Занятие с одаренными детьми в хореографическом кружке. Программа «Одаренный ребенок»Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Вальсовый квадрат в координации с руками

Из опыта работы хореограф. «Развитие творческой одаренности детей на занятиях хореографии»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.
Для развития творческой одаренности школьника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии.
Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.
Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;
Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.
Кроме указанного выше активно используется опыт кружковой и факультативной работы. Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися.


Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается:
на уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
умении тонко и деликатно обращаться с учащимеся, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
в воспитании стремления к свободе.
Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности учащихся:
возможность овладения учащихся опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;
создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального педагога и индивидуального, уникального ученика;
совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца."
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка - строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца - это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения - упражнения. Назначение упражнения различно:
- для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки);
- предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам;
- развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр;
- композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с танцем, музыкой, он с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.
Занятия танцами в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в
человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Жанна Акулова
Программа дополнительного образования по работе с одаренными детьми «Мир танца»

Пояснительная записка

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,

от красивых мыслей к красивой жизни и

от красивой жизни к абсолютной красоте"

Ведущие педагоги и психологи считают, что важной задачей педагогики в наши дни является обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка : «Уже в дошкольном учреждении дети должны получить возможность раскрыть свои способности». Поэтому становится активным создание системы поддержки одаренных детей в дошкольных учреждениях. Весомое значение приобретают вокальные кружки, хореографические секции, различного рода творческие занятия.

Поэтому, возникла идея организации работы по развитию хореографических данных детей в детском саду. Для реализации данной работы и была разработана программа «Мир танца » .

Программа «Мир танца » разработана на основании следующих документов : Закон РФ «Об образовании » , «Концепция духовно- нравственного воспитания» , федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети » , «Концепция модернизации российского образования » .

Основой программы «Мир танца » явилась программа Ж . Е Фирилевой «Са-фи-Дансе» , кроме того используются и элементы авторских программ : Г. А. Колодницкий «Ритмические упражнения танцы для детей » , Е. А Пинаева «Ритмика» , А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» .

Результаты реализации программы «Мир танца » в течение 2012- 2013 учебного года были представлены на районных методических объединениях, в сентябре 2013 года состоялось обобщение опыта данной работы на районном августовском педагогическом совещании и международном образовательном сайте www.сайт в личном блоке автора программы .

Используемые в реализации программы постановки танцев разработаны лично автором программы .

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с возрастной категорией детей 5-7 лет, в форме групповых и индивидуальных занятий два раза в неделю. На реализацию данной программы отводится 72 часа .

Характеристика программы

Педагогическая целесообразность

Возраст 5 - 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение , развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца .

Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц .

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Актуальность

Проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных кружков для одаренных и талантливых детей . Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Зачастую, на рядовых занятиях дети получают лишь общее впечатление от приготовленного им танца , музыкально – ритмической композиции. Они не успевают прочувствовать танец, внести свое творчество при его исполнении, насладиться красотой движений, ощутить радость свободы, самовыразиться.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, мы попытались разработать цикл занятий , способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом , расширять знания детей об истории возникновения танцев . Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.

Отличительные особенности программы

1. Ориентация на совершенствование профессиональных педагогических умений в области хореографических и ритмопластических движений.

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.

3. Акцентирование внимания педагога на анализе психических и эмоциональных процессов, их благотворном изменении в психике детей, под воздействием музыкально-ритмических движений (а не на внешней стороне обучения) .

Принципы педагогической деятельности в работе детьми

Принцип создания комфортных условий для совместной работы детей и педагога ;

Принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой личности;

Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

В программе представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОУ .

Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.

На каждом этапе обучения материал распределен по основным четырем разделам хореографического искусства :

Азбука музыкального движения;

Элементы классического танца ;

Элементы народного танца ;

Элементы историко-бытового танца .

Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет своей целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального образа . В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Воспитанники должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям воспитанников, но и учитывать их возрастную психологию. В конце обучения необходимо использовать небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувств ансамбля в создании сценического образа . Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.

Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий. Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.

В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.

В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей : хореографические постановки танцев , танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара - классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Занятия ритмикой делятся на несколько видов :

Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе, объясняются приемы исполнения движений.

Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.

Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции .

Импровизированная работа – сочинения детей , развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.

Занятия проводятся в игровой форме, зачастую, в сюжетной. Каждое занятие строится по определенной схеме : разминка, основная часть (разбор танцевальных движений , заключительная часть (дыхательные упражнения) .

Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий учитывается их развивающий характер, обеспечивается ДА детей, самостоятельность, творчество, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях , утренниках, развлечениях.

Цель программы :

Создать условия для развития хореографических способностей одаренных детей .

Задачи программы

Обучающие :

Познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях , костюмах, атрибутах, танцевальной технологией );

Научить владеть базовыми элементами различных танцевальных жанров ;

Научить самостоятельно, использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев ;

Обучить основам импровизации.

Развивающие :

Развивать музыкальность детей (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

Формировать художественный вкус;

Развивать выразительность движений;

Развить координацию движений;

Развивать мышление, воображение , познавательную активность.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям ритмикой;

Психологически раскрепощать ребенка в творческих импровизациях;

Воспитывать умения работать в коллективе , выполнять ритмические движения слаженно;

Воспитывать любовь к танцу .

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны уметь :

Заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью ;

Самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли) ;

Использовать в танцевальной деятельности различные виды танца .

Должны знать :

Некоторые виды танца (р. н. т., эстрадный, классический т. д.) ;

Некоторые приёмы исполнения движений.

Должны иметь представления :

О танцевальной культуре ;

О танцевальных профессиях .

В течение года, используя полученные знания и умения, дети, демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах , миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в детском саду

Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности в танцевальном коллективе «Step Forward»

В условиях осуществления педагогического процесса в МОУ ЦДТ «Эдельвейс» танцевального коллектива «Step Forward» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Все компоненты взаимосвязаны в процессе обучения. Систематические занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

Мотивационный аспект поведения ребенка с хореографической одаренностью может быть описан следующими признаками:

1. Переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности.

2. Ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.

3. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем.

4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

В работе с одаренными детьми применяются следующие инновационные педагогические технологии:

Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание чувства толерантности;

Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эдельвейс» разработана дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей с хореографической одаренностью.

Цель программы: обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях центра детского творчества.

Задачи программы:

1. Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной одаренности, в том числе хореографической: демонстрация веры в успех воспитанников, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно-эстетической деятельности;

2. Учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце;

3. Учить элементам танцев различных жанров, направлений;

4. Учить создавать своими руками сценические костюмы через обучение моделированию и шитью;

5. Учить создавать образ и стиль через грим, визаж

Цели и задачи воспитательного процесса:

1. Создания условий для сохранения и укрепления здоровья, развития основных физических качеств и двигательных способностей.

2. Формирование потребности к культуре движений, оптимальном физическом развитии, здоровом образе жизни;

3. Формирование навыков и умений для самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;

4. Расширение объема знаний о различных видах двигательной активности, освоение техники движения.

5. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, формирование характера, утверждение активной жизненной позиции, оптимизма.

6. Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, для психического и эмоционального благополучия детей.

7. Воспитание самостоятельности и инициативности.

Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.

За период обучения в танцевальном коллективе «Step forward» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.

Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:

педагогическое наблюдение на учебном занятии;

педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на улице, в помещении (общение с другими людьми);

при организации индивидуальных занятий;

через просмотр видеоматериала с концертов коллектива;

Мониторинг образовательных результатов производится в соответствии с системой мониторинга, разработанного в МОУ ЦДТ «Эдельвейс».

Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

Мониторинг содержит следующий план:

Наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;

Обобщение результатов;

Анализ и оценка достигаемых результатов.

Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Первичный контроль проводится в октябре, его целью является определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения детей. В ходе диагностики определяется уровень подготовленности детей данного вида деятельности, формы и методы работы с данными детьми, выбор программы обучения.

Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.

Итоговая диагностика проводится в апреле, мае. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.

По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей. У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию.

Проводится индивидуальная работа, постановка танцев на конкретных детей, учитывая их уровень танцевального мастерства, пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи танцевального, сценического образа.

За время существования танцевальный коллектив «Step Forward» добился значительных творческих результатов.

