Станция метро. Курский вокзал у какой станции находится? Вестибюль станции “Курская-Кольцевая” после реставрации Открытие станции курская

Продолжим тему метро, а то давно у меня не было фотографий из нашей подземки. Сегодня у нас небольшой рассказ про станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Курская была открыта 13 марта 1938 года как вторая очередь строительства в составе всего лишь двух станций: «Курская» и «Площадь Революции». Но это позволило убрать вилочное движение по Сокольнической линии, где поезда следовали от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд», а далее разделялись. Один состав далее ехал до станции «Парк Культуры», а второй до станции «Киевская» (Сейчас это станция «Киевская» Филевской линии). Таким образом Московский метрополитен наконец-то получил две линии. Поезда стали следовать от станции «Александровский сад» до станции «Площадь Революции».

1. Поздняя ночь. Заходим через вестибюль, который встроен в первый этаж жилого дома на площади Курского вокзала. В свое время наличие этого вестибюля стало для меня открытием, так как я привык выходить через общий вестибюль с кольцевой станцией. Одно из немногих мест в московском метро, где сохранилась надпись «НЕТ ВЫХОДА».

2. Старые станции и вестибюли богаты на артефакты того времени. Например аутентичная надпись «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».

3. Небольшой эскалатор, по которому вы можете кататься совершенно бесплатно, так как турникеты находятся дальше. Из-за особенностей расположения станции под площадью, переход к выходу получился немного замысловатым. Здесь еще, наверно, сказывается и опыт проектирования станций первой очереди, где все вестибюли были извилистыми коридорами отделены от станций.

4. Промежуточный вестибюль с турникетами.

5. Аванзал перед эскалатором. Вправо проход к общему вестибюлю с кольцевой станцией. Ниша прямо вызывает вопрос, а не задел ли это на еще один выход? А вот все торговые палатки надо вывезти из метро и сжечь!

6. Знаменитый зал с колонной миллионов встреч и свиданий.

7. Аванзал перед эскалатором на радиальную станцию.

8. И его потолок. Посмотрите какая красота! Хоть иногда, находясь в метро, смотрите по сторонам.

9. Как и на всех станциях построенных до войны на Курской не было гермозатвора. Он был установлен позже. Ради этого пришлось пожертвовать одним проходом между пилонами.

10. А раньше станция начиналась вот здесь. А сейчас это предбанник перед гермоворотами. Интересно, в полукруглых нишах что-нибудь было?

11. Проект станции «Курская» и «Площадь революции» положил начало целой серии типовых трехсводчатых станций пилонного типа с диаметром всех тоннелей 9,5 метров. Только потом, в целях экономии, диаметр боковых залов уменьшили до 8,5. Эти станции известны еще как «Сталинская пилонная».

12. Пока есть возможность, снимаю станцию с поездами. Но уже скоро пройдут последние поезда, снимут напряжение на контактном рельсе и можно будет пройти в тоннель. А вот там очень и очень интересно. Но, про тоннели вокруг станции, в следующем посте. :)

13. Глубина станции всего лишь 30 метров. Тогда предпочитали делать станции ближе к поверхности, хотя строить часто приходилось в тяжелейших геологических условиях. Не знаю, что конкретно было тут, но на станции «Площади Революции» станционные залы проходили с заморозкой сводчатой части, так как построена она границе известняка и водонасыщенных грунтов. Могу допустить, что здесь было не проще.

14. Переход на Кольцевую лини. Интересно, в каком виде (и был ли вообще) здесь был сделан задел при строительстве станции.

15. Логично предположить, что лестницу и ходки под путями могли построить еще в 30-е года. Но подтвердить или опровергнуть я это никак не могу. А гермоворота здесь, скорее всего, тоже поставили позднее.

16. Переход.

17. И вездесущий гофр-ангар для поломоечной машины. Ну и вопрос, что было в нише?

18. Но станция мне еще с детства запомнилась этим приводом автостопа со светофором на платформе. Кажется, это единственное такое место в Московском метро.

19. Эту конструкцию пришлось городить из-за того, что сразу после портала встроили гермоворота и разместить автостоп и светофор было больше некуда.

20. Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки.

21. В одной из книг читал, что кессоны потолка делали на поверхности и очень много хлопот было опустить их на станцию, не повредив. Увы, не всегда это удавалось.

22. На станции уже заменены все эскалаторы.

23. К сожалению, узнать в каком году был смонтирован гермозатвор, не удалось. Дверцы по бокам - небольшие гермухи для прохода на улицу.

24. Последние поезда уже прошли и теперь из депо Измайлово поехали мотовозы.

25. Оформление станции посвящено сельскому хозяйству. Интересно, а что-нибудь было в пустых круглых нишах на путевой стене?

26. Мрамор на станции с Уфалейского месторождения.

27. Пол станции выложен гранитом с простым рисунком.

28. Колосья вы можете найти на оформлении перил перехода и на круглых решетках с светильниками.

29. И на закуску - панорама. Разглядывайте на здоровье!

«Ку́рская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Курского вокзала между станциями «Комсомольская» и «Таганская». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Станция открылась 1 января 1950 года в составе участка «Курская» - «Парк культуры». Названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Имеет переходы на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Первой станцией метро у Курского вокзала стала станция «Курская» Арбатско-Покровской линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена. В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции». Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. «Курская» была открыта с одним наземным вестибюлем и переходом на Арбатско-Покровскую линию, хотя первоначально планировалось открыть станцию с двумя вестибюлями. Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская». С 3 июля 2008 по 24 октября 2009 года наземный вестибюль был закрыт на ремонт.

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два вестибюля: северный (подземный) - совмещённый с «Курской» Арбатско-Покровской линии, и южный (подземный), совмещённый с «Чкаловской». Вместе со станцией была построена сложная система подземных и наземных помещений, обеспечивающих входы-выходы пересадочного узла, его связь с внутренними помещениями Курского вокзала и переходы между станциями метрополитена. Центром этого ансамбля является круглый подземный зал, в…

Курская - радиальная

В московском метро существуют две станции с названием "Курская" - на Кольцевой и Арбатско-Покровской линиях. Они соединены длинным переходом, стены которого облицованы красным мраморовидным известняком. Именно в нем встречаются окаменелости. На стенах основной части коридора красный мраморовидный известняк с окаменелостями перемежается с белым, пустым в палеонтологическом отношении камнем. А на стенах возле лестницы, ведущей на "Курскую-радиальную" облицовка красным камнем сплошная и именно там больше всего окаменелостей.

На этом снимке - колониальный коралл из коридора между станциями "Курская-кольцевая" и "Курская-радиальная". Это один из лучших образцов кораллов, обнаруженных в метро в облицовке из красного мрамора (мраморовидного известняка). Кораллы этого вида обнаружены пока только на "Курской". Хорошие коралловые рифы есть и на других станциях, но в красном мраморе их очень мало.

Брюхоногий моллюск в стене коридора, соединяющего две станции "Курская". Раковина распилена практически пополам, частично заполнена окаменевшим осадком. Видно, что раковина перевернута по отношению к положению, в котором она окаменевала. Брюхоногие моллюски - не самый распространенный вид окаменелостей в метро, так что эта раковина хорошей сохранности весьма интересна. Выше нее видна "прозрачная" раковина маленькой гастроподы и фрагмент морской лилии.

Еще один брюхоногий моллюск - гастропода. Раковина расположена в облицовке перехода-тоннеля, соединяющего станции кольцевой и радиальной линий. Тоннель отделан красным и белым мрамором, в красном камне как раз и встречаются окаменелости. Ниже раковины гастроподы на снимке видны членики морских лилий и небольшая колония кораллов.

Крупная раковина аммонита. Она частично скрыта в камне и не бросается в глаза. Только приглядевшись можно увидеть, что вокруг центральной, светлой части раковины проступает еще один оборот - видны изогнутые перегородки между камерами раковины. В одном месте заметна довольно толстая внешняя стенка большого оборота.

На этой фотографии - членики морских лилий. Морские лилии, в отличие от гастропод, очень часто встречаются в красном мраморе. Множество члеников их стеблей застыли в камне под самыми разными углами. В некоторых местах поверхность камня процентов на 30 состоит из фрагментов лилий. Некоторые членики срезаны практически идеально, некоторые только чуть-чуть просматриваются в породе. Можно разглядеть фрагменты разных видов лилий в самых разных ракурсах.

Срез ростра маленького белемнита. Таких срезов в переходе между "Курскими" несколько, некоторые из них почти круглые, другие - эллиптические, будто срезаны под углом. Получается, что все эти ростры белемнитов были расположены в породе примерно в одном и том же направлении, а при использовании камня в облицовке, его пилили и полировали тоже одинаково, так что все ростры оказались срезаны поперек. Продольный срез ростра есть на "Электрозаводской" и, судя по всему, в метро это редкость.

Небольшой колониальный коралл. Окаменелость разорвана пополам трещиной в породе. Видимо, эти трещины возникли уже в окаменевшей горной породе, а по ним проходили минерализованные растворы, осаждавшиеся на стенках. Состав раствора постепенно менялся, соответственно менялся и цвет отложениий, выпадавших из них.

На этом снимке - членик морской лилии, видимый "сверху" - хорошо видна его структура и заметна свойственная иглокожим пятилучевая симметрия. А над ним - часть стебля лилии, состоящая из нескольких члеников - они видны сбоку. Виден центральный канал в стебле этого морского животного.

Скопление различных окаменелостей. В центре - спирально-закрученная раковина гастроподы. Хорошо видно, что она заполнялась разнородным осадком - частично песком, частично - мелкими частицами, видимо, глиной. Справа видны еще две небольшие раковины гастропод (одна из них еле заметна, так как окрашена в черный цвет). Вокруг разбросаны членики стебля морской лилии. Природа белой окаменелости справа внизу не совсем понятна - либо это основание стебля криноидеи, либо фрагменты небольшого коралла.

Метро «Курская» расположена между станциями «Площадь Революции» и «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Она входит в состав пересадочного узла, состоящего из трех станций.

История станции

История названия

Свое названия станция получила благодаря Курскому вокзалу, расположенному рядом.

Описание станции

Дизайн станции посвящен сельскому хозяйству. Путевые стены облицованы керамической белой плиткой и черным мрамором. Пол выстлан гранитом серого, черного и красного цветов. Пилоны отделаны белым мрамором с серыми прожилками. Свод станции украшает рельефный орнамент. Два вида светильников освещают станцию. На потолке расположены плоские круглые люстры. В центральном зале светильники помещены в декоративные решетки, изображающие колосья и расположенные на пилонах.

Технические характеристики

Станция «Курская» построена по типовому проекту. Это пилонная, трехсводчатая станция глубокого заложения, расположенная на глубине 40 метров. Размеры сводов тоже стандартные: центральный зал имеет диаметр 9,5 метров, боковые залы - 8,5 метров. Поскольку до 1944 года станция «Курская» была конечной, за ее пределами сохранился пошерстный съезд, используемый сегодня для служебных перевозок и при возникновении внештатных ситуаций.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет пересадки на станцию «Чкаловская» Люблинской линии и на одноименную станцию Кольцевой линии. Метро «Курская» имеет общий с Кольцевой станцией вестибюль, из которого есть два выхода. Один из них ведет на платформы Курского вокзала, второй - на ул. Земляной Вал и к Нижнему Сусальному переулку. Перейти на станцию Кольцевой линии можно по лестницам, расположенным в центре зала. Этот переход был открыт в 1950 году. Переход на Люблинскую линию был открыт в 1996 году. Его построили в западном торце станции. Чтобы попасть на Люблинскую линию, нужно воспользоваться эскалаторами.

