Схема импульсного освещения для фотостудии. Правильные схемы оформления освещения для фотостудий Как сделать студийный свет дома

Отдельного помещения или даже целого дома - это важный момент на стадии проектирования ремонта. Свет бывает основным и интерьерным. С помощью интерьерного света можно подчеркнуть цвет и фактуру поверхности стен, потолка, зонировать пространство, точечно подсветить какие-то интерьерные особенности. Освещение влияет даже на настроение. В находиться намного приятнее, чем в помещении с тусклым светом.

Перед тем как делать освещение в помещении своими руками, необходимо задаться следующими вопросами:

  • Какой это будет свет: основной или дополнительный?
  • Какое это будет освещение? Популярны осветительные приборы с лампой накаливания или диодами.
  • Как будут располагаться светильники?

Внимание

При работе с приборами, которые подключаются к электросети, необходимо соблюдать меры предосторожности. Для серьёзных манипуляций с электрикой рекомендуется приглашать электрика.

О том, как правильно сделать освещение дома своими руками, а также устроить иллюминацию во дворе, читайте , о светодиодном освещении в квартире узнайте , а о подключении люстры и выключателя к электросети рассказано в .

Красивый дополнительный свет

В качестве дополнительного освещения часто монтируются устройства с диодами. Новичкам лучше пользоваться . Мастера с опытом могут сделать светильник с отдельными диодами. Можно создать бра с любыми декоративными элементами. Лента нарезается обычными ножницами. В качестве платформы для крепления можно использовать готовую плату, старый плафон.

Хороший для видеосъёмки

Свет используется для хозяйственных нужд, выделения декоративных элементов в помещении и даже для видеосъёмки. Если дома оборудована комната для съёмки или хозяин помещения ведёт блог, часто снимает домашние видео, нужен хороший осветительный прибор. Удачный свет может заставить снимать на высоком уровне даже бюджетную видеокамеру или смартфон. можно сделать из подручных материалов. Потребуется создать прототип будущего корпуса софтбокса на бумаге. Для софтбокса нужна мощная небольшая люминесцентная лампа на прищепке.
  1. Корпус прибора изготавливается из самой обычной картонной коробки. Подойдёт размер 40 х 35 х 28,5 см. На картон переносится контур будущего корпуса, вырезается и склеивается.
  2. Чтобы создать отражающий слой внутри корпуса, можно использовать пищевую фольгу. Фольга разрезается на небольшие кусочки, которыми проклеивается внутренняя часть софтбокса. В качестве клея удобно использовать ПВА.
  3. После наклеивания фольга аккуратно расправляется, разглаживается. В качестве рассеивателя можно использовать белую бумагу для выпекания.
В результате работы получается удобный профессиональный софтбокс в бюджетном исполнении.

Правильный монтаж

Основные правила:
  • Основное освещение должно давать ровный световой поток по всей площади помещения и может состоять из нескольких групп осветительных приборов. Эти группы, например, могут располагаться на разных уровнях гипсокартонного потолка. При установке приборов основного освещения следует учитывать направленность света, его интенсивность, цветопередачу.

    Иллюминация не должна быть тусклой или ослепляющей, не должна бликовать на поверхностях или падать на рабочее место.

  • Рекомендуется комбинировать группы освещения с лампами разной цветовой передачи. Желательно присутствие ламп и тёплого, и холодного белого свечения.
  • Инструкция по монтажу самим в домашних условиях

    Например, чтобы подсветить гипсокартонный потолок, используется светодиодная лента. Чтобы создать , необходимо:

  1. Выбрать ленту , рассчитав необходимое для подсветки количество диодов.
  2. Монтировать её. Светодиоды монтируются на липкую ленту. Липкий слой должен быть только на обратной стороне с покрытием из защитной плёнки.

