Встречи лидеров антигитлеровской коалиции. Последняя встреча титанов Встречи глав государств антигитлеровской коалиции

Наиболее острой проблемой межсоюзнических отношений являлась проблема открытия второго фронта. Во время пребывания В.М. Молотова в Лондоне и Вашингтоне были подписаны аналогичные по содержанию англо-советское и советско-американское коммюнике, где говорилось, что между СССР, Великобританией и США «достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».

24 июля 1942 г. в Лондоне через неделю после публикации коммюнике о втором фронте У. Черчилль вновь встретился с Ф. Рузвельтом в Лондоне и договорился с ним отложить создание второго фронта в Европе. У. Черчилль обещал в письме и при личной встрече в Москве И. Сталину открыть второй фронт в Европе в 1943 г.

После Сталинградской битвы в 1943 г., которая явилась началом коренного перелома войны, с точки зрения союзников, стало невыгодным дальнейшее откладывание второго фронта. Напротив, теперь они считали целесообразным высадить свои войска в Западной Европе и не допустить ее освобождения Советской Армией.

Тегеранская конференция.

Первая конференция состоялась в Тегеране (1943 год). На встрече присутствовали руководитель СССР И. В. Сталин, американский президент Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Главной для обсуждения стала проблема открытия второго фронта. Сталин настаивал на скорейшем введении армии союзников на территорию Западной Европы, он открыто спрашивал: «Будут ли США и Англия помогать нам в войне?». И хотя позиция Великобритании состояла в попытке затягивания второго фронта, лидерам удалось договориться. Была назначена конкретная дата высадки американо-английских войск на май - июнь 1944 года. Кроме того, обсуждались вопросы о судьбе Германии, послевоенном устройстве мира, объявлении Советским Союзом войны фашистской Японии, создании Организации Объединённых Наций.

Ялтинская конференция.

На Крымской конференции (февраль 1945 г.), которая проходила в Ялте, главными проблемами стали вопросы устройства Германии и всего мира после войны. Лидеры стран антигитлеровской коалиции приняли решение об основных принципах управления Большим Берлином, о назначении репараций с Германии по возмещению нанесённого ущерба.

Исторической заслугой конференции стало решение о создании - Организации Объединенных Наций (ООН) - международного учреждения с целью сохранения мира.

Принятая Декларация об освобожденной Европе, провозглашала, что все вопросы развития в Европе после войны СССР, США и Великобритания должны решать согласованно.

СССР подтвердил обещание о начале войны с Японией не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

Потсдамская конференция

Берлинская (Потсдамская) конференция в июле - августе 1945 г. показала серьезные расхождения в позициях стран победительниц. Если первые встречи проходили в достаточно дружественной атмосфере сотрудничества, то конференция в Берлине отразила негативное отношение к СССР, прежде всего со стороны премьер-министра У. Черчилля, и впоследствии сменившего его на посту К. Эттли, а также нового президента США Г. Трумэна.

Центральное место в обсуждении занял германский вопрос. Германия сохранялась, как единое государство, но принимались меры по ее демилитаризации и ликвидации фашистского режима (так называемой денацификации). Для осуществления этих задач в Германию вводились войска стран-победительниц без ограничения срока их пребывания. Решился вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как наиболее пострадавшей страны. Были установлены новые границы в Европе. Довоенные границы СССР восстанавливались, а территория Польши расширялась за счет германских земель.

В целом, встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Берлине вошли в историю как крупнейшие международные события. Принятые на конференциях решения помогли в мобилизации сил для разгрома фашизма в Германии и милитаристской Японии. Решения данных конференций определили дальнейшее демократическое устройство мира после войны.

В результате агрессии Германии против СССР международная ситуация изменилась: у Англии, которая раньше одна противостояла Германии, появился союзник. В первые дни войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль, который был сторонником бескомпромиссной борьбы с Германией, заявил о готовности поддержать Советский Союз. Свою готовность оказать помощь высказали и США. Летом – осенью 1941 г. шло активное дипломатическое сближение союзных стран. Советский Союз присоединился к принятой США и Англией Атлантической хартии, в которой впервые были обозначены цели участия в войне стран антигитлеровской коалиции (схема 231). На стороне трех государств было бесспорное превосходство в людских и материальных ресурсах. Теперь многое зависело от способности и желания этих держав распоряжаться ими и координировать свои действия.

Официальное вступление США во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 г. существенно повлияло на соотношение сил в мировом конфликте и способствовало завершению создания антигитлеровской коалиции.

1 января 1942 г. 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций, присоединившись к целям и принципам, изложенным в Атлантической хартии. Правительства стран-союзниц брали на себя обязательства направить все свои ресурсы против членов Тройственного пакта, а также не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

Схема 231

Для СССР победа была связана с необходимостью разгрома гигантской военной мощи Германии и освобождения огромной территории. В связи с различиями в задачах разными становились сроки, пути и цена победы для каждой из сторон.

Антигитлеровская коалиция была внутренне противоречивой. Великобритания и США перед сталинским режимом испытывали не меньший страх, чем перед гитлеровским (У. Черчилль считал, что "нацизм есть худшая разновидность коммунизма"), и стремились к максимальному ослаблению СССР в ходе войны.

Противоречия в антигитлеровской коалиции нагляднее всего прослеживаются в вопросе об открытии второго фронта. Конечно, ни одна страна – ни СССР, ни его союзники – не могла воевать на два фронта. Но для союзников речь шла о боевых действиях вдали от своей территории, а для нас – о спасении Родины. Именно поэтому с самого начала Великой Отечественной войны И.В. Сталин начал настойчиво требовать открытия союзниками второго фронта в Европе, что не нашло поддержки ни в Лондоне, ни в Вашингтоне.

Однако с реальной обстановкой У. Черчилль и Ф. Рузвельт не могли не считаться. Так, в апреле 1942 г. Ф. Рузвельт писал У. Черчиллю: "русские сегодня убивают больше немцев и уничтожают больше снаряжения, чем мы с вами, вместе взятые". 11 июня 1942 г. было подписано советско-американское соглашение "О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии". Великобритания и США дали обязательство открыть второй фронт в 1942 г. и через несколько дней изменили этот срок ровно на год. В наиболее трудные для СССР месяцы 1942–1943 гг. второй фронт открыт не был. Это привело к колоссальному напряжению всех сил, средств и ресурсов нашей страны, гибели миллионов людей.

