Александринский (Нескучный) дворец. Александринский (Нескучный) дворец Охотничий домик трубецких в нескучном саду

Усадьба Нескучное располагалась около Калужской заставы и покрывала площадь от Калужской дороги до Москвы-реки, куда выходила часть высокого плато и глубокий неказистый овраг с обрывистыми и пологими берегами.

Д.И.Ухтомскому было нелегко преобразовать эту территорию в парадную резиденцию, поскольку усадьба имела довольно сложный рельеф для разбивки парка.
Усадьба была выстроена в первой половине 1750-х годов под влиянием стиля барокко, и впоследствии стала примером русской усадьбы середины XVIII века.

Род Трубецких - последний род допетровской России - был в тесных отношениях с Романовыми. Тетка Никиты Юрьевича - Ирина Григорьевна Нарышкина - троюродная сестра матери Петра I. Её дочь, двоюродная сестра владельца усадьбы, А.И. фон Гессен-Гомбургская - супруга Людовика-Иоанна-Вильгельма Гессен-Гомбургского - наследника германского престола ланд-графства.

Титульный лист альбома чертежей Д.В. Ухтомского усадьбы Нескучное


Наиболее наглядное представление о том, как выглядел архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Трубецкого, дают некоторые из листов альбома Ухтомского 1753 года.


Перспектива усадьбы Н.Ю. Трубецкого. Из альбома Д.В. Ухтомского

С улицы открывался вид на усадьбу, спрятанную за деревянной оградой, состоящей из балюстрады, над которой возвышались скульптуры и вазы с цветами. Въездные ворота были декорированы деревянной резьбой и росписью. В нишах пилонов располагались раковины и бюсты, а по сторонам развешивались роскошные гирлянды, что довершало барочный наряд ворот. При воротах располагались сторожки.

За воротами раскинулся регулярный сад. Зеленые насаждения выше человеческого роста были разбиты на отдельные комнаты - кварталы - в форме квадратов или прямоугольников.

Пространство сада было строго организовано: в нем выделялись зоны зелени, главных и хозяйственных павильонов, например, птичника.

Через весь парк от ворот к главному дому шла центральная аллея с деревьями, кроны которых были подстрижены шарообразно.

Несколько деревянных ворот в регулярной части парка вели из одной его части в другую. Также деревянные воротца были входом в кварталы. Расположенные на пересечениях аллей статуи придавали саду торжественность и иллюзорность.

Ухтомский приспособил овраг под зверинец - менажери. Привнесенный лоск регулярности соседствовал с природной естественностью преобразованного рельефа. По оврагу тек ручей, переходивший ближе к Москве-реке в каскадный пруд.

Между домом, окруженным четырьмя симметрично поставленными флигелями, и рекой, располагался лабиринт - партер и оранжереи.


Аллея, заключавшая основную ось планировки усадьбы, вела к парадному въезду в главный двухэтажный дом. На парадный двор вели нарядные ворота, похожие на триумфальную арку, с резными фигурами и драпировкой.

Фасад главного дома богато декорирован барочным фронтоном и скульптурным убранством над кровлей.

Главный дом усадьбы Нескучное.

Главный дом представляет из себя весьма характерный пример для зодчества середины XVIII века. Первый этаж украшала колоннада, а на втором этаже наибольшее впечатление производил балкон. Крыша главного дома была прорезана люкарнами, обрамленными фигурными наличниками. В декоре использовались картуши с раковинами и гирляндами, которыми украшены наличники окон. Фронтон главного дома был декорирован полулежащими женскими фигурами и увенчан короной. В картуше помещен княжеский герб, который поддерживали фигурки амуров. Дом завершал резной парапет с вазами на пьедесталах.

Гармонично с главным домом сочетался и дом для камердинера - одна из служебных построек курдонёра, также украшенная люкарнами и балюстрадой.

Небольшой гостиный дом располагался ближе к въезду, изолированный парком специально для того, чтобы хозяева чувствовали себя спокойно. Да и главный дом стоял в глубине от шумной дороги.

Также в стороне стоял дом уединения - закрытый от посторонних глаз зеленью квартала, в котором, как следует из названия, хозяин или его гости могли уединиться.

В парке стоял птичий двор - вольер для певчих птиц с внутренней обходной галереей.

На самом берегу Москва реки стояли галерея и оранжерея.

А всю перспективу дворцово-паркового ансамбля замыкала Москва-река и видневшийся в дали Новодевичий Монастырь.

В 1791 году усадьба переходит П.Н.Трубецкого - от сына в руки брата Никиты Юрьевича, князя Д.Ю.Трубецкого.

В сентябре того же года по ветхости были разобраны главный дом, четыре флигеля, выездные ворота, галерея, три беседки, оранжерея и службы.

До наших дней дошел только так называемый охотничий домик.

На плане этот домик обозначен как «Галерея стоящая на острову». Во время его строительства проект был несколько изменен, в результате чего был сформирован существующий объем. Домик и сейчас стоит на краю обрыва.

