Население мира. Современные демографические тенденции. Численность населения в мире по годам по экономической географии

Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН представил ежегодный доклад о мировой демографической ситуации и перспективах ее развития. Для сознательного человека важно знать, каким станет мир через 20, 30, 40 лет. Разобраться помогут 10 самых важных фактов из отчета ООН.

1.К 2050 году население планеты может составить уже 10 млрд человек

В июле 2015 года численность населения во всем мире составила 7,3 млрд человек. В 2016 году количество жителей планеты, согласно прогнозу, вырастет еще на 86 млн человек, а к 2030 году может достичь 8,5 млрд. Высокая вероятность того, что к 2050 году население Земли составит от 9,4 млрд до 10 млрд человек.

2. В мире растет средний показатель продолжительности жизни

С 2010 по 2015 гг. средняя продолжительность жизни в мире выросла с 67 до 70 лет. В Африке люди доживают примерно до 60 лет, в Азии – до 72, в Латинской Америке – до 75, в Европе – до 77, в Северной Америке – до 79. До 2100 г. средняя продолжительность жизни на планете вырастет до 83 лет.

3.Растут темпы старения населения планеты

В 2015 году 12% населения в мире были старше 60 лет. Этот показатель ежегодно растет на 3,26%. В Европе каждый четвертый человек старше 60-летнего возраста. Согласно прогнозу, к 2050 году в мире будет насчитываться 2,1 млрд человек старше 60 лет, а это около 20% ожидаемого населения.

4.В мире снижается суммарный коэффициент рождаемости. Он увеличивается только в Европе

Несмотря на то, что в Азии и Африке снижается коэффициент рождаемости, он все еще достаточный для естественного роста населения. Странами с низким коэффициентом считаются те, в которых на одну женщину приходится 2,1 ребенка или меньше. Такая ситуация наблюдается в Северной Америке и Европе.

Регион

2005-2010

2010-2015

Кол-во детей на одну женщину

Кол-во детей на одну женщину

Африка

Азия

Северная Америка

1,86

Европа

1,55

До 2100 года, в среднем, в мире женщины будут рожать не более 2 детей.

5.Увеличивается средний возраст жителя планеты

Увеличение этого показателя говорит о старении человечества в целом. В 2015 году средний возраст жителя планеты составлял 30 лет. Но согласно долгосрочным прогнозам, он увеличится до 36 лет к 2050 году и до 42 лет – к 2100. Например, в 2015 году средний возраст европейца был 42 года, а к 2050 году ожидается, что житель Европы «повзрослеет» до 46 лет.

6.В Европе сокращается количество населения

Согласно прогнозам, европейское население до 2050 года сократится более чем на 15%. Уменьшение количества жителей ожидается в таких странах, как Украина, Болгария, Венгрия, Хорватия, Литва, Латвия и Сербия. В Европе суммарный коэффициент рождаемости увеличится с 1,6 до 1,8 ребенка на одну женщину к 2050 году, но это не изменит тенденцию к сокращению населения. В Украине суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составил 1,5 ребенка на женщину, что ниже уровня, необходимого для естественного движения в долгосрочной перспективе (около 2,1 ребенка на одну женщину).

7.Африка – самый быстрорастущий регион в мире по количеству населения

В 2010-2015 гг. в Африке зафиксирован самый большой в мире темп роста населения – 2,55% ежегодно. При таких показателях с 2015 по 2050 гг. ее население увеличится на 1,3 млрд человек. Это существенная цифра, если принять во внимание, что общее население планеты к 2050 году увеличится на 2,1-2,7 млрд человек.

8.Индия перегонит Китай по численности населения

По состоянию на 2015 год, Китай считается самой густонаселенной страной планеты, а ее жители составляют 19% населения Земли. В Китае сегодня насчитывается 1,38 млрд человек. Согласно прогнозам отдела народонаселения ООН, их численность существенно не изменится к 2030 году, а в последующие 20 лет даже немного снизится. В Индии в 2015 году было зарегистрировано 1,31 млрд человек, что немногим меньше 18% населения планеты. Темпы роста количества ее жителей говорят о том, что уже в 2030 году их будет 1,5 млрд, а в 2050 г. – около 1,7 млрд человек.

9.В ближайшие 35 лет наибольший прирост населения ожидается в бедных странах

В период с 2015 по 2050 год половина природного прироста населения в мире будет приходиться на 9 стран: Индию, Нигерию, Пакистан, Демократическую Республику Конго, Эфиопию, Объединенную Республику Танзания, Индонезию, Афганистан, Уганду. Это страны с самыми высокими показателями рождаемости. Например, согласно прогнозам, количество жителей Нигерии к 2050 году превысит население Соединенных Штатов Америки.

10. Количество мужчин и женщин в мире примерно одинаковое

В 2015 году в мире на 100 женщин приходилось 102 мужчины. Это исследование касается всех возрастных групп. К странам с самым высоким показателем количества мужчин на 100 женщин относятся: ОАЭ – 274 , Катар – 265, Бахрейн – 163. Меньше всего мужчин на сотню женщин живет в Литве и Латвии – 85. В Украине, например, на 100 женщин приходится 86 мужчин.

Полный вариант исследования можно посмотреть .

Мы уже представляли вашему вниманию детальное исследование , давайте теперь обратимся к мировой ситуации.

Феномен «седеющего населения» сформировался во второй половине ХХ в. В древности и в средние века старость была чрезвычайно редким явлением: вплоть до XVII в. только 1% людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX в. этот показатель повысился до 4%. В дальнейшем на повышение продолжительности жизни в промышленно развитых странах оказал влияние комплекс факторов: значительные достижения в области здравоохранения особенно путем борьбы с инфекционными и другими заболеваниями, улучшение питания, совершенствование медицинского обслуживания и повышение других слагаемых качества жизни населения. В 1950 г. пожилые люди в возрасте 60 лет и старше составляли 8% мирового населения, в 2000 г. - уже 10%. Сегодня, по оценкам демографов, около 70% населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30–40% - более 80.

В этой связи в ближайшие три-четыре десятилетия численный и возрастной состав населения в промышленно-развитых странах претерпит значительные изменения. Из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни прогнозируется резкое увеличение доли пожилых людей и уменьшение численности населения. При сохранении существующих уровней рождаемости и смертности в европейских странах количество детей в возрасте до 15 лет сократится к 2050 г. на 40% (до 87 млн), а численность пожилых удвоится (до 169 млн человек). Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 г. 169 млн иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока. Прогнозы демографов говорят о том, что в ближайшие 50 лет возрастная структура населения в европейских странах резко изменится в пользу средних и старших возрастов.

Исходя из возрастных характеристик населения промышленно развитых стран, возрастную структуру общества сегодня можно представить в виде прямоугольника, закругленного в верхней части, поскольку приблизительно равное число людей находится во всех возрастных десятилетиях (т. е. одинаковое число тех, кому 0–9 лет, 10–19 лет, 20–29 лет и т. д.). Возрастная структура общества для 1900 г. для той же группы стран выглядит как пирамида, поскольку большое количество людей приходилось на самую младшую возрастную группу, гораздо меньше людей фиксировалось в трудоспособном возрасте и наименьшая доля людей - в пожилом.

Более того, на смену возрастной структуры населения в виде прямоугольника приходит ее новая разновидность в форме «перевернутой пирамиды»: одного ребенка, двух родителей, четырех бабушек и дедушек и нескольких прадедушек и прабабушек. Средний возраст представителей двух и более поколений при этом может составлять свыше 60 лет.

Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и соответственно растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения. На старение населения или увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения влияет ряд факторов: снижение рождаемости (или «старение снизу»), увеличение средней продолжительности жизни пожилых людей (или «старение сверху»), а также миграция и некоторые другие причины. Следует заметить, однако, что указанные прогнозы носят инерционный характер. Это означает, что они исходят из предположения о невмешательстве в демографические процессы активной целенаправленной воли государства и общества, из того, что демографический процесс предопределен. Эта теория носит название теории демографического перехода. Однако в современных работах показано, что более обоснованной (имея в виду ее управленческий потенциал) является теория демографической вариативности. Ее основные постулаты зиждятся на фактах сочетания высокой продолжительности жизни и высокой рождаемости. Выявлены факторы, ответственные за данное сочетание для России. Долго жить как на Западе и рожать, как на Востоке - вполне достижимый для соответствующего государственного управления результат. Основными параметрами, описывающими демографическое состояние, являются рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, миграционное сальдо. Для государственного же мониторинга и управления целесообразно иметь интегративный целевой и ценностный параметр, характеризующий демографическое состояние и успешность демографической политики в целом. Как в этом смысле «суммировать» рождаемость, смертность, ожидаемую продолжительность жизни и миграцию? Они даже измеряются в различных единицах. С указанной целью предложен единый интегративный показатель успешности демографической политики - коэффициент витальности страны.