Наступление Красной Армии, успешная борьба с Японией на Тихом океане, выход Италии из войны определили необходимость согласования действий. С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране состоялась встреча И. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля (табл. 48). Основным по-прежнему оставался вопрос об открытии второго фронта. У. Черчилль предлагал высадку на Балканах, И. Сталин – в Северной Франции, откуда открывался самый короткий путь к границе Германии. Ф. Рузвельт поддержал Сталина, так как Америка была заинтересована в скорейшем перенесении всех сил на борьбу с Японией. В итоге было решено открыть второй фронт не позднее мая 1944 г. На конференции Советский Союз дал согласие вступить в войну с Японией после окончания войны в Европе.

Таблица 48

Международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США

Конференция

Основные решения

  • 1. Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии.
  • 2. Решен вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение мая 1944 г.
  • 3. Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши.
  • 4. Высказана готовность СССР вступить в войну с Японией после разгрома Германии
  • 1. Согласованы планы разгрома и условий безоговорочной капитуляции Германии.
  • 2. Намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенной организации мира.
  • 3. Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольного органа

и о взыскании репараций.

  • 4. Решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН.
  • 5. Решен вопрос о восточных границах Польши.
  • 6. СССР подтверждено согласие вступить в войну с Японией через три месяца после капитуляции Германии

Берлинская (Потсдамская) (17 июля – 2 августа 1945 г.). Участники: И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль – К. Эттли

  • 1. Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира.
  • 2. Принято решение о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином.
  • 3. Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками.
  • 4. Решен вопрос о западных границах Польши.
  • 5. СССР передана бывшая Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом.
  • 6. Решен вопрос о репарациях и уничтожении германских монополий

К концу войны в антигитлеровской коалиции обострились противоречия по поводу ее завершения в целом и послевоенного устройства мира. 4–11 февраля 1945 г. в Крыму состоялась новая ветреча "большой тройки". И. Сталин требовал от союзников признания своих новых границ на Западе, передачи СССР самой большой в Германии зоны оккупации, территорий, захваченных Японией в 1905 г. Взамен же Советский Союз брал обязательство разорвать пакт о нейтралитете с Японией и нанести удар по Квантунской армии, что отвечало интересам Ф. Рузвельта, так как это могло ускорить разгром Японии и значительно сохранить людские ресурсы США. На конференции было принято решение о суде над нацистскими преступниками и создании новой международной организации – Организации Объединенных Наций (ООН) по поддерживанию мира и обеспечению безопасности народов. Последней встречей "большой тройки" стала Потсдамская конференция 17 июля – 2 августа 1945 г. (вместо Ф. Рузвельта на ней присутствовал Г. Трумэн, в ходе конференции У. Черчилль был сменен К. Эттли), на которой были подтверждены решения, выработанные в Крыму. Однако переговоры велись с позиции силы, что порождало немало новых противоречий и создало условия для наступления "холодной войны".

С капитуляцией Японии и окончанием Второй мировой войны завершилось и военное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции.

Американская и английская стороны понимали, что Советский Союз готов сделать все возможное, чтобы победить агрессора, и поэтому в августе 1941 г. выступили с самыми серьезными намерениями оказать нам экономическую помощь. В октябре 1941 г. США предоставили СССР кредит на сумму 1 млрд долларов на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружения. Обязательства организовать поставки самолетов и танков взяла на себя Англия.

Всего по распространенному на нашу страну американскому закону о ленд-лизе (он был принят Конгрессом США еще в марте 1941 г. и предусматривал помощь другим странам сырьем и вооружением в интересах обороны США) за годы войны Советский Союз получил от США 14,7 тыс. самолетов, 7 тыс. танков, 427 тыс. машин, продовольственные и другие материалы. В СССР поступило 2 млн 599 тыс. тонн нефтепродуктов, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн пар обуви, 4,3 тонны продовольствия. В ответ на оказанную помощь Советский Союз за годы войны поставил в США 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, большое количество платины, золота, пушнины. Из Англии с начала войны по 30 апреля 1944 г. были получены 3384 самолета, 4292 танка, 1188 танков поступило из Канады. В исторической литературе бытует точка зрения, что поставки товаров союзниками за всю войну составили 4% объема советской промышленности. Незначительность поставок военных материалов признавали в годы войны многие политические руководители США и Англии. Однако бесспорным является факт, что они стали не только материальной, но и прежде всего политической и нравственной поддержкой для нашей страны в самые трагические месяцы войны, когда Советский Союз стягивал на советско-германском фронте решающие силы, а советская промышленность не имела возможности обеспечить Красную Армию всем необходимым.

В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по ленд-лизу. Американские же источники оценивают помощь союзников в 11-12 млрд долларов. Проблема поставок вызвала обильную переписку на самом высоком уровне, тон которой часто был довольно колким. Союзники обвиняли СССР в "неблагодарности", поскольку в его пропаганде полностью умалчивалось об иностранной помощи. Со своей стороны, Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, "вторым фронтом" советские солдаты в шутку прозвали понравившуюся им американскую тушенку.

В действительности же поставки по ленд-лизу готовых изделий, полуфабрикатов и продовольствия оказали существенную экономическую поддержку.

Долги за эти поставки сохраняются за нашей страной до сих пор.

После подписания Германией капитуляции страны антигитлеровской коалиции отказались от ялтинских планов ее раздела. Регулировать жизнь в четырех зонах Берлина должен был контрольный совет, состоящий из главнокомандующих вооруженными силами союзников. Новое соглашение по германскому вопросу, подписанное в Потсдаме в июле 1945 г., предусматривало полное разоружение и демилитаризацию Германии, роспуск НСДАП и осуждение военных преступников, демократизацию административного управления Германии. Еще объединенные борьбой с нацизмом страны антигитлеровской коалиции уже встали на путь раскола Германии.

