Организация гончарной мастерской. Гончарное ремесло для начинающих. Ручная обработка изделия

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает . Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.

Виктория Белобородова

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

"Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э . выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор , а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени."

Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор .

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс . Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Фарфор твердый , масса которого почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упруго-звонкая, однородная, твердая, не поддающаяся действию ножа, в изломе раковистая, 2,07-2,49. Он содержит каолин , или фарфоровую глину, и сверх того - полевой шпат , мел и кварц . Полива состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и самая масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу : слабому до покрытия поливою и очень сильному после покрытия поливою.
  • Фарфор мягкий легче плавится, чем твердый; французский содержит массу почти стекловатую, с прозрачною свинцовою глазурью; масса английского состоит из каолина, кремнезема, гипса и костяного пепла. Полива состоит из мела, кремнезема , буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит , то есть фарфор твердый, неглазурированный; масса такая же, как в фарфоре.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa - средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарные и нежные (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной поливой.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

  • Фаянс нежный - смесь огнеупорной глины с кремнеземом; покрывается прозрачною поливою, имеет основную массу непрозрачную, незвонкую.
  • Фаянс обыкновенный , называемый иногда майоликою , имеет массу красновато-жёлтую; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачною оловянною поливою.
  • Терракота , или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и обращенного в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений, половых лещадок и пр.
  • Изделия гончарные обыкновенные , коих масса состоит из глины и глинистого мергеля с непрозрачною свинцовою глазурью .
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: всякий кирпич , черепица , дренажные трубы, лещадки и пр.

Материалы гончарного производства

Изразцы . Выделка изразцов начинается с приготовления из комьев поднесенной глины пластинок, скалок и ободов. Первые изготовляются на формовальных колодках требуемого рисунка, если это будут изразцы карнизные, а ободки - на Г. станке, описываемом при формовке горшков. Для выделки изразцов имеются 4 колодки, с помощью которых можно выделать все сорта изразцов. Колодки делаются из березовых досок, должны быть гладко выструганы и карнизы опилены. Деревянная лопатка, нож и тонкая проволока довершают остальной инструмент. Сборку отдельных частей изразцов делают так: на колодку кладут пластинку и на неё накладывают обод, который вдавливают лопаткою или приколачивают до той поры, пока высота обода не сделается требуемой меры, и тогда изнутри и снаружи обод обкладывается скалками или лентами, которые работник прижимает для соединения в одно целое с отвесными его стенками, придавая им желобчатую форму. Остается только в поперечных стенках обода сделать гвоздем отверстия для вкладывания железных анкеров при связке печей и отнести изразец в сушильню. Формовка украшений делается одновременно со сборкою изразцов в особых гипсовых или деревянных формах, в которых вытискиваются изразцы с требуемыми на их поверхности изображениями с помощью пресса. Сушка изразцов продолжается от 4 ½ - 5 суток. После сего поверяют линейкою правильность лицевой плоскости изразца, если нужно стругают, а углубления заполняют теми же стружками, смоченными водою.

Нанесение глазури

Некоторые изделия Гончарного производства не покрываются поливою, например огнеупорные кирпичи, лещади, черепица, горшки, терракота и т. п., остальные же обыкновенно покрываются глазурью . Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагою. (Этой же цели служит также молочение (молочный обжиг) - один из древних способов обработки керамики для придания ей водонепроницаемости и красивого вида.)

Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением ; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль , которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою .

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.

Любой творческий человек рано или поздно задумывается о том, чтобы сменить скучную офисную работу на ту, которая будет радовать его душу. На ум приходят разные идеи, от рисования, до организации праздников. Для многих важно, чтобы свое дело было этичным и приносящим реальную пользу обществу. Одним из таких является обучение древнему ремеслу – гончарному искусству .