Где Н- численность населения (чел), Р – рождаемость (чел на 1000 чел населения за год), С - смертность (чел на 1000 чел населения за год), Δt= 1 год, ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни (лет), М - миграционное сальдо (чел в год), В (эфф. чел. жизн. в год) - прирост населения с учетом эффективных человеческих жизней в связи с изменчивостью продолжительности жизни. Введение данного параметра объясняется стремлением операционализировать в управленческом и правовом смысле признание человеческой жизни высшим мерилом государственно-управленческой успешности. Человеческая жизнь в первичном, самом важном цивилизационно-ценностном определении, есть сама жизнь, т. е. сам факт существования человека, каждого дня, проживаемого каждым человеком в этом мире. Данный факт описывается рождаемостью (прибавление человеческой жизни), смертностью (убытие человеческой жизни), прожитым человеком временем жизни, прибавлением или убытием человеческой жизни на национальной территории за счет миграции. Два первых показателя измеряются в количестве рожденных и умерших на 1000 чел. за один год. Третий измеряется в годах. Четвертый в абсолютном количестве человек. Как совместить их в едином интегративном показателе? Как сформировать показатель, чтобы он действительно характеризовал успешность (в позитивном ценностном смысле) государственной политики? Введенный параметр позволяет это сделать. Его физический смысл заключается в возможности замера отклика демографического состояния общества на государственную политику высшего уровня. Подсчеты по формуле без учета миграционного вклада, например за годы реформ 1990–2005 гг., показывают, что в стране дополнительно не родилось, дополнительно умерло и сократилось количество эффективных человеческих жизней (из-за сокращения ожидаемой продолжительности жизни) в размере 28 млн человек. К сожалению, этот счет продолжается и в наши дни. Временной ход коэффициента витальности в России показан на рис. 1.

Рис. 1 Коэффициент витальности, полученный по ежегодным демографическим данным

Важный вывод в контексте обсуждаемой темы вытекает из хорошо заметного на рисунке факта, что амплитуда кратковременных (длительностью в несколько лет) выбросов больше, чем изменчивость за счет долговременного тренда (с характерным временем в десятки-сотни лет). Выбросы имеют как отрицательный, так и положительный характер. Это означает, что социально-политические, социально-экономические события (или на языке государственной политики, как управленческой практики, управленческие решения, меры и действия) могут приводить к очень значимым демографическим результатам. Результаты могут быть позитивными в случае умных и действенных управленческих мер. Это в свою очередь означает, что фатальную предопределенность длинных трендов демографического перехода не надо переоценивать. Активная государственная управленческая практика может существенно переломить ситуацию к лучшему. Этот же вывод подтверждается сравнительным анализом демографических данных по разным странам. Ситуации настолько разнятся, что это также подтверждает нашу оценку объяснительных или тем более абсолютизируемых выводов теории демографического перехода Вместе с тем современные тренды, классифицируемые с позиций демографического перехода необходимо тщательно изучать и принимать во внимание.

Для оценки процесса старения населения применяются различные категории и шкалы. В соответствии с одной из них население можно считать «старым» в случае, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению, а в возрасте 65 лет и старше - 8% и более. В качестве количественных показателей старения населения используют доли лиц определенного возраста, например, старше 60 или 65 лет (обозначают 60+ или 65+) в общей численности населения. В соответствии с классификацией ООН началом старости считается возраст не 60, а 65 лет. Если доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 4% - население считается «молодым», 4–7% - на «пороге старости», 7% и выше - «старым». Согласно прогнозам ООН доля численности землян в возрасте 60 лет и старше повысится с 8,2% населения мира в 1950 г. до 15% в 2025 г., а в развитых странах - до 30%. Еще более высокие темпы старения прогнозируются в европейских странах. В Европе к 2050 г. 37% населения по этим прогнозам составят пожилые люди. Данная тенденция в полной мере присуща и для России, в которой за период 1959–2002 гг. общая численность населения увеличилась на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза. Но вновь добавим, при условии, если государство и общество ничего не будут предпринимать. Как отмечает в этой связи А.Г. Вишневский, известный сторонник предопределенности демографических процессов, в России старение началось позднее, чем в большинстве европейских стран, но также продвинулось весьма далеко, а поэтому по его мнению наши проблемы сродни проблемам всех стареющих обществ.

Демографическое старение населения страны вызвано, в первую очередь, снижением рождаемости и уменьшением доли и численности занятого населения (сужением основания возрастной пирамиды).

В то же время, в отличие от развитых стран, в России особенности возрастной структуры смертности (повышенная смертность в трудоспособных возрастах) усугубляют эту неблагоприятную тенденцию и приводят к сокращению и без того уменьшающейся численности населения в трудоспособных возрастах. Вместе с тем прогноз авторов в случае России иной. Современный российский тренд может существенно измениться при перенастройке государственной демографической политики. Обоснована эффективность факторов, которые могут существенно увеличить рождаемость и понизить смертность в когортах трудоспособного возраста. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., с 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года. Численность населения трудоспособного возраста (мужчин 16–59 лет, женщин 16–54 лет) составила 89,0 млн человек (61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного возраста - 29,8 млн человек (21%). На начало 2005 г. численность граждан пенсионного возраста составила 30,4 млн человек или 20,3% от всего населения России. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше. Особенно выражен процесс старения населения в европейской части России, где доля лиц пенсионного возраста превышает 23%. Большая часть пожилых людей проживает в городах. В то же время среди сельского населения их доля составляет почти 23%, что на 2,9% превышает аналогичный показатель для населения городов. В долгосрочной перспективе в рамках инерционного подхода прогнозируется снижение численности постоянного населения России: к 2020 г. она может сократиться на 9,1% (т. е. на 13,1 млн человек) и составить 130 млн человек. При этом численность населения трудоспособного возраста может сократиться на 15,8 млн человек и составить в 2020 г. 74,4 млн человек, или 57,3% от общей численности населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного возрастет к 2020 г. до 26,3% против 20,4% в 2005 г. При этом удельный вес пенсионеров в общей численности постоянного населения Российской Федерации возрастет с 25,4% в 2005 г. до 29,7% к 2020 г. Если ничего не менять в государственной практике, то в результате проявления данной тенденции пенсионная нагрузка пенсионной системы на занятое население будет возрастать.

Если в 2005 г. на каждые 100 получателей трудовых пенсий приходилось 198 человек занятых трудовой деятельностью, то в 2020 г. их в инерционном прогнозе будет всего 156 человек. Структура населения и демографическая динамика дают возможность сделать вывод о том, что рост масштабов старения может получить для России характер устойчивой и необратимой тенденции, в случае, если не предпринимать особых усилий. Следует отметить, что в России значительно сильнее, чем в Западной Европе, выражен гендерный дисбаланс возрастной структуры: в 2002 г. в группе от 60 лет и старше на 1000 женщин приходилось 529 мужчин. Поэтому и значения таких показателей, как доля лиц в возрасте 60+ в общей численности населения и демографическая нагрузка за счет пожилых, для женского населения у нас в стране почти в два раза выше, чем для мужского. Для сравнения: в Западной Европе в 2002 г. для возрастов 60+ на 1000 женщин приходилось 720 мужчин. В 1965 г. из каждой тысячи мужчин, достигших 20-летнего возраста, 732 имели шанс дожить до 60 лет. В 1980 г. - всего 644, в 2000-м - еще меньше - всего 563. В то же время соответствующий показатель в США в 2000 г. составил 865 человек, во Франции - 868, в Японии - 904, в Швеции - 912. Учитывая столь выраженный гендерный дисбаланс, можно отметить, что уже сегодня требуют особого внимания проблемы снижения высокой мужской смертности в трудоспособных возрастах, а также социальные проблемы пожилых женщин, особенно одиноких и проживающих в сельской местности. Растущая доля пожилых людей вызывает озабоченность в отношении устойчивости пенсионных систем и рынка труда, экономического состояния и перспектив медицинской помощи.