Охотничий домик

P.S. Еще тут наткнулся на интересную заметочку, которую нигде не встречал ранее, но она, правда, имеет отношение к Нескучному саду уже времен Николая I - описание церкви в Александринском дворце:

«Въ верхней части Дворца находится Церковь. Это небольшая зала, освѣщаемая сверху матовымъ колпакомъ, съ тремя полукруглым окнами изъ большаго параднаго зала. Церковь во имя Святой Александры. Иконостасъ простой, деревянный, съ образами безъ ризъ, но хорошаго италіянскаго письма; на карнизѣ, надъ алтаремъ, по золотому полю, надписи: „Святъ храмъ Твой, Дивенъ въ правдѣ, услыши ны, Боже". Въ алтарѣ образъ Спаса; тутъ же сохраняется кипарисовая полу круглая доска, на которой съ замѣчательною художественностью изображенъ масляньми красками ликъ Господа Саваоѳа».

Литература:
1. Памятники Архитектуры Москвы. Том 6
2. Мурзин-Гундоров В.В. - Архитектурное наследие России. Дмитрий Ухтомский
3. Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский. 1719 -1774. Каталог

Это вид с Воробьевых гор на излучину Москвы-реки, снятый в наводнение 1908 года. Мы видим Новодевичий монастырь, залитые луга вокруг (будущие Лужники), справа вдали Андреевский монастырь, а на горе правее его Мамонова дача

(NB: ПРИ НАЖАТИИ ФОТО ОТКРОЕТСЯ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ)

Итак, мы начинаем! Высокий правый берег Москвы-реки был обитаем очень давно. Если немного пройти по набережной из Нескучного в сторону Воробьевых гор, а за Андреевским монастырем повернуть налево, поднимаясь, вы «упретесь» в забор «Института химической физики им. Н.Н. Семёнова», находящегося в зданиях усадьбы «Мамонова дача» (владельцем которой был Дмитриев-Мамонов – хозяин также небезызвестных Дубровиц и основатель «Ордена русских рыцарей»).

На этом месте уже в VIII–VII веках до Рождества Христова стоял настоящий город дьяковской культуры – «Мамоново городище» (большинство историков склоняется к тому, что это были угро-финны, но точно никто не знает). Наш же домик стоит в полях рядом с этим городом. Вы заметили, как много в Нескучном глубоких оврагов? В археологии это считается одним из признаков того, что люди на этом месте обитали очень долго, вырубали леса под поля, которые потом долго размывали ручьи.

В Средние века Нескучный незаметен в истории, хотя недалеко от него находился Крымский брод (на месте современного Крымского моста), который использовали татары при набегах на Москву. Возможно, именно поэтому земли здесь долго не заселялись. В XVI веке рядом появляются Донской и Андреевский монастыри, а также царская резиденция на Воробьевых. В XVII веке где-то рядом (в районе современной Якиманки, ближе к Октябрьской площади) Минин громит гетмана Ходкевича, а по «Ленинскому проспекту» мимо Нескучного бежали поляки.

Фрагмент карты начала XVII века. Серым кружком отмечено примерное место будущего «Летнего домика». Крепостная стена Земляного города проходит по современному Садовому кольцу, справа в излучине реки стоит Новодевичий монастырь

История же самого Нескучного начинается в XVIII веке с дворянских ближних подмосковных имений. Современный Нескучный был поделен на несколько больших усадеб, я расскажу здесь о трех основных.

Время постройки «нашего» домика в разных источниках разное – это либо 1796, либо 1804 год. Одно известно точно – в этот момент имением на Москве-реке владело семейство Орловых. Это были те самые братья, которые помогли Екатерине II взойти на престол, также, вероятно, именно они «помогли» Петру III «отойти на тот свет».

Имение Орловых включало в себя только часть современного Нескучного сада: территорию, принадлежащую сегодня РАН, а также весь сад на юг примерно до «Ванного домика» (включительно). «Летний домик» использовался как чайная беседка – своего рода «шалаш» при усадьбе Орловых.

Портрет П.А. Демидова. Д.Г. Левицкий. 1773 год

До Орловых самым известным владельцем этого «участка» был Прокофий Акинфиевич Демидов, сын известного сибирского промышленника. Как это часто бывает, сыну промышленника ботаника и садоводство были интересней тяжелой индустрии. Даже на парадном портрете он стоит с лейкой и цветами. Заводы отца он продал, а на вырученные капиталы он создавал ботанические сады и помогал сиротам (основал в Москве Демидовское коммерческое училище, сделал многотысячные пожертвования на Московский университет, вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома). Демидов также был известен своими выходками и чудачествами, как-то раз, например, он послал вместо финансов, обещанных попечительному совету Воспитательного дома, скрипки по количеству участников данного совета, явно намекая, что они могут и сами зарабатывать. Екатерина II отзывалась о нем как о «дерзком болтуне».