    Липкая лента может со временем отклеиться от гипсокартона, поэтому рекомендуется сделать следующее: перед работой с лентой необходимо найти ПВХ уголок, который подходил бы к полке и откосу по размеру, и прикрепить его небольшими саморезами в нише, где будет свет. Сцепление с ПВХ у липучки намного выше, чем с гипсокартоном.

  3. Припаять провода. Провода припаиваются к светодиодной ленте осторожно, так как диоды не любят перегрева.
  4. Присоединить к контроллеру. Мастера советуют присоединять к контроллеру каждую трёхметровую секцию отдельными проводами.
  5. Соблюсти полярности. При работе со светодиодным освещением нужно точно соблюдать полярность и назначение каждого провода.

Разновидности светодиодных приборов

Виды

Популярные виды:

  1. Светодиоды индикаторные и осветительные SMD (Surface Mounted Device). Предназначены для поверхностного монтажа на печатную плату. Их можно монтировать на плату малой площади в больших количествах, изготавливая самодельную светодиодную лампу или световую панель. Популярные представляют собой набор SMD-светодиодов на подложке.
  2. «Пиранья». Сверхъяркие светодиоды прямоугольной формы с особой формой основания и улучшенными рассеивающими свойствами. Они легко монтируются четырьмя выводами на печатную плату или на другое плоское основание.
  3. Осветительные светодиоды COB (Chip On Board). COB – это множество полупроводниковых кристаллов, установленных на одной подложке, залитых люминофором. Эти диоды можно крепить на подложке в большем количестве, чем SMD, поэтому у COB световой поток получается больше.
  4. Светодиоды filament (в форме нити накала). Этот тип обладает ещё лучшими световыми свойствами, чем COB. Кристаллы монтируются на стеклянную подложку, затем заливаются флуоресцентным составом.

Плотность

Плотность диодов – это количество светодиодов на один погонный метр. Чем больше диодов расположено на метровом отрезке, тем она ярче. Популярные виды светодиодных лент по плотности диодов:

  • SMD 3528 - на одном погонном метре используется от 60 до 240 близко расположенных друг к другу световых элемента. Это лента с повышенной яркостью.
  • SMD 2835 Premium - на одном погонном метре ленты используется от 60 до 120 диодов. Чаще всего используется для точечного освещения.
  • SMD 5050 - на одном погонном метре располагается от 30 до 120 элементов. Качественный бюджетный продукт.

Ленты SMD 3528, SMD 2835 и SMD 5050 считаются практически самостоятельными источниками света благодаря высокому уровню яркости.

Защищённость ленты

Класс защиты любого электрооборудования обозначается двумя буквами IP (International Protection). В каждой IP-маркировке, кроме букв, производитель указывает две цифры, первая из которых обозначает степень защиты от попадания пыли, а вторая – защиту от влаги.

Среди лент встречаются два вида, которые выделяются по степени защиты:

  1. Открытые ленты IP 33. Защита IP 33 – это покрытие прозрачным лаком лицевой стороны. Такое покрытие служит для диэлектрической защиты.
  2. Закрытые ленты от IP 65 до IP 68. Защитой служит слой прозрачной эпоксидной смолы, а на ленте IP 68 присутствует двойная защита: эта лента помещена в прямоугольную ПВХ трубку и покрыта слоем прозрачной эпоксидной смолы.

Советы:

  1. Перед монтажом проводов нужно составить проект освещения, отметить места будущей укладки кабелей на стенах.
  2. Токопроводящие провода укладываются строго по вертикали или горизонтали. Если планируется сделать поворот, то только под прямым углом.
  3. От проводки до перекрытий, проёмов дверей и окон должно быть примерно одно и то же расстояние, но не менее 100 мм.
  4. Сечение провода выбирается по потребляемой мощности освещения. Провод сечением 1 мм 2 рассчитан на нагрузку 11 ампер, а лампочка накаливания мощностью 100 ватт потребляет примерно 0,45 ампер.
  5. В местах соприкосновения проводов в стене прокладывается дополнительная изоляция.

    Все скрутки должны быть качественными, хорошо заизолированными.