Наземная инфраструктура

Самой известной частью инфраструктуры станции является Курский вокзал. Направления следования поездов: Курское, Горьковское, Смоленское и Таллиннское. Рядом со станцией располагается торгово-развлекательный комплекс «Атриум», в котором есть салон красоты, боулинг, кинотеатр, магазины, пиццерия, рестораны и кафе. В непосредственной близости от станции есть банки и банкоматы, аптеки, госпиталь и центр духовного возрождения по методам восточной медицины.

Станции метро “Курская” и “Чкаловская” в Москве расположены на расстоянии примерно 2,5 километра восточнее центра города (Кремль и ), рядом с Курским вокзалом. Станции метро Курская имеются на двух линиях московского метрополитена, на Арбатско-Покровской линии (линия 3, синяя линия), и на Кольцевой линии (линия 5, коричневая линия). Станция метро “Чкаловская” расположена на Люблинско-Дмитровской линии (линия 10, светло-зелёная линия) Московского метрополитена. Станции соединены переходами, что позволяет совершить пересадку между тремя линиями метро.

Станция метро “Курская” (Арбатско-Покровская линия)

Станция метро “Курская” Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена расположена между станциями и .
Станция была открыта 13 марта 1938 года. Посадочный зал станции расположен под улицей “Земляной Вал”. Выход со станции (эскалаторы) находится в восточном торце зала.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и на станцию “Чкаловская” Люблинско-Дмитровской линии. Переход на Кольцевую линию находится в центре зала. Переход на Люблинскую линию находится в западном торце зала.

Выход со станции производится через круглый подземный зал, рядом с которым находятся билетные кассы. Через этот же зал можно пройти на станцию Кольцевой линии метро. Со станции можно выйти в в зал ожидания Курского вокзала, в наземный вестибюль (расположен на первом этаже жилого дома на площади Курского вокзала) и через пешеходный переход под железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку.

Станция метро “Курская” (Кольцевая линия)

Станция метро “Курская” Кольцевой линии Московского метрополитена расположена под площадью Курского вокзала между станциями и .
Станция была открыта 1 января 1950 года.

Станция имеет два вестибюля. Северный вестибюль является общим со станцией Арбатско-Покровской линии. Вестибюль расположен в северной части площади Курского вокзала и имеет выходы в здание вокзала и на площадь. Южный вестибюль расположен в южной части площади Курского вокзала и используется совместно со станцией “Чкаловская”.

Переход на станцию “Курская” Арбатско-Покровской линии находится в центре посадочного зала станции (лестница над платформой, затем по коридору). Переход на станцию “Чкаловская” производится через общий для двух станций вестибюль.

Станция метро “Чкаловская”

Станция метро “Чкаловская” расположена на Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, между станциями и . Станция была открыта 28 декабря 1995 года. Со станции можно перейти на станции “Курская” Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Переход на станцию “Курская” Арбатско-Покровской линии расположен в северном торце центрального зала. Переход на станцию “Курская” Кольцевой линии находится в южном торце зала. Выход в город и переход на Кольцевую линию производится через наземный вестибюль. Вестибюль является общим для двух станций метро и находится в южной части площади Курского вокзала.

Оформление посвящено знаменитому лётчику Валерию Чкалову (1904-1938). При проектировании станции улица “Земляной вал” носила название улица Чкалова. Этим объясняется выбор названия станции. В 1992 году улице было возвращено историческое название.

Рядом со станцией метро Курская и Курским вокзалом в Москве расположены:

  • Курский вокзал.
  • Торговый центр Атриум.

Гостиницы рядом со станциями метро Курская и Чкаловская и Курским вокзалом

Рядом со станциями метро Курская и Чкаловская и Курским вокзалом в Москве имеется несколько отелей. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты поблизости по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

  • Гостиница «Энергетик». Недорогая гостиница недалеко от станции метро Курская и от Курского вокзала. Адрес: Дурасовский переулок, 5, Москва, Россия.
  • Хостел Привал. Место, где можно недорого переночевать рядом с Курским вокзалом. Адрес: Улица земляной Вал 23/1, Москва, Россия.