Способы и правила домашней реставрации икон. Как мыть иконы: правильная чистка в домашних условиях Как вычистить икону от плесени

Старинные иконы, а подчас и целые домашние иконостасы, нередко встречаются в наших домах. Иконы, передаваемые по наследству, — это не только память о наших ушедших родных, не только произведение искусства, но и святыня. Иконописцы называют икону богословием в красках. Старинные иконы требуют особого внимания, ухода, и от нас зависит, увидят ли их наши внуки и правнуки. О том, как хранить иконы, нам рассказали в реставрационно-иконописной мастерской Свято-Введенского женского монастыря монахини Рахиль и Христина.

– Как ухаживать за старинными иконами?

– Хранить старинную икону, написанную на дереве, довольно сложно, и относиться к этому надо серьезно. Иконы, которые пережили безбожное советское время, – все чудотворные, ведь они уцелели во всех пожарах, грабежах, гонениях, а это настоящее чудо. Рекомендации по уходу за старинной иконой просты. Располагайте иконостас вдали от отопительных приборов, батарей, обогревателей. Следите за температурным режимом в помещении и влажностью, чтобы не началось растрескивание, расслоение живописного слоя, очищайте от пыли. Протирать иконы от пыли можно только сухой и мягкой тряпочкой. В крайнем случае, если икона очень сильно загрязнена, едва влажной. Это относится и к окладу. Если вы видите, что на иконе появились трещины, сходите к специалисту-реставратору. Самостоятельно восстанавливать икону нельзя.

– Бывает, что комнату нужно окропить святой водой, и капли попадают на иконостас. Не вредно ли это?

– Если попало две-три капли, то это не страшно, но если с кропила прольется много воды, это обязательно скажется на иконе, особенно если вода попадет под оклад.

– Можно ли узнать возраст иконы?

– Старинные – всегда на дереве. Действительно ли икона старинная или писана под старину, определить поможет реставратор.

– Надо ли реставрировать икону?

– Если вы нашли икону на чердаке или в подвале, протерли от пыли, то все равно в сухом помещении икона продолжит разрушаться. Перед тем как ставить такую икону в домашний иконостас, ее необходимо показать специалисту, профзаклеить. Можно не реставрировать ее полностью, но укрепить надо. И укрепление, и профзаклейку, и расчистку может делать только специалист. Если вы попытаетесь сделать это самостоятельно, икона может быть безвозвратно испорчена. К нам в мастерскую иногда попадают иконы после непрофессионального ухода, некоторые восстановить уже невозможно.

– Что делать, если икона настолько потеряла свой вид, что ее трудно назвать образом?

– Тогда ее лучше отнести в храм или в монастырь и попросить сжечь. Если у вас есть приусадебный участок, дом в деревне или недалеко речка, сожгите сами в таком месте, чтобы пепел не попирался ногами, по нему не ходили люди, не бегали животные. Закопайте пепел в чистом месте или ссыпьте в реку.

Относитесь с благоговением к любой иконе, даже если она бумажная. Современные иконы, которые напечатаны в Софрине, тоже бывают памятными, дорогими подарками. Их лучше располагать в помещении так, чтобы на икону не попадал солнечный свет. Типографская краска очень неустойчива, и на солнечном свету икона быстро выцветет.

монахини Рахиль и Христина
газета «Жизнь православная» 2009 #10 (88)

Нужно ли реставрировать икону перед продажей?

Самый общий ответ - как правило, нет, в реставрации перед продажей необходимости нет.
Практически все иконы нуждаются в так называемом раскрытии - то есть удалении потемневшего лака (олифы) и поздних поновлений. Часто раскрытие коренным образом меняет представление о первоначальном замысле и истинном облике произведения. Однако дело это очень рискованное и сложное. Кроме того, многие коллекционеры и знатоки покупают иконы исключительно без вмешательств, строго с нетронутыми покровными слоями. Тем самым, немалые затраты на реставрацию могут только удешевить памятник, сократив число претендентов на него. В общем, если Вы не профессионал, то надо помнить, что решение о реставрации может оказаться опрометчивым.