Ситуация стареющего населения в странах Европейского союза потребует к 2035 г. привлечения в западноевропейскую экономику не менее 35 млн работников-мигрантов, т. к. без этого невозможно будет поддержать современную пенсионную систему ЕС и его передовые экономические позиции.

С другой стороны последствия старения населения, носящие долговременный и глобальный по масштабу характер, порождают не только острые экономические, социальные, политические и психологические проблемы для большинства промышленно развитых стран, но и одновременно открывают существенные возможности для людей, народов и государств. Отечественные и зарубежные ученые отмечают «новый тип» пожилых людей, которые обладают высокой профессиональной и образовательной подготовкой, их здоровье и трудоспособность отличаются более высокими показателями, по сравнению с предыдущими поколениями, а ориентации все более смещаются к творческим установкам - труду и освоению новых профессиональных навыков. Уже сейчас в странах Западной Европы наблюдается такой феномен, как «молодые старики». Суть его заключается в том, что по образу жизни, здоровью и трудоспособности, спектру интересов, тяге к знанию пожилые люди, достигшие 65 лет и более, вполне вписываются в круг людей среднего возраста. Возрастная структура общества отражает тип воспроизводства общества (расширенный, простой, суженный), удельный вес каждой возрастной группы, соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения или как его называют специалисты - коэффициент демографической нагрузки, определяемый как отношение числа детей и пожилых к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. В целом по России этот показатель составлял в 2003 г. величину равную 0,629. При этом демографическая статистика выделяет коэффициент демографической нагрузки по отдельным возрастам: моложе трудоспособного возраста - соотношение детей к трудоспособному населению и старше трудоспособного возраста - соотношение населения старше трудоспособного возраста к трудоспособному возрасту. В целом по России эти показатели составляли в 2003 г. 0,292 и 0,337, соответственно. Таким образом, на сегодня наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли пожилых людей в промышленно развитых странах. В рамках теории демографического перехода прогнозируется увеличение доли лиц старше 65 лет более чем на 10 процентных пунктов - с 14,3% в 2000 г. до 25,7% в 2040 г. Ожидается, что особо быстрыми темпами будет стареть население Австрии, Германии, Канады, Италии, Испании, Республики Корея, Нидерландов, Швейцарии и Японии. Наряду со старением во многих странах ОЭСР станет сокращаться численность населения: особо заметно - в Германии, Греции, Италии, Испании и Японии, где темпы такого сокращения за 40-летний период, как ожидается, превысят 10%. Что же касается Австралии, Ирландии, Испании, Республики Корея, Новой Зеландии и США, то в них, напротив, численность населения возрастет более чем на 15%. И это как раз свидетельствует об ограниченности объяснительного и прогностического потенциала упомянутой теории и соответствующих инерционных прогнозов. В этой связи закономерной представляется тенденция, все более четко проявляющаяся в развитых странах, к увеличению пенсионного возраста, стимулированию финансовой подготовки к старости посредством развития систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования, пересмотру государственной политики в сфере занятости (табл. 1).



Поскольку у значительной части пожилых людей в приемлемой мере сохраняются здоровье и трудоспособность, они могут продолжать трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для них, а также привлекательные условия экономические, организационные и финансовые для продолжения их трудовой деятельности. Следует отметить, что в промышленно развитых странах в последние 25 лет многих работников вынуждали досрочно до наступления возраста 60 лет уходить на пенсию. Надо признать при этом, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением переходили на «заслуженный отдых». Если процесс старения населения приведет к пересмотру такой модели регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых трудящихся, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут стать важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда. Кроме того, потребуется решение комплекса других проблем, связанных с системой социального обеспечения и поддержки пожилых граждан, в том числе - развития ряда социальных и медицинских наук, призванных разработать эффективные практические рекомендации в области социальной геронтологии и психологии пожилого возраста. Процесс увеличения численности пожилых людей в общей массе населения требует всестороннего учета их специфических потребностей как особой категории граждан. В частности, все более важной проблемой становится доступ

пожилых людей к медицинским и социальным услугам. Необходимость надлежащего социального обслуживания пожилых предполагает расширение сети социальных учреждений для долговременного ухода, а также ухода в рамках семьи, что приведет к росту соответствующих социальных расходов и увеличению неоплачиваемой нагрузки на женщин. Кроме того, специалисты отмечают более высокий уровень потребностей пожилых людей в медицинских услугах и в лекарствах. Исследования вопроса в Мексике показало, что лица в возрасте 65 лет и старше прибегают к медицинским услугам вдвое чаще, чем население в целом, и на них приходится треть от совокупных расходов на обслуживание.

Позиция международных организаций

Коренные сдвиги в демографической структуре населения мира побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, определяющих политику в интересах пожилых людей и защиты их прав. Эта система базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием для осуществления мер в поддержку пожилых людей на международном и национальном уровнях. В ее основе лежит идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации накопленного ими потенциала. Признание авторитета, мудрости и достоинства, которые приобретаются с жизненным опытом, было традиционным элементом отношения к пожилым людям на протяжении всей истории человечества. Люди старших возрастов рассматриваются гуманистическим мировым сообществом как позитивный «фактор» процесса социального развития, а не бремя. Уважение к пожилым и забота о них всегда и везде являлись одной из немногих неизменных качественных характеристик нашей цивилизации, что в немалой степени обусловило выживание и прогресс человечества. Целевые установки по организации деятельности в интересах пожилых людей нашли отражение в Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), Глобальных целях по проблемам старения до 2001 г. (1992 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.) и Дополнительном протоколе к ней (1988 г.), в конвенциях и рекомендациях МОТ, Декларации и Программе действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.).

Наиболее полное выражение взгляды на место и роль пожилых людей получили в Принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятых 46-ой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 г. С учетом более поздних дополнений 18 принципов сгруппированы в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных склонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно. Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни. Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада. Закрепляя особый статус пожилых людей, принципы ООН, по существу, представляют собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Для государственных и общественных структур они являются важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению. Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствует установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября) и проведение в 1999 г. Международного года пожилых людей «...как знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии». Тема Международного года - «По пути к обществу для людей всех возрастов» - базировалась на концепции «общество для всех людей», основанной на уважении прав человека и свобод, культурном и религиозном разнообразии, социальной справедливости, демократическом участии и законности. Цель построения такого общества связана с отражением в социальном содержании экономической политики потребностей и учета возможностей всех граждан, приведению в соответствие с ней общественных структур и практической социальной деятельности. Роль пожилого населения, которое является одним из основных объектов социальной политики сегодня и в долгосрочной перспективе, побудила ООН к тому, чтобы дополнить идею «общество для всех» идеей «общество для людей всех возрастов».

Смысловая нагрузка данной концептуальной установки заключается в межвозрастной социальной солидарности, будь то на уровне семьи, общины или страны.

При этом под социальной солидарностью понимается то, что пожилые граждане сознают свою социальную ответственность, содействуют функционированию общества, участвуют в публичной жизни и пользуются уважением. Кроме того, организация общества на принципах социальной солидарности предполагает распределение общественных благ честным и гуманным образом в целях предоставления каждому пожилому гражданину в качестве члена общества права на социальное и экономическое достоинство. Важной вехой в формировании стратегии, связанной с вопросами старения, стал Мадридский международный план действий по старению, принятый в Мадриде в апреле 2002 г.

В нем приведены современные тенденции роста численности пожилых людей по группам стран и континентов, раскрыты социально-экономические последствия данного явления, изложены базовые принципы мирового сообщества на политику в области отношения к пожилым людям по широкому спектру социально-экономических, медицинских и образовательных вопросов. Достаточно сказать, что в этом документе нашли отражение 18 крупных групп вопросов по 11 темам, которые служат методической основой для организации работы в этой сфере на международном и национальном уровнях. Углубленный анализ процессов старения населения позволяет увидеть проблемные узлы в экономическом и социальном разрезах, а предложенные рекомендации могут служить основой для разработки программ действий с учетом значительной специфики в конкретных странах. Цель Международного плана действий состоит в обеспечении пожилому населению всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправных граждан.