Новая расстановка сил в послевоенном мире объективно делала Германию союзником Запада в борьбе против коммунизма, распространенного в Восточной и Юго-Восточной Европе, поэтому западные державы начали форсировать оздоровление немецкой экономики, что привело к объединению американской и английской зон оккупации. Так противоречия и амбиции бывших союзников привели к трагедии целого народа. Преодолеть разделение Германии удалось лишь более чем через 40 лет.

Понимание опасности фашистского порабощения отодвинуло традиционные противоречия и подвигло ведущих политиков времени к объединению усилий в борьбе против фашизма. Сразу после начала агрессии правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. У.Черчилль выступил с речью, в которой гарантировал поддержку СССР правительством и народом Великобритании. В заявлении правительства США 23 июня 1941 г. говорилось, что фашизм является главной опасностью для американского континента.

Формирование антигитлеровской коалиции было положено началом переговоров между СССР, Великобританией и США. которые завершились подписанием 12 июля 1941 г. советско-английского соглашения о сотрудничестве. Соглашение сформировало два основных принципа коалиции: помощь и поддержка всякого рода в войне против Германии, а также отказ от ведения переговоров или заключения перемирия и сепаратного мира.

16 августа 1941 г. было заключено экономическое соглашение о торговле и кредитах. Союзники СССР обязались поставлять в нашу страну вооружение и продовольствие (поставки по ленд-лизу). Совместными усилиями было оказано давление на Турцию и Афганистан с целью добиться от этих стран нейтралитета. Проведена оккупация Ирана.

Одним из основных шагов в создании антигитлеровской коалиции стало подписание 1 января 1942 г. (по инициативе США), Декларации Объединенных наций о борьбе против агрессора.

В основу соглашения легла Атлантическая хартия. Декларацию поддержали 20 стран.

Основной проблемой антигитлеровской коалиции явились разногласия между союзниками о сроках открытия второго фронта. Впервые этот вопрос обсуждался во время визита Молотова в Лондон и Вашингтон. Однако союзники ограничились боевыми действиями в Северной Африке и высадке войск на Сицилии. Окончательно этот вопрос был решен в ходе встречи глав союзных держав в Тегеране в ноябре-декабре 1943 г.

В договоренности между Сталиным, президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем был определен срок открытия второго фронта, а также обсуждались проблемы послевоенного обустройства Европы.

Одним из важнейших этапов в укреплении антигитлеровской коалиции стала Крымская конференция глав союзных государств, которая прошла в Ялте в феврале 1945 г.

Перед началом этой конференции по приказу Сталина было развернуто мощное наступление на фронтах.

Используя этот фактор и сыграв на противоречиях между союзниками, Сталину удалось добиться подтверждения границ Польши по «линии Керзона», принятия решения о передаче СССР Восточной Пруссии и Кенигсберга.

Было принято решение о полном разоружении Германии и определены размеры репарации. Союзники решили взять под контроль военную промышленность Германии, запретили нацистскую партию.

Германия была разделена на четыре оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. На конференции было принято секретное соглашение, по которому СССР обязался объявить войну Японии.

17 июля 1945 г. состоялась конференция глав государств антигитлеровской коалиции в Потсдаме. Решались вопросы послевоенного устройства. Во главе делегации СССР был Сталин, английской -Черчилль, американской - Трумэн.

СССР потребовал увеличения репараций и переноса границ Польши по линии Одер-Нейсе, на что получил согласие. Участники конференции приняли решение предать Международному суду нацистских преступников.

Выполняя взятые на себя союзнические обязательства, 8 августа 1945 г. СССР денонсировал договор о нейтралитете с Японией и объявил ей войну.

Тегеранская конференция и ее решения имели большое международное значение. На конференции восторжествовали принципы сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции, направленного на победоносное скорейшее завершение второй мировой войны и установление прочного мира. В подписанной руководителями трех союзных держав декларации подчеркивалось, что СССР, США и Англия «будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время».

Результаты Тегеранской конференции были высоко оценены ее участниками. Президент Рузвельт рассматривал встречу в Тегеране «как важную веху в прогрессе человечества». 4 декабря 1943г. он писал И. В. Сталину, что считает конференцию «весьма успешной» и выражал уверенность, что она является «историческим событием, подтверждающим не только нашу способность совместно вести войну, но также работать для дела грядущего мира в полнейшем согласии».

6 декабря 1943г. глава Советского правительства ответил, что после конференции «имеется уверенность, что наши народы будут дружно совместно действовать и в настоящее время и после завершения войны».

Так же эта встреча оказала положительное влияние на межсоюзнические отношения, укрепила доверие и взаимопонимание между ведущими державами антигитлеровской коалиции.

Второй фронт был открыт 6 июня 1944г. Началась высадка экспедиционных сил на севере Франции, в Нормандии. Они не встречали значительного сопротивления противника. К концу июня в Нормандии было сосредоточено 875 тыс. союзнических войск; они захватили плацдарм около 100 км по фронту и 50 км в глубину, а в августе овладели почти всей северо-западной Францией. 15 августа 1944 г. американские и французские войска высадились на юге Франции и развернули успешное наступление на север.

В результате открытия второго фронта был, наконец, снят с повестки дня этот крайне болезненный вопрос, который в течение долгих трех лет самым серьезным образом осложнял отношения между СССР, Англией и США.

рымская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем.

Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы.

Ялтинская система рухнула лишь с падением одного из центров, обеспечивавших равновесие сил. Буквально за два - три года на рубеже 1980 - 1990-х годов «Восток», который олицетворял СССР, исчез с карты мира. С тех пор границы сфер влияния в Европе определяются лишь текущей расстановкой сил. В то же время большая часть Центральной и Восточной Европы достаточно спокойно пережила исчезновение прежних демаркационных линий, а Польша, Чехия, Венгрия и страны Балтии даже смогли встроиться в новую картину мира в Европе.

Конференция, на которой присутствовали И. Сталин (СССР), Ф. Рузвельт (США), У. Черчилль (Великобритания), начала свою работу в тот момент, когда, благодаря мощным ударам Красной армии на Восточном фронте и активным действиям англо-американских войск на западе Европы, Вторая мировая война вступила в завершающую стадию. Этим объяснялась и повестка дня конференции - послевоенное устройство Германии и других государств, принимавших участие в войне, создание международной системы коллективной безопасности, которая бы исключила в будущем возникновение мировых военных конфликтов.

Конференция приняла ряд документов, на долгие годы определивших развитие международных отношений.

Было заявлено, в частности, что целью участников конференции является «разоружить и распустить все германские вооруженные силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб; изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа», т.е. уничтожить германский милитаризм и нацизм так, чтобы Германия никогда больше не была в состоянии нарушить мир.

В качестве системы коллективной безопасности было решено создать Организацию Объединенных Наций, определены основные принципы ее устава.

Кроме того, с целью скорейшего завершения Второй мировой войны было достигнуто соглашение по Дальнему Востоку, предусматривавшее вступление СССР в войну с Японией. Дело в том, что Япония - одно из трех основных государств, развязавших Вторую мировую войну (Германия, Италия, Япония), - находилась в состоянии войны с США и Англией с 1941г., и союзники обратились к СССР с просьбой помочь им в ликвидации этого последнего очага войны.

В коммюнике конференции было зафиксировано стремление союзных держав «сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций».

К сожалению, единства целей и действий союзных держав в послевоенный период достичь не удалось: мир вступил в эпоху «холодной войны».

Ялтинская конференция 1945 года почти на полвека предопределила устройство мира, поделив его на Восток и Запад. Этот биполярный мир просуществовал вплоть до начала 1990-х годов и рухнул вместе с СССР, подтвердив тем самым зыбкость мироустройства, основанного на праве победителей над побежденными.

На Потсдамской конференции было принято решение о создании постоянного органа - Совета министров иностранных дел (СМИД) в составе представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. На совет была возложена обязанность подготовить и предложить предстоящей мирной конференции проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, выработать предложения по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе, а также наметить условия мирного урегулирования для Германии. В дальнейшем этот совет стал прообразом Совета Безопасности - постоянно действующего органа при Организации Объединенных Наций.

Самым главным в решениях конференции стал вопрос о Германии. При его решении участники конференции исходили из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое (в дальнейшем, однако, вследствие начала «холодной войны» и усилившихся противоречий между сверхдержавами целостность Германии сохранить не удалось). Целями политических и экономических мероприятий союзников в Германии Потсдамская конференция провозгласила ее денацификацию, демилитаризацию, демократизацию и децентрализацию, а также упразднение всех военных и полувоенных организаций и институтов (включая генеральный штаб), ликвидацию вооруженных сил (включая авиацию и флот) и предотвращение производства в Германии всех видов вооружения.

Конференция разрешила также некоторые территориальные споры в послевоенной Европе. В Потсдаме, в частности, была одобрена передача Советскому Союзу одной трети Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом. Небольшая часть этих территорий - часть Куршской косы и город Клайпеда - в 1945 году по решению руководства СССР вошли в состав Литовской ССР.

На Потсдамской конференции США, Англия и Китай обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против Японии. В результате Сталин подтвердил обязательства Советского Союза не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.

25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций – крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Еще гремела война, советские войска штурмовали Берлин, но человечество стояло на пороге мира. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-францисская конференция была заключительным шагом в создании Организации Объединённых Наций. Она подвела итоги долгой и сложной дипломатической борьбы, отразившей коренные перемены на мировой арене за годы второй мировой войны.

Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были великие державы антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритания. Советский Союз первым высказался за необходимость объединения в послевоенный период миролюбивых государств на новых, подлинно демократических началах.

Основы новой международной организации закладывались в ходе войны. Уже в заявлении Советского правительства 3 июля 1947 году были определены цели войны – не только ликвидация опасности, нависшей над Советской страной, но и помощь народам Европы, стонущим под игом фашизма. Ясное заявление СССР о целях войны побудило воевавшую Англию и ещё не воевавшие США также высказаться по этому поводу.

В августе 1941 года президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчель, учитывая размах антифашистских настроений, сформулировали в Атлантической хартии некоторые принципы послевоенного устройства мира: уважение государственного суверенитета и территориальной целостности всех стран, освобождение порабощенных народов и восстановление их суверенных прав, право каждой нации избегать свой общественный строй, равноправное экономическое сотрудничество. Советское правительство в Декларации от 24 сентября 1941 года на межсоюзной конференции в Лондоне заявило о присоединении к основным принципам Атлантической хартии, внеся в нёё существенное дополнение о праве каждого народа не только выбирать, но и устанавливать общественный строй по своему усмотрению. В том же документе Советский Союз постановил “определить путь и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира"". Развивая эту программу, СССР предложил создать всеобщую международную организацию. В советско-польской Декларации о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 года, где была выдвинута эта идея, говорилось: “ Обеспечение прочного и справедливого мира... может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз ”.

Декларация Объединенных Наций (так по предложению Ф. Рузвельта были названы, объявившие войну фашистской “ оси ”), подписанная 26 странами 1 января 1942 года, подтвердила принципы Атлантической хартии и организационно оформила антифашистскую коалицию – ядро будущей организации.

На Московской конференции министров иностранных дел 30 октября 1943 года впервые была принята совместная Декларация трех держав (к которым присоединился и Китай) о необходимости создания международной организации безопасности. Пункт 4. Декларации четырёх государств по вопросу о всеобщей безопасности гласил, что они “признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности, основной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые”.

Решения Московской конференции стали отправным пунктом в образовании ООН, а Москва – фактическим местом её рождения. “ После этого, - подчеркивал в своих мемуарах тогдашний государственный секретарь США К. Жэлл, - не осталось никаких сомнений в том, что международная организация для поддержания мира... будет создана после войны”.

Первое обсуждение планов будущей организации на высшем уровне состоялось во время Тегеранской конференции руководителей трех держав в декабре 1943 года. После Тегерана союзники приступили к активной практической разработке основ будущей организации. Для осуждения и выработки общего проекта постановили создать конференцию представителей трех держав в Думбартон – Оксе – старинном имении в районе Вашингтона. Думбартон – Онская встреча, проходившая с 21 августа по 7 октября 1944 года, стала решающим шагом в определении структуры будущей организации. Здесь был выбран проект устава новой организации, определяющей её структуру, цели и принципы, членство, функции главных органов. Ряд вопросов, однако, остался нерешёнными. Главный из них – о порядке голосования в Совете Безопасности – имел огромное значение. Решение этого вопроса и ряд других вопросов было отложено до ялтинской встречи.

На встрече в Ялте в феврале 1945 года руководители трех союзных держав одобрили проект устава, выработанный в Думбартон – Онсе. Был, наконец, развязан узел проблемы голосования в Совете Безопасности. США, уступая требованиям Советского Союза, предложили компромиссный вариант, согласно которому все важнейшие решения в Совете могли приниматься только при полном единогласии всех его постоянных членов. В Ялте же был решен вопрос о вступлении в ООН в качестве самостоятельных членов двух советских республик - Украины и Белоруссии, внёсших огромный вклад в разгром фашизма. Руководители СССР, США и Англии заявили: “ Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщее международную организацию для поддержания мира и безопасности ”. Созыв учредительной конференции был назначен на 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско, и принять в ней участие имели право все члены Объединенных Наций плюс те государства, которые объявили войну странам “ оси “ до 1марта 1945 года.

После торжественной церемонии открытия Сан-францисской конференции в различных комитетах начались долгие и сложные прения по проекту устава. Страны – участники были ознакомлены с проектом предварительно, и к моменту открытия 36 из них успели предложить в общей сложности около 1200 поправок. На последнем этапе Советский Союз не прекращал борьбы за демократические принципы Устава ООН.

25 июня делегаты конференции собрались на заключительное заседание для утверждения окончательного проекта Устава. Ввиду большой исторической важности происходящего председатель конференции отступил от обычной процедуры голосования и выразил свое согласие вставанием. В ответе все делегаты как один поднялись со своих мест. Объявление о единодушном принятии документа было встречено громом рукоплесканий.

Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года, когда его ратифицировало большинство стран- участниц. Эта дата и считается официальным днем создания организации, отмечается повсюду как день ООН.


Похожая информация.


С сентября 1939 года в состоянии войны с Германией находились Польша , Франция , Великобритания и её доминионы (Англо-польский военный альянс 1939 и Франко-польский альянс 1921). В течение 1941 года к коалиции присоединились СССР , США и Китай .

На январь 1942 года Антигитлеровская коалиция насчитывала 26 государств: Большая четвёрка (США, Великобритания, СССР, Китай), британские доминионы (Австралия , Канада , Новая Зеландия , Южная Африка) и зависимое государство Индия , страны Центральной и Латинской Америки, Карибского бассейна, а также правительства в изгнании оккупированных европейских стран. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось.

К моменту окончания военных действий с Японией в состоянии войны со странами нацистского блока находилось 53 государства: Австралия , Аргентина , Бельгия , Боливия , Бразилия , Великобритания, Венесуэла , Гаити , Гватемала , Гондурас , Греция , Дания , Доминиканская Республика , Египет , Индия , Ирак , Иран , Канада , Китай, Колумбия , Коста-Рика , Куба , Либерия , Ливан , Люксембург , Мексика , Нидерланды , Никарагуа , Новая Зеландия , Норвегия , Панама , Парагвай , Перу , Польша , Сальвадор , Саудовская Аравия , Сирия , СССР, США, Турция , Уругвай , Филиппины , Франция , Чехословакия , Чили , Эквадор , Эфиопия , Югославия , Южно-Африканский Союз .

Войну «странам „оси“» на заключительном этапе противостояния объявили также Болгария , Венгрия , Италия , Румыния , Финляндия , входившие ранее в состав «оси».

Боевым союзником Антигитлеровской коалиции было движение сопротивления на оккупированных территориях германским, итальянским и японским оккупантам и сотрудничавшим с ними реакционным силам.

История объединения, действия

Предтеча Антигитлеровской коалиции - коалиция «Западных союзников » - возникла после вторжения нацистской Германии в Польшу в 1939 году , когда связанные с последней и между собой союзными соглашениями о взаимопомощи вступили в войну Великобритания , Франция и некоторые [какие? ] другие страны. До нападения Германии в 1941 году СССР не входил в Антигитлеровскую коалицию.

Широкая Антигитлеровская коалиция сложилась сначала по духу после заявлений правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него Германии, а затем и по двум- и многосторонним документам в результате длительных переговоров правительств трёх держав о взаимной поддержке и совместных действиях .

При этом США до конца 1941 года (до нападения Японии) формально не были в состоянии войны, но были «невоюющим союзником» Антигитлеровской коалиции, оказывая военную и экономическую помощь воюющим странам.

Вклад участников Антигитлеровской коалиции в борьбу с врагом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так, воинские соединения некоторых стран - Польши, Чехословакии, Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других - принимали участие в военных действиях. Отдельные государства Антигитлеровской коалиции (например, Мексика) помогали основным её участникам главным образом поставками военного сырья. Неравноценность вклада отметил фельдмаршал Кейтель , подписывая Акт капитуляции Германии : «Как! Мы еще и Франции войну проиграли?» .

Отношение США к Советскому Союзу в то время характеризует интервью будущего президента США, сенатора Гарри Трумэна , данное газете «New York Times » 24 июня 1941 года:

Помощь , полученная Советским Союзом от участия в Антигитлеровской коалиции, в отличие от таковой для других стран, может оцениваться различными источниками как значительная или как незначительная. При этом американский политолог и социолог Збигнев Бжезинский , бывший в 1977-1981 годах Советником по национальной безопасности США , ярый противник СССР, не склонен преувеличивать роль Соединённых Штатов в Победе [значимость факта? ] :

Основные этапы формирования

  • 12 июля 1941: советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии.
  • 14 августа 1941: Атлантическая хартия США и Великобритании, к которой 24 сентября 1941 года присоединился СССР
  • 29 сентября - 1 октября 1941: Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США.
  • 1941: Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США.
  • 1 января 1942: Подписание Вашингтонской декларации 26 государствами о целях войны против фашизма.
  • Советско-английский договор о союзе в войне против Германии 26 мая 1942, подписанный в Лондоне.
  • Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 года Вашингтон
  • Создание Европейской консультативной комиссии согласно решению Московской конференции 1943 года министров иностранных дел Великобритании, СССР и США.
  • Встреча Рузвельта, Черчилля и Чан Кайши , договор о совместных действиях против Японии.
  • 28 ноября - 1 декабря 1943: Тегеранская конференция , встреча Рузвельта, Черчилля и Сталина, посвящённая выработке стратегии борьбы с Германией и странами «оси».
  • 1-22 июля 1944: Валютно-финансовая конференция ООН , обсуждалось урегулирование финансовых отношений по окончании войны.
  • 10 декабря 1944: Советско-французский договор о союзе и взаимной помощи.
  • 4-11 февраля 1945: Вторая встреча Рузвельта, Черчилля и Сталина .
  • 17 июля - 2 августа 1945 года: Потсдамская конференция , последняя встреча лидеров Большой тройки .
  • 16-26 декабря 1945: Московская конференция 1945 года , встреча министров иностранных дел Великобритании, СССР и США.

СССР и антигитлеровская коалиция

Когда У. Черчиллю стало известно о нападении Германии на СССР, он вызвал четырёх наиболее приближенных членов кабинета на совещание. В ходе подготовки заявления возникли расхождения в оценке способности СССР к сопротивлению и текст заявления был окончательно утвержден только за 20 минут до начала выступления У. Черчилля по радио.

Официальное заявление госдепартамента США последовало 23 июня 1941 г.; оно констатировало, что СССР находится в состоянии войны с Германией, и «всякая оборона против гитлеризма, всякое объединение с силами, противостоящими гитлеризму, какой бы характер эти силы не носили, будут способствовать возможному свержению нынешних германских лидеров и будут служить на пользу нашей собственной обороне и безопасности. Гитлеровские армии являются в настоящее время главной угрозой Американского материка» . Президент США Ф. Рузвельт, выступая на пресс-конференции 24 июня 1941 г. заявил: «Разумеется, мы собираемся предоставить России всю ту помощь, которую сможем» .

После окончания войны

9 мая 2010 года страны Антигитлеровской коалиции приняли участие в параде Победы на Красной площади впервые за всё время его проведения.

См. также

Напишите отзыв о статье "Антигитлеровская коалиция"

Примечания

Литература

  • Антигитлеровская коалиция // Ангола - Барзас. - М . : Советская энциклопедия, 1970. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 2).

Ссылки

  • - фотодокументы по этой теме, хранящиеся в государственных архивах РФ
  • в Энциклопедии Кругосвет.

Отрывок, характеризующий Антигитлеровская коалиция

– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
– Так наступление окончательно решено? – сказал Болконский.
– И знаете ли, мой милый, мне кажется, что решительно Буонапарте потерял свою латынь. Вы знаете, что нынче получено от него письмо к императору. – Долгоруков улыбнулся значительно.
– Вот как! Что ж он пишет? – спросил Болконский.
– Что он может писать? Традиридира и т. п., всё только с целью выиграть время. Я вам говорю, что он у нас в руках; это верно! Но что забавнее всего, – сказал он, вдруг добродушно засмеявшись, – это то, что никак не могли придумать, как ему адресовать ответ? Ежели не консулу, само собою разумеется не императору, то генералу Буонапарту, как мне казалось.
– Но между тем, чтобы не признавать императором, и тем, чтобы называть генералом Буонапарте, есть разница, – сказал Болконский.
– В том то и дело, – смеясь и перебивая, быстро говорил Долгоруков. – Вы знаете Билибина, он очень умный человек, он предлагал адресовать: «узурпатору и врагу человеческого рода».
Долгоруков весело захохотал.
– Не более того? – заметил Болконский.
– Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.
– Как же?
– Главе французского правительства, au chef du gouverienement francais, – серьезно и с удовольствием сказал князь Долгоруков. – Не правда ли, что хорошо?
– Хорошо, но очень не понравится ему, – заметил Болконский.
– О, и очень! Мой брат знает его: он не раз обедал у него, у теперешнего императора, в Париже и говорил мне, что он не видал более утонченного и хитрого дипломата: знаете, соединение французской ловкости и итальянского актерства? Вы знаете его анекдоты с графом Марковым? Только один граф Марков умел с ним обращаться. Вы знаете историю платка? Это прелесть!
И словоохотливый Долгоруков, обращаясь то к Борису, то к князю Андрею, рассказал, как Бонапарт, желая испытать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова и как, Марков тотчас же уронил рядом свой платок и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказал Болконский, – но вот что, князь, я пришел к вам просителем за этого молодого человека. Видите ли что?…
Но князь Андрей не успел докончить, как в комнату вошел адъютант, который звал князя Долгорукова к императору.
– Ах, какая досада! – сказал Долгоруков, поспешно вставая и пожимая руки князя Андрея и Бориса. – Вы знаете, я очень рад сделать всё, что от меня зависит, и для вас и для этого милого молодого человека. – Он еще раз пожал руку Бориса с выражением добродушного, искреннего и оживленного легкомыслия. – Но вы видите… до другого раза!
Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью. Они вышли в коридор вслед за князем Долгоруковым и встретили выходившего (из той двери комнаты государя, в которую вошел Долгоруков) невысокого человека в штатском платье, с умным лицом и резкой чертой выставленной вперед челюсти, которая, не портя его, придавала ему особенную живость и изворотливость выражения. Этот невысокий человек кивнул, как своему, Долгорукому и пристально холодным взглядом стал вглядываться в князя Андрея, идя прямо на него и видимо, ожидая, чтобы князь Андрей поклонился ему или дал дорогу. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора.
– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
– Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
– Изволь, ваше благородие…
Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
– Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
– Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
– Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.
– Les huzards de Pavlograd? [Павлоградские гусары?] – вопросительно сказал он.
– La reserve, sire! [Резерв, ваше величество!] – отвечал чей то другой голос, столь человеческий после того нечеловеческого голоса, который сказал: Les huzards de Pavlograd?
Государь поровнялся с Ростовым и остановился. Лицо Александра было еще прекраснее, чем на смотру три дня тому назад. Оно сияло такою веселостью и молодостью, такою невинною молодостью, что напоминало ребяческую четырнадцатилетнюю резвость, и вместе с тем это было всё таки лицо величественного императора. Случайно оглядывая эскадрон, глаза государя встретились с глазами Ростова и не более как на две секунды остановились на них. Понял ли государь, что делалось в душе Ростова (Ростову казалось, что он всё понял), но он посмотрел секунды две своими голубыми глазами в лицо Ростова. (Мягко и кротко лился из них свет.) Потом вдруг он приподнял брови, резким движением ударил левой ногой лошадь и галопом поехал вперед.
Молодой император не мог воздержаться от желания присутствовать при сражении и, несмотря на все представления придворных, в 12 часов, отделившись от 3 й колонны, при которой он следовал, поскакал к авангарду. Еще не доезжая до гусар, несколько адъютантов встретили его с известием о счастливом исходе дела.

1. Целью конференции была координация действий на 1944 год и обсуждение вопросов послевоенного устройства мира.

2. Среди главных решений конференции – определение даты и места открытия второго фронта.

3. Споры разгорелись относительно места высадки англо- американских войск. Черчилль предлагал высадку на Балканах, Сталин – в Северной Франции, откуда открывался самый короткий путь к границе Германии. Рузвельт поддержал Сталина.

4 – 11 февраля состоялась новая встреча «Большой тройки» в Ялте – Крымская конференция. На конференции, прежде всего, был рассмотрен вопрос о будущем Германии .

Было решено добиваться безоговорочной капитуляции Германии с ее последующей оккупацией. При этом кроме СССР, США и Англии, зону оккупации должна была получить и Франция. Дальнейшую судьбу Германии было решено обсудить позже. Признано было необходимым взыскать с Германии репарации. СССР добился окончательного признания союзниками своих новых границ на западе, но согласился включить в состав просоветского правительства Польши представителей лондонского правительства и сделать его коалиционным. Была подписана декларация об освобожденной Европе, в которой содержалось обязательство обеспечить ее народам создание «демократических убеждений по их свободному выбору». Был определен порядок работы будущей ООН – преемницы Лиги Наций. В годы войны Англия потеряла 1\4 национального богатства.

1. На первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 года Англичане поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою главную задачу - создать в Великобритании «государство благоденствия», и отвергли консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем, делавших в предвыборной кампании упор на то, что они - организаторы победы над Германией и хранители величия Великобритании.

2. Впервые в истории лейбористская партия получила абсолютное большинство мест в палате общин парламента, ее лидер Клемент Эттли сформировал правительство. Лейбористы в новой программе «Заглянем в лицо будущему» обещали своим избирателям построение социализма в Англии. Они выступали за сохранение государственного контроля над экономикой и предлагали провести национализацию важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и Английского банка. Консервативная партия взяла под защиту свободу частного предпринимательства и выступила против национализации.

3. Подвергнув резкой критике лейбористов, консерваторы избегали брать на себя конкретные обязательства по многим вопросам внутренней и внешней политики. \

4. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно - монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках.


5. Лейбористы провели реформу, предусматривающую оказание бесплатной медицинской помощи населению. Лейбористы добились ограничения полномочий палаты лордов британского парламента, большая часть мест, в которой принадлежала наследственным пэрам Британии. Отныне она не имела права отклонять законы, принятые палатой общин, она лишь могла отложить на 1 год вступление этих законов в силу.

6. В июле 1948 года было подписано двустороннее соглашение о реализации «плана Маршалла» в Англии. возросла зависимость английской экономики от США. «План Маршалла» ограничивал развитие тех отраслей промышленности, которые конкурировали с американской индустрией. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 года девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта понизилась с 4.03 до 2,8 доллара Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического сырья в связи с войной с Кореей Англия накопила в 1950 году некоторый запас золота и долларов. Поэтому лейбористское правительство решило по истечении 1950 года отказаться от американской «помощи» по «плану Маршалла».

В 1948 году английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 году производство превысило почти на 1\3 показатели 1937 года. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) так и не достигли к 1951 году довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951 годах) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 году четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства.

В 1951- 1952 годах сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии. Англия по-прежнему покрывала за счет импорта. Реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Скорее наоборот. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. В 1947 году Индия была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Прав доминиона добился также Цейлон. Англия признала национальную независимость Бирмы. Ирландия, являвшаяся с 1921 года доминионом, была провозглашена республикой. Английское правительство активно содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы. Оно явилось инициатором создания Западного союза, который был оформлен подписанием Брюссельского пакта 17 марта 1948 года. В 1949 году Великобритания стала членом НАТО.

25 декабря 1951 года состоялись досрочные выборы, на которых лейбористская партия потерпела поражение. Консерваторы получили 321 место, лейбористы -295. Консервативное правительство возглавил лидер партии У. Черчилль. Министром иностранных дел стал А. Иден. За 13 лет пребывания у власти консерваторов (октябрь 1951 года - октябрь 1964 года) По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х годов и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 г. До 8,3% в 1960 г. с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.

В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и поборниками более гибкого курса. Консерваторы, обеспокоенные дискредитацией правительства, пожертвовали Иденом, возложив на него ответственность за провал суэцкой авантюры. В январе 1957 года Иден вышел в отставку. Пост премьер-министра занял Гарольд Макмиллан в феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия.

В 1960 г. английское правительство предоставило американским атомным подводным лодкам базу в заливе Холи-Лох, близ Глазго. Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «общего рынка». после смерти Гейтскелла в январе 1963 г. был избран Гарольд Вильсон. На парламентских выборах 1964 года лейбористы одержали победу. лейбористы провели 31 марта 1966 года новые парламентские выборы, которые обеспечили им значительный перевес в количестве мандатов. В августе 1966 года через парламент был проведен закон о ценах и доходах. Цены, квартирная плата и транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 года. Правительство ввело дополнительные налоги, в том числе и на потребительские товары. Сократились ассигнования на социальные нужды. В стране к 1970 году было 650000 безработных. Во второй половине 60-х годов усилился процесс слияния промышленных компаний и образования суперконцернов. Возросла и централизация капитала. Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи монополий. Значительных масштабов достигло проникновение американских корпораций в экономику Великобритании.