  6. При работе со светодиодами паять нужно в одно касание.

Осветительные приборы помогают комфортно проводить время в любом помещении в вечернее время и ночью. Но это - не единственная их задача. Правильное освещение подчеркнёт изящество и красоту дизайна комнаты или целого дома. Сделать освещение в квартире или доме под силу даже новичку, если подойти к делу ответственно, соблюсти все меры предосторожности при работе с устройствами, работающими от сети.

Вконтакте

Для большинства фотографов актуален вопрос о том, как создать качественный студийный свет. Так как его часто не хватает из окна, а стационарные лампы не дают желаемого результата. Студийный свет можно сделать своими руками. Немаловажным фактором при этом остается простота и низкобюджетность.

Домашняя фотостудия

Чаще всего это огромное количество дорогой аппаратуры в большом помещении. Однако при желании можно собрать свой портативный набор студийного света, потратив на него минимум средств.

Для этого необходимо следующее оборудование: фотоаппарат (с объективом), синхронизаторы, вспышки и держатели для них, аккумуляторы, стойки, зонты, софтбоксы, модификаторы, фоны и, конечно же, сумки, чтобы переносить и хранить весь инструмент.

Каким бывает студийный свет

Роль освещения в мире фотосъемки неоценима. С его помощью можно передать настроение, глубину, эмоции. Самым мощным источником в студии считается рисующий свет. Использовать только его не стоит, так как получается слишком большой контраст, и половина объекта оказывается в темноте. Исправить положение можно заполняющим светом. Это сделает тени плавнее, они не так будут бросаться в глаза.

Чтобы получить более идеальную картинку, нужно добавить контровой свет. Он придаст видимости, объект зрительно отделится от фона. Располагают его позади модели.

Также существуют такие виды студийного света, как импульсный и постоянный. Рассмотрим каждый из них.

Свет импульсный

Такой источник дает гораздо больше мощности, нежели постоянный. Даже если их сравнить по стоимости, размеру, другим параметрам. Почему так происходит? Потому что постоянное освещение, пока затвор открыт, все время должно в объективе отражать от предметов фотоны. А импульсный студийный свет накапливает достаточно энергии за короткое время и мгновенно высвобождает ее в большом количестве. Что позволит легко превзойти солнце. Так как для фотографии нужно краткое мгновение.

Если необходимо большое количество энергии для работы - это лучший вариант. Источником импульсного света можно осветить помещение как в солнечный ясный день. При этом весить он будет всего 100 грамм и свободно помещаться в руке. Более удобно использовать импульсный свет и при съемке на природе. Конечно, люминесцентные трубки-лампы складываются не очень компактно, да и от ударов защитить их необходимо. Источником питания служат обычные аккумуляторы.

Импульсный свет излучают вспышки и пилоты. С фотоаппаратом их связывает синхронизатор. Недостаток один - выделение большого количества тепла. Следствие - огромное потребление энергии.

Свет постоянный

В основном источниками служат светодиодные и галогенные лампы. Они не связываются с фотоаппаратом, что очень удобно в работе. Несмотря на то, что импульсный, на первый взгляд, превосходит студийный свет постоянный, у последнего есть и свои преимущества. Используя такое освещение, фотограф увидит то, что и его камера. Нет ограничений в применении светомодификаторов. Так как тепла выделяется немного. Даже не делая кадр, можно увидеть результат, просто перемещая свет.

Работать с ним - одно удовольствие. Не требуется использовать флешметр, снимать в ручном режиме. Нужно просто переключать настройки до получения нужного результата, подстроить ISO камеры и диафрагму. Постоянный свет идеален для обучения. Понравится он и модели. Ее не будут беспокоить резкие вспышки, придется только привыкнуть к очень яркому освещению.