Рекомендации, содержащиеся в этом документе, включают три приоритетных направления: участие пожилых людей в развитии страны; обеспечение медицинских услуг и благосостояния в пожилом возрасте; создание благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп. Осуществление Международного плана действий по проблемам старения закономерно предполагает выработку соответствующих национальных программ действий, опирающихся на концепции политического, экономического, этического, духовного и социального развития пожилых людей, в основе которых лежат такие принципы, как человеческое достоинство, права человека, равенство, уважение, мир, демократия, взаимная ответственность, сотрудничество и уважение различных религиозных и этических ценностей, а также культурной самобытности людей.

В связи с вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы, в ближайшие три-четыре года доля лиц пенсионного возраста сохранится на уровне 20,7%. Однако к 2016 г. из-за низкой рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни доля лиц старших возрастов в структуре населения в инерционном прогнозе достигнет четверти от его общей численности (24,9%). На фоне прогнозируемого с 2008 г. сокращения численности трудоспособного населения коэффициент демографической нагрузки (зависимости) будет повышаться преимущественно за счет лиц пенсионного возраста. Постепенный процесс старения российского населения отягощается стремительной депопуляцией населения страны, которая носит характер возрастающей убыли. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения (1989 г. и 2002 г.) общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости сократились в 1,4 раза; численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек. Причем за этот период родилось 20,5 млн человек, а умерло 27,9 млн человек, прибыло в страну из-за рубежа 11 млн, покинуло ее 5,4 млн человек. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 млн человек; миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) - 5,6 млн человек - компенсировал 76% естественной убыли. За последние 13 лет в России перестали существовать 290 городов, 11 тысяч сел, еще 13 тысяч сел близки к тому, что скоро в них не останется ни одного человека. По масштабам потерь постсоветский демографический кризис сопоставим с Великой Отечественной войной 1941–1945 гг.

Не случайно в американском докладе «Обезлюдевшая Россия» указывается со ссылкой на исследование ООН, что Россия находится на краю демографической гибели.

Таким образом, Россия находится в состоянии демографической катастрофы, налицо натуральная «депопуляция», что на обыденном языке звучит как суровая констатация: народ вымирает.

Для перелома ситуации требуются крупномасштабные долгосрочные меры национального масштаба по «сбережению населения» и резкого, многократного повышения рождаемости. Возможно ли коренное изменение описанной картины демографического кризиса в России? Да, возможно. В работе выявлены основные факторы специфически важные в российском случае. Они порядке степени значимости связаны с идейно-духовным состоянием российского общества, цивилизационной идентичностью российской государственности, качеством государственной политики как управленческой практики и материальными условиями жизни. Разработана новая государственная демографическая политика, которая в случае ее реализации может существенно изменить российский демографический процесс. Сегодня же многие регионы России ощущают острую нехватку рабочих рук, увеличивается экономическая нагрузка на занятое население, возникает необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым. Причем в инерционном процессе рассчитывать на смягчение этих явлений в ближайшие годы не приходится (табл. 2).


В недалеком будущем стране не будет хватать ни солдат, ни работников. Проще всего рассчитывать на то, что благодаря притоку мигрантов удастся победить этот «дефицит». Гораздо сложнее стимулировать рождаемость, обеспечивать сохранение здоровья, однако это возможно. По данным экспертов Всемирного банка в структуре национального богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 68–76%. Эффективность же его развития и использования зависит от качества жизни, обобщающим показателем которого является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП. Согласно оценкам специалистов Программ развития ООН (сравнительные исследования проводились по 174 странам), по этому индексу Россия находится на 71-м месте, а по состоянию здоровья и благосостоянию граждан относится к категории развивающихся государств. Между потенциалом здоровья населения и экономическим ростом существует довольно тесная взаимосвязь. Так, по расчетам ряда специалистов, экономический ущерб от потери здоровья россиян в 1999 г. составил около 65 млрд долл. Очевидно, что подобные потери ослабляют страну, становясь угрозой ее национальной безопасности. Таким образом, сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособных возрастов, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов, что станет серьезнейшим препятствием социально-экономическому развитию страны. «Седеющее население» - полноправная часть общества, внесшая неоценимый вклад в формирование той среды (в широком смысле), в которой все мы живем.

К сожалению, пока нельзя сказать, что условия для достойной жизни российских пенсионеров созданы: размеры пенсий удручающе низки и не позволяют обеспечивать значительной части пожилых хотя бы относительно приемлемый уровень жизни.

Кардинальный пересмотр позиции государства по отношению к гражданам, что представляется насущной необходимостью, предполагает не только усиление его защитных функций по отношению к ним, но и вовлечение последних в активную деятельность с учетом их возрастных особенностей. Недальновидно игнорировать опыт, интеллектуальный и профессиональный потенциал этой категории людей. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения должна в большей мере учитывать гендерные проблемы вдовства и предусматривать социальные меры, снижающие его остроту. Необходимо укрепление целенаправленного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Мировой опыт свидетельствует, что содействие таким организациям в осуществлении деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности - весьма эффективно.

Основополагающими позициями политики, проводимой государством в отношении граждан старшего поколения, могли бы стать: усиление их правовой защиты путем закрепления в действующем законодательстве специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий, осуществлению комплексных мер по оказанию правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, созданию социальной адвокатуры и социальных судов; обеспечение достойного уровня жизни пожилых посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, что позволило бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо статусной категории, региона проживания и других условий; содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг; организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей; содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающими физическим возможностям и специфике их образа жизни путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха; оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг; содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное соблюдение гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма и профилактика профессиональных заболеваний, недопущение дискриминации по возрасту при трудоустройстве, обеспечение равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки; оказание поддержки лицам пожилого возраста, находящимся в неблагоприятном положении, в первую очередь, одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способность к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства; организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье; обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

Важно укреплять равноправное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Следует оказывать содействие общественным объединениям в осуществлении ими деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности, а также созданию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Целесообразно создать на федеральном и региональном уровнях государственно-общественные органы, координирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старших поколений.

Фрагменты 3-й главы монографии " ".

Демография России уже давно вызывает обеспокоенность у всех социологов, политологов и прочих специалистов, отслеживающих процесс воспроизводства населения в стране. По словам ученых, страна уже на протяжении 20 лет находится в состоянии тяжелого кризиса, и население продолжает активно сокращаться.

Демографическая политика

Под этим термином понимают ту деятельность, которая осуществляется государственными органами и прочими социальными организациями для того, чтобы регулировать процесс стандартного воспроизводства жителей страны. Именно она должна положительно влиять на формирование режима, при котором россияне смогут заниматься воспроизводством.

Именно под контролем этих органов находится демографическая ситуация в стране, они должны острее всего реагировать на изменение или сохранение тенденций относительно численности и состава населения. Динамика роста и убыли граждан, миграции, качество семейного состава - все это находится в зоне ответственности данных

Почему это важно?

Исходя из того, какой будет демография России, руководство страны сможет сформировать социально-экономическую политику, которой в дальнейшем государство будет придерживаться. Демографические успехи и провалы напрямую влияют на то, как российское общество будет развиваться и какой путь выберет для этого.

Качество жизни россиян, экономическая обстановка в стране, ее обороноспособность, социальная и политическая устойчивость в мире - все это зависит от того, как в государстве происходит развитие и формирование трудовых ресурсов. Соответственно, ресурсы эти должны быть откуда-то взяты, именно поэтому важность грамотного формирования демографической политики возрастает в разы.

Рождаемость

За последние 20 лет в стране наметилась устойчивая депопуляция населения, т.е. спад рождаемости, который в дальнейшем приведет к уменьшению количества жителей России и трудовых ресурсов. Основными параметрами, по которым определяется демографическая обстановка в стране, являются рождаемость и смертность.

