Станция подмосковная. Движение по станции

(G) (O) (Я) 55.814089 , 37.527858

Станция Подмосковная

Рижское направление

Московская железная дорога
Дата открытия:
Количество платформ:
Выход к:
Пересадка на:
Расстояние до Москвы :
Код станции:

Подмоско́вная - узловая железнодорожная станция Рижского направления Московской железной дороги в Москве , расположенная в районе Сокол.

История станции

Станция построена в 1901 году в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД). К открытию движения по дороге было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка с угольным складом для экипировки паровозов. От этой станции отправлялись поезда до открытия Виндавского вокзала в сентябре 1901 года, первый поезд отправился 2 июля 1901 года.

В 1938 году на станции был построен соединительный путь со строящимся электродепо «Сокол» , через который Московский метрополитен стал получать вагоны с завода.

До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. Примерно с того же года попасть на платформу Красный Балтиец можно по пешеходному мосту, проходящему над путями станции.

В 1940-е годы станция являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла.

Предприятия и инфраструктура станции

Инфраструктура

Железнодорожные пути идут от станции в трёх направлениях: от западной горловины станции вдоль улицы Константина Царёва на МК МЖД к станции Серебряный Бор , а также в сторону Ржева и Рижского вокзала (по Рижскому направлению МЖД). В границы станции Подмосковная входят платформы Красный Балтиец, Ленинградская и Покровское-Стрешнево, т. к. первые две расположены в непосредственной близости, а на платформе Покровское-Стрешнево до недавнего времени существовало путевое развитие, относящееся к станции Подмосковная. Путевое развитие насчитывает более 30 путей, не считая путей, относящихся к депо.

У платформы Красный Балтиец на улице Космонавта Волкова находятся остановки автобуса № 780 и троллейбуса № 57. От станции можно выйти на Амбулаторный пер., 2-й Амбулаторный пр., 3-й Балтийский пер. и ул. Космонавта Волкова. Ближайшие станции метро - «Сокол», «Войковская».

Предприятия станции

На станции находится цех ТЧ-18 локомотивного депо имени Ильича, до 2000-х годов - локомотивное депо ТЧ-16 Подмосковная. Подвижной состав - тепловозы ЧМЭ2 и ЧМЭ3 . Также на станции базируется восстановительный поезд . Работает погрузочный терминал.

Исторические памятники

На станции сохранилось деревянное здание вокзала (ул. Космонавта Волкова, д. 10, стр. 2), а также комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем - последним, уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги; все остальные её станции были частично или полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны. До открытия Виндавского (современного Рижского) вокзала 11 сентября 1901 года Подмосковная служила конечной станцией Московско-Виндавской железной дороги, а её вокзал выполнял функции одного из столичных вокзалов в период с июля по сентябрь 1901 года. С декабря 2008 года здания Подмосковной являются памятниками истории и архитектуры регионального значения и находятся под государственной охраной. С 2006 года Подмосковная является туристическим объектом - по станции и депо проводятся регулярные экскурсии для всех желающих. Каждое воскресенье с Рижского вокзала на Подмосковную отправляется ретропоезд на паровозной тяге. Во время экскурсии можно увидеть исторические здания станции, а также наблюдать разворот паровоза на поворотном кругу и заправку паровоза водой.

Движение по станции

Направления движения

Движение поездов по станции осуществляется в трёх направлениях:

  • На восток
  • На запад - на МК МЖД.
  • На северо-запад - на Манихино-1 , Ржев, Великие Луки , Ригу.

Движение поездов

Пассажирские поезда (3 пары в день) следуют по парку станции без остановок и только по Рижскому направлению МЖД, как и пригородные поезда (порядка 75 пар в день), останавливающиеся на платформах

Веерное паровозное депо станции Подмосковная


30 июля в канун дня железнодорожника состоялось торжественное открытие музейно-производственного комплекса на ст. Подмосковная. Комплекс включает в себя историческую часть - восстановленное паровозное депо и новое моторвагонное депо, предназначенное для обслуживания скоростных электропоездов.
В мероприятии открытия комплекса приняли участие Министр культуры Российской Федерации Мединский В.Р., мэр города Москвы Собянин С.С., президент ОАО «РЖД» Якунин В.И.
Перед началом мероприятия участники осмотрели выставочный комплекс ОАО «РЖД», расположенный в Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» на Рижском вокзале столицы.


Слева-направо: мэр Москвы С.С.Собянин, президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин, старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович, начальник Московской железной дороги В.И.Молдавер осматривают экспозицию выставочного комплекса ОАО «РЖД»

После осмотра участники мероприятия направились на станцию Подмосковная Московской железной дороги, где осмотрели объекты музейно-производственного комплекса. Прибыв на территорию комплекса, гости окунулись в атмосферу начала 20 века.

Панорама музейной части Комплекса на ст. Подмосковная



Историческая реконструкция 1901 года


В состав исторического комплекса вошли восстановленные здание вокзала и дом начальника станции, а также отреставрированные водонапорная башня и веерное паровозное депо. Станция Подмосковная и паровозное депо начали работать в 1901 году в составе Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и являются старейшими на столичной магистрали. На базе уцелевших от разрушения во время войны зданий создан не имеющий аналогов в России музейно-производственный комплекс, где музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов.
Депо вместе с водонапорной башней, конторой и домом для персонала числятся в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры на территории Москвы. В помещении вокзала воссоздана обстановка начала 20 века с кассой, телеграфом, залами ожидания и буфетом.


Настоящим историческим и техническим «раритетом» является веерное паровозное депо с разворотным кругом, где спустя век после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов. Всего в парке 7 действующих паровозов различных годов постройки.

Почетные гости ознакомились с исторической частью Комплекса



Под протяжный общий гудок шести паровозов участники мероприятия почтили минутой молчания память работников депо Подмосковная, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Поворотный круг веерного депо с паровозами


На пути к веерному депо гостей ожидал сюрприз: для них была приготовлена традиционная яичница, пожаренная на лопате в топке паровоза.

Участники мероприятия ознакомились с выставочной экспозицией, организованной в одном из стойл веерного депо. Машинист паровоза продемонстрировал почетным гостям уникальный экспонат выставки - паровоз серии Э, специально разрезанный для ознакомления с его устройством и принципом работы.


Почетные гости у экспоната выставки - паровоза серии Э


В этот же день состоялось торжественное открытие расположившегося рядом самого современного в России моторвагонного депо, где электропоезда нового поколения "Ласточка" будут проходить все виды технического и сервисного обслуживания. Ремонтная база сконцентрирована в одном месте, что позволяет повысить качество ремонта и надежность электропоездов, снизить затраты на техническое обслуживание подвижного состава. Уже сегодня новое депо позволяет проводить плановые и неплановое виды технического обслуживания 88 составов поездов. А в перспективе, количество обслуживаемых электропоездов может быть увеличено до 294. Кроме этого, депо станет центром подготовки персонала для высокоскоростных поездов.

Торжественный митинг, посвященный открытию моторвагонного депо


На митинге, посвященном открытию моторвагонного депо, состоялось награждение работников ОАО "РЖД", отличившихся в ходе реконструкции исторического комплекса и строительстве моторвагонного депо.

Церемония награждения работников компании ОАО «РЖД»


После осмотра комплекса на станции Подмосковная участники мероприятия переехали на Ленинградский вокзал, где ознакомились с ходом реконструкции кругового депо Николаевской (Октябрьской) железной дороги.

Круговое депо Николаевской (Октябрьской) железной дороги


Исторические объекты, восстановленные ОАО "РЖД", произвели большое впечатление на гостей. В.Р.Мединский сказал, что он под большим впечатлением от удивительного исторического комплекса. С.С.Собянин поблагодарил железнодорожников за нелегкий труд и за трепетное отношение памятникам истории, сердечно поздравил с наступающим профессиональным праздником.

Станция «Подмосковная» - уголочек начала 19 века в огромном современном мегаполисе. Станция и примыкающее к ней паровозное депо построены в 1901 году в рамках строительства Виндавской железнодорожной ветки, которая ныне именуется Рижским направлением МЖД.

Паровозное депо – веерного типа с поворотным кругом, есть собственная водокачка, водонапорная башня и угольный склад для экипировки паровозов. В 1938 году на станции был построен соединительной путь к строящемуся тогда метродепо «Сокол», через который метрополитен стал получать вагоны с завода. И если вы когда-то задавались вопросом «как же поезда попадают под землю?», то это часть ответа для вашего любопытства.

Современная станция и депо представляют собой музейно-производственный комплекс. Географическое положение депо делает его доступным для посещения в любое время.

Добраться до музея можно:

На пригородном поезде рижского направления до станции Красный Балтиец, далее по надземному переходу.

Автобусами №105 и №110 от станции метро Динамо до остановки «МИИТ»

Прогуляться пешком от метро Сокол в сторону платформы Красный Балтиец

Вход – 100 рублей, стоимость фотосъемки (без штатива) – 200 рублей.

Музейно-производственный комплекс открыт в июле 2015 года и включает в себя здание вокзала, водонапорную башню, дом (контору) начальника станции, насосную станцию, паровозное депо, поворотный круг, угольный склад, ремонтные цеха и, разумеется, множество вагонов и паровозов.

Стоит отметить очень удобную навигацию на территории комплекса, которая сопровождает вновь прибывших посетителей.


В небольшом здании вокзала мы находим сразу несколько залов:

Залы, рассказывающий нам историю об обществе Виндавской железной дороги

Зал ожидания 3го класса

Телеграфно-почтовый зал

Багажная комната

Буфет, багажная комната и почтовый залы действуют исключительно как выставочная экспозиция. Ни перекусить, ни отправить почтовую открытку домой. Зато на интерактивной панели можно составить и «отправить» телеграфное сообщение.


Следующим зданием, которое можно беспрепятственно посетить, является водонапорная башня. Башня, как и прилегающие к ней объекты инфраструктуры: насосная станция и заправочная колонка, стрелки, указатели и поворотный круг – действующие. Эта водонапорная башня до сих пор заправляет паровозы водой перед отправкой их на работы. Да, в 21 веке паровозы эксплуатируются в составе курсирующих поездов! Мы же их привыкли видеть как памятные экспонаты на какой-либо станции или у вокзала городка.


Внутри башни также есть интерактивно табло, которое рассказывает от том как производится заправка паровоза и о том, какой путь проходит вода от заправки и до выхлопа из трубы паровоза в виде пара.


Следующий объект – дом начальника станции. Тут сразу и рабочий кабинет, и гостиная, и спальная комната. Весь интерьер начала двадцатого века.


На площади находится действующий поворотный круг, который разворачивает паровозы и вагоны. Ранее для его вращения использовалась обычная человеческая сила. Крепкие и молодые парни вращали платформу руками, а барышни из окрестных деревень прибегали на них посмотреть. Сейчас, разумеется, платформа вращается с помощью электрических двигателей.


На отдельном пути стоят действующие дымящие локомотивы и макет первого паровоза Ефима и Мирона Черепановых.


Здание паровозного депо за поворотным кругом состоит из нескольких цехов. В одном находятся станки для ремонта узлов и агрегатов, в других вагоны. Один из самых интересных цехов тот, в котором расположен настоящий паровоз в разрезе. Рядом расположена коллекция масштабных копий локомотивов, вагонов и целая железнодорожная инфраструктура воображаемой станции.


Несмотря на то, что музейно-производственный комплекс был открыт совсем недавно – в выходные дни тут можно встретить множество посетителей. Одни приобщаются к паровозному делу семьями, другие в составе экскурсионных групп. Регулярно проходят исторические мероприятия-соревнования среди детей, так что можно считать их самыми главными посетителями музея. Как и подобает современным музеям - станция и депо «Подмосковная» соответствуют современным требованиями искушенных посетителей.


30 фотографий,общий вес 17,5Мб

В рамках строительства Рижской железной дороги (ранее Виндавской ж/д) к 1901 году была построена
станция Подмосковная. К открытию движения по дороге было сооружено и паровозное депо веерного типа с поворотным кругом. От станции отправлялись поезда до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала в сентябре 1901 года. До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. В 1940-е годы станция являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла. Сейчас пассажирская линия проходит севернее Подмосковной, которая по-прежнему является одним из крупнейших грузовых узлов Москвы. Расположено депо между метро Сокол и Тимирязевским лесопарком. Сейчас это единственное московское депо, в котором сохранена инфраструктура для профилактического обслуживания паровозов. Депо обслуживает как местные паровозы (ежедневно курсирующие от Рижского вокзала в рамках экскурсионной программы Музея РЖД), так и паровозы Щербинского Кольца. Именно сюда привозят посетителей в рамках экскурсии "Ретропоезд", отправляющейся с Рижского вокзала.

В 2001-м году соорудили такую вывеску:

На станции сохранилось деревянное здание вокзала, комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем - последним (по версии интернет источников), уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги.
Сперва прогуляемся на веер. Ранее было 13 стояночных мест, однако в последствие часть из них превратили в помещения. Сейчас есть места для 9 или 10 паровозов/ локомотивов:

Все въезды выложены из кирпича, равно как и лицевая часть веера. Основной ангар сделан из железобетона.

Несмотря на небольшой кажущийся размер веера, внутри очень просторно - ширина веера метро 30, высота до 8-9м:

Высота этого паровоза типа Л 5 метров!

В ангарах стоят также разобранные и реставрируемые паровозы:

Створки ворот, возможно, висят тут более 110 лет и повидали поколений 5 монтеров:)

Вообще довольно здорово идти по такому вееру, даже не подозреваешь, что увидишь за проходом в следующую секцию. В каждой секции 5 паровозных мест:

А тут пусто, наверное уехал пассажиров возить:)

Встретили план работ на 3 месяца вперед:

Несмотря на лояльность местных монтеров, все же было решено не попадаться им на глаза с фотоаппаратом, поэтому оттуда мы в скором времени ретировались на улицу. Еще фото въездов в ангары:

На пути веера паровозы распределяет поворотный круг, естественно до сих пор действующий:

Деревянная будка управляющего кругом сохранилась до сих пор:

Весьма интересна электрификация круга, верховая:

Железнодорожные пути идут от станции в трёх направлениях - от западной части станции вдоль улицы Константина Царёва на МК МЖД, к станции Серебряный Бор, а также в сторону Ржева и Рижского вокзала (по Рижскому направлению). А выходящие из депо пути вообще жутки:

При выезде стоит еще одна раритетная вещь - гидравлическая колонка для заправки паровозов водой:

На территории депо есть еще один ангар на 2 паровозоместа. Как я понял - это основная мастерская, где проводят кратковременный мелкий ремонт, смазку и проверку деталей машин. В момент нашего посещения там стояло два паровоза Л начала 50-х годов 20 века. Высота этих махин 4,99м, а рабочая масса аж 102т!!!

Так выглядит въезд во второй ангар издалека:

У въезда стоит еще пара ржавых паровозов:

На территории Подмосковной есть еще памятники. Например, везде присутствующая мемориальная доска в память о погибших во время ВОВ:

Старая водонапорная башня, 1901 года постройки. Думаю сейчас она не используется по назначению.

"Современный" сменщик паровозов - локомотив ЧМЭ3 э 1989 года:

А вообще, мы случайно забрели в депо, такой цели не было. Просто продравшись через Тимирязевский парк, мы увидели дымящий паровоз на Рижском направлении между платформами Краснй Балтией и Гражданская и реши попробовать сходить посмотреть на паровозы, вот так вот:)

Согласно Википедии 18 ноября 2008 г. было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла». Согласно этому постановлению, станция Подмосковная будет ликвидирована, и на её месте будет построен жилой район, чего, надеюсь, не произойдет!

(Цех ТЧ-18 им. Ильича)
Депо веерное и прямоугольное. Включает в себя здания деревянного дома для отдыха локомотивных бригад и кирпичной водонапорной башни в стиле модерн, характерном для начала XX века. Архитектор Ю.Ф.Дидерикс.

Памятник истории регионального значения
Регистрационный номер: 771520335670005
Постановление Правительства Москвы "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения. № 759-ПП от 16.12.2014

Станция Подмосковная построена в 1901 году в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД). К открытию движения по дороге было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка с угольным складом для экипировки паровозов. От этой станции отправлялись поезда до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала в сентябре 1901 года, первый поезд отправился 2 июля 1901 года. До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. Примерно с того же года попасть на платформу Красный Балтиец можно по пешеходному мосту, проходящему над путями станции.

С 1938 года на станции существует соединительный путь с электродепо "Сокол", через который Московский метрополитен получает вагоны с завода. В границы станции Подмосковная входят (или по крайней мере входили) платформы Красный Балтиец, Ленинградская и Покровское-Стрешнево, т.к. первые две расположены в непосредственной близости, а на платформе Покровское-Стрешнево до недавнего времени существовало путевое развитие, относящееся к станции Подмосковная. В западной горловине станции проходит соединительная ветвь с МК МЖД.