Студийный свет своими руками

Наиболее распространенной насадкой для приборов освещения является софтбокс. Его можно сделать самим. Для этого понадобится:

  • ящик картонный;
  • ватман;
  • фольга;
  • прожектор галогенный;
  • подкладочная полупрозрачная ткань;
  • рейки;
  • спицы;
  • клей;
  • ножницы;
  • проволока;
  • гайки;
  • шпильки;
  • прищепки канцелярские.

Софтбокс состоит из каркаса, который можно сделать из любого (квадратного или прямоугольного) картонного ящика. С одной стороны, необходимо отрезать крышку, чтобы она была открыта. Затем делаем отражающий слой. Для этого обклеиваем внутреннюю поверхность ящика белой бумагой или фольгой. Из полупрозрачной светлой ткани сделаем экран-диффузор, заклеивая ею открытую сторону. В софтбоксе есть двухслойный чехол: внешний (черный) и внутренний (металлизированный отражающий).

На противоположной стороне экрана необходимо сделать отверстие для прибора освещения, в качестве которого используется прожектор галогенный. Крепится он при помощи проволоки.

Если для работы нужен большой софтбокс, то его каркас можно изготовить из деревянных реек и проволочных спиц. Следует заметить, что рама, на которую крепится экран, должна быть гораздо больше, чем для прожектора. Готовый каркас обтягивается чехлом. Его можно сделать цельным двухслойным. Так, он проще надевается на рамку, однако требует больших временных затрат. По отдельности обтягиваем стенки, используя прищепки канцелярские, разные по размеру.

Софтбок крепится к или ножке светильника. Очень важно включать его только во время съемки. Так как сильно нагревают поверхность. Самодельный студийный свет готов.

Мощность и качество различных типов света

Для любителей светлых снимков с неглубокой резкостью и открытой диафрагмой идеально подойдет постоянное освещение. Хотя оно и имеет маленькую мощность. Для съемки еды, натюрмортов, продуктов и статических предметов в целом лучше применить импульсный свет.

Что касается качества, то мнения по этому поводу очень субъективны. Однако постоянный свет более приятен и мягок.

Принципы работы

Фотограф в домашней студии должен иметь все необходимое для съёмки. Это неё, фон, осветительные приборы, отражатели, насадки. Но этого недостаточно. Еще очень важно знать, как работать со студийным светом, правильно его поставить.

Основные атрибуты:

  • портретная тарелка;
  • рефлектор;
  • зонт;
  • софтбокс;
  • светоотражатели;
  • цветные фильтры;
  • тубус;
  • соты.

Использование фонового рефлектора поможет равномерно осветить задний план. Даст резкие тени, направленный жесткий свет. размещается напротив объекта, который снимают. Она дает мягкий направленный (сконцентрированный) свет, который дополняется рассеянным. Для этого применяется софтбокс и зонт. Можно установить лампу за ним (на просвет) или применить как отражатель благодаря белой ткани на внутренней поверхности.

Сегодня самой популярной насадкой среди фотографов является софтбокс. Свет получается рассеянный и красивый. Мастера применяют октобоксы (большой восьмиугольный) и стрипбокс (длинный прямоугольный). Все зависит от размеров, формы, расстояния до объекта. Для группового снимка используются октобоксы, для портретных, во весь рост - стрипбокс.

Для смены направления и цветовой необходимы фотоотражатели. Также они незаменимы для студий с одним источником. Спот (тубус) фотографы применяют редко, так как он способен осветить только маленькую деталь.

С помощью цветных фильтров изменяют цвет студийного освещения. Их устанавливают на источник, направляют на фон и так получается фото в ореоле. Цвет кожи при этом не меняется. Для имитации солнечного света используют соты.

Моноблоки, генераторы служат фотографам как источники постоянного света. Опытные мастера выбирают генераторы. Они хоть и дороже, но легче в работе.

Синхронизация и способы ее проведения

Сегодня в магазинах можно приобрести комплект импульсного света. Туда входят:

  • стойка;
  • лампа;
  • зонтики;
  • цветные фильтры.