В частности, в 2000 году родилось всего 1,3 миллиона человек, что на 20 % меньше по сравнению с началом 1990-х годов. Начиная с 2001 года, в стране отмечается рост рождаемости во всех ее регионах. В среднем прирост населения благодаря рождаемости за 15 лет составил порядка 18 %, однако это лишь верхушка айсберга.

Смертность

Несмотря на естественный прирост граждан России, которым ознаменовалось последнее десятилетие, демографическая ситуация продолжает оставаться сложной. Главная причина этому - смертность. В среднем ежегодно в России умирает до двух миллионов человек, чаще всего речь идет о трудоспособных гражданах. Причины преждевременной гибели в каждом случае разные, но чаще всего речь идет о преступлениях и катастрофах.

В период с 1995 по 2015 год общая численность жителей России сократилась почти на пять миллионов человек, и ситуация продолжает оставаться достаточно сложной. Таким образом, рождаемость и смертность в стране никак не могут перекрыть друг друга, чтобы составить хотя бы более или менее положительный баланс.

Миграция

Существует и ряд альтернативных факторов, которые необходимо принять во внимание всем тем, кто связан с проблемами численности населения. Демографическая ситуация серьезно осложнилась из-за миграционных потоков, которые менялись особенно активно с 1990 по 1999 год. В результате восточные и северные регионы страны потеряли часть своих жителей.

Согласно статистическим данным, только в 1990-х годах из северных регионов уехало 8,5 % от общего числа жителей. Количество мигрантов из СНГ, которые уже давно облюбовали Россию как государство, где можно хорошо заработать, также существенно уменьшилось. Теперь в Россию едет в 2,3 раза меньше выходцев из бывшего СНГ, чем в конце 1990-х годов. Однако специалисты отмечают увеличение количества нелегальных мигрантов, которые проникают на территорию РФ, но не регистрируются.

Возрастные особенности

Проблемы демографии в России также коснулись и среднего возраста населения. В начале 2000 года было впервые замечено, что в стране на 560 тысяч пенсионеров больше, чем детей и подростков. Спустя еще семь лет разрыв увеличился на 7,5 миллиона человек, а к 2015 году уже перевалил планку за 10 миллионов.

При всем этом численность пенсионеров снижается достаточно незначительно, низкий уровень рождаемости при всем этом не способен изменить ситуацию в лучшую сторону. Средний возраст жителя России, по итогам переписи населения, прошедшей в 2011 году, составляет 39 лет, тогда как до этого был зафиксирован показатель в 37,7 лет.

Этносы

Этнические особенности жителей России уже давно претерпевают серьезные изменения. Согласно статистическим данным, прирост населения наблюдается на юге страны: в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Все остальные регионы показывают более скромные результаты, поэтому этническая составляющая продолжает меняться.

Таким образом, демография России напрямую зависит и от того, в каком регионе чаще появляются новорожденные малыши. Помимо всего прочего, формирование структуры иммиграции осуществляется из-за чрезмерного влияния роста представительств тех народов, которые преимущественно проживают за пределами России.

Общее влияние

Анализ демографии России показывает, что на основе возникающих проблем, связанных со смертностью и рождаемостью, формируются новые сложности, которые напрямую влияют на целый ряд факторов. В первую очередь речь идет о сложностях в обеспечении обороноспособности государства и снижении экономического потенциала.

Следствием всего этого становится существенное ухудшение качества тех ресурсов, которые должны освоить трудовые специальности страны. Апофеозом становится нарастающая социальная напряженность в России, из-за которой достаточно часто возникают бытовые конфликты на национальной почве, чреватые увеличением смертности. Все эти факторы поставили правительство перед фактом необходимости формирования системного подхода к демографической политике страны.

Принятые меры

В 2000 году Правительство РФ разработало и приняло концепцию демографической политики, которая должна действовать до конца 2015 года. Ее основной целью стала стабилизация общего числа граждан России и подготовка предпосылок, которые в дальнейшем приведут к стабильному демографическому росту в стране.

Демография населения России на тот момент оставляла желать лучшего, поэтому в качестве приоритетных задач были выбраны:

  • увеличение продолжительности жизни,
  • улучшение здоровья граждан,
  • сокращение травматизма и заболеваемости,
  • стимулирование рождаемости с помощью дополнительных социальных мер,
  • укрепление института семьи,
  • формирование возможностей для самореализации,
  • контроль над иммиграционными потоками,
  • плавное интегрирование мигрантов в российское общество.

Реализация концепции

Демография России является для правительства одной из приоритетных задач, именно поэтому каждый регион страны в начале 2000-х годов самостоятельно разработал региональные целевые программы для улучшения ситуации. Параллельно с этим велась активная информационно-просветительская деятельность, направленная на пропаганду демографической политики, которая была сформирована в том или ином регионе.

Начиная с 2000-х годов, Правительством для реализации концепции постоянно разрабатывались мероприятия, которые ставили перед собой цель увеличить численность населения и продолжительность его жизни. В частности, была внедрена программа по компенсационным выплатам, которые получали матери после рождения ребенка. Также активно внедрялись новые методики, позволяющие улучшить медицинское обслуживание, вести корректную профилактику массовых и хронических заболеваний.

Демографические изыскания

Структура демографии предполагает изучение ситуации не только за последние 20 лет, но и за все периоды существования того или иного государства, региона, нации. Помимо рождаемости и смертности, есть целый ряд факторов, которые изучаются данной наукой. Речь идет о количестве браков и разводов, эволюции причин смертности, прогнозах демографического развития и т.д.

По мнению ученых, в том случае, если все мероприятия, которые были запланированы в концепции, принятой в 2000 году, будут выполнены хотя бы на 50 %, есть шанс, что демографические проблемы в России будут решены. Однако точный прогноз можно дать, только опираясь на данные, полученные от коллег из других стран.

Самый точный предмет, который позволит дать ответ на вопрос о том, изменилась ли демография России, - статистика. В конце 2015 - начале 2016 года планируется подвести итоги принятой ранее концепции. После проведения анализа станет ясно, что изменилось в демографической политике страны и куда теперь следует держать курс. Правительство России пока не озвучивает, когда именно оно планирует подвести итоги пятнадцатилетней работы и когда будут обнародованы результаты вместе с официальным планом развития на следующий отчетный период.

На основании данных, изложенных в прогнозах ООН по численности населения всего мира

Около 8000 г. до н.э., население мира составляло примерно 5 миллионов человек. За 8000-летний период до 1 г. н.э. оно выросло до 200 миллионов человек (по некоторым оценкам 300 миллионов или даже 600 миллионов), с темпом роста 0,05% в год. Огромное изменение в численности населения произошло с приходом промышленной революции:

  • В 1800 году населения мира достигло одного миллиарда.
  • Второй миллиард в численности населения, был достигнут всего за 130 лет в 1930 году.
  • Третий миллиард достигнут менее чем за 30 лет в 1959 году.
  • В течение следующих 15 лет, в 1974 году достигнут четвертый миллиард.
  • Всего за 13 лет, в 1987 году - пятый миллиард.

Только в течение 20-го века, население в мире выросло с 1,65 до 6 миллиардов.

В 1970 году численность населения была вдвое меньше, чем сейчас. Из - за снижения темпов роста населения, для удвоения численности населения от данных сегодняшнего дня, потребуется более 200 лет.