Необходимо также понимать, что под реставрацией некоторые псевдо-специалисты могут понимать весьма широкий спектр воздействий и вмешательств, далеко не всегда необходимый. Зачастую доморощенная реставрация способна уничтожить всё то ценное, что было в старинной живописи, и икона в этом случае превращается в полуноводел, практически никому не интересный.

Святая Параскева Пятница
Начало XVIII века. Русский Север.
После раскрытия. Без вмешательств.
Частная коллекция.


Принципиально отличаются научная (или музейная), церковная и антикварная реставрации.

«Музейная реставрация» стремится в основном к консервации, к сохранению естественного облика иконы, как он есть, со всеми лакунами и потерями, в отдельных случаях лишь слабо тонируя особо диссониррующие утраты и намечая возможные силуэты фигур.

«Церковная реставрация» стремится вернуть икону в храм, в религиозную жизнь, поэтому после проведения необходимых работ по очистке и сохранению древней живописи икона обычно дописывается... Увы, иногда при этом памятник визуально гибнет. «Церковная реставрация», по сути являющаяся произвольной реконструкцией древнего образа, сделанной в согласии с личным вкусом и умением иконописца, среди коллекционеров считается истинным варварством.

Третий вид реставрации – наиболее просвещённый и коварный – «антикварная реставрация» . Поновитель изощрённо, иногда с применением микроскопа и хитрых техник старения, «подписывается» к фрагментам авторской живописи, так что создаёт полуподделку, иногда неотличимую даже специалистом. Явление это обоюдоострое – «антикварная реставрация» способна буквально возродить памятник из руины, не повредив его остаткам, особенно если вид иконы до вмешателств зафиксирован и не скрывается владельцем. Но при злоупотребленях существенно затрудняется последующее изучение иконы экспертами, а покупатель, обольщённый мнимой сохранностью вещи, рискует быть ввергнутым в обман.

Иногда прибегают к частичному раскрытию иконы - в этом случае очищается небольшой фрагмент, позволяя судить об авторском слое в общих чертах. Дальнейшие мероприятия по раскрытию и реставрации, если она необходима, будут предприняты покупателем. Однако фрагментарные расчистки могут также повредить иконе: потом, при полном раскрытии, границы первоначальных «шурфов» порой остаются заметны.

В первую очередь нужно знать, что иконы это не просто изделие из меди, латуни, бронзы или дерева, наподобие тех изделий, что называются ювелирными или же сувенирными. Ювелирные изделия, или например, монеты почистить можно без проблем – легко и просто в домашних условиях самому. А вот икону почистить – это, по сути, реставрация. Реставрация, суть которой заключается в том, чтобы не просто почистить, сделав икону сверкающей и блистающей, а именно воссоздать первоначальный ее вид, при этом, не изменив икону, не повредив, не поцарапав ее.

Поэтому если икона из меди или бронзы, или же она посеребренная, позолоченная, то в домашних условиях почистить такую икону, это всегда большой риск испортить ее, повредить. Поэтому самый лучший вариант, это обратится к специалистам-реставраторам.

Ну а если все-таки пробовать чистить икону самому в домашних условиях, то по советам самих же специалистов на этот счет, наиболее подходящим средством является применение водки или разбавленного водой спирта.

Ватный тампон необходимо увлажнить водкой или спиртом, и аккуратно пробовать протирать крайние места или уголок иконы, а не сам центр изображенных ликов. Сделать паузу, и посмотреть, как все проходит, все ли нормально. Если лак или красочный слой не стирается, не остается на тампоне, то лишь тогда продолжить этим методом протирать всю икону целиком. Иначе, если сотрется лак, или красочный слой, то икона останется без защитного слоя, и со временем в тех местах потемнеет, покроется окисью с элементами коррозии.

Есть еще конечно способы по чистке иконы в домашних условиях, которые применяют в народе. Это применение нашатырного спирта. Это конечно, если икона из меди или латуни, бронзы или серебра, золота. Икона чеканка, например, вот такая –

Медная икона после чистки нашатырным спиртом. Правая часть – светлая – почищена.

Наливают в ванночку, или соответствующею по размерам емкость нашатырный спирт, уровень которого чтобы только-только покрывал поверхность иконы, держат несколько минут (10 – 15 мин), замачивают, вся окись с иконы начинает сходить, затем вынимают и споласкивают теплой водой, и высушивают икону мягкими салфетками или тампонами.

Также применяют похожий метод «замочки» с помидорным соком (томатным) или рассолом, с соком лимона, вместо нашатырного спирта. Можно сделать содовую пасту с лимонным соком – сода и сок – протирая мягкой кистью икону с этим раствором, или тем же ватным тампоном протереть (можно использовать ватные палочки), затем сполоснуть водой и высушить салфетками.

В старину применяли клюквенный сок в качестве очищающего средства. Ухаживали за иконами, заботились о них, и протирали иконы растительным маслом (оливковым), тем самым поддерживая чистоту икон и избавляя их от окиси.

Еще раз отметим, что наиболее подходящее средство для чистки икон в домашних условиях это водка, или разбавленный водой на половину спирт.

Так же следует помнить и о том, что всю воду после очистки иконы не выливают в раковину, а выливают воду в нехожее место на улице.

Как правильно чистить иконы – совет

Другие материалы категории:

Как руками легко открыть банку с винтовой крышкой не испортив крышку

Заметки о соде: как сода может помочь в домашнем хозяйстве

Как правильно и удачно выбрать утюг для дома при покупке

Как правильно хранить свадебное платье после свадьбы

Как нужно правильно взвешиваться на весах при похудении

Процесс реставрации икон сродни лечению больного человека. Ставится диагноз, происходят процедуры и восстановление. Даже некоторые инструменты похожи. В арсенале реставратора можно встретить и шприцы для инъекций, и скальпели, и микроскопы. В хорошо оборудованных реставрационных мастерских, как в хороших больницах, делают снимки икон в разных лучах. Но, как и в лечении людей, самым важным является профессионализм мастера. Реставрация икон является сложным и ответственным процессом, который требует знания всех тонкостей и высокого мастерства.

Хороший реставратор должен обладать способностью к длительной концентрации. Малейшее отвлечение или небрежность может погубить работу необратимо. Необходима ему и хирургическая точность движений, и такое качество, как чувство материала. Реставратору нередко приходится принимать нестандартные решения. И успешно их находить можно, только если ты хорошо представляешь, как может повести себя та или иная субстанция. Но и самых глубоких технических или научных знаний реставратору недостаточно. Он обязательно должен быть еще и иконописцем. И не просто представителем какой-нибудь школы, а способным проникнуть в замысел другого человека, который мог изобрести прием, ни в од-ной книге не описанный. Это необходимо помимо обязательного знания особенностей разных иконописных школ. Узнав все это, можно понять, что реставраторов высокого класса не так много.

Устройство икон

Ну и конечно самое простое, что знает каждый реставратор – как устроена икона, из каких элементов она состоит. Можно назвать это «иконной анатомией». То, что видят люди, когда берут икону в руки – это доска и красочный слой, предположительно покрытый лаком. Но надо сразу запомнить, что видимое на поверхности иконы всегда скрывает невидимые слои. Под красочным слоем прячется грунт, на языке иконописцев и реставраторов называемый левкас. Состоит левкас из порошка мела, реже состоит из гипса, замешанного на рыбьем или животном клее. Меловой грунт при высыхании сжимается, а гипсовый расширяется. Определить характер грунта – важная задача для реставратора. В левкас нередко добавляют мед для пластичности и олифу (варёное льняное масло). Под левкасом, как правило, есть ещё слой ткани, так называемой паволоки. Говоря современным языком, она обволакивает или покрывает поверхность иконной доски. Предназначение паволоки заключается в усилении связи между доской и левкасом. Доска пропитывается клеем, тем же клеем на нее наклеивается паволока, а затем уже накладывается грунт, для которого переплетение нитей сродни арматуре. Клей используется такой же, как в левкасе, чтобы обеспечить прочное соединение всех слоев в единый блок. Однако некоторые древние деревенские иконописцы накладывали левкас прямо на доску, слегка ее процарапав для лучшей связки.