Неудобство доставляет то, что необходима синхронизация и подключение к фотокамере. Иначе вспышка просто не будет работать.

Синхронизацию можно провести тремя способами.

  1. Трансмиттер (ИК-пускатель).
  2. Радиосинхронизатор.
  3. Синхрокабель.

ИК-пускатель - это маленькая коробочка. Крепится к камере там, где обычно вспышка. Действует по такому принципу: внутри моноблока есть «ловушка», которая улавливает импульсы, что дает понять вспышке: «Пора работать». Недостаток - инфракрасный луч должен находиться в видимости устройства, как пульт и телевизор. Из-за неудобства такой способ применяется редко.

Более практичен в использовании радиосинхронизатор. Снимает с любого места, куда дошел сигнал. Принцип работы такой, как и у трансмиттера, но в основе лежат радиоволны.

Крайне неудобным способом для фотографа является синхрокабель. Так как источник освещения и фотоаппарат соединяет провод, который постоянно будет путаться под ногами у мастера.

Определившись с синхронизацией, необходимо настроить вспышку. Она переключается в ручной режим. Мощность уменьшается. То же проделываем с камерой. Экспозиция кадра определяется гистограммой или флеш-метром.

Будет полезна тем, кто любит что-то фотографировать. Вечной проблемой при этом становятся тени, которые отбрасывают предметы. У автора, например, постоянно образовывались черные тени, когда он фотографировал своим самоделки, вот было и решено собрать более качественное освещении по аналогии студийного. При таком освещении свет рассеивается по помещению. Конечно, для наивысшего качества понадобится как минимум два источника освещения. Вся особенность такого света заключается в том, что он рассеянный.


Материалы и инструменты для самоделки:
- кусок толстого картона;
- тонкая ткань (подойдет носовой платок);
- скотч;
- шпажки для еды (бамбуковые);
- настольная лампа.

Из инструментов понадобится: шило, циркуль, нож и ножницы.

Процесс изготовления самоделки:

Шаг первый. Работа циркулем
Сперва нужно взять в руки циркуль и с помощью него отметить радиус лампы, которую нужно доработать. К этому размеру нужно прибавить еще пару сантиметров. Затем на толстом куске картона нужно с помощью циркуля нарисовать окружность.
После этого внутри окружности от той же точки нужно начертить еще одну окружность, но на сантиметр меньше.



Ну а в заключении изготовленное кольцо нужно вырезать.


Шаг второй. Обтягиваем кольцо тканью
Теперь нужно обтянуть изготовленное из картона кольцо тонкой тканью. Для этих целей подойдет даже носовой платок. Вместо бумаги также можно попробовать использовать тонкую бумагу, целлофан белого цвета, пластик либо матовое стекло. В общем, нужно экспериментировать.




Что касается способа крепления ткани, то ее можно пришить, для этого понадобится шило, с помощью него в картоне делаются отверстия. Еще можно воспользоваться клеем, например Момент.

Шаг третий. Ножки светорассеивателя
Для изготовления ножек понадобится три бамбуковых шпажки для еды или другие подобные палочки. Шпажки просто втыкаются в картонное кольцо, для этого в нем нужно сделать шилом три отверстия на равном расстоянии друг от друга. Для надежности шпажки можно прихватить горячим клеем.






Ну а устанавливается конструкция очень просто. С помощью трех ножек и скочта светорассеиватель прикрепляется к лампе на оптимальном расстоянии. Чтобы полностью избавиться от теней, нужно сделать пару таких светорассеивателей, как видно на фото, у автора они надеты на две лампы.






Ниже на фото можно увидеть, как эффективно работает подобное устройство. Скотч слева и справа был сфотографирован при одинаковых условиях, разница лишь в том, что справа был установлен светорассеиватель, а слева нет.
В итоге тени хоть и есть, но очень слабые и с размытыми краями, но существенно лучше, чем было до этого.