В своем имении Демидов создал один из первых ботанических садов в России. Объем работы можно представить, узнав, что в процессе создания у Демидова 700 человек 2 года занимались только выравниванием территории под сад и закапыванием оврагов. Сад находился на территории между его трехэтажным каменным дворцом (сейчас Президиум Российской академии наук) и берегом Москвы-реки (Театр музыки и драмы Стаса Намина).

Этот сад был описан в 1781 году академиком Палласом.

«…Сад сей не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах славными ботаническими садами сравним быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в нем растений…»

С именем Демидова и сада связана одна из легенд о появлении названия «Нескучное». Раздражаясь на посетителей, срывавших цветы в его саду, он придумал вместо гипсовых статуй расставлять на клумбах с диковинными цветами вымазанных мелом сторожей, которые окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение. Рассказы о говорящих статуях привлекли в сад еще больше посетителей. Возможно, что именно в это время и возникло нынешнее название – Нескучный сад (хотя я за версию с усадьбой Трубецких, о которой расскажу ниже).

Нескучный сад

1. Дворец Демидова, построенный в 1756 году архитектором П. Иестом. Позднее главный дом усадьбы Орловых. При Николае I – Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Фонтан «Мальчики» скульптора Ивана Петровича (Джованни) Витали. Перенесен в 1934–36 годах с Лубянской площади, где стоял с 1835 года.

3. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

4. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

5. «Ванный домик» в Нескучном саду.

6. Въездные ворота в Александринский императорский дворец, скульптуры авторства Витали.

7. Вход в Нескучный сад.

8. Беседка-ротонда в честь 800-летия Москвы.

9. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого на краю Андреевского оврага

После смерти Демидова имение приобрели Вяземские. Сад медленно приходил в запустение, когда имение купил для себя Федор Григорьевич Орлов, брат Григория Григорьевича (фаворита Екатерины) и Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского.

Ему понравились земли на Большой Калужской (вероятнее всего, дача «Голубятня», 2-й Верхний Михайловский пр., 2), на которых жили братья Алексей и Иван. И он в 1775 году решил купить имение по соседству.

«Дядюшка граф Федор Григорьевич не живет у нас более по-прежнему, но у дядюшки графа Алексея Григорьевича, подле которого купил место для построения дома».

Участник переворота, генерал-аншеф, кавалер Георгия II степени – Федор Орлов, выйдя в отставку, занимался Нескучным, успел перестроить главный дом и, возможно, запланировал постройку «Летнего домика».

Портрет Федора Григорьевича Орлова. Д.Г. Левицкий. 1785 год

Вероятнее всего, в доме в Нескучном скончался его брат, впавший в безумие по смерти своей жены, Григорий Орлов – первый фаворит Екатерины II (и отец их внебрачного сына – Алексея Бобринского).

Несмотря на то что у Федора Орлова осталось пять внебрачных сыновей и две дочери, Нескучное он завещал своей «законной племяннице» – 11-летней Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.

1796 году в реальное владение усадьбой вступил ее отец – Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Самый активный участник переворота, победитель при Чесме (это близ современного Измира в Турции), похититель княжны Таракановой из Ливорно (помните картину Флавицкого), к этому времени он давно отстранен от политики. Но в 1796 Павел I устраивает перезахоронение отца – Петра III. Зная о роли Алексея в перевороте и, возможно, убийстве отца, он приказал тому нести императорскую корону перед погребальной процессией. Очевидцы вспоминали, что граф «зашёл в тёмный угол и взрыд плакал…с трудом отыскали, а еще с большим трудом убедили его взять корону в трепетавшие руки». После этого Алексей покинул Россию вместе с дочерью и вернулся только после смерти Павла.

Вернувшись, Орловы занимаются украшением парка, тут и появляется вторая, более вероятная, дата постройки «Летнего домика» – 1804–1806 годы.

Перезахоронение Петра III в 1796 году. Погребальная процессия (фрагмент). На фоне процессии выделяются царский жезл-скипетр и Большая императорская корона, которую по приказанию Павла I несли граф А. Орлов, князь П.Б. Барятинский и П.Б. Пассек - участники убийства императора

«Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа».

«Летом ни одного праздника, ни одного воскресенья не обходилось без того, чтобы в саду графа не было каких-либо торжеств и праздников».

Тогда же вместе с «Летним домиком» на берегу Екатерининского пруда построили «Ванный домик», а рядом с дворцом (Президиум Российской академии наук) возвели здание манежа (Минералогический музей) и конюшен. Надо напомнить, что Алексей Орлов был не просто страстным любителем лошадей, именно на его заводах была выведена новая порода – Орловские рысаки. Его дочь Анна поражала всю Москву своей «джигитовкой» на праздниках в Нескучном, протыкая пикой яблоки на всем скаку. Алексей Орлов умер здесь же в 1808 году, его похоронили рядом, в Донском монастыре. Анна была потрясена смертью отца.

«…Не знавшая дотоле печали и горя, поражённая смертию родителя, лишилась чувств и оставалась четырнадцать часов без признаков жизни. Лишь только она надела чёрное платье, как в присутствии окружающих подошла к иконам и пав на колени, рыдая произнесла: “Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца, руководствуй всеми поступками моей жизни”».

Лубянская площадь. Фонтан Витали «Мальчики», который в 1936-м перенесли с Лубянской площади и поставили перед Александинским дворцом

После этого она расторгла помолвку со своим женихом и выбрала религиозный путь, правда, так и не приняв монашеский постриг до самой смерти (хотя есть и другие гипотезы). К концу жизни Анна Орлова-Чесменская жила при опекаемом ею Юрьевом монастыре в Новгороде, куда перевезла останки Алексея, Григория и Федора Орловых.

Великий Пожар 1812 года не повредил «Майский дом», как тогда называлась усадьба. Тогда же ее выбрал для «квартир» генерал Лористон. Тот самый Лористон, которого Наполеон посылал к Кутузову, требуя «мира во что бы то ни стало».

Посол граф Лористон в ставке Кутузова. Н.П. Ульянов

После войны 1812 года самым заметным событием в «Майском доме» (Нескучном) был бал, данный Анной Алексеевной Орловой-Чесменской в честь коронации Николая I и его супруги Александры Фёдоровны (Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской) в 1826 году.

«Бал, данный текущего месяца графинею Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, совершенно в другом вкусе, чем праздник князя Николая Борисовича Юсупова. Это то, что называется в области изящного grandioso; это такой бал, какой доселе мог дать только владетельный государь. Вообразите залу 80 аршин длины, и вы не удивитесь, что тысяча персон весьма свободно в ней помещалась, что нужно было 7000 свеч, чтобы осветить ее! Гигантские деревья южного климата, обрезанные кронами и поставленные против каждого окошка в позлащенных чанах, сливали свою зелень с блеском позолоты и пурпуром богатейшей драпировки, коею была убрана сия зала. Под колоннадою, составляющею хоры, расставлены были карточные столы, так что игравшие могли видеть танцевавших, могли разделять истинное веселье, царствовавшее в сем храме удовольствий, оживотворенное участием августейших посетителей, приветливостью и вниманием почтенной хозяйки. В полночь открылся занавес, закрывавший ход в пристроенную галерею, и гости вслед за государем и царскою фамилиею вошли в драгоценную турецкую палатку, огромность коей можно некоторым образом постичь, узнав, что в ней был ужин на 500 кувертов. Царский стол находился посредине в полукруглой нише, а от него два стола поперечь для мужчин и шесть для дам в длину, по три на каждую сторону. Излишне кажется говорить о великолепии столовых убранств, об освещении зал, о богатстве ливрей на слугах, о прекрасной иллюминации двора и сада и т. п. Заметим только, что царская фамилия кушала на золоте и драгоценнейшем фарфоре, а для всех прочих приборы были на серебре. Палатка сколько пленила всех красотою, столько же достопамятна и тем, что сделана на подобие той, которая была подарена султаном бессмертному герою, знаменитому родителю хозяйки, заставившему трепетать гордый Стамбул и истреблением флота его при Чесме.

Сей прекрасный бал кончился не прежде 5 часов за полночь. Государь император, государыня императрица и великая княгиня Елена Павловна изволили уехать в третьем часу; великий князь Михаил Павлович оставался несколько долее, его высочество принц Карл – до самого конца».

Александра Федоровна с детьми

Вероятно, после этого бала императорской чете захотелось приобрести себе это имение. И в 1832 году Николай I купил его для своей жены за один миллион пятьсот тысяч рублей. Дворец стал называться Александринским летним в честь Александры Федоровны. Все усадьбы, входящие ныне в Нескучный сад, в 1830–40-х были скуплены императорским дворцовым ведомством и объединились в одно владение, став монаршей резиденцией. Мы можем с уверенностью предположить, что все последующие российские императоры хотя бы раз побывали в Нескучном и, вероятно, посещали балконы «Летнего домика» с великолепным видом на Москву.

Что же они видели с балкона «Летнего домика»? Они видели всю излучину Москвы-реки, заливные поля, слева вдалеке был хорошо виден Новодевичий монастырь, справа ближе Хамовнические казармы, а за ними еще правее начиналась Москва. Тогда город далеко не выходил за пределы Садового кольца.

Панорама Москвы с храма Христа Спасителя. Альбомы Найденова. 1867 год. В центре Москву-реку пересекает Крымский мост (на месте Крымского брода), левее Садовое кольцо разделяет два поля, где ныне находятся ЦДХ (ближе) и Парк Горького (дальше). Вдалеке слева виден лес – это Нескучный сад, в котором, если присмотреться, на берегу виден «Летний домик»

Теперь самое время коротко рассказать истории двух соседних имений, из которых императорская фамилия «собрала» Нескучный. Вернемся в XVIII век и начнем с усадьбы Нескучное Никиты Юрьевича Трубецкого, именно от нее, вероятнее всего, перенял название парк (хотя легенда с «белеными» сторожами тоже хороша). Генерал-прокурор с двадцатилетним стажем, генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного и короткое время генерал-губернатор Москвы Н.Ю. Трубецкой заказал постройку своей усадьбы у Дмитрия Васильевича Ухтомского. Его мы знаем по уничтоженным в ХХ веке Красным воротам и по ныне существующему храму Никиты Мученика на Басманной (думаю, участники «Киносреды» в Саду им. Баумана помнят ее напротив входа с Басманной).


Нескучный загородный дом Н.Ю. Трубецкого. Архитектор Д.В. Ухтомский. Вид в перспективе загородной усадьбы Н.Ю. Трубецкого

Усадьба занимала территорию от Андреевского оврага примерно до беседки 800-летия Москвы. Дворец в Нескучном был шедевром елизаветинского барокко, в наши дни от всего комплекса осталось одно строение – «Охотничий домик», упомянутый Ухтомским в альбоме как каменная «галерея, стоящая на острову». Большинство моих знакомых знают «Охотничий домик» как дом, где снимается «Что? Где? Когда?», сейчас там полным ходом идет реставрация.

Сытин писал, что «…к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в «версальском стиле» – с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки. Хозяин повелел посадить в своем имении фруктовый сад, построить оранжереи и даже завел зверинец».

Нескучный сад. Фрагмент карты Хотеева. 1852 год

1. Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

3. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

4. Бывшее владение Н.П. Голицыной.

5. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого.

6. Андреевский овраг

Следующим заметным владельцем этой усадьбы стал в 1821 году гвардии отставной поручик князь Лев Александрович Шаховской.

В 1825 году Шаховскому сообщили, что в его усадьбе есть минеральные воды, он затеял создание таких московских «минеральных вод», но эксперимент закончился для него плачевно – москвичи воды не пили, в ваннах не сидели, а тут еще открылось заведение Лодера на Остоженке (это от него, возможно, пошло «Лодеря гонять» и, собственно, слово «лодырь»). В общем, полнейшее разорение. Расстроенный Шаховской уезжает из Москвы и в 1826 году перепродает свою усадьбу дворцовому ведомству.

Но между его участком и бывшим имением Орловых находилось последнее частное владение. Усадьба прототипа «Пиковой дамы», или, как ее еще называли, «усатой княгини», – Натальи Петровны Голицыной (Чернышёвой). Дочь дипломата и сенатора, она родилась в Берлине, училась в Лондоне и была представлена при дворе Людовика XV. В ее жизни было и знакомство с Сен-Жерменом.

Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышёва, с сыном Пётром (1767–1773). Более известен портрет пожилой Голициной, строгой и страшной, но лично мне нравится этот вариант, возможно, именно тогда молодая Наталья Петровна познакомилась с Сен-Жерменом

Наталья Петровна послужила Пушкину прототипом «Пиковой дамы». Согласно легенде, князь Голицын-Фирс, начисто проигравшись в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. А она поделилась с невезучим родственником тайной трех карт - тройки, семерки и туза… И он тут же отыгрался.

Большую часть имения Голицыной составлял парк, дом стоял над рекой (но точное его местоположение никому не известно). Голицына обладала крутым и своенравным характером и не пожелала уступить свое поместье даже императору, завещав при этом не продавать его еще 5 лет со дня ее смерти. И только выждав завещанный графиней срок, наследники продали имение дворцовому ведомству.

В XIX веке большая часть Нескучного была открытым городским парком. Хотя Нескучный и был закрыт для публики некоторое время: в 1890–1905 годах, будучи летней резиденцией Московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова (которого убил бомбой Иван Каляев). Так что на балконе «Летнего домика» бывали его жена Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители) и ее сестра с мужем – последним русским императором.

Нескучный сад. Летний дом

После революции, в 1923 году, рядом с Нескучным на месте бывшей общегородской свалки (современный Парк Горького) проводится Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. А в 1928-м на ее месте открывают Первый парк культуры и отдыха. Нескучный сад уже тогда «придают» Парку культуры, и в «Летнем домике» появляется «Военный городок», где граждане могли научаться пользоваться оружием и даже посмотреть на танк. 27 июня 1930 года здесь отмечали 25-летие годовщины восстания на «Потемкине», поэтому под окна пригнали миноносец для роли «Броненосца Потемкина».

Празднование юбилея восстания на броненосце «Потемкин». Эсминец в роли «Потемкина» на рейде перед «Летним домиком». Особенно занимательна огромная фигура красноармейца рядом с домиком

Во время войны в Нескучном произошла еще одна занимательная история. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года была осуществлена дерзкая высадка немецких парашютистов на Воробьёвых горах и в Нескучном саду с целью выкрасть Сталина. Вражеский десант был немедля уничтожен. Долгое время я считал это «байкой», но недавно нашел подтверждение этому в воспоминаниях Власова (говорят, что Шеленберг тоже об этом пишет, но я сам не читал). С тех же пор на краю Андреевского оврага, недалеко от «Охотничьего домика», стоит бронеколпак «последней линии обороны».

Осмотр танка в «Военном городке» (в сквере перед «Летним домиком»)

Скульптура «Беседа о Перекопе» Иннокентия Жукова в скверике перед «Летним домиком» (на тот момент «Военный городок»)

После войны в здании «Летнего домика» шла мирная библиотечная жизнь. До самого последнего времени здесь находилась библиотека, у которой (вероятнее всего, в 1947) появились симпатичные пристройки (стеклянные, по бокам) для размещения в них читальных залов. В 90-х я застал в сквере перед «Летним домиком» «Эгладор» – место, где собирались любители Толкиена (и просто фехтования деревянными дубинками) по четвергам. Сам же я с тех пор старался попасть внутрь «волшебного домика», но все время безуспешно. Пока не оказался здесь на фотосессии … правда, выпивший и в костюме осьминога, но радость от возможности постоять на балконе графа Орлова затмила 20 лет ожиданий.

Василик Олег.

Огромное спасибо

Экологи считают необходимым в начале весны, когда в Москве традиционно стартует кампания по благоустройству городских парков, уделить особое внимание такому знаковому для столицы объекту, как Нескучный сад, в связи с запущенным состоянием этой природной территории.

Нескучный сад - старейший парк Москвы , находящийся почти в ее центре. Занимает территорию от Зеленого театра ЦПКиО им. М.Горького до Третьего Транспортного Кольца.

Нескучный сад был создан по указу Николая I в 1847 году в результате слияния трех усадеб на берегу Москвы реки, принадлежавших некогда Голицыным, Демидовым и Трубецким и купленных Дворцовым ведомством для императорской семьи.

Название свое сад, вероятно, унаследовал от увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого "Нескучное".

Усадьба генерал прокурора князя Трубецкого появилась в 1753 году на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина) и простиравшемся до Москвы реки. Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне.

На этом не слишком удобном для парка месте архитектор Дмитрий Ухтомский построил дворец, названный "Нескучным загородным домом", и разбил регулярный сад. Дом был двухэтажным, построенным в барочных формах, с фронтоном и скульптурой над кровлей. Первый этаж главного фасада украшала колоннада, второй - балкон.

Как писал известный москвовед Петр Сытин, к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в "версальском стиле" - с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки.

Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями.

После смерти Трубецкого "Нескучным" владели Петр Трубецкой, Елена Вяземская, Шаховские. В 1826 году Леонтий Шаховской продал усадьбу Дворцовому ведомству для императора Николая I.

Одновременно с "Нескучным", чуть ближе к центру Москвы, примерно в 1756 году возникла усадьба промышленника и мецената Прокофия Акинфиевича Демидова, сына знаменитого основателя металлургических заводов Акинфия Демидова.

Главной достопримечательностью усадьбы Демидова стал ботанический сад, в котором было более двух тысяч видов растений. Сад имел форму амфитеатра. Он спускался уступами к Москве реке. Каждая терраса предназначалась для особого вида растений, зимние и летние оранжереи - для деревьев, ананасов, винограда и пальм. На самой нижней, пятой террасе, более широкой, чем остальные, был устроен пруд, птичник, где жили редкие птицы и животные. В этом саду производились опыты по выведению новых сортовых растений.

Прокофий Демидов был известен своими оригинальными, нередко эксцентричными поступками. Например, в своем саду он выставлял на клумбах вымазанных мелом садовников, чтобы те окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение.

После смерти Демидова в 1786 году его дом и сад перешли к Елене Вяземской (дочери Трубецкого, владельца Нескучного). В 1793 году имение Демидова купил Федор Орлов, затем оно досталось его племяннице Анне Орловой Чесменской, которая в 1832 году продала усадьбу Николаю I. Император устроил там летний дворец для своей жены Александры Федоровны. Дворец получил название Александрийского.

На территории Нескучного сада была расположена и усадьба князей Голицыных. С 1793 года эта усадьба принадлежала княгине Наталье Петровне Чернышевой (урожденной Голицыной). Чернышева обладала крутым и своевластным нравом, ни за какие деньги она не хотела продавать свое имение. В завещании она разрешила продать усадьбу не ранее, чем через пять лет после своей смерти. Усадьба была приобретена Дворцовым ведомством у сына княгини в 1843 году.

В 1826 1843 гг. на месте дворянских усадеб Трубецких, Голицыных и Демидовых был возведен ансамбль императорской резиденции Николая I.

