Сонник толкование снов по корану и сунне. Чем является сон в Коране? Толкование снов Ибн Сирина, алфавитный указатель

Мусульмане отдают должное значение снам, считая их знамением. Сонники Корана и Сунне, смогут дать положительное или негативное толкование сновидения. Не только мусульманский народ, но и представители других религий, могут найти в этих толкователях, что-то полезное и ценное. Воистину мудрых астрологов и толкователей сновидений немного. Аллах немногих одарил знаниями и искусным толкованием ночных видений. Существует немало арабских томов о расшифровке сновидений, но мало кто пользуются их содержимым, так и не извлекая полезную информацию.

Ниже приведены способы, позволяющие донести до читателя пути толкования сновидений, приводя к конкретному их разъяснению. Большая часть собрана из книг Корана и Сунны.

Научно доказано, что сновидения представляют собой жизненные переживания человека его чувства и эмоции. Также есть мнение, что ночные сюжеты, пришедшие из человеческого подсознания, знамение неведомых высших сил, в том числе божественные знаки. Сновидения могут уносить сновидцем в прошлую эпоху будущий мир и настоящее время. Не всегда объекты видения воспринимаются буквально. Тем, кто провозглашает религию ислама, поможет книга пути Корана.

Особенности Исламского сонника: толкование снов по священному Корану и Сунне

Сонник ислама условно разделен на три вида ночных видений.

Благие сновидения. Подобные сюжеты являются счастливым посланием и благословением Аллаха.

Неблагоприятный сон. Видения этой категории олицетворяют Исламского сатану (Шайтана), злого духа и врага бога. Они совращают людей, уводя их с праведной дороги, нацеливает их на грехи и подчиняет себе. Мусульманин, увидевший такое видение совершает обряд ритуальное причащения. Читая молитвы, человек сможет отогнать от своей ауры нечистую силу и рассчитывать на благословение Аллаха.

Категорию снов дополняют видения о жизненных рутинных делах сновидца, которыми он крайнее время занимался. Эти сновидения нельзя точно обозначить в определенную группу снов. Обычно, их толковать по Исламскому соннику бессмысленно, поскольку неверное толкование может окончательно запутать сновидца.

Увидев благое видение, человеку желательно сделать определённые действия:

  • Восхвалить бога за благоприятный сон.
  • Прочувствовать радость и счастье в ожидании светлых перспектив.
  • Принято рассказать о сновидении человеку, кому ваша душа желает добра и мира. Но тот, кто вам не приятен, знать о вашем сне не должен.
  • Правильно растолковать ночной сюжет, поскольку, что имеется в толковании, то произойдёт наяву.

С негативным сном поступают таким образом:

  • Направить к Аллаху всю веру в молитвах, во избежание злых помыслов дьявола.
  • Три раза читать сборник молитв, дабы уберечь себя от Шайтана.
  • Сделать плевок три раза через левое плечо.
  • В кровати перевернуться на правый бок с левого.
  • Пройти утреннюю молитву намаз.
  • Ни одной душе не говорить о ночном видении.
  • Ни в коем случае не толковать для себя сон.

Сон в исламской религии

Как правильно толкуются сны в исламе, сто написано в Коране и Сунне на этот счет?

Ночным сюжетом у мусульман отведено особое значение. Исламский народ верит, что сновидения являются наблюдателями духовного мира. Одни видения несут явный смысл без толкования, иные содержат бессмысленные объекты. Истинный исход подобных снов известен лишь мудрым толкователям Самому изучить парапсихологию, основываясь только на учения книг, нереально. Это дар Аллаха дабы им обладать, нужно связать жизнь с Кораном, избегать грехов и оберегать от них окружающих людей. Таких людей именуют пророками. У них чистые, светлые души и по расшифровке ночных видений следует обращаться к ним.

Пособие о снах по Корану и Сунне более подходит для чтения людям, поверхностно владеющим мусульманской религией. В нем собраны учения о природе снов, исламском толковании плохих и хороших видений. Человек, изучая книгу, не только откроет для себя потусторонний мир, но и приобретет знания о мусульманской вере и культуре нации.

Что может означать сон по мусульманскому соннику

Священная книга снов гласит, ночные грезы могут быть посланием бога (Аллаха), вестью из царства тьмы от дьявола (Шайтана) или проекцией собственного подсознания:

Видения от бога являются доброй, благой новостью. Зачастую, людям снятся святые, крылатые ангелы в день жуткого суда над землёй. После такого видения, человек обязан воспеть о благодарности Аллаху, поделится своим счастьем с близкими людьми. Окутанные мраком и тьмой внушающие страх видения, именуются Шайтани. Они являются с целью свести сновидца с правильной дороги, направить на совершение грехов, подчинить его душу сатане. Подобные сны часто видят люди, кто не во благо живёт, не соблюдает законов божьих. Чтобы избежать жуткого знамения от такого сна, важно много молиться и пройти намаз. О дурных снах ни с кем не делиться, и не читать про них толкование. Начав засыпать, мусульманин может астрально пережить все, что произошло с ним наяву. Дабы более точно растолковать сновидение, необходимо детально проанализировать сон. Если видение слишком бессвязно, запутанно, то толкованию оно не подлежит.

Мужчинам и женщинам могут являться вещие сновидения. Сны не обязательно видеть ночью, их можно наблюдать днем. Хотя чаще сбываются видения, снившиеся ближе к утренней молитве.

Что сделать, чтобы сон сбылся

Почему священная книга Корана и Сунны советует рассказывать о благом видении и молчать о плохом. Опираясь на изречения пророка Мухаммеда, благоприятные сновидения, склонны к реализации, если их поведать близким людям.

Религия ислама предупреждает последователей мусульманского учения рассудительно относиться ко всем деталям сновидения, трактуя все увиденные образы.

Отличие мусульманского сонника от других существующих

Область научных знаний о толковании сна – герменевтика, весьма известна. На книжных полках и просторах интернета масса сонников с большим количеством трактовок к сновидениям. Их достоверность и гарантию оценить весьма сложно.

Исламский сонник Корана значительно отличается от других вариантов:

  1. Трактовка сновидений основана на писании об образах в Коране и Сунне.
  2. Согласно поверьям, толкования в книге основаны на видениях пророка Мухаммеда.
  3. Расшифровка снов максимально ориентирована на людскую сущность, оно не является фигуральным.
  4. Значимость ночных образов зависит от мусульманской веры.
  5. Благоприятные или негативные сны значатся в книге ислама совсем иначе, нежели прописано в других сонниках.
  6. Пособие сновидений Корана дает чёткое значение о жизни и мировоззрении.