Может ли фотограф оборудовать студию для фотосъёмки у себя дома? Ответ однозначный: да! Кроме фотоаппаратуры и подходящего интерьера, ему понадобится правильный свет. Освещение для профессиональной фотостудии должно быть только искусственным, неправильно надеяться на хороший солнечный свет или обычную лампочку домашней люстры. Давайте разберёмся, как правильно организовать подсветку для разных видов съёмки.

В этой статье:

Источники света

Базовые знания о свете в фотостудии начинаются с того, что фотографу необходимо владеть информацией о двух видах световых источников.

Во-первых, ему понадобится постоянное освещение, которое будет направлено непосредственно на объект съёмки. Это яркая и равномерная подсветка, которая позволяет увидеть, как будет выглядеть кадр, и при необходимости подкорректировать будущее изображение. Для постоянного света используются галогеновые или светодиодные лампы.

Во-вторых, нужен источник импульсного света, который будет синхронизирован с камерой. Это мощные вспышки, срабатывающие в момент закрытия затвора. Для вспышек используют обычную галогеновую или импульсную лампу. При пользовании галогеновой к ней обязательно нужно подключить аккумулятор и понижающий трансформатор.

Виды подсветки

Свет - очень важный параметр при съёмке. Он может преобразить модель до неузнаваемости и подчеркнуть как достоинства, так и недостатки. От профессиональных знаний фотографа зависит, останутся ли модель или заказчик довольны результатом.

Существует несколько видов подсветки:

  1. Рисующий свет. Это основа подсветки. Ставится перед объектом съёмки под углом, который выберет фотограф. Если в качестве модели выступает человек, то луч направляется немного выше головы.
  2. Фоновый. Выделяет объект от фона позади него, создаёт ощущение объёмности. Ставится за моделью и направляется на фон.
  3. Заполняющий. Нужен для придания контрастности, выделяет детали рисунка. Создаётся источником рассеянного света, который выставлен на одной линии с моделью и камерой и по факту светит в лицо модели. Прожектор накрывают софт-боксом.
  4. Моделирующий. Нужен для игры с объёмами за счёт создания бликов. Может менять форму и внешний вид фотографируемого объекта. Располагается под углом к модели.
  5. Контровый. Применяется не всегда, а когда необходимо выделить определённый объект в кадре. Прожектор располагается за моделью и направляется на неё.
  6. Эффектный. Создаёт необходимые блики и тени на объекте съёмки. Источник располагается над границами кадра.
  7. Выравнивающий. Сглаживает тени, которые создаются рисующей подсветкой.

Как правило, при съёмке нет нужды пользоваться всеми видами освещения. Достаточно выбрать 2-3 типа подсветки, в зависимости от желаний фотографа или типа снимаемого объекта.

В зависимости от типа выставленного света можно создать несколько типов освещения:

  • жёсткое - фото получается ярким и контрастным за счёт глубоких теней;
  • мягкое - ярко выраженных теней нет, свет распределяется равномерно;
  • светотеневое - используется для съёмки неодушевлённых предметов, позволяет выделить объём и фактуру;
  • тональное - применяют для портретной съёмки.

Схемы подсветки

Существует несколько позиций, как можно выставить прожекторы. Фотограф может выбрать схему сам, руководствуясь своими профессиональными умениями, изначальной идеей кадра, особенностями модели и студии. Рассмотрим основные примеры расстановки прожекторов.

Классические схемы освещения в домашней фотостудии

  1. Голливудская схема. Самая простая и подходит для новичков. Чаще всего используют для портретной съёмки. Смысл заключается в том, что прожектор устанавливают под углом 45 градусов от модели. Сзади фотографа выставляют источники импульсного света. Несмотря на простоту в установке, эта схема универсальна в использовании.

  1. «Высокий ключ». С помощью этой схемы создаётся мягкая и нежная подсветка, поэтому она хорошо подходит для семейных и детских фотосессий, а также для ню-съёмок. За основу берётся рисующий свет, а позади модели, чуть выше рисующих прожекторов, устанавливают два светильника, которые направляют луч на фон.