Глина — это чистый природный материал, который, с одной стороны, позволяет расслабиться и отвлечься от рутины. А с другой — глина издревле была превосходным материалом для строительства и различного производства. Из глины до сих пор делают кирпичи, посуду и декоративные керамические изделия. Дорогие фарфор и фаянс также производятся из глины по процессу, который мало чем отличается от изготовления кирпичей. Разница производств заложена лишь в сорте глины и некоторых специфичных конечных процессах. Несмотря на древность гончарного ремесла оно по прежнему актуально. А с возросшей доступностью инструментов оно стало популярным у обывателей, которые хотят изготавливать керамику для себя и друзей, в качестве хобби. Поэтому бизнес по обучению и предоставлению возможности заниматься этим прекрасным делом всегда найдет своего потребителя.

Почему именно гончарная школа?

Согласитесь, все в детстве любили лепить из пластилина, а кому-то повезло поработать с чистейшим природным материалом – глиной. Сама по себе, глина является вязкой субстанцией, которая легко поддается пластичным изменениям. Из глины делают посуду, декоративные предметы интерьера, бижутерию и многое другое. Но научиться лепить из глины что-то стоящее самому – достаточно сложно. Именно поэтому люди охотно записываются на мастер-классы по лепке из глины руками и на гончарном круге.

На занятия приходят, как дети, так и взрослые пожилые пары. Лепка из глины успокаивает, очищает ум и дарует позитивный настрой на весь день. Кроме того, изделия, полученные после занятий, можно полноценно использовать в быту. Некоторые сравнивают процесс лепки из глины с медитацией. Также широким спросом пользуются групповые занятия, как отличная форма для проведения дня рождения или корпоратива.

С чего начать?

Многие думают, что чтобы открыть гончарную школу – надо самому очень хорошо уметь лепить из глины. От части – это правда. В своем штате необходимо иметь минимум двух специалистов, которые разбираются в гончарном ремесле, желательно, чтобы одним из них был дизайнер-керамист, прошедший обучение в специальном учебном заведении. Важно понимать, что после того, как Ваши ученики слепят изделия из глины, понадобится самостоятельно высушить их и обжечь при правильной температуре. Также не стоит забывать о технологических процессах: глазуровании изделий (остекление), покраске ангобами, утильном и вторичном обжиге.


Конечно, если Вы не хотите самостоятельно вести курсы, то стоит поручить контроль этих важных составляющих бизнеса своим работникам. Но на деле эти процессы ни так уж и сложны, но, конечно, лучше на первое время нанять опытного в этой сфере специалиста, чтобы перенять его опыт и создать свою технологическую методичку. Что касается самой лепки, то ничего сложного здесь нет. Составить обучающую программу можно буквально за неделю. Самостоятельно изучите литературу по гончарному искусству и на первое время этого будет достаточно детям и начинающим керамистам.

Некоторые тонкости и советы по оборудованию и открытию собственной гончарной школы

Для начала Вам понадобятся:

  • печь для обжига глины
  • гончарный круг
  • набор инструментов (кисточки и специальный приборы)
  • мебель и стеллажи
  • глина и краски

Бизнес по открытию гончарной школы имеет низкий порог вхождения. Для начала понадобится приобрести печь для обжига, ее цена начинается от 90 000 рублей. На первое время самой простой печи будет достаточно. Учтите, что важно, чтобы печь могла обжигать глину на температуре выше 1000 градусов. Также, понадобится сама глина, инструменты и специальные краски для нее (ангобы и глазури). Не забывайте о гончарном круге, он будет незаменим, если вы хотите начать обучение с производства посуды, хотя на первое время, занятия можно проводить только по ручной лепке. Все это можно приобрести в специализированных интернет магазинах.

Важной расходной частью станет закупка мебели, чтобы организовать рабочее пространство в гончарной школе. Тут все зависит от площади помещения. Минимальный закуп для организации гончарной школы со средней пропускной способностью около 100 человек в месяц – 150 000 рублей, без учета аренды помещения.

Площадь помещения должна быть не менее 30кв.м, но учтите, что чем больше помещение, тем комфортнее ученикам. Постарайтесь расположиться ближе к школам и детским садам, желательно в центре города, чтобы было удобно добраться до мастерской.

Выделите специальное место для печи (это будет муфельная электропечь), учитывайте требования пожарной безопасности, проконсультируйтесь со специалистами, которые производят печи для обжига глины.