Три наглядных примера расшифровки образов из сновидений по Корану

Бог, святые, пророки

Увидеть в ночных сюжетах самого Аллаха, несет благой и светлый смысл сновидения. Дьявол хоть и наделен способностью смены облика, но образ бога ему никогда не одолеть. Встретиться с божеством во сне для мусульманина значит его праведную жизнь, благие поступки и Аллах готов его вознаградить за это. Когда мусульман навеки закроет глаза, его душа отправиться в рай.

Видеть пророка Мухаммеда, либо других святых, в толковании связано с их обликом. Когда их лица светятся от счастья, умиротворения, а внешний вид святых опрятен и красив, значит, сновидца ожидает белая полоса, уход печали, победа над злом. Но когда лица святых застыли в горести, вероятно приближение плохих событий.

Ангелы

Небесные создания правая рука бога отнюдь не всегда представлены в добром свете. Бороться с ангелом во сне значит неизбежную кончину. Если ангелы кружат над поселком, скоро там погибнет значимый человек. Видеть доброго, позитивного праведника, предвещание сновидцу удачи в делах мирских и богатое вероисповедание.

Смерть

Явление собственной смерти, согласно книге снов мусульман, знаменует освобождение, уют родного дома после долгих странствий. Учитывая, что сонник Корана изначально написан для представителей исламской религии, он в любом случае даст полезные советы людям абсолютно другой веры.

Видеоролик: Толкование снов по Корану

Список использованной литературы:

  • Большаков И. В. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте (историко-философский аспект). СПб.: Алетейя, 2007г.
  • Живица Е. Ю. Русская традиция толкования снов // Знание. Понимание. Умение. - 2005г.
  • Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX-XX веков. Сновидение как форма культуры. - М.: Университетская книга, 2011г.

Сновидение, как часть пророчества, для мусульманина имеет огромное значение. О том, хороший сон или плохой, сбудется он или нет, расскажет мусульманский сонник по Корану и Сунне. Впрочем он может быть полезным и интересным не только для правоверных мусульман но и для представителей другой веры.

Толкование снов в Исламе: что написано в Коране относительно этого вопроса?

С точки зрения науки, сновидения являются ни чем иным, нежели отражением всего того, что человек переживает в повседневной жизни: его действий, мыслей, планов, мечтаний, чувств и эмоций. Некоторые же считают, что образы, возникающие в сознании человека во время его сна, навеяны определенной высшей силой, в частности, Богом. Они могут переносить не только в прошлое, но и в будущее, а также в другие реальности. Образы сновидений не всегда можно воспринимать дословно. Они нуждаются в верной трактовке. Людям, исповедующим исламскую религию, может помочь мусульманский сонник по канонам Корана.

Сон в исламской религии

Как правильно толкуются сны в исламе, сто написано в Коране и Сунне на этот счет?

Сну и сновидениям в исламской религии уделяется огромное значение. То, что истинные мусульмане видят, заснув, они считают «наблюдениями души». Сам великий Аллах ниспосылает им знамения. Некоторые из них бывают явными, не нужно прилагать усилий, чтобы понять, что они означают. Другие же состоят из совокупности на первый взгляд несвязанных между собой образов. Смысл таких сновидений понятен только избранным толкователям.

Стать же толкователем, обучившись по книгам, невозможно. Способность разгадывать «видения души» даруется Аллахом. Чтобы получить подобный дар, необходимо быть богобоязненным и жить по Корану, не грешить и ограждать от грехов окружающих. Эти люди – либо пророки, либо святые. И обращаться за толкованием сновидений можно исключительно к ним.

Поэтому мусульманский сонник толкование по Корану и Сунне – это пособие скорее для людей любопытных. Он представляет собой обобщение знаний о сне и сновидениях в исламской религии, некий сборник наиболее достоверных трактовок. Благодаря ему человек получает представление не только о тех зрительных, звуковых и тактильных образах, явившихся ему после засыпания, но и об исламской культуре и вероисповедании.

Что может означать сон по мусульманскому соннику

Согласно мусульманскому Священному писанию, сны могут являться человеку от Аллаха (Бога), Шайтана (дьявола) или быть рожденными собственным подсознанием. Соответственно, они бывают трех видов:

Вещие сны могут сниться как мужчине, так и женщине. Это может произойти и ночью, и днем. Но наибольшая вероятность сбыться у тех, которые приснились ближе к утру и утренней молитве.

Что сделать, чтобы сон сбылся?

Так почему же Коран и Сунна призывают делиться всем тем хорошим, что приснилось, и держать при себе все плохое? Дело в том, что сам Пророк Муххамед говорил о том, что пророчество, явившееся спящему человеку, материализуется лишь в том случае, если придать его огласке.

Исламская религия также предостерегает своих последователей предавать сновидениям повышенное внимание и пытаться трактовать все подряд образы, возникшие в грезах. Также следует уберечь себя от теле- и онлайн-толкователей, которые, большей частью, говорят неправду.

Отличие мусульманского сонника от других существующих

Наука о трактовке сна, ониромантия, популярна как никогда. В книжных магазинах и Интернете можно найти огромное количество сонников, предлагающих трактовки огромному количеству образов, способных присниться человеку. Очень трудно проверить их достоверность каким-либо другим способом, нежели на собственном опыте.

Мусульманский сонник по Корану в корне отличается от всех других:

  1. Расшифровка снов основывается на том, что говориться о возникающих в них образах в самих Коране и Сунне.
  2. Известно, что сам Пророк Муххамед растолковывал сны, в соннике указано, что видел именно он в том или ином образе, явившемся ночью.
  3. Толкование происходит приближено к природе человека и окружающему его миру, оно не является многозначным или запутанным.
  4. Обычно, увиденные ночью явления распределяются в сонниках по алфавиту. Мусульманский же сонник имеет особую структур: порядок образов зависит от их значимости с точки зрения исламского вероисповедания.
  5. Образы, трактуемые позитивно или негативно другими сонниками, в мусульманском могут иметь диаметрально противоположное значение.
  6. Сонник позволяет сформировать четкое представление об образе жизни и мировоззрении мусульманина.

Три наглядных примера расшифровки образов из сновидений по Корану

Бог, святые, пророки

Мусульманский сонник по корану в Алфавитном порядке онлайн — реальность цифрового века!

Человек, увидевший во сне самого Аллаха, может быть уверен, что сновидение его правдивое и хорошее. Ведь шайтан никогда не сможет принять его облик. Встреча со Всевышним означает, что мусульманин живет по правилам и совершает праведные, богоугодные поступки. Аллах принимает эти благодеяния и готов вознаграждать за них. Мусульманин может быть уверен, что в Судный день ему будет уготовано место в раю.

Если же человеку приснился Пророк Муххамед или кто-то из святых, имеет значение, как именно они выглядели. Если лица их выражали удовлетворение, а сами они были красивыми и нарядными, мусульманина ждало избавление от горестей и невзгод, победа над врагами или какое-либо еще хорошее событие. Если же святые и пророки явились омраченными, бледными, значит, следует готовиться к чему-то плохому.

Ангелы

Эти создания не всегда сняться к добру. Например, борьба с одним из ангелов означает близкую смерть. Если же они собрались вместе в какой-либо деревне или городе, там скоро кто-то умрет.
А вот если кто-то из ангелов приснился в хорошем расположении духа, веселым и довольным, человека ждет успех в мирских делах и прозорливость в религиозных.

Смерть

Увидеть во сне собственную смерть, согласно мусульманскому соннику, означает освободиться, вернуться домой после долгих скитаний. Несмотря на то, что мусульманский сонник предназначен в первую очередь тем, кто исповедует ислам, он может быть интересным и полезным для представителей другой веры.

Видеоролик: «Толкование снов по Корану»

Комментарии посетителей сайта

    Пожалуй это самый древний из существующих в мире сонников, так как составлен на основе писаний, которым почти полторы тысячи лет.В Исламе всегда уделялось особое внимание снам и их роли в воспитании человека.Как то купил книгу»Исламский сонник» и очень она меня порадовала. В этой книге помимо самих толкований снов представлена методика анализа сновидений и приведен фактический материал об увиденных и сбывшихся снах. Очень заинтересовала именно фактическими материалами.

    Необычный и очень интересный сонник, особенно пункт — «Что сделать, чтобы сон сбылся?»
    Ведь так часто бывает — приснится что-то поистине хорошее и ходишь потом немного грустный оттого, что в жизни всё не так!
    А если серьезно, то, несмотря на то, что я не принадлежу исламской религии и практически в ней не разбираюсь, все толкования были мне понятны и, как мне кажется, написаны не с пустого места.

    Уважаемый автор. Готовлю реферат по культурологии. Как раз проходим ислам,Коран. Прочитал вашу статью и очень понравилось,как вы подаете информацию. Хочу часть даже отразить в самом реферат. Ведь ислам такая интересная религия. А тут толкование снов,такая тонкая материя. Спасибо,что осветили это в своей статье.

    Никогда ранее не сталкивался с мусульманским сонником, а ведь он один из древнейших. Интересно! Оказывается сон это наблюдение души, и этот сонник является одним из правдивых в расшифровке снов. Я конечно не мусульманин, но мое любопытство берет верх. Обязательно попробую посмотреть толкование снов по мусульманскому соннику. Очень удивлен и тем, что есть возможность материализовать наши сны. Будем пробовать, а вдруг это так и есть?

    Сны на яву… Было бы не плохо) Я тоже обязательно попробую материализовать сон. Оказывается разные народы по-разному относятся к толкованию снов. Еще интересно что мусульмане считают что сон позволяет сформировать четкое представление об образе жизни и мировоззрении мусульманина. Вот так они относятся к этому вопросу.

    Как-то раньше не доводилось познакомиться с мусульманским толкованием снов, хотя пока читала статью, было интересно. Понравился блок про сбывание сна. Бывает приснится что-то дурное, потом весь день ходишь и мыслями возвращаешься ко сну, пугаешься, расстраиваешься, переживаешь… Хотя это был просто сон, но весь день не даёт покоя, интересно было бы его растолковать с мусульманской точки зрения.

    Я не отношусь к мусульманам, но с уважением воспринимаю эту религию и считаю ее достаточно мощной. Тем не менее, хоть я и православный, все толкования мне были интересны и понятны. Особенно, если снится что-то, что в нашем толковании имеет нехорошее значение, как тут написано, в мусульманской трактовке может иметь диаметрально противоположное, т.е. хорошее, значение. А это безусловно приятнее читать после сновидений.

    К снам отношусь как к подсознательной работе мозга, во сне он переваривает и фильтрует информацию, полученную в течении дня. Возможно загруженность решением какой либо проблемы, заставляет раз за разом прокручивать способы ее решения, вот нам и кажется, что это пророческие сны. Но в Исламе вообще, насколько знаю, большое значение придается толкованию снов и прочим другим предсказаниям будущего.

    Когда учился в университете, жил в общежитии с однокурсников-мусульманином. Он слабо говорил по-русски, но часто, когда снились какие-то сны, в которых он видел какой-то знак или посыл сверху, он долго и досконально изучал в интернете, что это значит. Мне он объяснил, что у них в народе все так делают, это среди наших редко встретишь человека, который за каждым толкованием сна лезет в сонник за помощью.

    Вычитала по мусульманскому толкованию, что если едешь верхом на слоне, то ожидай в ближайшем будущем повышение по службе. Наш, славянский толкователь, дал другое значение, никак не связанное с работой. И вправду, в течение нескольких недель внезапно уволился мой сотрудник (переманили конкуренты) и руководство выбрало меня на должность нового начальника. Думаю, что у такой религии как мусульманство в толковании снов более верное значение дается.

    У меня тоже есть друг мусульманин, по нему я увидела отношение их народа к толкованию снов и отношение ко снам. Они придают снам особое значение и каждый сон досконально пережевывают, передумывают, ищут ответы на вопросы, касающихся некоторых аспектов их жизни. Редко встретишь такого человека среди нас

    мой друг мусульманин говорит что верующим мусульманам часто приходят вещие сны. Это является одним из признаков приближения Судного дня. Посланник Аллаха сказал: «Когда приблизится время Судного дня, почти все сны мусульманина будут правдивыми».

    «С точки зрения науки, сновидения являются ни чем иным, нежели отражением всего того, что человек переживает в повседневной жизни: его действий, мыслей, планов, мечтаний, чувств и эмоций»
    Вот насколько я согласна с этой политикой, вам не передать даже! Многие ищут во сне какой-то знак на будущее, но я искренне верю, что все, что нам снится, это отображение нашей действительности, мозг просто переваривает еще раз информацию повседневную.

    Знаю, что по мусульманскому соннику выдается отличное от других значение. И что, к примеру, по славянскому дает хорошее значение, в мусульманском может иметь абсолютно противоположный смысл. Но в отличие от других, с исламским можно как-то очиститься от этого плохого значения. Говорили мне, что есть ряд обрядов по изменению смысла, чтобы направить на позитивный лад значение сна.

    Я крещеная, всегда смотрю толкование снов своих, придаю им большое значение и отталкиваюсь периодически от сонников. Но именно по соннику мусульманская трактовка мне гораздо приятнее и яснее, что ли. Все-таки религия мощная, сильная, по количеству верующих самая широкая. Отношусь уважительно к религии самой, часто обращаюсь к соннику.

    Исламский сонник самый древний, он был составлен на основе писаний, которым более полуторы тысячи лет. А сон является каким-то магическим, одновременно мистическим и предсказательным. Но мне кажется, что он больше относится и привлекает почитателей ислама. Нам, славянам, лучше пользоваться своим сонником.

    В исламе считается так: Всевышний разговаривает со своими рабами посредством снов. Сон может стать откровением Господа, посредством которого Он сообщает, оберегает человека. Верующий может испытать сладость сна от Всевышнего. Не мусульманин я, но верю в их трактовку, и в интернете часто обращаюсь именно за мусульманским толкованием.

    По исламскому соннику вычитал значение увидеть аиста во сне, увидеть аиста на крыше во сне. Вот, что выдало: Если аисты приземлились на крышу дома, то вскоре в доме появиться гость. Правда, не гость, а гости. Жена не говорила мне о предстоящем сюрпризе, но к нам приехали мои родственники из другого города на праздники на 3 дня аж. В шоке был от правдивости толкования.

    А я раньше и не знала, что есть так много толкований снов. И оказывается в разных народах, эпохах, религиях люди по-разному дают их значение. Мне было интересно, что исламский мир говорит, что во сне формируется представление о правильном образе жизни порядочного мусульманина.

    Учился с мальчиком из Азербайджана в институте, разговорились как-то с ним по поводу религий. Он говорил, что у них в семье обсуждаются сны за ужином или завтраком обычно. Они обязательно трактуют сновидения, затем сравнивают значение с сонником их и если не устраивает, то делают какие-то обряды необходимые, чтобы «улучшить» значение сна. У них так можно, говорил.

    Прочитав статью, поняла, что толкование снов по мусульмански мне ближе. В плане их идеология сновидений в целом, даже разделяют на вещие, бессмысленные, предсказательские сны… И в целом считают, что сны — это процесс работы мозга после повседневной деятельности. Да, я тоже думаю, что наша жизнь отражается во сне, подсознательно заложено так.

    Знаю, что по мусульманскому соннику хороший позитивный сон воспринимается как благая весть, мол Всевышний раскрывает свои объятия перед видящим сон, дает благословения на начинания и намекает, что все верно человек делает. Стараюсь так и воспринимать свои хорошие сны. Толкование смотрю только когда что-то неясно мне.

    Очень сильная религия, и всегда удивляют люди, обычные мужчины, которые обычно скупы, но которые полностью соблюдают все правила и каноны ислама. Они ведь в 5 или 4 утра все молятся… Это у нас пару раз в год сходят люди в церковь, повесят дома икону и типа верующими себя считают. Я смотрю свои сны только по мусульманскому толкованию.

    Ну да, я понимаю, что есть исламский сонник. Но мы ведь, русскоговорящие, не мусульмане. почему мы можем трактовать свои сны по правилам другой религии?? Есть куча сонников и трактовок, не мусульманских, для нас, сомневаюсь, что мусульмане смотрят наши сонники и придерживаются наших трактовок.. Люди, не грешите

    Никогда не cлышала ранее про мусульманский сонник, а ведь он самый древний наверное. Очень интересная статья, конечно. Узнала для себя, что в исламе сон трактуют как наблюдение души, в принципе с этим я согласна, потому что во сне мы видим переработанную информацию из реальности.

    Очень удивили два факта из статьи. 1) что если сон хороший и тебе хочется, чтобы он сбылся, но можно поработать над материализацией его в реальности. 2) если наоборот, приснилось что-то не хорошее и ты боишься значения этого сна, то можно совершить ряд обрядов, чтобы это значение направить в позитивное русло. Не знала, что такое можно

    Пару недель назад наткнулась на исламский сонник и несколько снов посмотрела по нему. Ну, естественно, по старинке и привычке смотрю и по Фрейду и от Ванги и другие, но вот что-то мусульманское значение более кардинально от них отличается, да и мои сны лично в исламском соннике лучшее значение имеют)

    Мало где освещена тема мусульманского сонника, здорово найти такую полезную информацию. Смотрю толкования своих снов только в нем, правильные вещи говорит сонник. Сон это лишь отражение реальности и подсказка на будущее, мы сами можем формировать свое будущее

    Очень правильная мысль заложена в толкованиях мусульманского сонника. Если день прожит правильно, то и сны будут чистыми и хорошим. Не будет страшных сновидений, сбивающих с истинного пути, потому что когда помыслы чисты и сны не могут быть не чистыми.

    Первый раз услышала о существовании мусульманского сонника. Честно не знакома с Кораном, да и исповедую другую религию, но прочитала для самообразования с удовольствием, потому что заложенные основы в трактовании очень верны и правильны вне зависимости от вероисповедания

    Я не совсем согласна с тем что сны это переработка информации мозгом. Сны также относятся к нашему будущему. Я могу это сказать с уверенностью так как в основном мои сны это мое будущее.часто даже следующий день моей жизни связан с моим сном.а также события из будущего близких мне людей.

В состоянии сна проходит немалая часть человеческой жизни. Сон - это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что неподвластно нашему разуму. Однажды, заснув от неимоверной усталости и пробудившись утром ото сна с опозданием на утреннюю молитву-намаз , пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к сподвижникам: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) забрал ваши души, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал . Билал, вставай, призови людей на молитву [прочитай громко азан, пусть все проснутся]» .

В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?» Некоторые ученые говорили, что вещий, правдивый сон - это творение Господа в сознании человека.

Однако есть люди, уделяющие «жизни во сне» слишком много внимания. Ниже попробую представить границы рациональности, понять, что есть семя в этой области жизни, а что - шелуха.

