников, что он избалован звездными родителями. Первое время мальчик очень страдал от такого предвзятого отношения, но все-таки смог доказать окружающим, что он ничуть не хуже.

После учебы в Америке юноша вернулся на Родину и поступил во ВГИК. Первая же его короткометражка получила несколько наград, а потом последовало множество других работ, сделавших его знаменитым.

«Сейчас понимаю, что брак - это вообще не для меня. Я очень любила Никиту Михалкова, но два таких сильных человека не могут жить вместе. Ему была нужна совсем другая женщина», - рассказывает Анастасия Вертинская.

- Анастасия Александровна, вы до сих пор считаете главными мужчинами в жизни сына Степана и папу - артиста Александра Вертинского?

Конечно. Самые счастливые моменты моего детства - это дни, когда папа приезжал с длительных гастролей домой. Я очень любила его и ревновала ко всем. Мне казалось, что он - абсолютная моя собственность. Из-за этого частенько нападала на старшую сестру Машу. Если у нее был день рождения и папа дарил Маше куклу, то одновременно обязательно покупал похожую и мне. Чтобы я не обижалась. Но я все равно могла разозлиться, что у Маши кукла в другом платьице. И потом старалась сделать все, чтобы ее кукла досталась мне, отбирала силой. Характер, конечно, у меня был жуткий. Но папа терпел и не ругал. Он нас не воспитывал. Никогда не спрашивал, что у нас в дневниках и как мы учимся. Хотя знал, что я учусь на «два». Но ведь он и сам так же учился! Если мама или бабушка начинали на меня жаловаться, он, грассируя, говорил: «Я тебя умоляю, доагая, чтобы ты вела себя чуточку получше».


Фото: РИА «НОВОСТИ»

Им был найден удивительный язык общения с детьми. Или он говорил нам: «Я очень стгадаю, когда знаю, что вы шалите». Вот чтобы он не страдал, я из последних сил старалась сдержать свой жуткий характер.

Когда папа был дома - это был праздник для всех. В первую очередь для него. Ведь он слишком долго вел кочевой образ жизни, и свой дом у него появился только в 1940-х годах, когда вместе с мамой они вернулись из эмиграции в Советский Союз и им дали квартиру на улице Горького. А ведь отцу было уже за пятьдесят! Неудивительно, что любимой его одеждой были домашний халат и тапочки. А любимым занятием: сидеть в своем кабинете за столом со стаканом чая, сигаретой и писать мемуары, вдыхая потрясающие ароматы, доносящиеся из кухни. Наша бабушка - мамина мама Лидия Павловна - готовила замечательно.

Сибирячка, она знала много блюд русской кухни, к тому же ее многому научило замужество с грузином (папа моей мамы - Владимир Константинович Циргвава).

К Вертинскому часто приходили друзья - композиторы Дмитрий Шостакович и Марк Фрадкин, поэт Константин Симонов и многие знаменитые артисты МХАТа. Конечно, нас с сестрой в такие вечера выпроваживали из кабинета. А нам очень уж хотелось послушать, о чем они говорят. И мы по очереди подглядывали и подслушивали в замочную скважину. У меня и сейчас перед глазами: отец во главе стола что-то рассказывает, курит, смеется и все это обрамлено рамкой в форме замочной скважины. (Смеется.)

- Вы сказали, что готовила бабушка.