  1. «Низкий ключ». Придаёт фотографии атмосферу загадочности и таинственности, хорошо подходит для тематических фотосессий с тёмным фоном. Кроме двух прожекторов, используют контровый свет, который устанавливается сбоку от модели.

Научившись использовать эти три схемы, фотограф может как смело снимать классические портреты, семейные и детские фотосессии, так и делать тематические работы с созданием необходимой атмосферы.

Дополнительное оборудование

Освещение в фотостудии не ограничивается только прожекторами. Чтобы создать правильную подсветку, фотографу понадобится дополнительное оборудование, например рассеиватели света. Что ещё входит в комплект для подсветки?

  1. Зонт. Благодаря рассеиванию получается мягкий и ровный свет, который можно регулировать, перемещая зонт. Бывает просветный, сделанный из белого материала, и отражающий. Отражающий снаружи чёрный, а внутри покрыт белой, серебристой или золотистой тканью. Свет, проходя через слои ткани, делает светлые участки более резкими, а тёмные, наоборот, мягкими. Крепятся практически на любой прожектор.

  1. Софтбокс - четырёхугольный рассеиватель, покрытый изнутри металлической тканью. Используют для съёмки портретов.

  1. Стрипбокс - то же самое, что софтбокс, но больше по размерам. Подходит для съёмки в полный рост.

  1. Октобокс - восьмиугольный рассеиватель. Нужен для получения бликов, позволяет создать эффект отражения света в глазах модели.

  1. Лайтбокс - коробка из белого материала, куда помещают снимаемый объект. Подходит для фотографирования неодушевлённых предметов, убирает блики и ненужные тени.

  1. Шторки - регулируют вспышку. Можно использовать цветные фильтры и таким образом изменить цвет фона.

  1. Тубусы - коническая насадка на источник подсветки. Позволяет создать направленный луч и выделить нужную деталь в кадре.

  1. Соты - мелкоячеистая насадка, создающая несколько параллельных лучей.

Правильно подобранное освещение помогает даже начинающему фотографу создать шедевр. Поэтому к выбору прожекторов и светильников нужно подходить со всей ответственностью. Одного профессионального фотоаппарата, хоть он и играет большую роль, недостаточно, ведь именно свет создаёт тот кадр, который увидят тысячи зрителей.

При студийной съемке трудно изменять декорации, а разнообразия хочется. Покупать новое осветительное оборудование накладно, но в этом и нет необходимости. Совсем не сложно самостоятельно сделать маски для освещения. С подобными трафаретами лучше всего использовать серый фон. Черный будет слишком сильно съедать рисунок света, а белый даст слишком большие блики. Серый оптимален.

Маски можно использовать как со световыми фильтрами, так и без них.

Простая световая схема:

Серый фон. Софтбокс как источник света расположен слева по диагонали. Маска располагается перед софтбоксом примерно на расстоянии 50 см.

Для изготовления маски подойдет любой плотный картон. Размеры масок примерно такие: 40х60 см, 50х70 см. Если расположить маску слишком близко к источнику света, то рисунок получится размытый.

Для крепления масок подойдут любые средства. Чаще всего это стойки и клипсы или канцелярские зажимы.

Располагая маску под углом, можно добиваться различного искажения рисунка. Параллельные полосы могут стать расходящимися в разные стороны полосками из одной точки, если расположить всю конструкцию под определенным углом. От самого трафарета свет тоже отражается. Чтобы избежать нежелательных отсветов, можно покрасить трафарет в черный цвет.

Схема с тремя осветительными приборами:

Фон - серый. Софтбокс слева по диагонали. Трафарет установлен перед вспышкой.