Таблица с данными численности населения по годам и динамика роста населения в мире по годам до 2017 года

Pop% Численность населения в мире Прирост в % по сравнению с предыдущим годом Абсолютный годовой прирост кол-во человек Средний возраст населения Плотность населения: кол-во человек на 1 кв.км. Урбанизация (городское население) в % к общей численности Численность городского населения
2017 7 515 284 153 1,11% 82 620 878 29,9 58 54,7% 4 110 778 369
2016 7 432 663 275 1,13% 83 191 176 29,9 57 54,3% 4 034 193 153
2015 7 349 472 099 1,18% 83 949 411 30 57 53,8% 3 957 285 013
2010 6 929 725 043 1,23% 82 017 839 29 53 51,5% 3 571 272 167
2005 6 519 635 850 1,25% 78 602 746 27 50 49,1% 3 199 013 076
2000 6 126 622 121 1,33% 78 299 807 26 47 46,6% 2 856 131 072
1995 5 735 123 084 1,55% 85 091 077 25 44 44,8% 2 568 062 984
1990 5 309 667 699 1,82% 91 425 426 24 41 43% 2 285 030 904
1985 4 852 540 569 1,79% 82 581 621 23 37 41,3% 2 003 049 795
1980 4 439 632 465 1,8% 75 646 647 23 34 39,4% 1 749 539 272
1975 4 061 399 228 1,98% 75 782 307 22 31 37,8% 1 534 721 238
1970 3 682 487 691 2,08% 71 998 514 22 28 36,7% 1 350 280 789
1965 3 322 495 121 1,94% 60 830 259 23 21 Нет данных Нет данных
1960 3 018 343 828 1,82% 52 005 861 23 23 33,8% 1 019 494 911
1955 2 758 314 525 1,78% 46 633 043 23 21 Нет данных Нет данных

Численность населения в мире в настоящее время (2017 год) растет со скоростью около 1,11% в год (по сравнению с 1,13% в 2016 году).

В настоящее время, средний прирост численности населения за год оценивается примерно в 80 миллионов человек. Годовой темп роста достиг своего пика в конце 1960-х годов, тогда он был на уровне 2% и выше. Темп роста населения достиг своего пика в 2,19 процента в год в 1963 году.

Годовые темпы роста в настоящее время сокращаются и, по прогнозам, продолжат снижаться в ближайшие годы. По прогнозам рост численности населения станет менее 1% в год к 2020 году и менее чем 0,5% в год к 2050 году. Это означает, что мировое население будет продолжать расти в 21-м веке, но более медленными темпами по сравнению с недавним прошлым.

Мировое население удвоилось (100% увеличение) в течение 40 лет с 1959 (3 млрд.) по 1999 г. (6 млрд.). В настоящее время прогнозируется, что за 39 лет население Земли увеличится еще на 50%, до 9 миллиардов к 2038 году.

Прогноз численности населения Земли (всех стран мира) и демографических данных на период до 2050 года:

Дата Численность населения Рост численности а % за 1 год Абсолютный прирост за 1 год в количестве человек Средний возраст населения Земли Плотность населения: кол человек, на 1 кв. км. Процент урбанизации Общая численность городского населения
2020 7 758 156 792 1,09% 81 736 939 31 60 55,9% 4 338 014 924
2025 8 141 661 007 0,97% 76 700 843 32 63 57,8% 4 705 773 576
2030 8 500 766 052 0,87% 71 821 009 33 65 59,5% 5 058 158 460
2035 8 838 907 877 0,78% 67 628 365 34 68 61% 5 394 234 712
2040 9 157 233 976 0,71% 63 665 220 35 70 62,4% 5 715 413 029
2045 9 453 891 780 0,64% 59 331 561 35 73 63,8% 6 030 924 065
2050 9 725 147 994 0,57% 54 251 243 36 75 65,2% 6 338 611 492

Основные этапы роста населения Земли

10 миллиардов (2056)

Организации Объединенных Наций прогнозирует численность населения мира в 10 миллиардов человек к 2056 году.

8 миллиардов (2023)

Численность населения мира, как ожидается, достигнет 8 миллиардов человек в 2023 году по данным Организации Объединенных Наций (и в 2026 году по данным Бюро переписи населения США).

7,5 млрд. (2017)

В настоящее время население Земли составляет 7,5 млрд. по состоянию на январь 2017 года, в соответствии с оценками Организации Объединенных Наций.

7 миллиардов (2011)

По данным Организации Объединенных Наций, численность населения Земли достигла 7 миллиардов 31 октября 2011 года. Бюро переписи населения США сделали более низкую оценку - 7 млрд. было достигнуто 12 марта 2012 года.

6 миллиардов (1999)

По данным Организации Объединенных Наций, 12 октября 1999 года численность населения всего Мира составила 6 миллиардов. По данным Бюро переписи населения США это значение было достигнуто 22 июля 1999 года, примерно в 3:49 утра по Гринвичу.

ДЕМОГРАФИЯ (от греческого demos - народ и...графия), наука о закономерностях воспроизводства населения. Как самостоятельная наука сформировалась во 2-й половине 19 - начала 20 вв. Термин "демография" ввел французский ученый А. Гийар в 1855. По материалам статистики демография изучает воспроизводство населения в целом и его компоненты как массовые социальные процессы, их количественные взаимосвязи с возрастно-половой структурой населения, зависимости от социальных и экономических явлений, характер взаимодействия роста населения с общественным развитием. Применяя статистические и математические, а также собственно демографические методы (продольный и поперечный анализ поколений, метод таблиц дожытия, плодовитости, брачности, математической модели населения), разрабатывает теорию воспроизводства населения, демографические прогнозы, государственную демографическую политику.

Демография имеет свой четко очерченный объект исследования - население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков - пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальностьи т. д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

[править]Движение населения

Обычно движение населения подразделяют на три группы:

    естественное

Включает в себя брачность, разводимость, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.

    механическое (миграция)

Это совокупность всех территориальных перемещений населения, которые в конечном счете определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую подвижность населения.

    социальное

Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязьвоспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.

«Естественная» или «биологическая» сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей. И этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения.

[править]Анализ демографических процессов

Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность и миграция.

Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические (анализ данных) иматематические (математические модели) методы анализа, также в последнее время всё чаще применяются социологические методы (субъективные установки). Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Сбор информации возможен четырьмя способами:

    Переписи населения;

    Текущий учет естественного движения населения;

    Текущие регистры населения (списки, картотеки);

    Выборочные и специальные обследования (например ВЦИОМ)

Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Также широко используется математическое моделирование, абстрактное математическое моделирование, графические, картографические методы. Основным инструментом демографического анализа является описательная статистика населения по полу, возрасту, занятиям, с помощью которой имеется возможность отслеживать показатели естественного движения населения.

Естественный прирост населения - превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным (например, в Нигере естественный прирост населения в 2011 составлял 36,8 ‰), так и отрицательным (например, в Черногории он составляет −8,5 ‰). Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается (то есть естественная убыль населения).

Естественный прирост как разница между рождаемостью (количество рождённых людей на 1000 жителей) и смертностью (количество умерших людей на 1000 жителей) измеряется коэффициентом, в промилле (‰), который соответствует одной тысячной доле числа или одной десятой доле процента. То есть коэффициент естественного прироста (убыли) −8,5 ‰соответствует −0,85 %, а коэффициент естественного прироста в 36,8 ‰ соответствует +3,68 %.

Рождаемость

или плодовитость населения - отношение числа рождений к числу жителей в данное время, на данной территории. Из стран, о которых имеются достаточные статистические сведения, наибольшей плодовитостью населения отличается Россия, где на 1000 жителей приходится, в среднем, 47 рождений в год, наименьшей - Франция, с 22 рождениями на такое же число жителей. Эти цифры не выражают еще крайних пределов Р.: в 18 губерниях Европейской России ежегодно родится от 50 до 60, во многих департаментах Франции - менее 20 детей на 1000 жителей. За текущее столетие коэффициент Р. в Западной Европе уменьшился, но лишь весьма незначительно; в России, насколько позволяют судить имеющиеся несовершенные данные, плодовитость населения теперь скорее выше, чем в начале столетия. Вот новейшие данные по этому вопросу:

СМЕРТНОСТЬ, процесс вымирания поколения, один из двух главных подпроцессов воспроизводства населения. С.- массовый процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания реального или гипотетич. поколения. Его статистич. описание, основанное на установлении связи между количеств. характеристиками С. и возрастом людей, даёт таблица смертности - система взаимосвязанных показателей вымирания поколения, рассматриваемых как функции возраста. Ср. продолжительность предстоящей жизни для части поколения, достигшей возраста х лет, е (х) - синтетич. характеристика порядка вымирания. Чаще всего применяется по казатель е (о) - ср. продолжительность жизни при рождении (наиболее обобщённая характеристика процесса вымирания поколения).