Возникающие проблемы

Вся сложная конструкция, которая является только основой рабочей поверхности для написания иконы – источник бесчисленных проблем и иконных «болезней». Доски выгибаются, трескаются и раскалываются. Их поедают древесные жуки, обжигают пожары и свечи. Паволока отстает от доски, образуя вздутия, или рвется, или то и другое вместе. Левкас, если в него предусмотрительно не добавлена ядовитая желчь, тоже любят поесть жуки. Не отстают и мухи, особенно если в левкасе мед. В нем может завестись плесневый грибок, он может покрыться трещинами – кракелюрами, может начать крошиться или осыпаться частичками. Особенно активно осыпаются иконы, в которых нет паволоки. Соединение грунта с доской в этом случае очень слабое. Кроме того, могут присутствовать чисто механические повреждения самых разных видов. На каждое такое повреждение у реставраторов есть ответ. Теперь вы узнаете о последних слоях иконы. Один из них называется красочный слой, а другой покрытие. Сейчас не будут рассмотрены энкаустические (воско-смоляные) иконы, для которых не нужен грунт, которые не подвержены ни окислению, ни воздействию влаги. Это отдельная тема, и таких икон единицы. А вся основная масса пишется яичной темперой – смесью тонко-размельченных порошкообразных пигментов с яичной эмульсией, состоящей из желтка с уксусом. При отсутствии уксуса иконописец мог воспользоваться пивом, а если уж совсем ничего нет, то водой.

Слои краски в иконе

Изучая красочный слой, произойдет встреча с тем же законом, о котором уже известно, видимая поверхность скрывает невидимые слои. Древние иконы, как правило, покрывались олифой, которая пропитывает все слои краски, соединяясь с той олифой, которая добавлена в левкас. Пропитанные этим покрытием краски становятся полупрозрачными, олифа проявляет скрытые внутренние слои. Из этого описания должно стать понятным, что те цвета, которые в итоге видимы, являются не просто составленной краской, положенной на поверхность, а соединением нескольких слоев разной степени прозрачности и разных цветов и оттенков. Например, до покрытия олифой может казаться, что лик Богородицы бледен, а после покрытия проявятся скрытые в нижних слоях подрумянки, и лик оживет. Реставратор должен представлять, какой может быть последовательность слоев, потому что нужного эффекта можно добиться только многослойностью. Что может произойти с красочным слоем? Он может отставать и быть в разной степени утрачен. Причины могут быть собственные, например, потертости, царапины, воздействие воды, грибка, мух или огня. Также есть другие проблемы левкаса, они почти неизбежно отражаются на состоянии красочного слоя. Единственное исключение – отставание паволоки, при котором красочный слой не повредился. Кроме того, краски могут подвергнуться окислению или выгоранию, в результате чего изменятся цвета.

Проблемы покрытия

Много различных проблем может нести в себе покрытие икон. Олифа со временем темнеет, особенно если в нее было добавлено много сиккатива для ускорения высыхания. Обывательское мнение о том, что старинные иконы непременно темные, совершенно неверно. Темнеет покрытие, а сама икона после грамотной расчистки может оказаться яркой и свежей. Но порой иконы покрываются не олифой, а самыми разными лаками, которые или тоже темнеют, или трескаются, разрушая при этом и красочный слой. Ну и конечно на любой древней иконе присутствует много загрязнений самого разного характера. Потемнение олифы приводило к тому, что некоторые древние иконы поновляли, то есть прописывали сверху и снова покрывали олифой. Записи в большинстве случаев не представляют художественной ценности и искажают оригинал. Отдельной проблемой, помимо записей являются следы неграмотной реставрации. От человека икона может пострадать гораздо сильнее, чем от времени. Не всегда возможно определить какими веществами реставратор пользовался. И требуется немало изобретательности, чтобы неудачную реставрацию удалить. Но самое печальное зрелище - это перетертые иконы, которые так усердно терли в попытке очистить, что стерли важные части оригинального иконного письма. Они оказываются утраченными безвозвратно. Нельзя забыть и о золочении. Золото тоже может быть частично утрачено, покрыто загрязнениями и темными лаками или олифой. Реставрация золотого покрытия является особой задачей, которая порой очень сложна.

Как реставрируют иконы?

Начинается процесс конечно с подробного и тщательного осмотра иконы, непременно с увеличительным стеклом. При реставрации икон, представляющих серьезную историко-художественную ценность, обязателен рентгеновский снимок. Он помогает увидеть очень многое: состояние доски, паволоки, вставки грунта и обновления. В результате рентгенографического исследования может обнаружиться, что под существующей иконой находится другая. Можно сделать снимок в ультрафиолетовом излучении, который тоже может показать позднейшие обновления. Например, свинцовые белила разного времени в этом излучении светятся по-разному. Дополнительную информацию может дать и снимок в инфракрасном излучении. Надо внимательно оценить состояние всех элементов иконы и составить план. Если поверхность сохранна, делается первая пробная расчистка. Выглядит это как небольшой квадрат поверхности, с которой удаляются загрязнения, старая олифа или другой лак, записи и обновления. Обнажается оригинальный красочный слой. Этот первый расчищенный квадратик станет своего рода камертоном всей дальнейшей работы. Расчистка – это процесс очень ответственный. В процессе этой пробной расчистки надо решить, до какой именно степени стоит проводить расчистку. Ошибка в этом решении может решить судьбу произведения. Поэтому для пробы выбирается квадратик неответственного участка. В этом случае ошибка, если случится, не станет роковой.

Как проводится расчистка?

Есть два основных способа: жидкий и сухой. Как правило, они комбинируются. Жидкая расчистка предполагает работу растворителями, сухая – инструментами. Происходит все по принципу от слабого к сильному. Порой может показаться, что икона покрыта толстым слоем темного лака, и ее расчистка потребует серьезных усилий, а в реальности она проясняется под слабым раствором детского мыла. Вполне легитимным и профессиональным веществом является и слюна. Но, к сожалению, такие легкие варианты встречаются крайне редко. После снятия первого слоя самых мягких загрязнений требуется подключить более сильные растворители. Классическим является тройник из спирта, разбавителя и льняного масла. Для начала составляющие берутся в равных пропорциях. Усиливают раствор повышением содержания спирта. Чистый спирт крайне опасен, так как он может уничтожить красочный слой. Опытные реставраторы знают, какие элементы иконной живописи наиболее уязвимы при расчистке. Очень легко можно смыть черные линии. Там, где они появляются, надо проявить повышенную осторожность. Лучше оставить тонкий слой старого лака или олифы, чем смыть оригинальную живопись. Встречались в реставрационной практике случаи, когда пожелтевший слой олифы являлся сознательно использованным элементом иконного письма. Древний иконописец прописывал небольшие лики почти белым, и только под золотистой олифой они оживали и становились задуманного цвета. Полная расчистка делала их мертвенными. Сергей Иванович Голубев, не так давно почивший заведующий реставрационной мастерской Русского музея по классу икон, учил, что удалять надо только то, что мешает восприятию иконы. Расчистку жидкими веществами или смесями производят тампонами наподобие палочек для ушей. На каких-то участках можно тереть тампонами, а в каких-то только перекатывать тампон по поверхности, собирая слой старого лака. Есть и еще более щадящий способ размягчения лаков и олиф. На иконную поверхность ставят перевернутую вверх дном коробочку с прикрепленной внутри, в верхней части, тряпочкой или ваткой в растворителе. На покрытие воздействуют пары растворителя. Бывает, что лак не растворяется даже чистым спиртом. Тогда подбирают подходящий растворитель. При наличии соответствующего оборудования проводят лабораторное исследование лака. Но существует проблема жидкой расчистки в невозможности точного воздействия на нужный участок. Обязательно задеваются края соседнего участка. И вот тут проявляются сильные стороны сухой чистки. Тот же Сергей Иванович Голубев разработал способ с использованием тонкого металлического стержня. Не круглого стержня, а четырехгранного, с квадратом в разрезе. Этот маленький стержень, сточенный под углом, превращается в идеальный ножик, которым можно срезать старые слои лака или олифы даже внутри загнутых чешуек поверхности. Лак желательно слегка размягчить растворителем. Такая расчистка очень точна. При работе с использованием микроскопа с 60-кратным увеличением способ дает удивительный результат, практически идеальный.

