Тест "«Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс). Неполные предложения – Мотивация учебной деятельности

неполные предложения

08.09.2011 23005 1067

Неполные предложения.

1.Полные предложения –

Неполные предложения –

1.В диалогической речи.

эллиптических

Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

3.На небе яркие звезды.

3.Слова-предложения.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Упражнение 1.


Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода (А. Блок).


Упражнение 2.

Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?

1) - А как звать тебя?
- Власом.
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

(Н. Некрасов)

2) - А как звать тебя?
- Меня звать Власом.
- А какой год тебе пошёл?
- Мне миновал шестой год.

Упражнение 3.

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.


И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...»
(А.С. Пушкин)


Упражнение 4.

Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

Упражнение 5.

Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.


1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже
(М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).

Упражнение 6.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Упражнение 7.

Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).

Упражнение 8.

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

Упражнение 9.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

Сколько грамматических основ в последнем предложении?
- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

Упражнение 10.

Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.


Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету.
(С.Жуковский)

Упражнение 11.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Упражнение 12.

Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:
- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?
- На фронт обратно. Руку вылечил.
- Понятно. Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет
(А. Твардовский).


Упражнение 13.

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

Упражнение 14.

Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.

Упражнение 15.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Упражнение 16.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

Тест по теме «Неполные предложения»

1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения?

Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван .



в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне.

а) односоставное, неопределенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Надо бороться с мрачными мыслями.

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, полное
в) односоставное, безличное, полное
г) двусоставное, неполное

4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Где же ты, моя родная?

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

5. Какое предложение является двусоставным неполным?

а) Уходи-ка отсюда!
б) Жизнь человеку дается один раз.
в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно.
г) В десять часов вечера праздничный салют.

6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?

а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать.
б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров.
в) Какая чудесная ночь!
г) Щебнем завалило весь пустырь.

7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?

а) Квартира у него большая, светлая.
б) И только слово, только слово в степи маячит под луной.
в) Писать бы тебе на литовском.
г) На полу у него во дворце - дорогие персидские ковры.

8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?

а) Мой брат - лучший врач в городе.
б) За тем лесом - замечательное озеро.
в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу.
г) В одном городе жил его отец, в другом - обитала теща.

Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в которой представлен материал по теме в виде таблице, а также задания для активизации деятельности обучающихся на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

полные неполные Двусостав ные Трамвай идет? Кто написал комедию «Ревизор»? Идет! Гоголь Односостав ные Определённо- логичные Кого ждешь? Учителя Неопределен - но-личные О чём сообщили по радио? О погоде на завтра Безличные Надо идти на стадион. А мне сегодня не хочется Назывные Густой, непроходимый лес Вот хвойный. Вот лиственный

Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения. В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г.. нцов с пальмовой веткой для изв.. щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире. Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Предварительный просмотр:

Тема. Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях.

Цели: ознакомить с неполными предложениями, употреблением в них тире; развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое грамматическая основа предложения?

Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме сказуемого.

Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме подлежащего.

III. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь (читает сказку ). Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.

Нужно исправлять,- поморщился Знайкин,- очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план излагаемого учителем теоретического материала.)

По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения:

Я читаю интересную книгу.

Сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение интересную согласуется с дополнением книгу . В результате образуется непрерывная цепочка связей между словами. В неполных предложениях цепочка связей разрушается:

Какую книгу ты читаешь?

Интересную.

Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения). Определение интересную требует звена книгу , слово книгу требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено я .

Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

Неполные предложения часто встречаются в диалоге:

Смотрите, смотрите: летит! - закричал вдруг Павлик.

Где летит? Кто?

Да Уточкин же!

Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку (В. Катаев).

На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:

А что же слон? Он пришел?

Пришел ,- отвечает мама...

А он смешной?

Немножко (А. Куприн).

Каждая реплика прибавляет новое к теме диалога.

Неполными могут быть и односоставные предложения . Например:

В каком классе учишься?

В восьмом.

Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений:

Землю солнце красит, а человека - труд.

К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое - звено, подчиняющее второстепенные члены (дополнениями обстоятельства):

Сила наша - в единстве, доблесть - в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине (А. Серафимович).

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например:

Татьяна - в лес, медведь за нею (А. Пушкин). По полям бегут ручьи, на дорогах - лужи (С. Маршак).

2. Работа по таблице из презентации (Слайд 1)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Задание 1 (слайд 2)

Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Объясните употребление тире.

Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Задание 2 (Слайд 3)

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

Какие бывают предложения по строению и значению?

Какие предложения называются неполными?

Где чаще всего употребляются неполные предложения?

Когда в неполном предложении ставится тире?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал об односоставных и неполных