Коэффициент суммарной рождаемости , коэффициент фертильности - является наиболее точным измерителем уровня рождаемости, данный коэффициент характеризует среднее число рождений у однойженщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и от изменений возрастного состава. В условиях низкой смертностидля простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть не ниже 2,15. Суммарный коэффициент рождаемости выше 4,0 считается высоким, а ниже 2,15 низким. Суммарный коэффициент рождаемости сократился в мире с 4,95 рождений на женщину в первой половине 1960-х годов до 2,5648 в 2005-2010 годы. Для более развитых стран такой уровень рождаемости был характерен уже в начале 1960-х, а к концу века он снизился до 1,57.

Самый высокий суммарный коэффициент рождаемости в мире в Нигере - 7,75, самый низкий в Макао - 0,91 (на 1 января 2009 г).

Демографический взрыв - это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости.

До XVII в. население Земли увеличивалось медленно. Оно составляло примерно 150 миллионов в I в. н. э. и достигло 500 миллионов к XVII в. Затем темпы роста резко увеличились. Так численность населения мира ежедневно увеличивалась в 1992 году на 254 тыс. человек, менее 13 тыс. из них приходилось на долю промышленно развитых стран, остальные 241 - на развивающиеся страны. 60 % - Азия , 20 % - Африка , 10 % - Латинская Америка . Столь разительные различия и обуславливает современный демографический взрыв, по мощности сильно превосходящий имевший место в Европе . Его начало приходится на 1950-е годы, он продолжается вплоть до настоящего времени, хотя и идёт быстрыми темпами на спад.

В настоящее время тенденция снижения рождаемости в соответствии с нормой демографического перехода уже коснулась всех развивающихся стран, что обусловлено социально-экономическими изменениями развивающегося общества в целом и изменениями в семье, в положении женщины, её вовлечении в производство. Продолжается снижение общего уровня смертности, на фоне чего видна очень молодая структура населения в большинстве развивающихся стран, что до некоторой степени способствует продолжению современного демографического взрыва. С другой стороны, в некоторых странах Тропической и Южной Африки смертность в последние годы росла из-за продолжающейся эпидемии СПИДа.

Согласно исследованиям немецкого фонда народонаселения Deutsche Stiftung Weltbevölkerung (DSW), численность населения планеты в настоящее время составляет примерно 7 миллиардов человек, а прирост населения в 2007 году составил 82 миллиона человек

еномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства населения (с высокими и очень высокими показателями рождаемости и естественного прироста и относительно низкими показателями смертности) получил название «Демографического взрыва». Эта ситуация уже несколько десятилетий сохраняется в большинстве развивающихся стран. На них (вместе с Китаем) приходится сейчас почти 4/5 всего населения планеты и 85 миллионов его абсолютного годового прироста. Число детей, приходящихся на 1 женщину, в начале 90-х годов составило для этой группы стран, в среднем 3,7, а для стран Африки даже 5,1. Общее представление о росте численности населения планеты дает таблица.

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о сокращении доли экономически развитых стран в мировом населении и о росте доли развивающихся стран. Последние оказывают решающее воздействие на численность и воспроизводство населения и определяют демографическую ситуацию во всем мире.

В 2000 году по численности населения:

I место занимал Китай - 1 млрд. 265 млн. человек;

II место занимала Индия - 1 млрд. 2 млн. 22 человек;

III место занимали США - 276 млн. человек;

IV место занимала Индонезия - 212 млн. человек;

V место занимала Бразилия - 170 млн. человек;

VI место занимала Россия - 145 млн. человек.

Рост численности населения.

Регионы мира, весь мир.

2000г. (прогноз)

Россия, СССР, СНГ

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Северная Америка

Латинская Америка

Австралия и Океания

Весь мир

Демографическая политика

Очевидно, что резкое замедление темпов роста населения (или даже убыль населения), как в развитых капиталистический странах, странах Восточной Европы и России, или резкое увеличение темпов прироста населения, как в Африке и большинстве стран Азии и Латинской Америки, негативно сказываются на демографической и социально-экокомической ситуации в мире. Поэтому в наше время большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения. Для этого проводиться демографическая политика - система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Контроль над рождаемостью стал впервые осуществляться еще в XVIII веке во Франции, где в связей с угрожающим снижением темпов рождаемости предпринимались попытки ее стимулирования. Сейчас около 130 экономически развитых стран мира и примерно 80 развивающихся проводят демографическую политику, направление которой зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения, причем до конца 80-х годов наиболее активная демографическая политика проводилась странами Восточной Европы. Мерами демографической политики являются: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением детей (по прогрессивно возрастающей шкале), длительные декретные отпуска, льготы на приобретение жилья и т.д. Также и в бывшем СССР осуществлялась действенная демографическая политика.

В странах Западной Европы демографическая политика проводится с неодинаковой интенсивностью в разных странах. Наиболее активно во Франции, Швеции.

В США демографическая политика фактически не проводится, за исключением некоторых льгот семьям.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В зарубежной Азии программы планирования семьи воплощаются в жизнь в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Первой на этот путь вступила Индия, но самых значительных успехов в регуляции темпов прироста населения добился Китай. Основными мерами, обеспечивающими снижение рождаемости стали повышение возраста вступления в брак (в Индии 21 год для мужчин и 18 лет для женщин, в Китае - 22 и 20 лет соответственно), стимуляция создания семей с одним или двумя детьми.

В странах арабско-мусульманского региона, охватывающего Юго-Западную Азию и Северную Африку, активность демографической политики невелика в связи с национальными и региональными традициями (мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство и отрицательно относится к демографической политике).

Африка, в целом (за исключением Нигерии), почти не включена в политику планирования семьи, что вызвано традициями многодетности и другими национальными и социально-экономическими причинами.

Вопросы демографической политики сейчас являются важнейшими для развития всего мира, но различный подход к ней разных государств делает невозможной стабилизацию темпов роста численности населения планеты в ближайшем будущем.

Демографический кризис - глубокое нарушение воспроизводства населения страны угрожающее ее существованию.

Демографический кризис - невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение.

В первом случае это ситуация, которая складывается в стране или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровнясмертности. Такая ситуация в данный момент складывается в России.

В случае перенаселения, под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами.

Демографические кризисы вообще (и в России, в частности) имеют свойство инерционности: когда рождаемость долгое время держится ниже уровня простого воспроизводства, происходит старение населения и уменьшение количества женщин детородного возраста. В результате для стабилизации численности требуется более высокий СКР (количество детей на одну женщину детородного возраста).

1. Демографические проблемы в мире.