Расчистка потрескавшихся икон

Но как можно произвести расчистку, если икона осыпается, ее поверхность деформирована, покрыта вздутиями, а доска расколота? Такую икону надо, прежде всего, укрепить. Аккуратно расположив осыпающиеся частички, стоит заклеить поверхность папиросной бумагой, положенной на жидкий раствор рыбьего или животного клея. Это называется профилактической заклейкой. Слабый клей вместе с бумагой легко смыть теплой водой. Теперь можно в местах отставаний левкаса сделать аккуратный прокол и ввести туда немного спирта медицинским шприцом. Спирт размягчит жесткую корку левкаса, но не разрушит его. Под мягкий отстающий левкас легко войдет игла шприца с горячим крепким клеем. Теперь можно прижать отстающий участок, убрать излишки клея, выходящие из отверстия и начать просушку. Можно использовать маленький утюжок, но с ним важно не перестараться, чтобы весь клей не ушел в доску. Можно чередовать горячее воздействие утюжком и холодное мраморными плитками, заранее положенными в холодильник. Когда клей уже схватился, на отставание кладут тяжесть и ждут полного высыхания. В качестве тяжести можно использовать мешочки с песком. Они незаменимы, если поверхность неровная. Если доска расколота, ее склеивают столярным клеем, следя, чтобы не возникло перекручивания в месте соединения. Оставшиеся пустоты заполняют клеем с опилками. Если в доске обнаружились живые жучки-древоточцы, то икону надо срочно изолировать от других произведений искусства и после заклейки немедленно подвергнуть обработке. Самый простой способ это поместить в плотно закрытый полиэтиленовый пакет, предварительно залив в отверстия яд для жуков. Иногда жуки превращают доску в ажурную конструкцию, которая местами рассыпается в труху. При возможности доску укрепляют введением в проходы клея. А при полной невозможности восстановления остатки доски полностью срезают со слоя грунта и переклеивают икону на новую доску. Иногда надо пропитать поверхность лекарством от бактерий, иногда клеем или жидким лаком для укрепления поверхности. Надо заполнить пустоты, восстановить утраченные участки левкаса. А когда все, что можно, укреплено, расчищено и восстановлено, приступают к прописке утраченных частей. Но не всегда это действительно необходимо. Есть два способа реставрации: научная и церковная. При научной реставрации утраты не прописываются, а только немного лессируются полупрозрачной краской, чтобы яркие белые участки не действовали отвлекающе и раздражающе. Но для богослужебного использования иконы нередко требуется восстановить утраченные участки изображения. Это надо делать, точно попадая в стиль иконы и непременно используя ту же технологию. В этом случае от реставратора требуется немалый талант и, можно сказать, способность перевоплощения в автора иконы, в его характер мысли и стиль работы. Несмотря на всю каноничность, иконы являются очень личными произведениями. Канон определяет только самые общие характеристики икон, необходимые, чтобы образы были узнаваемыми. Внутри канона происходит свободное действие мастерства иконописца. Поэтому работа реставратора далеко не только ремесленная. Это подлинное искусство.

Форма обратной связи

Реставрация икон - многоплановый и обычно весьма длительный процесс, для которого необходимо располагать обширными знаниями в различных областях. Вот лишь некоторые из них:
. Свойства древесины и методы удаления вредителей;
. Способы консервации ветхого дерева и шелушащегося красочного слоя;
. Химико-физические свойства левкаса, грунтовок, минеральных и масляных красок на разных основах;
. Процедуры удаления отложений масла, копоти, воска с поверхности икон;
. Методы аутентичного восстановления и сохранения живописи;
. Особенности живописных школ и иконописи разных регионов.

В зависимости от назначения иконы и её использования существуют разные варианты подхода к самому содержанию реставрационных работ:

1. Для продажи иконы, как правило, достаточно так называемого раскрытия - первичного удаления верхнего слоя грязи с поверхности иконы. Необходимость этого действия продиктовывается состоянием живописи и возможностью рассмотреть стилистические особенности живописной работы. Дальнейшие действия по реставрации, реновации или элементарной консервации обычно предпринимает покупатель - в соответствии со своими желаниями и целями.

Раскрыта, укреплена.
Частная коллекция


2. Современный научный подход к сохранению иконописного наследия заключается в раскрытии, консервации, укреплении и сохранении того, что возможно, без радикальных вставок, вклеек и дописывания иконы в тех местах, где поврежден красочный слой. Икона как предмет искусства и антиквариата хороша такой, какой она сохранилась во времени. К тому же бывает затруднительно воспроизвести стиль той или иной школы иконописи, особенно если сюжет встречается редко, а сохранность предмета оставляет желать лучшего.

3. Реставрация с обновлениями часто выполняется в тех случаях, когда икона предназначена в подарок, для использования в домашнем или общественном обиходе. В ситуации постоянной доступности коны для обозрения желательно придать ей достойный вид. Предпочтительнее и в этом случае обойтись минимально необходимыми вмешательствами, достаточными для восприятия иконы целостным художественным произведением, но существенно не меняющими её исторического облика.

4. Полная реставрация обычно предполагает восстановление изначального внешнего вида иконы. Такая реставрация включает в себя чинки древесной основы, дополнения слоя грунтовок и левкаса, дорисовку и подновление иконы в местах утрат и приобретённых механических или химических дефектов.

5. Церковная реставрация , то есть реставрация, выполненная мастерскими иконописи при храмах и монастырях, может ограничиваться любым из перечисленных выше способов. Но, увы, не редкость, когда старые иконы полностью переписываются, записываются, дополняются деталями и сюжетными элементами, которых не было в первоначальном варианте. В данном случае икона рассматривается как предмет культа, обновление которого позволит дальнейшую его эксплуатацию.

Даже неправильное раскрытие способно серьёзно повредить и даже уничтожить икону , поэтому прежде чем решать её судьбу, необходима консультация со специалистами. Раскрытие может выявить важные детали, которые повлияют на атрибуцию и оценку иконы, поэтому заниматься этим должжны профессионалы. Хороший реставратор учится всю жизнь, и зачастую опыт играет определяющую роль в выборе тех или иных методик работы с иконой.

Если вы собираетесь пополнить стан иконоведов-любителей или стать профи иконного рынка, базовые навыки по раскрытию и реставрации могут пригодиться вам в работе, особенно, если вы отправляетесь в путешествие по поиску забытых сокровищ. Однако не следует забывать, что качественная реставрация требует соответствующих условий работы, инструментария и оборудования. В полевых условиях далёкой экспедиции можно провести лишь пару осторожных тестов, а основную работу всё равно желательно доверять профессионалам.