Таблица 1

Результативность участия детей в конкурсах, мероприятиях

Уровень и название конкурса

Результат

Год и место проведения

Межрегиональный конкурс «Пять баллов»

Диплом II степени,

Диплом III степени

Ярославль

Фестиваль юношеского творчества «Годы молодые»

Участники

Ярославль

Районный конкурс «Золотая лесенка»

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом II степени,

Диплом II степени

2009-2014 г.Пошехонье, Ярославская область

Межнациональный конкурс «Большая перемена»

Лауреаты 3 степени

Ярославль

Региональный Конкурс «Золотая нить»

Диплом II степени

Ярославль

1 Всероссийский конкурс творческой самодеятельности среди образовательных учреждений «Созвучие сердец»

Концерт к Дню милиции

муниципальный

Участники

Концерт к Дню инвалида

муниципальный

Участники

«Учитель года» выступление на торжественной части

муниципальный

Участники

Гала-концерт фестиваля «Золотая лесенка»

муниципальный

Участники

Отчётный концерт Центра

муниципальный

Участники

Концерт к Дню защиты детей

муниципальный

Участники

Выступление на конкурсе «Золотая нить»

муниципальный

Участники

Выступление на Дне Города

муниципальный

Участники

В ходе наблюдения за занятиями коллектива нами было отмечено, что педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе педагог использует игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей группы педагог делает акцент на самостоятельности обучающихся. Дети сами выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца.

Педагог поддерживает интересы детей, поощряет их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Личный опыт автора показывает, что педагог использует совместные мастер-классы с обучающимися, проявившими особые способности. Такие мастер-классы проводятся на базах сельских школ, для детей, занимающихся в танцевальных объединениях.

В процессе исследовательской работы нами было проведено интервью с педагогом дополнительного образования Мосулиной Верой Юрьевной.

Тема интервью: «Система работы педагога дополнительного по выявлению одаренности в хореографии».

- Вера Юрьевна, проводите ли Вы мониторинг результатов обучающихся? И также собственных результатов?

Да, мониторинг результатов проводится три раза в год: входной, текучий, итоговый. В конце года составляется таблица по результатам того, насколько изменился уровень творческих, личностных, теоретических знаний, умений, навыков в показателях мониторинга.

Собственные результаты обязательно отслеживаю. В конце года пишу самоанализ своей деятельности. По результатам года определяю сильные и слабые стороны своей работы, с учётом корректировки своей деятельности составляю план на следующий год.

- Выделяете ли Вы детей, которые проявляют высокий уровень способностей, как одаренных детей?

Да. На самом деле одаренный ребенок понятие очень многогранное, потому что как правило, одаренный ребенок, это ребенок с незаурядными возможностями. Но, как правило, на практике выясняется, что одаренные дети не всегда отличаются в жизни или школе какими-то особенностями.

В младшей группе у меня есть совершенно замечательный пример Соколов Даниил. Он не послушный, не усидчивый, очень темпераментный, но, тем не менее он танцевально одарен. Танцевальную одаренность Данила было сразу не видно, она была завуалирована его сложным характером. После того как он раскрылся, почувствовал доверие к педагогу. И только тогда он начал работать, показал, какой он есть на самом деле. Чтобы одаренность раскрылась нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был максимально загружен, чувствовал собственную значимость, профессиональный рост, самоудовлетворение как творческое, так и социальное.

- Какие критерии помогают Вам оценить уровень танцевальных навыков?

Как таковые критерии одаренности в хореографии не определены. Есть общие критерии, сходные с другими направлениями одаренности. Это такие как: музыкальность, чувство ритма, пластика, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность мышления.

- Вера Юрьевна, используйте ли Вы какие либо методики при выявлении одаренности в хореографии? Если да, то, какие?

В работе с одаренными детьми и я использую дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотры учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; проведение методик на выявление коммуникативных способностей; выполнение упражнений и этюдов на раскрепощение и снятие зажимов; стретчинги, которые представляют собой импровизационные пластические упражнения и задания.

- Как проходит отбор в объединение?

В объединение я принимаю всех, поскольку центр детского творчества это место, куда дети могут прийти попробовать в разных направлениях деятельности. При естественном отборе остаются только те, которые могут и хотят танцевать, прикладывают к этому все свои усилия и возможности.

- С какого возраста дети принимаются в объединение?

В объединение принимаются дети с 5, которые ходят подготовительную группу.

- Каким образом формируются группы для выступлений? Есть ли прием «первой линии»?

В моём объединении танцуют все: у кого хорошо получается и не очень, собственно как в большинстве коллективов. В первую линию ставятся дети, которые показывают достаточно высокий результат: технику, пластику, эмоциональность. Особый акцент на первую линию я никогда не делаю, хотя конечно все хотят оказаться именно там.

- Какие воспитательные проблемы встают, если несколько лидеров?

В своей работе я, прежде всего, выделяю «истинных» лидеров и лидеров «ложных». Истинному лидеру давать возможность работать и показать коллективу, что это тот человек, за которым нужно идти.

- Планируйте ли Вы в объединении специальные занятия, формы, мероприятия для выявления особых танцевальных способностей?

Да, это различные концерты, фестивали, конкурсы, которые проходят на различных уровнях.

- Вера Юрьевна, выстраиваете ли Вы индивидуальный маршрут для детей с хореографической одаренностью?

Да, индивидуальный маршрут есть. Он создается для того чтобы максимально развить одаренность детей и дать им возможность самореолизоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.

Выводы по второй главе

Таким образом, было выяснено, что в Муниципальном образовательном учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Эдельвейс» разработана система работы по выявлению и поддержки одаренных детей. Для детей организуются мероприятия, фестивали, конкурсы, выставки направленные на выявление, поддержку творчески одаренных детей. Организуется проектно-исследовательская деятельность. Проводится анализ особых успехов и достижений, создается банк данных по талантливым и одаренным детям.

В результате исследовательской работы был проведен анализ педагогических средств по выявлению одаренности детей в хореографии на примере деятельности танцевального коллектива «Step Forward» МОУДОД ЦДТ «Эдельвейс». Рассмотрена и изучена дополнительная образовательная программа, обеспечивающая психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью, проведено интервью с педагогом дополнительного образования по хореографии.

Проанализировав деятельность коллектива, можно сделать вывод, что в работе педагога используются различные педагогические технологии, методы и способы, направленные на выявление у детей признаков одаренности в хореографии. Также для детей показавших высокие результаты педагог использует совместные выездные мастер-классы.

Исследование хореографических способностей ребенка, динамика его развития проводится таким методом как мониторинг, который дает возможность наблюдать за развитием хореографических способностей, фиксировать и обобщать достигаемые результаты, анализировать и оценивать их. Кроме того используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкально-художественной направленности.
Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.

Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Существует 2 способа выявления одаренных детей: при помощи медико-психологической диагностики и при помощи педагогической диагностики. Данная разработка посвящена педагогической диагностике выявления одаренных детей в хореографии и формам работы.
Для выявления одаренных детей в хореографии были разработаны критерии, формы выявления и диагностические задания. Не редко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Критерии для выявления одаренных детей по хореографии

Критерии

Способы, формы определения результата

  1. Гибкость
  2. Выворотность
  3. Танцевальный шаг
  4. Пластичность, музыкальность
  5. Чувство ритма
  6. Апломб, устойчивость и равновесие
  7. Артистичность
  8. Координация
  9. Подъем стопы
  10. Коммуникативные качества
  11. Поведенческие качества

Тесты, Педагогическое наблюдение
Тесты, Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных).
Педагогическое наблюдение (музыкально-пластические этюды, задания на импровизацию)
Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры)
Педагогическое наблюдение, тесты.
Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды)
Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты)
Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение, отзывы ребят их коллектива

Диагностические задания на проверку гибкости:

Оценка гибкости плечевого пояса

Наиболее приемлемыми методами тестирования гибкости являются контрольные упражнения, не требующие специальных методик.
Простейшим методом определения гибкости плечевого пояса является сгибание рук за спиной из положения одна рука вверху, другая внизу. При этом тестируемый не должен выполнять упражнения, превозмогая боль в плечевых суставах.
Перевод качества исполнения упражнения в балльную систему приведен в таблице.

Контрольное упражнение выполняется в обе стороны (правая рука вверху, затем левая). Регистрируется лучший результат.

Оценка пассивной гибкости плечевых суставов

Следующий тест определяет пассивную гибкость плечевых суставов. Для тестирования понадобится обыкновенная сантиметровая лента, веревка или просто полотенце. Из положения руки вверху выполняется круговое движение назад в плечевых суставах. При этом руки должны оставаться прямыми. Движение выполняется одновременно двумя руками.

Минимальное расстояние между кистями в сантиметрах позволяет оценить гибкость. Допускается несколько попыток, фиксируется лучший результат- наименьшее расстояние между кистями. По таблице определяется уровень пассивной гибкости в плечевых суставах.

Тесты проводятся в начале и конце учебного года. Результаты заносятся в сводную таблицу наблюдений.

Контроль подвижности позвоночного столба

Следующая группа тестов служит контролем подвижности позвоночного столба. Два из них - это наклоны в стороны из положения сидя на стуле и стоя. Помимо подвижности позвоночника они оценивают эластические свойства мышц туловища. Третий тест этой группы – наклон вперед, качество выполнения которого во многом зависит от эластичности мышц и связок задней поверхности бедра. В таблице приведено описание контрольных упражнений, способ измерения и оценка в баллах.

Описание тестов

Измерение

Оценка в сантиметрах

Оценка в баллах

№1
Встать спиной к стене на небольшом расстоянии, пятки не касаются стены, стопы вместе.
Удерживая линейку сначала в правой, затем левой руке, выполнить наклон точно в сторону (влево), руки прямые, спина касается стены.

Расстояние от кончиков пальцев до пола до и после выполнения в обе стороны.

Разница между первичным и вторичным измерением является показателем гибкости.
Общий показатель определяется как сумма двух измерений, деленная на два. Менее 18 1

№2
Сесть на стул, спиной прижаться к спинке стула, ноги врозь, наклон вправо и влево.
Выполняется медленно, до болевых ощущений

Высота стула должна быть такой, чтобы бедра и голень образовали прямой угол.
Измерение проводится с помощью сантиметровой линейки.

Кисть касается пола

Кулак касается пола 3
Кончики пальцев касаются пола 2
Расстояние 3 см. и более 1

№3
Стоя на полу наклон вперед, колени прямые

Ладони лежат на полу
Кулаки касаются пола
Пальцы касаются пола
Расстояние более 3 см.

Диагностические задания на устойчивость и равновесие

Тест Бондаревского

Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согнуть в колене и развернув ее в сторону, прижать пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксировать это положение, закрыть глаза и включить секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому.) выключить секундомер тогда, когда начнете терять равновесие (опорная нога сдвинется с места, либо изменит положение согнутая нога). Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей.

Удовлетворительными считаются такие результаты:


Пластические тесты №1, №2, №3, №4

Тест№1

Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами 15 секунд.

Тест №2
Стоя на высоких «полупальцах» (на цыпочках), руки на поясе. Быстрые наклоны головы вправо и влево – в тройном режиме в каждую сторону (вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево; вправо, влево, вправо- 15 секунд)

Тест №3
Стоя на высоких полупальцах, руки на поясе, быстрые наклоны головы вперед- назад в тройном режиме- 15 секунд (вниз, вверх, вниз; вверх, вниз, вверх; вниз, вверх, вниз)

Тест №4
Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. выполнить наклоны туловища в тройном режиме- 15 секунд(вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево)
Если все упражнения удалось выполнить легко и четко, значит вестибулярный аппарат функционирует нормально. Если же вы не смогли выполнить упражнения и при этом возникли головокружение, тошнота, это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке.

Диагностические задания. Артистичность

Психологические упражнения (этюды)

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Ниже приводится содержание этюдов, по одному на каждую эмоцию. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, «проиграть» ситуацию, произошедшую в группе, из прочитанной сказки и т.д.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает то или иное упражнение, можно менять героя. Даже присваивая ему имя играющего ребенка.

Новая кукла(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. она рада, весело скачет, кружится. Играет с куклой.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть, а сама уснула. Проснулась, Аленушки нет-сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в чужой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала очень печальной- она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Один дома (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны всякие шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

Дуремар и Тортилла (презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, не ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставил все население пруда просить меня об этом» (гнев).

Диагностические задания. Контроль координационных способностей

Визуальная экспресс-диагностика качества исполнения движения (пластические тесты).
Специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты.

Вальсовый квадрат в координации с руками.

«Тройные » шаги в рисунке – вперед, в сторону, рядом - назад, в сторону, рядом. Одновременно с перешагиванием руки опускаются сверху – вниз, снизу - в стороны, со стороны- вверх.

И.П. – 6 позиция ног, руки подняты верх.

1 – шаг пр.н вперед, руки опускаются сверху вниз на бедра.
2 – шаг л.н. влево, руки выводятся в стороны.
3 – пр.н. приставляется к л.н. в 6 позицию, хлопок над головой.
4 – л.н. шаг назад, руки опускаются с хлопком на бедра.
5 – шаг пр.н. в сторону, руки в сторону.
6 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, руки с хлопком над головой.

Вальсовый квадрат в координации с руками и в повороте между углами зала

Это более сложная форма исполнения, его принято называть «Большой вальсовый квадрат». Исполняется точно также как «Вальсовый квадрат в координации с руками», но в повороте на 2, 4, 6 и 8 точки хореографического класса.

Примечание

Изучать стереотип следует в три этапа:

  • Первый – раздельный (только тройные перешагивания - вперед, в сторону, рядом). Руки за спиной.
  • Второй - только руками (сверху вниз, снизу - в стороны, со стороны вверх без перешагивания).
  • Третий – одновременный (Перешагивания в координации с руками и ногами).

Специальные координационные упражнения

Упражнение №1

И.П. – ноги в 1 позиции, руки внизу.
1 – правую руку на пояс.
2 – левую руку к плечу.
3 – правую руку за голову.
4 – левую руку вперед.
5 – левую руку к плечу.
6 – правую руку на пояс.
7 – левую руку вниз.
8 – правую руку вниз.

Упражнение №2

И.П. – 6 позиция ног, руки внизу.
1 – шаг пр.н. вправо, пр.р. на пояс, поворот головы направо
2 – л.н. приставить к пр.н. в 6 позицию, л.р. на пояс, поворот головы налево.
3 – шаг пр.н. вправо, пр.р. вниз, поворот головы направо.
4 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, л.р. опускается вниз, голова прямо.

Все исполняется в другую сторону.

Диагностика по выявлению одаренных детей в области хореографии была проведена в группах 1 и 2 года обучения. В каждой группе были выявлены способные дети и для них разработан индивидуальный план работы.

Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки (Сольные кусочки «Олимпиада», «У войны не детское лицо», «Гномики», «Чешская полька», «Святая Россия», «Дуняши») и отдельные сольные постановки («Маленькая помощница», «Ой, как ты мне нравишься», «Три подружки»).

Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Социально-экономическое, политическое развитие современной России требует все большего участия талантливой молодежи в построении. Одно из ключевых направлений деятельности педагога на современном этапе является работа с одаренными детьми.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.

  1. Бражник А.Л. «Эффективные методики растяжки». – Харьков: ФЛП Дудукчан И.М., 2009 – 152 с.
  2. Лисицкая Т., Сиднева Л.,«Аэробика»- М:Федерация Аэробики России, 2002-216с.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. – Воронеж, 2003. – 464 с.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.
  6. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии.-1960.-№1.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с.
  8. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. – М., 2001. – 131 с.
  9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – 356 с.
  10. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.
  11. Тобиас. М., Стюарт М., «Растягивайся и расслабляйся» - М.: Физкультура и спорт, 1994-160с.
  12. Цацулин П., «Растяжка расслаблением. Супергибкость». – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010-142с.
  13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996. - 96 с.
  14. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.

Доклад на педсовете

Тема: «Детская одаренность в творчестве»

(Слайд 1 – титул)

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

(Слайд 2)

В различных научных источниках одарённость характеризуется как высокая интеллектуальная способность. Но если мы говорим о хореографии, здесь одаренность складывается из нескольких компонентов:

    Физические данные – гибкость, растяжка, выворотность, прыгучесть…

    Слух и чувство ритма, музыкальность

    Развитый вестибулярный аппарат

    Координация движений

    Пространственное представление

    Творческие способности

Все эти компоненты в неравных долях заложены в человеке от рождения. Одарённые дети обладают этими качествами в большей степени, нежели другие. Но дети с таким широким набором развитых качеств – это большая редкость. Нужно увидеть наличие данных в каждом ребенке и уметь их развить.