В 1988 году Национальное географическое общество США опубликовало карту мира под названием «Земля в опасности». Опасность номер один на этой карте – давление населения. Дело в том, что с середины XX века происходит беспрецедентный в истории человечества рост численности мирового населения. Homo sapiens – человек разумный как вид живых существ, вершина творения жизненных форм на Земле – существует на планете около 100-тысяч лет, но лишь примерно 8 тысяч лет назад на Земле стало насчитываться около 10 миллионов человек. Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили охотой и собирательством, вели образ жизни кочевников. Но с переходом к оседлому земледелию, к новым формам производства, особенно промышленного, число людей стало быстро увеличиваться и к середине XVIII составило около 800 миллионов. Затем наступил период всё большего ускорения прироста населения на Земле. Примерно в 1820 году численность землян достигла 1 миллиарда. В 1927 году эта величина удвоилась. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 году, четвёртый уже через 15 лет, в 1974 году, а всего через 13 лет 11 июля 1987 года было объявлено ООН «днем рождения 5-миллиардного человека». Шестой миллиард вступил на планету в 2000 году. Если этот рост продолжится хотя бы ещё пару веков, вся земная поверхность заполнится жителями с плотностью населения сегодняшней Москвы. А через шесть столетий на каждого жителя планеты останется лишь 1 кв. м. земли. По прогнозам экспертов ООН, к 2025 году население мира достигнет 8,3 млрд. человек. В настоящее время на земном шаре ежегодно рождается свыше 130 млн. человек, умирает 50 млн.; таким образом, прирост населения составляет примерно 80 млн. человек. Современная демографическая ситуация представляет собой глобальную проблему прежде всего потому, что стремительный рост населения происходит в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Так, численность населения мира ежедневно увеличивалась в 1992 году на 254 тыс. человек. Менее 13 тыс. из этого числа приходилось на долю промышленно развитых стран, остальные 241 тысяча – на развивающиеся страны. 60% от этого числа приходилось на страны Азии, 20% - на Африку и 10% на Латинскую Америку. Вместе с тем эти страны вследствие своей экономической, социальной и культурной отсталости меньше всего способны обеспечить своё удваивающееся каждые 20-30 лет население продовольствием, а также другими материальными благами, дать хотя бы элементарное образование подрастающему поколению и предоставить работу населению в трудоспособном возрасте. Кроме того, быстрый рост населения сопровождается своими специфическими проблемами, одной из которых является изменение его возрастной структуры: доля детей до 15 лет на протяжении последних трёх десятилетий увеличилась в большинстве развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате значительно выросла так называемая экономическая нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное, которое ныне в этих странах почти в 1,5 раза превышает соответствующий показатель в промышленно развитых странах. А с учётом более низкой общей занятости трудоспособного населения в развивающихся странах и огромного относительного аграрного перенаселения в большинстве из них, самодеятельное население испытывает фактически ещё более значительную экономическую перегрузку. Как показывает опыт целого ряда стран, снижение темпов роста населения зависит от многих факторов. К таким факторам относятся обеспечение всего населения жильём должного качества, полная занятость, свободный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию. Последнее же невозможно без развития национальной экономики на основе индустриализации и модернизации сельского хозяйства, без развитития просвещения и образования, решения социальных вопросов. Исследования, проведенные в последние годы в ряде стран Азии и Латинской Америки, показывают, что там, где уровень экономического и социального развития наиболее низок, где большинство населения неграмотно, рождаемость очень высока, хотя во многих из них и проводится политика по регулированию рождаемости, и наоборот, налицо её снижение при прогрессивных экономических преобразованиях.
Не менее актуальна непосредственная связь между ростом мирового населения и такими глобальными проблемами, как обеспеченность человечества природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Быстрый рост сельского населения уже привел во многих из развивающихся стран к такому «давлению» на природные ресурсы (почву, растительность, животный мир, пресную воду и т. д.), которое в ряде районов подорвало их способность к естественному возобновлению. Сейчас потребление различных природных ресурсов для промышленного производства в развивающихся странах в расчёте на душу населения в 10-20 раз меньше, чем в развитых. Тем не менее, предположив, что со временем эти страны станут экономически развитыми и достигнут такого же уровня данного показателя, как в наше время в Западной Европе, их потребность в сырье и энергии оказалась в абсолютных величинах примерно в 10 раз больше, чем сейчас у всех стран Европейского сообщества. Если же учесть темпы роста населения развивающихся стран, то их потенциальная потребность в природных ресурсах должна была бы удвоиться к 2025 году, а соответственно могло бы значительно возрасти и загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства. По данным ООН, при удовлетворении запросов, соответствующих современному западному обществу, сырья и энергии хватит только на 1 млрд. человек, как раз на население США, Западной Европы и Японии. Поэтому эти страны стали называть «золотым миллиардом». Все вместе они потребляют более половины энергии, 70% металлов, создают ¾ общей массы отходов, из них: США потребляют около 40% мировых природных ресурсов, выделяя свыше 60% всех загрязнений. Значительная доля отходов остаётся в странах, добывающих сырьё для «золотого миллиарда». Остальное население Земли находится за бортом «золотого миллиарда». Но если бы оно сумело дойти в росте минеральных ресурсов до уровня США, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа – через 5 лет, угля – через 18 лет. Остаётся надежда на новые технологии, но все они способны к эффекту при стабильной, а не удваивающейся каждые несколько десятков лет численности населения. С 1984 года мировой сбор зерна увеличивается на 1% в год, а численность населения – почти на 2%. Удвоить производство продовольствия уже не представляется возможным. Количество голодающих в мире быстро возросло от 460 млн. в 1970 году до 550 млн. в 1990 году. Сейчас оно составляет 650-660 млн. человек. Ежедневно в мире умирают от голода 35 тыс. человек. За год – 12 млн. людей. Но рождается ещё больше: за этот же год прибавляется 96 млн., и погибшие миллионы остаются незамеченными. Землю заселяют не только её жители, но и автомобили, мотоциклы, самолеты. Для 250 млн. автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько всему населению Земли. А через 2 столетия, по мнению некоторых учёных, кислород вообще исчезнет из атмосферы. Не хватает даже подземного пространства. Под землёй образуются целые города: канализации, проводящие системы, метро, убежища. Заполнение пространства идёт очень быстро, умножаются также отбросы, что делает ещё более угрожающим его нехватку. Проблема жизненного пространства не нова. Для английской нации она решалась колонизацией Северной Америки, для испанской – Южной, для русской – освоением Сибири и Средней Азии. Германии решить проблему пространства не удалось, что и послужило причиной двух мировых войн. Последние 50 лет происходит перемещение переселенцев из трудоизбыточных стран третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много, а работников с каждым годом всё меньше. Разницу пришлось заполнять иностранной рабочей силой, и народы с высокой рождаемостью стали стремительно распространяться среди сокращающихся по численности европейских народов. Уже не удается приостановить приток иммигрантов в Западную Европу из стран Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Турции. Растёт число легальных и нелегальных иммигрантов в США из Латинской Америки. Приехавшие в богатые страны люди готовы браться за любую работу, не требуя за нее высокой платы. Поэтому почти все индустриальные страны Запада под давлением своих профсоюзов приняли законодательные меры по ограничению въезда иностранных рабочих. Но поток иммигрантов продолжает нарастать. Въезд в страны рыночной экономики начинает охраняться мощнейшими полицейскими силами. Поначалу мигранты довольствуются низкооплачиваемыми местами, затем начинают требовать экономического и культурного равноправия. На жителей страны, принявших пришлых, начинают сыпаться упреки в расизме. Происходят бунты «цветных» в странах Западной Европы. Люди покидают свои места также в силу политических, национальных или расовых причин. Если в 1970 году в мире насчитывалось 2 млн. беженцев, то в 1992 году их стало 19 млн. Ввод советских войск в Афганистан положил начало многомиллионному потоку беженцев из страны. К концу 80-х годов их количество оценивалось в 6-8 млн. человек, больше половины из них сосредоточилось в Пакистане, меньшая часть рассеялась в Иране, Турции и странах Европы. В 1990-х годах сформировал, а также принял многочисленные потоки беженцев Северный Кавказ. Новые волны беженцев вызвали натовские бомбардировки Югославии и антитеррористические операции в Афганистане. Большинство этих беженцев сосредоточено в особых лагерях на содержании ООН

Миграции населения в настоящее время связаны, в основном, с экономическими и политическими причинами. "Экономические" беженцы мигрируют из бедных стран - в богатые, из депрессивных районов в быстроразвивающиеся. Наибольшее число экономических мигрантов направляется в США (нелегальная миграция из стран Латинской Америки), Западную Европу, особенно в ФРГ из Югославии и Турции, в Гонконг из Вьетнама, на нефтеразработки Персидского залива из стран Южной Азии и Северной Африки. Коренное население принимающих стран весьма негативно относится к росту иммигрантов и беженцев, которые, как правило, заняты на самых низкооплачиваемых работах, среди них отмечаются самые высокие показатели преступности. Проблема беженцев (они, как правило, пересекают границу своего государства из-за обоснованного страха перед религиозными, расовыми и национальными преследованиями или по политическим убеждениям) в современном мире стала одной из глобальных проблем человечества. На конец 90-х годов, по оценкам экспертов ООН, общее число беженцев в мире достигло 15 млн. человек, причем большая их часть (9/10) приходится на развивающиеся страны. Рост числа беженцев сопутствует крупным межгосударственным и внутригосударственным конфликтам. В связи с обострением политической ситуации в странах ближнего зарубежья России, в ней самой обострилась проблема беженцев. Их число уже достигло к концу 1992 г. 400 тыс. человек, ожидается, что общее число русских, выезжающих из бывших республик бывшего СССР, достигнет 700 тыс. чел. Появлению "экологических беженцев" способствует опасное для жизни загрязнение окружающей среды в районах прежнего проживания (например, беженцы из района, прилегающего к Чернобыльской АЭС) и природные катастрофы - извержение вулканов, наводнения, опустынивание.