Форматами обучения могут быть:

  • — единичные мастер-классы по ручной лепке или на гончарном круге (для всех желающих)
  • — базовый курс, состоящий из 8-12 занятий (для желающих научиться лепке)
  • — узконаправленные занятия для профессионалов своего дела (продвинутые курсы, повышение квалификации)
  • — сдача в аренду рабочего пространства для продвинутых гончаров и индивидуальных занятий (гончарный коворкинг)
На что можно рассчитывать в итоге?

Окупаемость такого бизнеса составляет примерно 6-8 месяцев, все зависит от рекламы и правильного позиционирования в своем городе. На старте очень важно завлечь учеников дружелюбным сервисом и гибкой системой цен. Средний чек за мастер-класс может достигать 2000 рублей с одного слушателя.

Для имиджа гончарной школы важен дизайн, поэтому уделите особое внимание, как названию, так и внешнему оформлению. Гончарная школа завлекает своим творческим процессом, как детей, так и родителей. Равнодушных, как правило, не остается, ведь лепка из глины – это прекрасный способ самовыражения, который всегда будет востребован на рынке услуг.


* В расчетах используются средние данные по России

Итак, если вы планируете открыть собственное производство керамических изделий, но при этом не обладаете достаточными средствами для организации полномасштабного предприятия, можно начать с гончарной мастерской. В настоящее время это направление вызывает большой интерес у предпринимателей. Специалисты отмечают рост интереса к этому направлению. Причем потребителей интересуют не только сами гончарные изделия ручной работы, но и процесс их изготовления как оригинальное хобби.

Независимо от того, собираетесь ли вы обойтись своими сбережениями или планируете привлекать инвесторов, перед тем как приступать к решению организационных вопросов, обязательно составьте подробный бизнес-план. Конечно, в идеале вы должны хорошо разбираться во всех тонкостях этого ремесла. Но даже если у вас нет опыта работы в этой сфере, но она представляет для вас интерес, не стоит отказывать от своей идеи. В таком случае вы будете выступать не в роли мастера, а как организатор и руководитель. Но в любом случае вы должны иметь хотя бы общее представление о процессе изготовления керамических изделий.

Прежде всего, вам понадобится подходящее помещение. Оно может располагаться и вдали от центра города. Главное, чтобы вам и вашим работникам было удобно добираться туда. Большинство гончарных мастерских открывается либо на окраине города (или даже пригороде), или и вовсе в области. Но последний вариант подходит для более крупных предприятий, которые экономят на доставке сырья, располагая свое производство поблизости от места добычи глины.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Существуют определенные требования к площади мастерской. Она должна состоять как минимум из двух помещений. Первое площадью не менее 50 кв. метров отводится под производственный цех, а второе площадью в 20 кв. метров используется для хранения сырья и готовой продукции. Рабочее помещение должно быть оборудовано хорошей системой вентиляции. Лучше всего, если в вашей мастерской будет еще одно отдельное, третье помещение, где будет проходить глазирование изделий. Глазурь содержит свинец и другие вредные вещества, поэтому работать с нею нужно с соблюдением техники безопасности и с использованием респираторов. В идеале помещение должно быть в вашей собственности. Но если такового нет, то придется арендовать подходящее на несколько месяцев. Стоимость аренды составит от 35 тыс. рублей (точная сумма зависит от региона, расположения, площади и состояния помещений).

Когда подходящее помещение будет найдено, можно приступать к поиску оборудования. Здесь есть большое количество нюансов, поэтому если вы не являетесь специалистом в гончарном деле, обратитесь за помощью к таковому. Иначе велик риск приобрести не то, что нужно.

К основному оборудованию относятся гончарные круги, оборудование для замеса глины, весы для дозировки глиняной массы, формы для изделий (например, для изготовления магнитов, рамочек для фотографий и прочей мелочевки), инструменты и специальные печи для обжига готовых изделий. Потребуются также рабочие столы и стулья для гончаров, стеллажи, полки и шкафы для хранения продукции и сырья. В набор инструментов для гончарных работ входят стеки, струны с ручками, скалки, ножи, циркули и кронциркули, ложечки, гончарные ножи и пр. Один гончарный круг обойдется в сумму от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Около 30 тыс. рублей стоит и машина для вымешивания глины. Еще около 5-7 тыс. рублей потребуются на покупку весов и около 5 тыс. рублей – на инструменты.