Источник света сзади по диагонали создаёт блик на волосах. Для того, чтобы добиться этого, необходимо сделать такую конструкцию:

На вспышке это смотрится вот так:

В копировальных салонах используется цветной пластик. Чаще всего он представлен в формате А4. Стоимость его несоизмеримо низка по сравнению с ценой на готовые светофильтры. Проще всего найти красный, желтый, зеленый и синий цвет. Ножницы, скотч и степлер помогут сформировать нужный размер и закрепить его.

Результат не многим уступает фирменным изделиям.

Для данной работы использовался софтбокс, который располагался слева по диагонали, серый фон и две вспышки, которые подсвечивали фон. Одна вспышка светила через синий светофильтр, а вторая через красный. Вспышка с синим фильтром освещала верхнюю часть, а с красным - нижнюю. Фон получил градиентный переход цвета.

Светофильтры можно делать командированными.

Фильтр на вспышке:

Если два светофильтра совместить, то цвет получится суммарным, как будто смешались краски.

Пример работы красно-синего светофильтра:

Световая схема:

Сдвоенные фильтры можно комбинировать с масками (трафаретами):

Маска-трафарет:

Фон - серый. Положение - диагональное. Вспышка направлена на фон. На ней одет сдвоенный желто-синий фильтр и маска под углом к фону.

Ещё один пример:

Светофильтр заменен на красно-синий. Маска расположилась параллельно фону.

Благодаря комбинированию и чередованию фильтров можно получить очень большое количество различных вариантов освещения. Для следующего снимка применялась ещё одна конструкция:

Изготовлено из фанеры размерами 20х20 см. Отверстия имеют диаметр 5 мм.

Эта конструкция создаёт размытые световые пятна на фоне. Хорошо подходит для имитации облаков.

Фон - серый. Софтбокс - по диагонали. Слева освещение с синим фильтром. Справа вспышка с фанерной конструкцией.

Коробки от фонов накапливаются в любой студии. Из них можно сделать насадки для фильтров, которые будут быстро и легко меняться.

Светофильтры крепятся при помощи фильтра.

Вот такой эффект получается:

Фон - серый. Софтбокс в диагональном положении. Вспышка и синий светофильтр справа, направлена на фон:

В данном случае использовался другой фильтр.

К зеленому пластику добавлена часть хрустальной подвески от люстры. Огранка кристаллов создаёт интересные разводы.

Для следующей конструкции использованы переходники, которые используются для монтажа вентиляции.

Конструкция покрашена, обмотана черной изолентой и приклеена пергаментная бумага. Получилось что-то похожее на портретную тарелку. Свет смягчается, но не слишком сильно.

Другое приспособление:

Оно изготовлено из коробки от фона. Также использована картонная гильза от одноразовых полотенец. Также применена маленькая лупа:


Собираем конструкцию скотчем, красим и укрепляем изолентой. В итоге можем получить яркое пятно на фоне.

Имитируем портретную тарелку:

Вид насадки на вспышке:

В следующем снимке используется стекло.

Габариты стекла 40 х 50 см.

Стекло покрыто вазелином. Посередине стекла остается не покрытое место. В этом месте четкость на снимке будет самой большой. Также можно пользоваться любым кремом вместо вазелина.

Крепление фильтров для «Hensel»

Картон с отверстием можно одеть на рефлектор. К нему канцелярскими прищепками крепится фильтр:

В качестве оправы используются накладки для вентиляции. Купить можно в магазине хозяйственных товаров.

Фон - серый. Софтбокс - диагональ. Зеленый свет направлен на фон. Стекло прикрепленное на стойку расположено перед фотоаппаратом.

Пример с пленкой:

Световая схема:

Размер пленки 4 х 5 метров. Она располагается перед моделью. Первая вспышка расположена в положении сбоку, а вторая даёт контровой свет. Ещё один способ создания рисунка на фоне.

Картонная коробка размером 40 х 60 см имеет вырез под лист формата А4. Берется прозрачный пластик и масляной краской наносится рисунок.

Фон по-прежнему серый. Коробка и слайд располагается перед вспышкой. Это всё направляется на фон.