Дворцовые постройки и садовые насаждения Нескучного устраивались под руководством архитектора Евграфа Тюрина и садовника Пельцеля. По их распоряжению были сломаны остававшиеся еще демидовские оранжереи, в 1834 г. засыпаны террасы и пруд между дворцом и рекой Москвой, сломаны все здания в бывшем имении Голицыных. Сад с каждым годом дичал, все более превращаясь в рощу.

Когда царского семейства не было в Москве, Нескучный сад был доступен для народа и сделался во второй половине XIX в. его любимым местом гулянья. Но когда в 1890 х годов в нем поселился московский генерал губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя царя, доступ для народа в Нескучный сад был закрыт.

После Октябрьской революции Нескучный сад стал доступен всем, а во дворце был устроен Музей мебели XVIII - начала XIX в.

В 1928 году парк сильно уменьшился из-за рубки деревьев и был включен в состав парка им. Горького.

Сейчас от былого величия Нескучного сада почти ничего не осталось. Из старых построек и садово-парковых сооружений XVIII в. уцелело немногое: летний домик графа Орлова , ванный домик у засыпанного пруда, три садовых мостика, грот, а также Охотничий домик усадьбы Трубецких, известный как место проведения игр телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?".

От первой половины XIX в. сохранились главные въездные ворота, которые ведут к старому зданию Президиума Академии наук (бывший Александровский дворец), со скульптурными группами Ивана Витали "Времена года", три служебных корпуса и въездные ворота, построенные архитектором Тюриным, белокаменный мост, под которым раньше был проход из дворца к Москве реке.

Одна из самых известных построек парка - Ротонда, построенная в 1947 году и посвященная 800 летию столицы. В 2007 году рядом с ротондой была открыта "Аллея любви". Идея создания аллеи - "оживить" этот участок парка и воспроизвести здесь слова Грибоедова "…счастливые часов не наблюдают". Часы здесь показывают одно и то же время: без пяти шесть. Поэтому влюбленные никогда не опаздывают на свидание. Эти часы символизируют любовь как вечное чувство.

Нескучный сад на протяжении нескольких лет был местом встречи толкиенистов, которые дали ему название Эгладор. Любители книг Толкиена в свое время устраивали здесь целые баталии. Более 10 лет назад по четвергам начали они собираться в Нескучном и разыгрывать историю Средиземья. Толкиенистов и их зрителей становилось все больше, сюда стали подтягиваться панки, хиппи, металлисты, приезжали байкеры, и Нескучный сад становился как бы вторым Арбатом. Шумные народные массы стали привлекать внимание властей и в 1997 года толкиенисты создали для себя новый кусочек Средиземья — Мандос в Царицынском парке. А в Нескучном устраивались турниры менестрелей, бардов, сказителей.

Здесь же проводились когда-то Московские чемпионаты по настольному теннису. Рядом с ними соседствовали шахматисты. Существовавший здесь в прошлые годы шахматный домик сгорел, но на его месте стоит всегда полная народа вместительная шахматная беседка.

В старинном особняке с колоннами, у обрыва над Москвой рекой, работает библиотека, в которой собираются любители почитать в тишине. Вход в читальню бесплатный.

В парке работает Детская конная школа, Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

К услугам гостей Нескучного сада корт для большого тенниса и столы для настольного тенниса.

Зимой здесь можно встретить любителей зимнего плаванья.

В 2009 г. Нескучный сад получил статус особо охраняемой территории (ООПТ) природного комплекса Москвы.

В настоящее время Нескучный сад - это почти 60 га земли. Сад имеет протяженность шесть с половиной километров, представляет собой единый зеленый массив, в насаждениях которого присутствует около шести десятков видов древесных пород. Преобладают липа, вяз, ясень, дуб, клен, береза, ива. В центральной части встречаются серый и грецкий орехи, каштан, черемуха.

На территории парка встречаются растения, занесенные в Красную Книгу Москвы, в том числе водяная ночница (myotis daubentoni), двуцветный кожан (Vespertilio murinus), жулан (lanius collurio), чеглок (falco subbuteo), быстряк четырехточечный (sericoda quadripunctratum), андрена кроваво красная (andrena haemorrhoa), зорька, или аврора (anthocharis cardamines), хохлатка плотная (corydalis solids), ветреница лютиковая (anemonoides ranunculoides).

На территории парка гнездятся некоторые лесные птицы, а в 2009 году на прудах ЦПКиО вывели потомство чернети хохлатые - нырковые утки, занесенные в Красную книгу Москвы. Нескучный сад - одно из самых "соловьиных" мест в столице.