Муфельную печь с температурой нагрева до 950 °С некоторые умельцы делают самостоятельно из бытовой электрической плитки. Для этого из стального листа толщиной 0,5-0,9 мм изготавливают корпус по диаметру электроплитки, а сверху прикрепляют крышку, просверлив в ней несколько отверстий для выхода пара. Муфельную чашу делают следующим образом. Сначала изготавливается форму из картона, которая пропитывается парафином или воском. На внутреннюю поверхность формы наносится глиняная масса слоем в 1 см. После высыхания, глиняная чашка отделяется от формы, еще раз подсушивается и обжигается. Ее нижняя часть должно плотно прилегать к электроплите. Готовую муфельную чашку помещают в корпус. Пространство между муфелем и корпусом заполняют асбестовой крошкой. Чтобы контролировать процесс обжига, делают глазок диаметром 20-25 мм со шторкой. Сама конструкция устанавливается на асбестовом основании.

Впрочем, лучше все же не рисковать и приобрести муфельные печи. Стоимость одной печи составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Даже в случае с небольшой мастерской желательно иметь хотя две-три печи.

На закупку первой партии сырья, примесей, глазурей, красок и пр. потребуется около 50 тыс. рублей. В небольшой мастерской площадью около 50 кв. метров могут работать одновременно три мастера. Заработная плата каждого из них начинается от 10-15 тыс. рублей, в зависимости от региона, занятости, квалификации и т. д.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Доходы гончарной мастерской складываются из двух составляющих – продажи самих гончарных изделий и изготовление их под заказ, а также проведения платных мастер-классов, экскурсий, сдачи в аренду рабочего помещения и оборудования. Оптовая стоимость простого предмета из глины, выполненного методом штамповки (например, магнита), начинается от 60-70 рублей при себестоимости 25-30 рублей. При этом в розницу такие магниты продаются по цене около 170-190 рублей. Посещение мастер-класса с обучением азам работы с гончарным кругом стоит от 350 рублей с человека. Среднее количество участников одного мастер-класса – пять-шесть человек. Стоимость аренды гончарной мастерской вместе со всем необходимым оборудованием начинается с 1000 рублей и выше. Конечно, зарабатывать на обучении и сдаче мастерской в аренду можно лишь в том случае, если она располагается в крупном городе, где конкуренция в данной области практически отсутствует и есть интерес со стороны людей к гончарному ремеслу. Реализовать готовые изделия можно через мелкооптовые компании (по мере увеличения объемов производства можно будет задуматься и о крупном опте), через торговые сети, отдельные магазины (цветочные, магазины игрушек, магазины сувениров и подарков), торговые точки и ларьки (включая сувенирные лавки в торговых центрах города, на вокзалах и в аэропортах), точки на рынках, через собственный магазин при мастерской, а также через интернет-магазины (но этот вариант подходит только для продажи мелкой сувенирной продукции). Мечта всех мелких производителей сувенирной продукции – стать поставщиком крупных российских торговых сетей. Глиняные сувениры самобытны и пользуются спросом, а конкуренция на федеральном уровне отсутствует. Но для сотрудничества с торговыми сетями минимальная партия товара должна составлять не менее тысячи штук одного наименования, что является довольно большим объемом для небольшой мастерской, даже если речь идет о мелочевке, вроде штампованных магнитов. Другая сложность связана со спецификой любого полукустарного производства, к которым относится нестабильное качество продукции и несоблюдение сроков поставок.

Даже если в вашем городе практически полностью отсутствует конкуренция в этом сегменте, не стоит забывать о рекламе и, главное, высоком качестве вашей продукции. Реклама поможет привлечь внимание желающих освоить искусство лепки из глины. А высокое качество и оригинальный дизайн вашей продукции станет залогом успеха среди потенциальных покупателей.

Для открытия небольшой гончарной мастерской потребуется от 250 тыс. рублей. Сроки окупаемости такого вида бизнеса составляют от одного года.

641 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 42657 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Другие статьи по вашей теме: