Станция маяковская. Станция метро Маяковская (14 фото) Новокузнецкая: мозаики из блокадного Ленинграда

:

Дата открытия:

Проектное название:

Триумфальная площадь (1935 год), Площадь Маяковского (1936 год)

Прежние названия:

Тверской

колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Длина платформы, м.:

Ширина платформы, м.:

Архитекторы:

А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей:

второй выход (2005 года): Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун

Инженеры-конструкторы:

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн

Станцию возвело:

Шахта № 75 (руководитель И. Д. Гоциридзе)

Выход к улицам:

Триумфальная площадь, Тверская улица, Садовая-Триумфальная улица, Большая Садовая улица

Наземный транспорт:

А 12ц; Тб 1, 3, 12, 47

Время открытия:

Время закрытия:

Работающие операторы сотовой связи

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

Соседние станции:

Белорусская и Тверская

Архитектура и оформление

Вестибюли

Достопримечательности

«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» с северной стороны линии и «Тверская» - с южной. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё название станция получила в честь советского поэта Владимира Маяковского. Станция «Маяковская» построена по проекту архитектора Алексея Душкина. Свод станции украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения. Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.

История

Проект Горьковского радиуса метро, предполагающий строительство станции под Триумфальной площадью, появился в первой половине 1930-х годов. В генеральном плане 1935 года этот проект был утверждён. Автор проекта станции архитектор С. М. Кравец и инженер Н. И. Ушаков в качестве эксперимента решили построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Оформить станцию предполагалось в духе итальянского Ренессанса. Но уже на этапе строительства выяснилось, что проектировщики не учли сложные геологические условия. Была срочно созвана комиссия, куда пригласили архитектора А. Н. Душкина. Он существенно изменил первоначальный проект и усилил конструкции станции. При участии авиаконструктора А. И. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены подковообразные конструкции из нержавеющей стали. Ниши свода центрального зала украсили мозаичные панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки.

Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского». В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название «Маяковская» в честь советского поэта Владимира Маяковского.

Строительством станции на заключительном этапе руководил Гоциридзе Илларион (Илья) Давидович.

Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. В 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская».

В 1950-х годах на «Маяковской» были установлены гермоворота, в результате чего одно из мозаичных панно было утрачено. В конце 1950-х годов в торце станции был установлен бюст Владимира Маяковского. 7 ноября 1959 года открылся второй вход на станцию с противоположной стороны Тверской улицы (ликвидирован 26 сентября 2005 года). С 1980-х годов станция имеет статус памятника архитектуры. В 2001 году станция включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

С середины 2000-х годов на «Маяковской» велась реконструкция. В 2005 году был открыт второй выход станции. К 2007 году на станции были заменены старые эскалаторы. 22 апреля 2010 года реконструкция станции была завершена, при этом многие детали оформления были заменены на новые. В конце 2012 года на станции началась замена ламп на лампы с «холодной» цветовой температурой, однако после возмущения общественности в марте 2013 года было решено поставить вместо них аналогичные, но с более «тёплым» светом.

Техническая характеристика

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Автор проекта - А. Н. Душкин. Строительство станции выполнено при участии работников 75-й шахты под руководством инженера И. Д. Гоциридзе.

Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина - 156 метров. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов - 8,9 метра; шаг арок - 4,2 метра.

При строительстве станции сначала были пройдены боковые тоннели. Сооружение среднего свода осуществлялось при помощи проходческого щита незамкнутого контура. Полущит монтировался в торце станции и перемещался по роликам, уложенным в боковых тоннелях. Конструкции среднего свода жёстко соединялись с тюбингами крайних тоннелей при помощи продольных металлических балок, которые опираются на колонны. Боковые станционные тюбы имеют диаметр 9,5 метра и располагаются на расстоянии 13,5 метра друг от друга.

Ордината оси станции - ПК19+53,4. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении - «Маяковская» - «Белорусская»; в чётном направлении - «Маяковская» - «Тверская». Расстояние до станции «Белорусская» - 1025 метров; расстояние до станции «Тверская» - 923 метра. (расстояние между пикетами станций).

Схема сооружения станции «Маяковская»

Архитектура и оформление

Станция

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар-деко». Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом. Трёхнефный колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой.

Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов - А. А. Дейнека, тема - «Сутки советского неба» ). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.

Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором «уфалей», нижняя - чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу». Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло». Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх. Критики также отмечали отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции, бюст поэта там появился только после войны.

Темы мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади):

  1. «Два самолёта» (утрачено)
  2. «Знамя СССР» (утрачено)
  3. «Два самолёта и цветущая яблоня»
  4. «Прыжок в воду парня и девушки»
  5. «Плодовое дерево»
  6. «Сигнальщик»
  7. «Бомбардировщики днём»
  8. «Парашютист»
  9. « Спасская башня днём»
  10. «Комбайн»
  11. «Прыгун с шестом»
  12. «Планёры»
  13. «Парашютисты»
  14. «Прыжок лыжника»
  15. «Сосна»
  16. «Статуя девушки с веслом»
  17. «Самолёт»
  18. «Бомбардировщики ночью»
  19. «Дирижабль над Спасской башней ночью»
  20. «Парашютист ночью»
  21. « Биплан ночью»
  22. «Бомбардировщики ночью»
  23. «Домна»
  24. «Стратостат»
  25. «Авиамоделисты»
  26. «Игра в волейбол»
  27. «Парашютисты утром»
  28. «Самолёт и портик»
  29. «Монтажник-высотник»
  30. «Чайки»
  31. «Мать»
  32. «Два самолёта»
  33. «Опоры ЛЭП »
  34. «Подсолнухи»
  35. «Апельсины»
  36. «Знамя СССР»

Вестибюли

Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц. Авторы вестибюля - А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. П. Афанасьев, фасад спроектировал Д. Н. Чечулин. Архитектурное оформление вестибюля относительно скромное. В отличие от других станций второй очереди, где эскалаторы доводились до верха, на «Маяковской» к ним ведут две лестницы. Согласно проекту, машинное отделение эскалаторов было вынесено из-под здания концертного зала. Прямо за входом станции расположен широкий лестничный марш, который ведёт в промежуточный зал, облицованный «уфалеем» и освещённый светильниками бра. От первого зала под углом 90° другая лестница ведёт к подземному эскалаторному и кассовому залу. Нижний зал облицован тёмно-красной «шрошей». Потолок зала обработан квадратными кессонами, в которых за бронзовыми решётками расположены светильники. Зал соединяется со станцией трёхленточным эскалатором модели Е55Т высотой 28,7 м. С 7 ноября 1959 по 25 сентября 2005 года кассовый зал имел выход к ещё одному вестибюлю станции, встроенному в дом № 30/2 по Тверской улице. 26 сентября 2005 года выход был замурован в связи с аварийным состоянием здания.

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. За это время полностью реконструирован наклонный ход с полной заменой эскалаторов на новые, модернизированные. В вестибюле произведена полная замена технического оснащения, построены новые кассы, установлены новые турникеты (типа УТ-2005), пожарная и охранная сигнализации, заменены все кабельные коммуникации, сантехника и вентиляция. Открытие ранее замурованного выхода восточной лестницы южного вестибюля после реконструкции произошло лишь 25 декабря 2013 года. Цоколь здания был при этом полностью перестроен и заменён на современные железобетонные конструкции.

2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй (северный) выход станции. Авторы - архитекторы Н. И. Шумаков и Г. С. Мун при участии Я. В. Мун, инженеры: Э. И. Ханукова, Д. Савельева и М. А. Белова. Планируется, что в будущем вестибюль будет встроен в здание. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь, пол выложен гранитом. В новом вестибюле находится бюст Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова, перенесённый из торца станционного зала. Египетские лотосовидные колонны кассового зала, напоминают колонны метро «Кропоткинская». В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников. Свод кассового зала он украсил мозаиками на тему неба. Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского. Зал освещают светильники индивидуального изготовления. Необычным является сообщение вестибюля со станцией: спустившись на эскалаторе, необходимо пройти по пешеходному коридору к другому эскалатору, по которому можно подняться к платформе. Трёхленточные эскалаторы моделей Е55Т и Е25Т имеют высоту соответственно 37,2 и 8,8 метров.

Режим работы

Станция «Маяковская» открывается для входа пассажиров в 5 часов 30 минут и закрывается в 1 час ночи. Первый состав в сторону станции «Речной вокзал» отправляется в 5 часов 53 минуты 25 секунд, первый состав в сторону «Алма-Атинской» - в 5 часов 39 минут.

Согласно статистическому исследованию 1999 года, суточный пассажиропоток станции составил 53 980 человек. В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу - 51 700 человек, по выходу - 44 300 человек. По данным 2005 года, пассажиропоток станции составил 48 000 человек в сутки.

Расположение

Станция Маяковская расположена на территории Тверского района Москвы на пересечении Тверской улицы и Садового кольца. Южный вестибюль имеет выход на Триумфальную площадь, к улицам Тверская, Большая Садовая и Садовая-Триумфальная. Северный вестибюль имеет выход к 1-й Тверской-Ямской, 2-й Тверской-Ямской улицам и к 1-й Тверской-Ямской переулок.

Наземный общественный транспорт

Вблизи станции «Маяковская» расположена остановка «Триумфальная площадь» автобуса № 12ц и троллейбусов № 1, 12.

Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2013 год)

Автобус № 12ц: Ледовый дворец - Ст. метро «Китай-город»

Троллейбус № 1: Ст. метро «Нагатинская» - Больница имени Боткина

Троллейбус № 12: Больница МПС - Ст. метро «Китай-город»

Достопримечательности

Вблизи станции расположено несколько учреждений культуры. Южный вестибюль встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского. Рядом с южным выходом находится Московский академический театр сатиры (Триумфальная площадь, дом 2) и Театр имени Моссовета (Большая Садовая, дом 16). Неподалёку от северного выхода станции расположен Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (улица Фадеева, дом 4).

Коллекция

текстовых сопроводительных материалов для учащихся

к уроку по теме:

«Минералы и сплавы в оформлении станции “Маяковская”

Московского метрополитена»


История создания станции метро «Маяковская»

На сегодняшний день станция метро «Маяковская» является интереснейшим памятником архитектуры.

Станцию открыли в сентябре 1938 года. Но уникальность ее проекта отметили еще несколькими годами ранее в Париже на Всемирной выставке, а на выставке в Нью-Йорке уникальный проект станции получил Гран-при. После того как станцию построили, ее проект внесли в антологию избранных произведений мировой архитектуры. Согласно 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по ее расположению под одноименной площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади первоначальное название станции было изменено.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский мраморовидный известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) на тему «Сутки страны Советов».

Темы мозаик: «Два самолёта и цветущая яблоня», «Прыжок в воду парня и девушки», «Плодовое дерево», «Сигнальщик», «Бомбардировщики днём», «Парашютист», «Спасская башня днём», «Комбайн», «Прыгун с шестом», «Планеры», «Парашютисты», «Прыжок лыжника», «Сосна», «Статуя девушки с веслом», «Самолет», «Бомбардировщики ночью», «Дирижабль над Спасской башней ночью», «Парашютист ночью», «Биплан ночью», «Бомбардировщики ночью», «Домна», «Стратостат», «Авиамоделисты», «Игра в волейбол», «Парашютисты утром», «Самолёт и портик», «Монтажник-высотник», «Чайки», «Мать», «Два самолёта», «Опоры ЛЭП », «Подсолнухи», «Апельсины».

Во время Великой Отечественной войны станция метро «Маяковская» стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалетов она использовалась как . Кроме того, центральный зал станции, в то время одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил И. Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: «Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!»



Мозаика – (от лат. «музивум», буквально – «посвящение музам») – разновидность монументальной живописи, представляющая собой изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц: каменной гальки, специально нарезанных разноцветных каменных или стеклянных кубиков, керамической плитки и т. п.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, «теоретик науки о цвете», автор письма «О пользе стекла», заинтересовался мозаиками еще в 1740-е гг. и приступил к проведению опытов по окрашиванию стекла (в те времена цветное стекло доставляли в Россию из-за границы).

Используя оксиды меди и иных металлов, М. В. Ломоносов получал стекла различных оттенков. Совместно с учениками им были созданы великолепные мозаичные картины: портрет М. И. Воронцова, мозаика «Полтавская баталия» и другие.

1 Химия и искусство: 10-11 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

История возникновения и развития метрополитена насчитывает более 150 лет. Как вид транспорта на сегодня он является основным в любом мегаполисе. Это самый удобный способ передвижения людей за самое короткое время на большие расстояния.

Какая самая глубокая станция метро в Москве, мире? О их особенностях, местоположении и прочую информацию можно узнать в данной статье.

Чем хорош этот вид транспорта? Тем, что подземные тоннели дают возможность развивать довольно большую скорость движения поездам, не опасаясь никаких препятствий на пути. При этом заглубленность станций под землю имеет преимущества, позволяющие эксплуатировать поезда максимально эффективно.

Самая глубокая станция метро в Москве: фото, общая информация

Изумительный московский метрополитен поражает многих иностранцев не только своим великолепием и красотой отделки подземных вестибюлей, но и глубиной их заложения.

Глубочайшая станция метрополитена г. Москвы – «Парк Победы» в составе линии Арбатско-Покровской.

Вообще, строительство этой станции было начато еще в 1988 году, но из-за отсутствия финансирования в 1992 году строительство объекта было прекращено. Последующая волна строительства объекта началась лишь в 2001 году, и закончилось оно в мае 2003 года. В общей сложности строительство велось 13 лет, но непосредственно на все работы было затрачено 3 года.

Ее открытие состоялось сравнительно недавно – в 2003 году.

Вестибюль подземный расположен на глубине 84 м. Станция является 2-ой по глубине (первая- «Адмиралтейская» в г. Санкт-Петербург) в России.

Оформлена она по тематике войны 1812-го года и ВО войны 1941-45 годов.
Основная облицовка зала – черные и серые мраморные плиты.

По своей конструкции станция – трехсводчатая глубокого заложения, пилонная.

«Парк Победы» был построен с использованием самых передовых технологий по индивидуальному проекту. Архитекторы Н.В. Шурыгин и Н.И. Шумаков – авторы данного проекта. А название свое станция получила по названию парка, расположенного вблизи.

Местоположение – район Дорогомилово (территория Западного административного округа Москвы). Из станции выход идет на улицы Барклая и Генерала Ермолова.

Глубочайшая станция мира

Мы узнали, какая самая глубокая станция метро в Москве. В мире признана самой глубокой киевская «Арсенальная», входящая в Святошинско-Броварскую линию и расположенная на глубине 105 метров от поверхности земли под одним из центральных участков города Киева. С 1960 года, когда была построена данная станция, рекорд глубины заложения метрополитена до сих пор не побит.

Ежедневный поток пассажиров на станции составляет около 26 тыс. чел. В первое время после постройки ею преимущественно пользовались труженики киевского завода «Арсенал» (откуда и пошло название станции). Сейчас он уже закрыт, а в бывших его цехах разместился современный арт-центр.

«Парк Победы»: размеры, особенности

Чтобы легче было представить глубину сооружения, сравним ее с высотой жилых построек. Самая глубокая станция метро в Москве составляет глубину, равную высоте 27-этажного дома.

Длинные экалаторы поднимают пассажиров на высоту более 64 метров, а длина их движущегося полотна (видимая) – около 126 метров.

С учетом скорости подъема эскалатора (около 0,75 м/с), подъем на нем занимает примерно 168 сек. (почти 3 минуты).

Описание станции

Самая глубокая и прекрасная станция метро в Москве имеет два великолепных панно на военную тематику, расположенных в торцах зала станции (автор – известный скульптор З. К. Церетели).

В связи с тем, что оба зала строились одновременно, они имеют практически одинаковую декорацию. Различие присутствует лишь в оттенках отделочного мрамора: в одном зале пилоны имеют облицовку коричневым камнем, а стены – белым, а в другом наоборот (коричневые стены и белые пилоны). И пол у них отличается: серо-красный в северном зале, и серо-черный – в южном. В оформлении использованы известняк, гранит и мрамор (шлифованные).

По тематике именно северный зал посвящен 1941-45 годов Отечественной войне, а южный – войне 1812 года.

Сообщение между этими двумя залами осуществляется с помощью 2-х переходов в центре.

Станция также оснащена 2-мя самыми длинными эскалаторами: один ведет в аванзал, другой к подземному переходу, который ведет к улице генерала Ермолова и ул. Барклая, а также к «Поклонной Горе» (к знаменитому мемориальному комплексу).

Следует отметить, что выйти в город можно лишь из южного зала, потому что в северном имеется глухой торец, облицованный мрамором серого и черного цвета. Но здесь планируется сооружение 2-го выхода.

Основные 2 зала в самом центре соединены между собой мостиками лестничными. Выход со станции в город проходит через переходы, находящиеся под Кутузовским проспектом. Здесь оборудованы и съезды для ночной стоянки метропоездов.

Эта станция на сегодня является самым дорогостоящим проектом метрополитена столицы России.

Богатые великолепные потолочные светильники аванзала размещены в углублениях (в виде чаш) потолка. Причем оба зала оформлены в красивой золотисто-коричневой гамме. Все это завораживает и выглядит очень красиво и оригинально.

Станцию эту можно отнести к самым великолепным станциям метро г. Москвы.

Список глубоких станций Москвы

Самая глубокая станция метро в Москве до «Парка Победы» была «Тимирязевская». Глубина ее составляет 63,5 м.

1. «Чеховская» (глуб. 62 метра);
2. «Дубровка» (62 метра);
3. «Петровско-Разумовская» (гл.61 метр);
4. «Трубная» (60 метров).

В заключение топ 8-и самых глубоких мировых станций

По глубине заложения от самой поверхности земли список станций выглядит примерно следующим образом:
1. Станция «Арсенальная» (г. Киев – 105м.);
2. Станция «Адмиралтейская» (г. Санкт-Петербург – 102 м.);
3. «Парк Победы» (красивая и самая глубокая станция метро в Москве);
4. «Комендантский проспект» (г. Санкт-Петербурге – 78 м.);
5. «Чернышевская» (Санкт-Петербург – 74 м.);
6. «Площадь Ленина» (г.Санкт-Петербург – 72 м.);
7. «Puhung station» (Корея);
8. «Washington Park» (штат Орегона).

Таким образом, большей частью самые глубокие станции мира расположены в городах России, в основном в Санкт-Петербурге. Но они все выгодно отличаются не только глубиной заложения, но и неповторимой красотой и оригинальностью. Кроме всего, каждая станция имеет свою уникальную историю.

Как много скрыто от наших глаз в глубинах истории. И кажется, что невозможно в полной мере осознать те или иные события, ощутить дух эпохи и проникнуться до глубины души важностью, величественностью, загадочностью или противоречивостью событий.

Московское метро – один из многочисленных культурных объектов нашей страны. Этот транспортный узел перевозит ежедневно миллионы людей и в суете столичных будней мы совсем забыли, а многие даже никогда не знали о том, что любая станция метро, подобно человеку, растет и развивается, участвует в конкурсах и принимает гостей, у каждой станции столичной подземки своя история, своя биография.

В своей работе я попыталась изучить историю станции метро Маяковская в период Великой Отечественной войны и потом возникла идея сравнить ее с современным видом станции. После изучения материала я поняла, что не только сейчас, но и 65 лет эта станция играла очень важную роль. И если сейчас пассажирам на станции бывает дискомфортно от большого количества народа, то в военные годы людей заботили куда более серьезные вещи, а именно их жизнь и жизнь их близких.

Я постаралась передать ту связь эпох, которая вызывает самые положительные и яркие эмоции, постаралась чтобы все кто читал мою работу смогли сквозь времена полюбоваться станцией метро Маяковская, увидеть какой она была раньше, и которой москвичи очень многим обязаны.

Цель: Создание образа станции метро Маяковская как носителя эмоциональной и исторической памяти.

Задачи:
1. Изучить историю станции метро Маяковская
2. Соотнести два периода существования станции метро Маяковская
3. Визуализировать полученные результаты

Методы:
1. Работа с литературой
2. Анализ
3. Сравнение
4. Фотосъемка
5. Фотомонтаж

Станция метро "Маяковская"

Московский метрополитен сегодня - это 177 станций на 12 линиях, общей протяженностью 292,2 км, но из этого огромного количества станций хотелось бы выделить одну, открытую в составе второй очереди строительства Московского метрополитена 11 сентября 1938 года, названную в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского,- станцию «Маяковская».

Почему именно она привлекла мое внимание? Потому что очень много событий в истории нашей Родины происходили на этой станцией. И я хотела показать, что забытые, ушедшие в прошлое моменты нашей истории, можно оживить и придать им новые краски.

«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии московского метрополитена. Проектные названия станции - «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского», архитектором проекта был Алексей Николаевич Душкин. Маяковская стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему «Сутки страны Советов». Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в 34-х овальных нишах свода центрального зала. При открытии станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах. Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями, другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения. После открытия второго выхода станции «Маяковская», которое состоялось 2 сентября 2005 года, многие пассажиры могут впервые увидеть мозаику Александра Дейнеки «Красное Знамя», украшающую свод центрального зала станции. Теперь для служебных и технических нужд построены новые помещения, а мозаика вновь открыта для обозрения.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

В 1938 году уникальный проект станции получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры. А в 2001 году станция была включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Во время Великой Отечественной войны на станции «Маяковская» располагался командный пункт московского штаба ПВО. Отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.

Станцию «Маяковскую» как наиболее просторную и хорошо защищенную от авиабомбовых атак (станция глубокого заложения – 8м) выбрали местом проведения торжественного заседания президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.

6 ноября 1941 года станция метро «Маяковская» была закрыта для пассажиров. Поезда проносились мимо неё. На станции шла спешная работа. Платформа превращалась в зал. В противоположном от входа конце перрона были оборудованы сцена и трибуна. На платформе расставили стулья. Станция была ярко залита электрическим светом. В вестибюле расположили гардероб.

Когда на станции подходили к концу последние приготовления, около двух тысяч человек бережно клали в карманы пригласительные билеты на торжественное заседание Московского Совета. Место заседания указывалось устно: станция «Маяковская».

В 17 часов 6 ноября в Москве была объявлена воздушная тревога: 250 самолетов рвались к столице. Летчики и зенитчики не пропустили к городу ни одной вражеской машины. В 18.40 был дан отбой. А к семи часам участники заседания съезжались и сходились к темному подъезду.

Вход в метро не был освещен. Ручной фонарик милиционера на мгновение освещал билет, дверь открывалась – и посетителей встречали сияющие люстры, красный мрамор и нержавеющая сталь колонн, мозаика плафонов. В вагонах у платформы поместили буфет, где были чай, бутерброды и мандарины. В вагонах с занавешенными окнами переодевались артисты, был дан большой концерт.

На совещании присутствовали две тысячи человек. Сталин приехал на обычном поезде метро. В целях безопасности подали сразу четыре состава: два – на «Белорусскую» и два – на «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Никто не знал, на каком именно поезде поедет Сталин. Он приехал на машине на «Белорусскую» и отсюда в одном из приготовленных поездов прибыл на «Маяковскую». Большинство москвичей считало, что ни традиционного заседания Московского Совета, ни, тем более, парада на Красной площади не будет: нельзя сосредоточить массы людей, создать мишень для бомбежки.

Но 6 ноября 1941 года здесь на глубине восьми метров, по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы выступил с докладом Сталин, и снова были произнесены слова «Наше дело правое». Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Станция также стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авиа налетов она использовалась как бомбоубежище для сотен людей. Именно на этом полу проводили ночи, спали москвичи, спасаясь от бомбежек; здесь рождались дети, справлялись дни рождения, отмечались праздники. На станции Маяковская была организованна кухня и налажено питание, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. По всей длине станции разместились спальные места. Сама фактура камня станции несет в себе глубину исторической памяти.

Также станцию «Маяковская» поистине можно назвать музыкальной, ведь её южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского. Всего у станции три наземных вестибюля.

Вот так одна станция метро за время своего существования смогла побывать госпиталем и убежищем, детским садом и школой, спальней и музыкальным классом, победителем международной выставки и памятником архитектуры, а также залом заседания Московского совета, на котором были произнесены слова, так необходимые москвичам. А небольшие усилия помогли нам воссоздать тот эмоциональный фон и атмосферу, царившую в те далекие времена.

В настоящее время на станции идут ремонтные работы, после реконструкционных работ мозаика "Красное Знамя" будет вновь открыта для обозрения. Реставрационные работы будут закончены в 2010 году, когда московский метрополитен отметит 75-летний юбилей.

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом - и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении - так же, как и арки. В своде центрального нефа - 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.