Примерно лет 20 назад в Нескучном саду было очень много белок . Они были очень смелыми и дружелюбными: стоило только протянуть руку с орехами или семечками - они уже здесь. Они даже залезали на руку по одежде. Cо временем белок становилось все меньше и меньше. Сейчас в Нескучном саду белок нет.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Парк устроили за пределами тогдашней Москвы на берегу реки. Выбранное место было неудобным для строительства, поэтому в течение двух лет 700 человек работали над выравниванием почвы, чтобы придать парку форму амфитеатра. Но результат того стоил: от усадебного дома к реке сад спускался уступами, разной ширины и высоты, но одинаковой длины в 95 сажен. В парке было много каменных оранжерей с пальмами и деревьями из жарких стран: специально для него собрали 2 000 сортов редких растений. На пятой сверху площадке размещался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. А в грунтовых сараях и парниках выращивали ананасы и виноград.

Охраняли растения вымазанные мелом сторожа. При беглом взгляде они не отличались от садовых скульптур. Но когда посетители начинали что-либо ломать, «скульптуры» оживали и подавали голос. Слухи о говорящих статуях наполнили Москву, и народ массово повалил в сад, который назвал «Нескучным».

При следующем владельце - графе Алексее Орлове-Чесменском - в Нескучнике появились памятники в честь военных баталий, павильоны, беседки и различные садовые «затеи». Но так как главной страстью хозяина были лошади (именно он вывел знаменитых орловских рысаков), в парке появились манеж и конюшни. Перестроили и главный дом. Среди возможных архитекторов называют И. Ситникова, В. Иехта, В. Яковлева.

В 1830 в Нескучном саду построили театр под открытым небом - так называемый «воздушный» театр. Его декорациями и кулисами были кусты и деревья. Занавеса и сцены не было. Из-за этого иногда спектакли давали по колено в воде. Но зрителям новшество нравилось, и театр пользовался завидной популярностью.

…театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамьи и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое.

Летом 1830 года «воздушный» театр в Нескучном посетил Пушкин с Гончаровой и Нащокиным. Шла репетиция, но при появлении знаменитого гостя, ее прервали, и актеры толпою ходили за ним, пока поэт осматривал сцену и зрительские места. А в 1834 году театр закрылся.

В 1923 на территории Нескучного сада прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

В парке поставили несколько павильонов, в том числе «Махорка» К.С. Мельникова и «Машиностроение» И.В. Жолтовского. А в 1947-1951 годах в Нескучнике по проекту Сергея Иконникова построили беседку в честь 800-летия Москвы. На ее стенах запечатлены главные события из истории города.

А в 2006-2007 годах площадь возле ротонды благоустроили и назвали «Аллеей влюбленных». На ней пустили фонтаны и установили специальные часы: теперь влюбленным не нужно беспокоиться о том, что они опоздают на свидание - на часах всегда без пяти шесть.

В Нескучном саду на краю Андреевского оврага стоит Охотничий домик, где снимали игры «Что? Где? Когда?». В летнем домике работает библиотека, есть небольшой зоопарк, действует старейшая в Москве площадка для пинг-понга. От пруда видна скульптура девушки-ныряльщицы работы Р. Иодко над единственным в Москве фонтаном-каскадом. А у самой реки притаился небольшой грот.

Говорят, что... ...если влюбленные пройдут вместе по Гротесковому мосту, то любовь их будет крепкой. А если при этом еще и поцелуются, то не расстанутся уже никогда.
...невзрачная постройка зеленого цвета на берегу пруда в Нескучном саду - все, что осталось от Ванного (Купального) домика конца XVIII века. Там в мраморных ваннах любил купаться император Александр II. И даже дно чистейшего пруда было выложено мраморными плитами.
В советское время в Ванном домике устроили заведения общепита, но после пожара он опустел. И теперь этот парковый павильон медленно разрушается.
...на кирпичах строений и аллей Нескучного сада можно найти клейма «Н.Я.». Эти кирпичи были изготовлены в XIX веке на подмосковном заводе купца Николая Якунчикова.
...на своем участке П.Н. Трубецкой устроил первый воксал - увеселительный сад с иллюминацией, театральными представлениями и закусками. Здесь же в 1805 году москвичи наблюдали за первым полетом на воздушном шаре. Следующий владелец участка - Шаховской - устроил там водолечебницу. Но в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли - проект оказался коммерчески неуспешным, и владение пришлось продать в казну.
...Илья Ильф любил гулять в Нескучном саду. Однажды он подошел к дрессированному слоненку из местного цирка-шапито. Тот вдруг встал на задние ноги. Ильф опешил, но вскинул фотоаппарат, сделал несколько кадров и облегченно сказал: «Садитесь!». Тут уже опешил слоненок и сел.
...в течение нескольких лет после революции в Александринском дворце располагался Московский музей мебели. Это тот самый музей, где в романе «Двенадцать стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали драгоценные стулья.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7. Александрийский маяк на Фаросе Седьмое чудо света - это маяк-крепость на острове Фарос, недалеко от Александрии. Считается, что он был построен при египетских царях Птолемеях, правивших в Александрии после Александра Македонского. Маяк был мощной крепостью,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

автора

Александрийский собор 362 г. Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в