В области внешней политики правительство Вильсона проводило курс на укрепление военно-политических блоков и поддержку американской агрессии во Вьетнаме. В 1967 году лейбористское правительство официально обратилось с просьбой о приеме Великобритании в «Общий рынок» Никаких конкретных решений в 60-х годах так и не было принято Лейбористское правительство усилило сотрудничество с ФРГ. Вместе с США и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против арабских стран летом 1967 года. Великобритания оказала поддержку расистскому режиму Южной Родезии. Рассчитывая укрепить свои пошатнувшиеся позиции, лейбористы решили досрочно провести очередные всеобщие выборы. Однако в результате выборов, состоявшихся 18 июня 1970 года, победу одержали консерваторы, К власти пришло консервативное правительство Эдварда Хита.

В начале 70-х годов обанкротились несколько индустриальных фирм, а многие мелкие предприятия были поглощены крупнейшими монополиями. Резко возросла безработица, достигшая в 1972 году 1 миллиона человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и потребительских расходов. Финансовое положение несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя задолженность. Консерваторы стали постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее доходных секторов национализированных отраслей. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая ставка подоходного налога, отменен дополнительный налог на сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды. Консерваторы, игнорируя широкую оппозицию вступлению Великобритании в «Общий рынок», пошли навстречу монополиям, стремящимся сделать Западную Европу рынком сбыта своей продукции, и возобновили переговоры о приеме страны в ЕЭС. 28 октября 1971 года парламент принял решение о присоединении Великобритании к «Общему рынку». В январе 1972 года Хит подписал договор об условиях присоединения к ЕЭС, а с 1 января 1973 года вместе с Данией и Ирландией Англия вошла в состав «Общего рынка». В 1975 году в Англии развернулась подготовка к референдуму о дальнейшем пребывании страны в рамках «Общего рынка». Референдум состоялся 5 июня 1975 года. Большинство его участников - 67,2% проголосовали за то, чтобы Англия осталась в «Общем рынке», 32,8% избирателей высказались за выход страны из ЕЭС В январе 1976 года в стране имелось свыше 1,4 миллиона безработных, 6,1% всего трудоспособного населения страны. В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. Вооруженное насилие, развернувшиеся в Северной Ирландии, унесло с 1969 года 1300 жизней. В марте 1972 года английский парламент принял закон о передаче исполнительно и законодательной власти в Северной Ирландии британскому правительству. В марте 1973 года состоялся референдум о будущем Ольстера. Результат голосования определялся позицией протестантского большинства, которое высказалось против воссоединения Ольстера с Ирландской республикой. в 70-е (начале 80-х гг. В начале 70-х годов в экономике Великобритании наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 годах на нее обрушился тяжелый экономический кризис. В период кризиса валовой внутренний продукт уменьшился не 5,6%, объем промышленного производства - на 10,6%. В 1979-1981 годах экономика Великобритании оказалась в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с «великой депрессией» 1929-1933 годов

Приход М. Тэтчер к власти и неоконсервативный поворот в Великобритании Дж. Мэйджор:

На парламентских выборах 1979 года платформы консерваторов и лейбористов оказались прямо противоположными по содержанию. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Маргарет Тэтчер. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально- экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией. Консервативное правительство М. Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д. М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок.

А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г. одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора.(16) С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены. Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов - это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства. Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Быстро росло производство в базисных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее, удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зарубежных товаров. Среди компонентов спроса особенно устойчиво за годы подъема расширялось личное потребление. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло также активное использование кредитов. В условиях в целом благоприятной конъюнктуры занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить трудящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужиматься", сокращать рабочую силу за счет интенсификации производства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "среднему слою" стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70% - автомобили, 46 % - видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей. серьезным просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально- психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально- экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж. Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку. Новый премьер Соединенного Королевства практически не изменил экономической программы М.Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокращалась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уровень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно сложной для партии консерваторов. Во внешней политике М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы.. 2 апреля 1982 года Британию потрясла удивительная новость. Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Организация Объединенных Наций своим решением признавала колониальный статус этих островов и призывала путем переговоров изменить его. Переговоры об этом шли, и консервативное правительство сроило планы передачи суверенитета над островами Аргентине при условии их последующей сдачи в аренду Британии. Однако сама Тэтчер была категорически против передачи островов Аргентине, Военные действия были закончены 15 июня. Когда на Порт-Стэнли был выброшен белый флаг капитуляции, 14 июня 1982 г. Аргентина признала право Англии на владение Фолклендскими островами, потеряв в ходе войны большую часть своих самолетов и другой техники. Англия была связующим звеном между США и Западной Европой. Наконец, экономические теории развития двух стран - тэтчеризм и рейганизм - имели много общего. Рейган в условиях ослабления мировых позиций США нуждался в поддержке западноевропейских союзников и с помощью Англии хотел укрепить позиции Америки в Европе. Отношение к Советскому Союзу продолжало оставаться противоречивым: с одной стороны, она понимала важность для Англии добрососедства с СССР, с другой - ненавидя социализм, продолжала не доверять советской стране, считая, что с СССР можно разговаривать с позиции силы. Премьер-министр руководствовалась при этом и тем ложным тезисом, будто СССР больше заинтересован в развитии отношений с Англией, чем последняя с Советским Союзом. Этот тезис подталкивал её к «нажимной дипломатии» в надежде, что советское руководство будет более «покладистым» Среди наиболее ярких достижений на посту премьера, который Мэйджор занимал шесть с половиной лет, сам он считал переговоры вокруг подписания Маастрихтского договора в декабре 1991 г. «Черный сентябрь» (16 сентября 1992 г.), когда в ходе стремительно развивавшегося финансового кризиса, ради спасения фунта стерлингов от неминуемой девальвации Лондон вынужден был в спешном порядке покинуть Европейский валютный механизм. дальнейшее развитие тэтчеризма, выразившееся в приватизации угольной (1994 г.) и железнодорожной (1996-1997 гг.) отраслей, производства ядерной энергии (1996 г.), реформу в армии и образовании, возрождение культуры и спорта (с помощью создания в 1994 г. Национальной лотереи), а также сдвиг в лучшую сторону в состоянии дел в Северной Ирландии и на переговорах об урегулировании этой проблемы. Бесспорным достижением Мэйджора является победоносное для Великобритании завершение войны в Персидском заливе, достижений правления Мэйджора – заметное улучшение состояния британской экономики и устойчивый экономический рост – никак не помогло консерваторам на выборах 1997 г.