Начнем с того, что все сотворенное Создателем, - это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и наиболее важные, ценные. Среди них есть и сон:

«И из числа Его знамений - ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою] » (см. ).

Чем является сон в Коране?

Это знамение, указывающее на существование Бога, как уже было упомянуто, а также одна из форм проявления Его милости:

«Он [Господь миров] тот, Кто сделал для вас ночь одеждой [подобной чему-то накрывающему, во что-то вас одевающему], сон - отдыхом, а день - воскрешением (оживлением). [Ночь переводит вас в иное состояние, сон частично умерщвляет, давая телу возможность отдохнуть и восстановиться, а новый день возвращает к жизни, к новому дыханию, будто обновляет осознание и восприятие вещей, давая возможность по-новому взглянуть на окружающее]» () .

Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (см., например, Св. Коран, ). А после завершения миссии последнего Пророка - стал источником воодушевления, порой тем, через что может поступить предупреждение или устрашение. Сон - это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось Божественное наказание (см. Св. Коран, и ).

Что говорил о снах пророк Мухаммад?

Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса - «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». С этим согласны все мусульманские ученые .

Кто может видеть вещий, предположительно правдивый сон?

«Самые правдивые сны будут у тех верующих, кто наиболее правдив в своих словах» . Проникновение в сердце, сознание и душу набожного, религиозно-практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у очень правдивых из них велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена .

Какой сон явно правдив?

«Кто увидит меня во сне, тот истинно увидел меня. Поистине, Сатана не может принять мой облик», - произносилось устами пророка Мухаммада . Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны .

Сны и Конец Света

«Ближе к Концу Света сны верующих будут все более и более правдивыми» .

В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон?

«Наиболее правдивые сны - во время зари (на рассвете)» . Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами (дневной послеобеденный сон), наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Возможность увидеть правдивый сон в эти периоды суток одинакова. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин» .

Как воспринимать, как определять качество сна?

Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола . Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» . Услышав хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания» .

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его размышлений, переживаний); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, растерянности, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа» . Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность .

Некоторые толкования снов от пророка Мухаммада

- «Если Дьявол играет кем-либо из вас, когда тот спит [то есть если, проснувшись, человек вспоминает, что видел глупые, странные или страшные сны], то пусть [пробудившись, выбросит увиденное из головы, проигнорирует это, забудет об этом и] никому не рассказывает!» Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал бедуину, пришедшему к нему и рассказавшему о том, что во сне он видел, как лишился головы и последовал за отрубленной головою. Услышав этот сон, Пророк засмеялся ;

Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли хорошие финики . Я растолковал это как предвестие значительного блага (превосходства) для нас в жизни мирской и в жизни вечной, и религия наша обладает полнотой (завершенностью) [практикуя ее, мы чувствуем сладость веры]» ;

Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила посланника Всевышнего, и он ответил: «Это его дела (которые будут приносить ему пользу и после смерти) [будут зачисляться на его личный счет в вечности, пока не перестанут быть полезными для других людей]» ;

Пророка однажды спросили о Вараке , родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда» .

К тому, как растолковывать сон, нужно относиться внимательнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Сон верующего - это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенный, увязываемый с реальностью смысл]. Когда же заговорят, тогда и упадет он [на землю в том виде, который ему придадут, что запустит механизм его претворения в жизнь с Божественного на то благословения]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [сны], кроме как тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать [только и лишь в лучшую сторону ]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], прежде чем опустить ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону ]» .

В хадисах также упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел .

Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон - это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Почти все, что видит человек во сне на протяжении жизни, - это результат его размышлений, переживаний, впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не похоже на путаницу событий: когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни .

Ответы на вопросы о сне

Можно ли толковать сны?

Канонически это позволительно и допустимо (машру‘) .

Как растолковываются сны?

То, что я лично для себя подчеркнул, анализируя богословские материалы по этому поводу, можно сформулировать так: единой системы толкования снов нет. Есть критерии в определении сна - от Творца он, от Сатаны или результат повседневных забот и тревог. Если сон предположительно вызван последними двумя причинами, на него не нужно обращать какого-либо внимания, следует сразу о нем забыть. Если же первой, следует обратить внимание и почерпнуть что-то полезное для жизни. Наилучшим толкователем в таком случае будет сам увидевший, так как наиболее вероятно, что Божественное назидание дается ему на языке его ассоциаций и образов (как позитивных, так и негативных), жизненных правил, принципов и с учетом обстоятельств и времени, в которых он живет. Если человек не может найти ключ к разгадке, то он может обратиться к набожным, грамотным людям.

Если кто-то увидел в вещем сне самого пророка Мухаммада, как это можно трактовать?

Если человек увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, приведенных ранее, что Сатана не может принять облик пророка Мухаммада. «А как человек может определить, кого именно он видел?» - спросите вы. Если верующий увидит во сне последнего посланника Господа, то он не будет сомневаться, что увидел именно его. Проснувшись, он без единого сомнения будет уверен в этом.

Многие богословы сказали: «Если человек увидел пророка Мухаммада во здравии и обрадованным, то это говорит о крепкой вере и набожности увидевшего, о том, что у него все хорошо. А когда - суровым, сердитым или хворающим, с какими-то недостатками, то это указывает на слабость веры увидевшего такой сон, наличие в его сути серьезных недостатков. Образ Пророка во сне - это как полное света зеркало. Спящий видит в нем истинное положение дел своей сути, собственные недостатки, погрешности».

Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа его последователей, как комментировали богословы. В риваяте сказано: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть ясно, правдоподобно .

Мне снятся очень яркие и разнообразные сны, в значительной степени поглощающие мое сознание и не отпускающие на протяжении дня. В последнем моем сне я увидел мать пророка ‘Исы (Иисуса). Она подошла ко мне, протянула руки и сказала: «Повторяй за мной», и я вместе с ней произнес шахаду (свидетельство Единобожия).

Видеть сны - это хорошо, но учтите, что порой люди живут снами наяву, возможно, из-за каких-то неприятностей или кажущихся непреодолимыми трудностей, которые они не пытаются (боясь или сомневаясь) окончательно решить, разрешить. Не советую вам зацикливаться на снах. Сны остаются всего лишь снами. Если и есть от них польза с точки зрения мусульманских ценностей, то это - помощь в трудную минуту и импульс к действию. Пусть они вас и окрыляют для реализации новых земных побед, воодушевляют на самодисциплину, труд и кропотливую работу. Вы обязаны жить наяву, включаться в жизненный процесс интеллектуального, физического и духовного каждодневного развития, которое помогало бы вам сохранять хорошую форму и наполняло бы энергией для реализации ваших жизненных целей и задач. Надеюсь, они у вас есть.

Когда жизнь наяву станет преобладать в вашем мозгу, когда вы начнете видеть плоды своих усилий и стараний, радоваться им и благодарить Всевышнего, тогда, полагаю, и мир ваших снов преобразится.

Мне снятся по ночам кошмары. Я вижу ужасные картины, как будто я умираю в тяжелых условиях, рядом близкие мне люди, мои родные. Пытаюсь проснуться и уйти от этого ужаса, но, как открою глаза, все мое тело трясет, я в холодном поту. Это очень сильно действует на мою психику. Бывает и морально, и физически устаю от этого. Что делать, когда происходят такие вещи? Отчего это? Магомед.

Следует перестать смотреть телевизор и заходить в Интернет, то есть просматривать все то, что засоряет ваш мозг и устрашает его. Полагаю, что у вас в голове скопилось много мусора, страшных ассоциаций и образов, а потому так просто и быстро все это не вычистить. Постарайтесь найти книгу Дэниела Дж. Амена «Измени свой мозг - изменится и тело!» и вычитайте из нее хотя бы 5 рекомендаций, касающихся вашего вопроса. После строго следуйте им на протяжении хотя бы 6 месяцев. Это должно касаться и вашего питания, и вашей подвижности, и вообще вашего образа жизни.

Начните практиковать рекомендации из следующего хадиса. Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» .

Также рекомендую сдать кровь на максимально развернутый анализ ее состояния и наличия в ней необходимых веществ и элементов. В моей практике общения с людьми был случай, когда человек несколько лет мучился от кошмаров, просыпаясь посреди ночи в поту. Где он только не обследовался. Но лишь попав в одну из иностранных клиник и сдав развернутый анализ крови, он узнал, что один из органов не выделяет достаточного количества вещества, жизненно необходимого для организма. Он начал принимать его в форме пищевой добавки, и все прошло.

Уже был не рассвет и не заря, а восход самого солнца, в период которого молитва-намаз не совершается.

Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего - это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего - это полное прекращение связи души с телом. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.

Хадис от Абу Катады; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 193, хадис № 595; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 84–86, хадис № 595 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2205, хадис № 7047; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 542, хадис № 7047; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 934, хадис № 23–(2275); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299, «хасан сахих».

«Большинству из нас необходимы 7–8 часов сна (в сутки. - Ш. А. ). Во время сна восстанавливается мозг. Сон дает мозгу возможность устранить неполадки и «заняться хозяйством» - пополнить запас белков и усилить синапсы. Для этого мозг должен отключиться, чтобы нейроны не «путались под ногами». Пониженная температура мозга и замедленная скорость обмена веществ, которые сопровождают глубокий сон, помогают ферментам более успешно ремонтировать и восстанавливать клетки. <…> Недобрав сна в одну ночь, некоторые люди не чувствуют особого дискомфорта. Но после одной-двух недель недосыпания страдают все, потому что эффект накапливается. Одна неделя недостаточного сна эквивалентна 24 часам непрерывного бодрствования. Две недели - 48 часам». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 265, 266, 272.

«Правильно дозированный послеобеденный сон помогает улучшить настроение и поднять активность. Последние исследования говорят, что достаточно 15–20 минут в промежутке между 13.00 и 14.30, чтобы прогнать усталость, повысить производительность и «подзарядить батарейки». Более долгий сон, например длящийся три четверти часа или час, может потребовать еще минут двадцать, чтобы стряхнуть инерцию сна. Короткий послеобеденный сон - естественный ответ на биологическую потребность в отдыхе. Организм человека запрограммирован на сиесту». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. С. 135–137.

Также см., например: Св. Коран, 78:9–11.

Именно пророчество - так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих.

Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Богу людей через сон.

Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2188, хадис № 6990; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 464, хадис № 6990; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2277, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2186, хадис № 6983; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 448, хадис № 6983; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, хадис № 6983.

В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то, напротив, - мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, пояснение к хадису № 6983; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2913, хадис № 4608.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 449; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 2/839.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2191, хадис № 6994; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 473, хадис № 6994; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 931, хадис № 10–(2266); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 658, хадис № 2281, «хасан сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 479, в пояснении к хадису № 6994.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 71, хадис № 1083, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2279.

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 213.

Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Бога, - устойчивы и ясны. То же, что от Сатаны, - неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов».

Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.

В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы-намаза. Предполагаю, это на тот случай, когда человек увидел во сне что-то очень страшное и ему сложно после этого уснуть. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 661, хадис № 2296.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, в пояснении к хадису № 5747; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.

См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2918, 2919, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 1/838.

Хадис от Джабира; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 12–(2268); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 27, хадис № 12–(2268) и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 844, «сахих».

В хадисе упоминается хороший сорт мединских фиников.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 933, хадис № 18–(2270); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 30, 31, хадис № 18–(2270) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2922, хадис № 4617 и пояснение к нему.

Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2197, хадис № 7018; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 507, 508, хадис № 7018; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2924, хадис № 4620.

Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных откровений и подтвердил их истинность.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 660, хадис № 2293.

В данном риваяте (в одном из двух, на которые ссылаюсь) говорится «одна сороковая», но в основной части достоверных риваятов (как и во втором из двух) говорится именно об «одной сорок шестой». Подробный хадисоведческий разбор риваятов с упоминанием вариантов этого числа см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 450–456.

Хадис от аль-‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 659, хадис № 2283, 2284.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1091, хадис № 3509; там же. Т. 4. С. 2203, хадис № 7042; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 574, хадис № 844 и пояснение к нему.

Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 575.

См.: Св. Коран, 12:100, 101.

Хадис от Абу Хурайры. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 11–(2266); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 26, хадис № 11–(2266) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 7; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2190, хадис № 6993.

Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.

Во все времена и среди всех народов снам придавалось важное мистическое значение. Сновидения в исламе имеют особый смысл и толкование. Доказательства этому мы найдем в Священном Коране и сунне Пророка ﷺ. Ислам предостерегает человека от бездумного толкования снов и рекомендует в этих вопросах обращаться к Книге Всевышнего и сунне Его Пророка ﷺ. Не каждый верующий способен объяснить значение того или иного сновидения. Поэтому название "мусульманский сонник" может носить только книга, в которой сновидения истолкованых, опираясь на знания из Корана и хадисов.

Виды снов согласно исламской традиции

В арабском языке сновидения обозначаются словом “ар-ру’йа”, что буквально переводится как ряд мыслей, образов, эмоций, которые человек видит или испытывает во сне.

В Священном писании используется несколько выражений, которые имеют отношения к снам. Три из них относятся к хорошим, благим сновидениям:

  • «ар-ру’йа»,
  • «мана́м»,
  • «бушра́».

Плохие сновидения обозначаются термином «хульм», а также используется словосочетание «адга́су ахля́м», что в переводе означает буквально «бессвязные, бессмысленные, запутанные сновидения». Они имеют несколько видов:

  1. Наущения шайтана с целью навести на человека печаль, испугать его
  2. Явление джиннов в благообразном виде, которые принуждают его к странным или грешным поступкам

3. Воплощения в сновидениях мыслей человека, его обычных действий из прошлого или настоящего, а также мечты о будущем.

Многие из этих упоминаний о сновидениях приведены в Коране в историях о жизни пророков Ибрагима и Юсуфа. В отношении сновидений пророков существует самостоятельный термин «ру’йа са́дика», то есть правдивый (или вещий) сон пророка, который предвещает начало ниспослания божественных откровений. Всевышний говорит об этом в Священном писании: «Воистину, Аллах показал Своему посланнику правдивый сон» (сура "Победа", аят 27) .

Иногда такие сны могут видеть другие люди, например праведники или даже неверующие. Всем нам известна история о правдивом сновидении нечестивого царя, за толкованием которого он обратился к пророку Юсуфу. Наиболее благочестивые верующие созерцают пророка Мухаммеда ﷺ, согласно хадису: «Кто увидел меня во сне, тот воистину увидел меня, ибо дьявол не имеет возможности предстать в моем облике».

Сновидения в благородной сунне

Достоверный хадис гласит: «Благой сон - от Аллаха». Мать правоверных Айша сообщила, что божественным откровениям посланника часто предшествовали благие сновидения. Бессмысленные тревожные сны пророк связывал с происками шайтана.

Пророк также сообщил, что при приближении Дня отчета искренне верующие будут видеть много правдивых снов, которые будут радовать мусульман, способствовать укреплению веры и терпения в соблюдении исламских канонов.

Достоверный хадис гласит: «Сновидений три: сновидение от Всевышнего, сновидение от дьявола, имеющее целью огорчить верующего и сновидение, связанное с мыслями человека при бодрствовании, которые он потом видит во сне».

Согласно этому хадису ученые ислама разделили все сновидения на несколько категорий:

  • божественный сон (ар-рахмани). Такие сны - истинные откровения, ниспосланные Всевышним. У них есть еще одно название “мубашшират”, что в переводе означает «добрые вестники». Такие сны будут указывать правильную дорогу верующим вплоть до Судного Дня.
  • сатанинский сон (аш-шайтани). Такие сны рождаются вследствие наущений шайтана, они направляют человека к совершению грехов. Эти сновидения запрещено рассказывать другим верующим и пытаться толковать.
  • сны, которые появляются под влиянием повседневных забот, мечтаний (ан-нафсани).

Толкование снов в исламе

Все мусульманские ученые единодушны в том, что объяснение смыслов снов - очень ответственное и требующее специальной подготовки дело, поэтому необходимо очень внимательно подходить к толкованию любых сновидений. Только сны пророков безусловно являются откровением от Создателя, так как они защищены от происков шайтана. Поэтому приказы, которые посланники получали во сне, они исполняли. Всем нам известна история о пророке Ибрагиме, который безоговорочно решил подчиниться велению Всевышнего принести в жертву своего долгожданного единственного потомка.

Сновидений обычных мусульман следует рассматривать сквозь призму божественных откровений: если будут соответствовать им, то верить им, если нет - их нельзя принимать во внимание. Многие верующие находятся в заблуждении относительно сновидений и их смыслов. Поэтому нужно проявлять осторожность в стремлении понять смысл снов и обращаться только к авторитетным ученым.

Известно высказывание уважаемого исламского ученого Ибн аль-Каййима, где он ставит толкование снов в один ряд с изданием фетв. И предостерегает муфтиев, врачей и толкователей снов о важности не раскрывать тайны людей.

Самым известным и авторитетным мусульманским сонником является труд Ибн Сирина, названный «Тафсир снов». В нем собрано около тысячи сновидений и их смыслов. Любой мусульманин сегодня имеет возможность скачать его из всемирной сети.

Этот ученый обладал достаточными знаниями в вопросе объяснения смыслов снов. Но он вначале говорил: «Бойтесь Аллаха в своём бодрствовании, ибо то, что вы видите в сне, никогда не навредит вам. Я растолковываю только из предположений, а предположения могут быть верны или неверны». И это он говорил без тени бахвальства!

Значение некоторых снов по шариату

Исламские знатоки снов объясняют их опираясь на знания из Корана или сунны пророка, а также при помощи метафор, пословиц и противоположностей.

Согласно Корану веревка обозначает союз. А корабль может толковаться как спасение. Древесину можно понимать как признак лицемерия в вере. Согласно священной сунне, ворона символизирует нечестивца, а ребро и стеклянные изделия, увиденные во сне, символизируют женщин. Одежда - символ веры, религии. При толковании сновидений ученые также используют народные пословицы. Например, копание ямы несет смысл коварства. Подробнее об этом можно узнать в специальных источниках, посвященных данной теме.

Толкование снов во времена пророка и его сподвижников

Некоторые пророки имели способность понимать значение своих снов и снов других людей. Сны самих пророков - откровения от Создателя. Все мусульмане знают жизнеописание пророка Ибрахима, которому приснился сон с требованием Всевышнего пожертвовать своим сыном. Пророк Юсуф увидел во сне небесные светила, которые совершают суджуд (земной поклон). Только через много лет скитаний и страданий все узнали истинное значение этого: родители и братья пророка совершили земной поклон, приветствуя пророка.

Аль-Бухари передал хадис, где посланник Мухаммед ﷺ объясняет значение своего сна:

«В одну ночь мне приснился сосуд с молоком. Я пил из него, пока не увидел, что молоко стало выливаться из-под ногтей. Затем то, что осталось я передал ‘Умару. Это – знание».

Известно также, что некоторые сподвижники имели способность объяснять сны, опираясь на знания из Корана и сунны.

Как увидеть правдивый сон?

Искренний верующий может удостоиться возможности увидеть правдивый сон согласно хадису пророка: «Правдивость сна связана с правдивостью того, кто видел его, и наиболее правдивый сон - у наиболее правдивых людей». Поэтому нужно следовать велениям шариата, не обманывать, употреблять дозволенную пищу. А также необходимо отходить ко сну, находясь в малом омовении, повернувшись в сторону киблы и произносить зикр вплоть до засыпания. А также читать определенные ду"а, способствующие успокоению души верующего. Сновидения после таких ритуалов почти всегда правдивы.

Самое благоприятное время для правдивых снов - время «сухура» (незадолго до наступления времени утренней молитвы), когда шайтаны затихают, а милость и прощение становятся очень близкими. А лживые сны бывают при наступлении сумерек, когда распространяются шайтаны и дьявольские души.

Согласно хадису, переданному о Матери правоверных, необходимо читать ду"а, чтобы созерцать добрый сон и отогнать дурной: «Когда ‘Аиша отходила ко сну, она говорила ду"а: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благом сне, который будет правдивым, а не обманом, приносящим пользу, но не вред».

Желательные действия после видения благого сна:

Если верующий увидел тревожный бессмысленное видение рекомендуется сделать следующее:

  • испросить у Всевышнего убежища от дьявола,
  • поплевать влево три раза,
  • изменить местоположение сна или перевернуться с левой стороны на правую,
  • сделать омовение и молитву,
  • не вести разговоры об этом сне,
  • не стараться объяснить неприятный сон.

Опасность обмана о содержании снов

Пророк Мухаммад ﷺ неоднократно предостерегал верующих от обмана. Также это касается и содержания снов. Ибн ‘Аббас передал слова пророка о грозном наказании лжецов, которые рассказывают людям ложь о своих снах. На них Всевышний возложит обязанность соединить в узел 2 зерна ячменя, что невозможно. А хадис, переданный Ибн ‘Умаром гласит: «Поистине, к (наихудшим видам) обмана (относятся небылицы) о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел».

Сейчас многие нечестивцы превращают объяснение снов в прибыльный бизнес и вводят в ересь обычных людей, лживо объясняя значение снов. Таким лжецам нельзя верить, а тем более принимать какие-либо решения на основании этих толкований. Ведь истинно верующий человек знает, что разрешено верить только снам пророков. Поэтому приверженцы ислама должны знать, что все необходимые знания мы можем получить из Священного Писания и хадисов, а также из авторитетных исламских книг. И нет необходимости в объяснении снов или поиска в них каких-либо новых сведений.

Рейтинг: / 80

ВО ИМЯ АЛЛАХА, ВСЕМИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕДНОГО!

ВВЕДЕНИЕ

Поистине, вся хвала Аллаху, мы Его восхваляем, просим Его о помощи и прощении. Я свидетельствую, что нет иного бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, Единого, не имеющего сотоварища, и я также свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник.


Воистину, то, что большинство снов истинного мусульманина становятся вещими, является одним из малых признаков Судного дня, каждый из нас сегодня замечает их. Имам Ал-Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурайры переданный от Пророка что он сказал: «Когда приблизится время Судного дня, почти все сны мусульманина будут вещими».


Вероятно, мудрым обоснованием этому является то, что правоверный мусульманин перед концом света будет чужим (гарйб) для всех, как об этом также повествует хадис, который приводит Муслим: «Начался Ислам необычно (гарйб, чужим для всех) и уйдет необычно (гарйб, чужим для всех), как начался». Не много будет тех, кто утешит его, обойдется с ним по-дружески и будет в это время содействовать ему в его служении Аллаху. И тогда Аллах окажет ему Свой почет, наделив его правдивыми сновидениями, чтобы обрадовать его благой вестью и укрепить на истинном пути. Настоящих толкователей снов очень мало, особенно тех, которым Аллах дал знания в религии ("илм), мудрость и искусное понимание снов. Книг о толковании снов на арабском языке, мелких и крупных, до­статочно много, но большинство людей не извлекают из них пользы и практически не используют их. Поэтому скромные нижеследующие строки раскрывают читателю способы, пути и этику толкования снов и приводят к наиболее правильным и точным их толкованиям, большинство из которых избраны из Корана и Сунны. Материалы предлагаемой читателю книги основаны в первую очередь на труде Имама Мухаммада Ибн Сйрйна ал-Басрй, который принадлежал к поколению таби йн -последователей сподвижников Пророка - и был великим ученым своего времени. Также в книге даны толкования снов такими учеными, как Имам Джа"фар ас-Садик и ан-Наблусй.


Прежде чем подробнее рассказать об этой книге, следует отметить важность сна в жизни человека.


В Исламе со времен Пророка уделялось особое внимание сну, его роли в воспитании человека и избавлении от грехов. Вот краткое изложение того, что сказал Имам ал-Газали о провидческих снах в своей книге «Алхимия счастья»:

  1. Во сне закрыты пять дверей постижения обыденного, то есть пять чувств, и открыта в душе дверь постижения запре­дельного - информации о прошлом, будущем или скрытом.
  2. Сведения, полученные оттуда, либо одеты в одеяния воспоминаний и воображения, либо появляются так, как они есть.
  3. Те образы, которые даны памятью, соответствуют не внешнему облику события, а внутренней его сущности.
  4. Человеку дается возможность постижения запредельного знания, дабы привести ему пример знания пророков, ибо человек никогда не поверит в то, примера чего не видит.
  5. То, что обычные люди видят в вещих снах, пророки видят наяву."

В данной книге, кроме обычных толкований, представлена методика анализа сновидений и приведен фактический материал об увиденных и сбывшихся снах. Поэтому она представляет ценность как для обычного читателя, так и для пси­хологов, психоаналитиков и специалистов, профессионально занимающихся вопросами Ислама.


Толкование снов в Исламе - особая наука, каждая ситуация глубоко индивидуальна и требует квалифицированного во всех отношениях подхода. Именно этим и занимался Ибн Сйрйн. И эта книга составлена по тем толкованиям, которые он давал людям, обращавшимся к нему. С учетом специфики того времени она может быть полезна и сегодня. Издание предоставляет возможность понять удивительную эпоху зарождения Ислама, опираясь не на сухие исторические факты, а на живые сны людей того времени.


Все мы видим сны, и многие из нас порой задаются вопросом, что же они означают. Ключ к пониманию сновидений дан на страницах книги, которую вы держите в руках.