(Слайд 3)

На это и направлена моя программа «Отражение», которая рассчитана на 4 года для детей начальной школы.

Цель программы : в оспитание гармонично развитой личности посредством хореографии и физического воспитания с применением здоровьесберегающих технологий.

(Слайд 4)

Задачи:

    Обеспечить гармоничное, эстетическое и физическое развитие ребенка;

    Создать услови я для развития и самореализации учащихся через творческую деятельность.

    Раскрыть творческую индивидуальность ребенка.

    Приобщать детей к общечеловеческим и культурным ценностям.

    Формировать коммуникативные умения.

    Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Реализации программы способствует школа полного дня.

(Слайд 5)

Как уже было отмечено, дети с широким набором развитых качеств, необходимых для хореографии – это большая редкость. Например, на данный момент одарённым ребёнком является Ярова Алсу, ученица 4 «А» класса.

(Слайд 6)

Как же работать с таким ребёнком? Очевидно, что наличие высоких данных требует от преподавателя дополнительных усилий, направленных на отдельную работу с ним.

Поэтому специально на занятиях Яровой Алсу даются дополнительные задания, с ней проводятся отдельные занятия, для неё создаются индивидуальные танцевальные номера. С этими номерами Алсу участвует в различных конкурсах и завоёвывает призовые места.

(Слайд 7)

При этом Алсу не оторвана от коллектива, не выделяется мной среди других детей. Являясь примером для ребят и образцом для подражания, Алсу приучена помогать одноклассникам в достижениях их целей. Дети тянутся к ней, проявляя большое уважение, и стараются достичь её высот. Они наглядно видят, чего можно достичь, и стремятся повторить действия Алсу во всём. Это повышает мотивацию и работоспособность всех детей.

Следует отметить, что одарённый ребёнок обязательно должен быть мотивирован на творческую деятельность. Ибо без мотивации все критерии одарённости сойдут на нет.

(Слайд 8)

Однако цели и задачи программы следует реализовывать применительно к каждому ребёнку, раскрывая в каждом способность, талант и одарённость, которые, возможно, спят в них, и их следует найти, разбудить и развить. Для этого в первую очередь надо мотивировать детей. Значит, их деятельность должна быть яркой и сопровождаться яркими костюмами, интересной музыкой, новыми идеями и реальными достижениями, к которым они должны стремиться.

(Слайд 9)

Мотивировать детей на результат педагог должен также на собственном примере, особенно в начале их обучения. Прежде чем потребовать от ребёнка выполнения задания, педагог должен уметь продемонстрировать выполнение этого задания сам. Когда учитель умеет, тогда и ученик сможет. Это рождает в детях целеустремлённость и старательность. Тогда и будет результат. И тогда очень важным становится поощрение: похвала педагога, аплодисменты зрителей на концерте, награда на конкурсе.

(Слайд 10)

Стремясь к этим высотам, дети учатся на занятиях помогать друг другу, подчиняться законам коллектива, выражать свои симпатии, сочувствие , ответственно относиться к своему здоровью , замечать красивое в окружающих людях и в себе самом, понимать и чувствовать прекрасное . (Слайд 11) Они приобретают навыки культурного поведения, эстетические чувства, положительные эмоции, навыки адекватной самооценки и чувства собственной значимости.

(Слайд 12)

Вся работа педагога была бы невозможна без поддержки родителей, которые помогают в пошиве костюмов, сопровождают выезды коллектива на конкурсы, где участвуют в подготовке внешнего вида ребят, оказывают моральную поддержку и финансовую благотворительную помощь. Только в органичном союзе педагога, детей и родителей возможно достичь любых целей и результатов.

(Слайд 13)

Итогом деятельности нашего коллектива становятся ежегодные отчётные концерты для родителей, участие во всех мероприятиях школы.

(Слайд 14)

А также участие в районных, городских и международных конкурсах.

(Слайд 15)

Где наш коллектив занимает призовые места, получает награды: дипломы и грамоты.